Проектная и исследовательская деятельность
На этой странице вы можнте познакомиться с работами моих учеников
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район село Шелокша
тел.(факс) (83145) 56-2-55
e-mail: korotinnp@mail.ru
На районных конкурсов исследовательских работ
Секция филологии и литературного краеведения
Номинация «Литературоведение»
Фанфик как новый литературный жанр
Выполнили:
Ермилова Дарья Сергеевна
Воробьёва Екатерина Викторовна,
учащиеся 7 класса
Руководитель:
Яшунина Н. В.,
учитель русского языка и литературы
с. Шёлокша
2019-2020 г.
Содержание
- Введение.
- Что такое жанр? Виды жанров.
- Анкетирование.
- Что такое «фанфик»?
- История фанфиков.
- Заключение. Подведение итогов.
- Список литературы.
- Приложение.
Введение
В данной исследовательской работе мы рассматриваем тему: «Фанфик как новый литературный жанр». В современной литературе используется понятие «фанфик», но используя его, многие не замечают этого, то есть они используют это понятие, но сами же не знают, что это.
Задумывались ли вы, что обозначает это слово и использовалось ли оно раньше? Это не единственный вопрос, который пришел нам в голову. Мы обратили внимание на это понятие. Как ни странно, нам стало очень интересно. В первую очередь мы решили ответить на поставленный нами вопрос для себя, но подумали и поняли, что хотим познакомить учеников школы и других ребят с понятием «фанфик».
Мы хотим их познакомить с фанфиком, потому что знаем, что многие увлекаются литературой, но, вероятнее всего, не знакомы с таким словом, так как в школьной программе это не изучается.
Проблема
В современном мире появилось новое понятие «фанфик». Мы считаем, что это новый литературный жанр, и мы хотим узнать: использовалось ли это понятие жанра «фанфик» ранее.
Гипотеза
Мы думаем, что этот жанр существует давно, но раньше он, скорее всего, назывался по-другому.
Цель
Узнать, что такое фанфик, понять, как использовалось это понятие раньше в литературоведении.
Задачи:
Чтобы найти ответ на поставленный нами вопрос, мы составили задачи исследования.
- Познакомиться с жанровыми разновидностями.
- Узнать, что такое «жанр».
- Узнать, откуда взялось понятие «фанфик».
- Найти примеры фанфиков в интернете и в книгах.
- Подвести итоги к каждому пункту и сделать общий вывод исследовательской работы.
Методы:
- Анкетирование.
- Работа с источниками интернета и с книгами по литературоведению.
Что такое жанр? Виды жанров.
Перед тем, как начать исследование, мы решили найти определение понятия «жанра» в научной литературе.
Жанр – это общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.
После того, как мы узнали, что обозначает данное понятие, в библиотеке мы стали искать книги по литературоведению, чтобы выяснить, какие бывают жанры, и есть ли среди них «фанфик».
Мы нашли следующее:
Основные виды (Жанры) | ||
Лирика | Эпос | Драма |
Ода Стихотворение Элегия Послание | Малые формы | Трагедии Комедии + Мистерия Трагикомедия |
Рассказ Очерк | ||
Средние формы | ||
Повесть | ||
Большие формы | ||
Роман |
Итак, мы выяснили, что фанфик, как жанровую разновидность, не выделяют, следовательно, жанра «фанфик» - не существует.
Мы не остановились на таблице «Основные виды(жанры)» и продолжили исследование дальше. Следующим нашим действием было анкетирование.
Для того чтобы выяснить, знают ли наши одноклассники и другие ребята о «фанфике», мы решили провести анкетирование среди учащихся нашей школы.
Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:
- Знаете ли Вы, что значит понятие «фанфик»?
- Как Вы думаете, является ли «фанфик» жанром? Почему?
- Если же Вы не знаете об это понятие, то хотели бы с ним познакомиться?
В процессе анкетирования мы выяснили, что:
- 70% не знакомы с этим понятием.
- 22% не знакомы с этим понятием, но хотят познакомиться.
- 8% знают это понятие.
В ходе анкетирования мы выяснили, что большей части учеников не знакомо это понятие.
Что такое фанфик? Какова история его происхождения?
После того, как мы выяснили, что «фанфик» не является жанром и что большое количество людей даже не знакомы с этим понятием, мы решили изучить историю фанфика.
Фа́нфи́к — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений. Авторами подобных сочинений — фикра́йтерами — как правило, становятся поклонники оригинальных произведений. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками).
Фэндом – это исходный материал, по которому пишут фанфик. Это может быть книга, фильм и другое.
Далее мы решили разобрать разновидности фанфиков.
Разновидности фанфиков | ||||
По характеру отношений | По способу создания | По соответствию оригиналу | По сюжету | По размеру |
Это лишь некоторые примеры фанфиков из англоязычной субкультуры. В реальности каждый автор может создать собственный тип фанфика, поэтому разновидностей настолько много, что их не перечислить.
Следующее, чем мы занялись – это история происхождения понятия «фанфик».
История фанфика
Предшественники
Исследователи теории происхождения фанфика говорят, что «Завещание Крессиды» (The Testament of Cresseid) Роберта Генрисона можно рассматривать как очень раннюю форму фанфика. История основана на поэме «Троил и Крессида» (Troilus and Criseyde) Джеффри Чосера и, как и большинство фанфиков, создана, чтобы заполнить бреши в оригинальной работе. В своём рассказе Генрисон ввёл трагическую концовку со смертью Крессиды, поскольку её трагическая судьба не была упомянута в Чосеровской версии произведения.
Возрастающая популярность романа Сэмюэля Ричардсона «Памела, или вознаграждённая добродетель» благодаря ещё слабо развитым законам о копировании творчества привела к публикации ряда неавторизированных сиквелов. Так же, как и фанфики, эти сиквелы дополняли историю жизни Памелы, рассказывая о событиях после времени действия романа.
Шарлотта Бронте и её сёстры написали много историй, детализирующих фантастические приключения Артура Уэллсли, первого герцога Веллингтона, и двух его сыновей: Артура и Чарльза. Последующие рассказы были сфокусированы на его сыне Артуре, который стал почти супергероической фигурой, герцогом Заморной. Юношеские произведения Бронте являются ранним образцом «фанфиков о реальных людях».
Уильям Теккерей в 1849 году опубликовал сказку «Ревекка и Ровена» (из цикла «Рождественские истории»), которая представляла собой шуточное завершение «Айвенго» Вальтера Скотта. Автор «исправил» возмущавшие читателей сюжетные линии, в результате воссоединяются рыцарь Айвенго и еврейка Ревекка, которые в исторической реальности ни при каких обстоятельствах не могли быть вместе. Произведение также имело критическую направленность против романтической литературы того времени. Жюль Верн написал несколько романов, продолжавших сюжетные линии любимых им произведений — «Два года каникул» и «Ледяной сфинкс».
На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: на его основе были созданы пародии такими авторами, как Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит. В придачу поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса».
Современные фанфики
Научно-фантастический журнал «Spockanalia» содержал первый фанфик в современном значении этого слова.
Незадолго до начала 1965 года выражение «Fan fiction» было использовано в фэндоме научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное произведение (хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале) как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями; или разновидность художественного творчества поклонников искусства, основанную на каком-то фэндоме.
Как бы то ни было, современное понятие фанфика — как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников — было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по «Звёздному пути» и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х годах. Первый научно-фантастический журнал «Spockanalia» (1967 год) содержал фанфик. Много поклонников последовали этому примеру. Такие научно-фантастические журналы производились с помощью единичной печати, мимеографов и распространялись посредством почты между другими поклонниками или продавались на съездах по научно-фантастической тематике за незначительную цену, которая лишь покрывала потраченные расходы. В отличие от других аспектов фэндома, девушки доминируют среди авторов фанфиков: в 1970 году из написанных по «Звёздному пути» фанфиков в 83 % случаев авторами были девушки, а в 1973 году — в 90 %. Один учёный как-то подметил, что фанфики «предназначены для удовлетворения потребности преимущественно женской аудитории в художественных повествованиях, которые выходят за рамки обыденной киноиндустрии» . Также фанфики можно использовать на уроках литературы. (Приложение 1-2).
Заключение
В ходе выполнения данной исследовательской работы, мы выяснили, что «фанфик» не является литературным жанром. Современные писатели называют «фанфик» видом литературы, то есть некое прозвище продолжения рассказа основного писателя кем-либо. Мы поняли, что «фанфик» существовал и раньше, но название не имел.
Так же мы сделали выводы о том, что ученикам нашей школы нужно знать понятие «фанфик», ведь многие увлекаются литературоведением, но в программе по литературе это понятие не изучается, так как не является жанром и появилось совсем недавно (само понятие «фанфик»).
Список литературы
- Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BA).
- Мещерякова М.. Литература в таблицах и схемах, 3-е изд.-
М.: Айрис-пресс, 2003.
3. Новиков В.А.Энциклопедический словарь юного литературоведа- М.: 1988.
Приложение 1
Фанфик по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (вариант 1).
Вечернее море было замечательно красиво. Легкие волны плескались вокруг яхты, которая раскачивалась на волнах, подобно бумажному кораблику.
Вот уже лунная дорожка показалась на воде, а яхта все качалась, казалось, она застыла на одном месте, но стало ясно, что она постепенно удалялась от берега.
Их было двое. Богатый миллионер Герасим и девушка-горничная по кличке Муму. Как они полюбили друг друга - остается загадкой.
Одним зимним днем Герасим как-то остановился в одном отеле, будучи в командировке.
Это была любовь с первого взгляда. Без долгих свиданий и встреч.
"Муму" Анжелика обрадовалась перспективе стать девушкой известного человека. Мечтала наконец самой стать известной, богатой, счастливой...
Она хотела обрести свое счастье. Она обрела на очень короткое время.
Жена Герасима, очень завистливая и ревнивая леди, изо всех сил давившая на мужа, приказала ему убрать Муму из своей жизни. Утопить ли, повесить не имело значения. Лишь бы только ее на свете не было!
Вы уже сами понимаете, что Герасим, бедный Герасим, подчинился воле своей жены...
Яхта покачивалась на волнах в лунном свете. У самого борта стояли двое - мужчина и его девушка. Они смотрели друг другу прямо в глаза...
- Ты ведь меня не любишь, - сказала девушка, глядя в прозрачную морскую воду. Она уже знала, для чего она попала сюда.
- Люблю, - прошептал Герасим. - Но я не могу поступить иначе...
Сильным движением он столкнул Анжелику в воду.
- Прости!
Ответом ему были только тихие переливы волн. "Здесь очень глубоко. А еще здесь акулы. Она не выплывет."
Герасиму было хорошо и плохо одновременно. Избавившись от своей несчастной любви, он наконец обрел спокойствие.
***
Была прекрасная зимняя ночь. Два часа...
В дверь квартиры Герасима и его жены кто-то настойчиво звонил уже полчаса.
Открывать пошла хозяйка квартиры.
Приоткрыв дверь она увидела ту, кого уже не мечтала увидеть - Муму.
Девушка держала в руке пистолет. Один выстрел - и тело "барыни" валяется на полу квартиры в луже собственной крови.
Анжелика вошла внутрь.
Расстреляв всех, кто находился в квартире, она вышла. Она больше не Муму.
Она им всем отомстила.
Всплыли слова Герасима. Его предсмертные слова.
Он просил ее его пощадить. Нет.
Анжелика осталась непреклонна...
На следующий день газеты пестрели статьями об убийстве семьи миллионеров в центре Москвы...
Тем же днем в Америку отправлялся самолет. И прежде, чем полиция вычислила преступника, этим рейсом отлетела Муму. Анжелика. Или девушка в черном...
Фанфик по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
(вариант 2)
Мумуня посмотрела на Герасима.
— Идём от сюда. — сказал он. Мужик и собака пришли в разгромленную деревушку, дошли до избы и стали там вполне спокойно жить. Через неделю, утром, где-то со стороны леса послышались чьи-то писки. Муму и Герасим пошли в лес и увидели там щеночка. Щенок оказался девочкой, малышке было не больше 2-3 месяцев. Мумуня схватила найдёныша за шкирку и понесла к избушке. Малышка была белого цвета, с голубыми глазами. Но вот породы у неё не было — маленькая собачка была обычной дворнягой. На её лбу шерсть была чуть длиннее, образуя подобие не длинной чёлки. Так же у неё были средней длины когти чёрного цвета, что были хорошо заметны на фоне белой шерсти.
По приходу в избу, Мумуня вместе с хозяином стали думать, как назвать это маленькое белое чудо. Очень скоро в голову к Муму пришло имя Снежинка. Так щеночка и назвали. Все трое жили очень дружно. Снежинка для Мумуськи стала как родная, собаки часто играли вместе, пока Герасим работал. А работы после той бури было очень много: забор соседям починить помоги, крышу починить помоги… В общем, кошмар! А собаки в это время или спали, прижавшись друг к другу, или игрались, да иногда с такой силой, что сносили всё на своём пути. В этот раз они выбрали первый вариант. Когда Герасим вернулся в избушку, то застал обоих питомиц спящими в обнимку. Мужик улыбнулся и ушёл к себе, тоже спать. На утро собаки тихонечко себе сидели и ждали, пока проснётся их любимый хозяин. Через полчаса, они таки дождались — Герасим наконец-то встал и покормив питомиц, пошёл работать. Что Мумуне, что маленькой Снежинке не нравилось, что их хозяин работает целыми днями, вместо того, чтобы поиграть с ними, но они просто молчали. — Ох… Скука смертная… — проворчала старшая, сев на полу. Снежинка тявкнула в ответ. Муму резко встала. — Слушай, а давай в окно подсматривать, что в деревне творится? Может Герасима нашего заметим. — предложила она. В ответ послышалось радостное «Тяв!» — младшая собачонка была не против. Собаки прошли в комнату хозяина, залезли на подоконник и стали смотреть, что там кто делает. А работа в деревне кипела бурная. Люди до сих пор разгребали последствия той самой бури. К большому разочарованию Мумуни и Снежинки, своего Герасима они не увидели — он был на другом конце деревни, где тоже творился кошмар. Собачонки так просидели до вечера, как вдруг услышали скрип двери. Они сразу догадались, кто пришёл и выйдя в сени, подбежали к Герасиму, и тянулись, чтобы облизать. — Полегче! — с усмешкой сказал мужик. Трудяга всё же убрал с дороги назойливых питомиц и прошёл в свою комнату. Герасим и собаки сидели вместе до ночи, а потом легли спать.
Примечания:
P.S: Когда Лейла уходила, она не лишила Герасима и Муму дара речи. Забыла. Так что они всё ещё могут говорить. А, и ещё. Снежинка говорить не умеет, ей дар речи никто не давал.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район с.Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55
e-mail: korotinnp@mail.ru
Исследовательская работа
Дед Сказкин
Выполнила:
Гришина Алина Дмитриевна
Учащиеся 9 класса
Руководитель:
Яшунина Н. В.,
учитель русского языка и литературы
с.Шёлокша
2019г.
Цель исследования: Изучить творчество и биографию «Деда Сказкина». Познакомить жителей нашего села с творчеством и биографией сказочника.
Гипотеза: Мы предполагаем, что творчество и биография сказочника Лебедева мало известна в селе Шелокша.
Проблема:
Задачи:
1.Познакомиться с творчеством сказочника.
2.Собрать информацию о биографии сказочника.
3. Раскрыть своеобразный мир сказочника и привлечь внимание к его творчеству жителей нашего села.
Методы исследования:
1. Метод изучения литературных источников.
2. Интервью.
3. Анкетирование.
4. Анализ произведений.
5. Поиск информации в архиве.
5. Провести ознакомительные уроки в 5 классах.
6. Сделать ознакомительный стенд в школьную библиотеку села Шелокша.
ВВЕДЕНИЕ
Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Об одном из них и моё исследование.
На один из уроков литературы мой друг Артём Котов принёс интересную книгу, которая посвящена его прапрадеду деду Сказкину. Мне стало интересно, кто же такой этот дед Сказкин? Мне захотелось узнать о нем подробнее: когда и где он родился, как долго собирал свои сказки, кем был и где жил. Узнать о его детстве, трудовом пути, найти воспоминания современников о нем.
Дед Сказкин, настоящая фамилия - Лебедев Михаил Ананьевич, — фигура первого порядка в русском фольклоре. Достаточно открыть литературную энциклопедию и вы найдёте это имя. (цитата из эциклопедии)
Сказка — всегда больше чем сказка. Это только кажется, что служит она для отдыха и развлечения добрых людей, детей, прежде всего. В ней воплотилась запредельная по глубине память народа. Эта устная литература несет нам вечное и бесконечно современное наставление предков — быть честными и милосердными, не обижать зря братьев меньших, которые ответят обязательно на это благодарностью, беречь мир вокруг себя.
У каждого народа свои сказки. И они содержат то, что можно назвать национальным кодом. Если мы понимаем и любим лучшие образцы народных сказок так, как мы понимаем и любим свой язык, традиционную народную музыку, образы родной природы – значит, мы существуем как частица своего народа.
- Опрос обучающихся МБОУ Шелокшанской ОШ
Прежде чем начать нашу работу, мы решили провести опрос среди ученников нашей школы.( Приложение ) Результаты нашего опроса нас удивили! Одни ответы нас очень сильно обрадовали, а вот другие поразили. В нашем опросе участвовали 50 человек, ученики 5 классов. На первый вопрос ответили, что занют, кто такой Михаил Ананьевич Лебедев, 6 человек, а не знают - 44. И это нас огорчило: современные дети не интересуются филологией. На вопрос, чем он прославился, ответили 3 человека, а 47 поставили прочерк. И это нас насторожило, ведь знали, кто такой А. Н. Лебедев 6 человек, а чем он прославился знают только 3. В 3 вопросе 1 человек написалл, то, что ему рассказал учитель, друзья расказали 2 ученикам. На 4вопрос: « Знакомы ли Вы с его творчеством?»- почти все написали «нет». Но нашлись 3 человека, которые знакомы с творчеством М. А. Сказкина. На 5 вопрос: « Хотели бы вы узнать о творчестве М. А. Сказкаина?» - все отвеили «Да». И на 6 вопрос все дети ответили так же!
Опрос:
Анкета для классов.
- Знаете ли вы Михаила Ананьевича Сказкина (настоящая фамилия — Лебедев) ?
- Если да, то чем он прославился?
- Откуда Вы о нём узнали ?
- Знакомы ли вы с его творчеством?
- Хотели бы узнать о нем?
- Любите ли вы сказки?
2. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ УРЕНСКОГО СКАЗОЧНИКА МИХАИЛА АНАНЬЕВИЧА СКАЗКИНА (ЛЕБЕДЕВА)
Михаил Ананьевич Сказкин родился 21 ноября (по другим данным-21 июля) 1883 года и является уроженцем села Темты Уренского района Нижегородской области. Рано лишившись, матери, будущий сказочник с детских лет познал беспросветную нужду. Вспоминая о годах своего детства, Михаил Ананьевич рассказывал: «Мать умерла рано, не помню её. Остались мы у отца пятеро. Очень бедно жили. Отец в батраках ходил. В лето, когда мне в школу идти, бегали мы как-то в лес. Там ягоды да грибы собирали, ну и, конечно, играли, перепрыгивали через канаву. И там один из друзей нечаянно мне топором ударил, да и порубил пятку. Через это, почитай, я и в сказки ударился. Очень мне понравилась сказка о царе Картаусе. Я его всё «Картуз» вместо Картаус называл, а все смеялись. Потом прочитал про Бову-Королевича. Когда читал, плакал…». Ещё в детские годы Михаил самостоятельно овладел грамотой, к моменту призыва в армию научился мельничному и плотничному делу, а с помощью отца освоил сапожное ремесло.
Сказки уводили начинающего читателя в мир добрых дел и невероятных свершений, а вот нужда и голод в ту пору многих детей гнали на заработки. Не миновал этой участи и Миша Лебедев. Едва исполнилось мальчику 10 лет, как отец отправил его работать на водяную мельницу, что стояла на речке Усте. Нещадно угнетаемый мельником, выполняя тяжёлые задания, он, однако, не растерял своего пристрастия к сказкам. В то самое время Миша и получил это прозвище «Сказкин». Как сам Миша тогда вспоминал, это случилось так: «Каморка, подручный мельника сильно на меня разозлился, а я ему тогда и предложил:
– Да ты послушай, какие интересные сказки рассказывают…
А мне Каморка в ответ:
– Тебя всё на сказки тянет! Да какой же ты Лебедев? Сказкин ты! Так и будь же им! – С тех пор, – вспоминал Михаил Ананьевич, – и стал я Сказкиным».
Сказки делу не помеха!
Через год после начала Первой мировой войны Михаил был призван в армию и, пройдя недлительную подготовку, оказался на фронте. Под фамилией Сказкин были оформлены документы, когда его брали на войну. «Как стал призываться в армию в 1915 году, на жеребьевке в Варнавине кричат: «Михайло Ананьев Сказкин!» Батюшки, думаю, и до Варнавина дошло прозвище. А это меня записали в заговенье Сказкиным в деревне, когда меня не было. Так и пропала отцовская фамилия Лебедев».
В составе 10-го Кавказского стрелкового полка Сказкин два года находился под огнём противника, был на передовой, немало сиживал в окопах. Когда солдаты роты узнали, что с ними служит незаурядный сказочник, просьбам рассказать сказку не было конца. «Бывало, – вспоминал Михаил Ананьевич, – полроты в караул уйдёт, а остальные, что в окопах остались, наперебой просят о сказках. Ну я, конечно, уважу ребят, расскажу одну, другую, что поинтересней… Любили меня все… Ну а вскоре объявили нам, что царя свергли, потом уволили меня из армии, и начали мы пробиваться домой. Долго добирался я до Темты. Прибыл и крестьянствовать начал. Голодно тогда было, семьи у всех большие, едоков много, а землицы-то кот наплакал».
И вот тогда несколько семей перебрались в лес, на облюбованную кем-то делянку, что находилась в семи километрах от посёлка Усты. Полянка была крошечной, а вокруг был хороший строевой материал для постройки домов. Вот и стали новосёлы рубить срубы из находившихся под руками деревьев. «Дело у нас хорошо подвигалось. Ранней весной приехали, а к осени уже несколько домов поставили, жить в них стали. Теперь даже и не верится, а ведь давно ли мы росчисть свою начинали?».
Так, во второй половине 20-х годов на карте Уренского района появилось новое селение – Климовский Починок, или деревня Малое Климово. Многие дома в этом селении были сработаны руками Михаила Ананьевича. При этом на новом месте он не только умело трудился, но и рассказывал сказки, послушать которые приходила вся деревня не только на стройку, но и в недавно поставленный дом на краю той самой полянки. Особенно много он рассказывал свои сказки в зимнюю пору во время работы на заготовках леса и в период весеннего лесоповала.
В самой различной обстановке приходилось рассказывать ему сказки.
«Зимой, когда лес на сплав готовили, – вспоминал Михаил Ананьевич, по ночам приходилось сказывать. Ужин сготовишь, дрова на ночь натаскаешь, ну и начнёшь сказки говорить. А по вёснам, когда лес по воде гнали, сказывать можно было ходить целыми днями. Ходу впереди нету, баржи стоят, делать нечего, сиди и жди, покамест дорога очистится. Вот люди и начинают просить: скажи да скажи сказку! Ну что ж, надо общество уважить. И начнешь, какую подлинней.»
Немало было им рассказано сказок окрестным колхозникам, приглашавшим его специально для выступлений в клуб, избу-читальню, а то и просто к кому-либо на дом.
Мастер сказки.
Увлечение книгами М.А. Сказкин пронёс через всю жизнь. Уже будучи взрослым, он старался покупать книги у торговцев в базарные дни. Родственники Михаила Ананьевича вспоминают, что он никогда не возвращался домой из города или райцентра без новых книг. Из них Сказкин составил библиотечку, в которой можно было найти произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Горького, отдельные выпуски русских народных сказок. Его любимой книгой был роман Вячеслава Шишкина «Угрюм-река». С годами книг стало так много, что, по словам его родственников, им не хватало места в избе, поэтому часть книг держали даже на чердаке. Рассказывать сказки Михаил Ананьевич был мастер. Повествование занимало у него вечер, а иногда – два. Знакомясь с аудиторией, он как бы примерялся к ней, прикидывал свои возможности, чтобы сказка нашла своего слушателя. Поэтому для пожилых людей у него был один подбор сказок, для более молодых – другой, для маленьких ребят – третий.
Рассказывал Михаил Ананьевич, не торопясь, со всеми подробностями, не пропуская ничего, что нарушило бы плавное развитие действия. То водя задумчиво по столу, то перелистывая страницы лежащей перед ним книги, он вёл повествование часами. Слава о замечательном Сказкине вышла и за пределы района. Михаил Ананьевич выступал перед общественностью городов не только Уреня, но и Горького, и Москвы, куда был приглашён Союзом советских писателей. Как талантливый сказочник Михаил Ананьевич получил известность среди жителей окрестных деревень. В середине 30-х годов он выступал со сказками в клубе, и слушать его специально приходили издалека. Прекрасное владение традициями и артистизм покоряли его земляков.
Михаила Ананьевича Сказкина не стало 23 мая 1967 года. В 2018 году исполняется 135 лет со дня рождения уренского сказочника. А к 130-летнему юбилею нижегородское издательство «Книги» выпустило фолиант «Дед Сказкин» – самый полный сборник его произведений. Многое опубликовано впервые: тексты хранились в Уренском краеведческом музее, в архиве. Я надеюсь, что книга «Дед Сказкин», передаст память новым поколениям.
- Интервью
В ходе исследовательской работы мы встретились с правнучкой Михаила Сказкина- Котовой Ириной Сергеевной. И записали её воспоминания о прадедушке.
- Ирина Сергеевна, кем Вам приходится Михаил Ананьевич?
-Дед Сказкин – мой прапрадедушка по маминой линии.
-Где родился и жил Михаил Ананьевич?
-Прадедушка родился в Уренском районе в селе Климовский починок. Сейчас деревни нет, но сохранилось кладбище, на котором похоронен Михаил Ананьевич и другие члены семьи.
- Как Вы узнали, что ваш прадедушка известный сказочник?
«Сама я сказки своего деда не слышала, но моей маме удалось их послушать. Она мне и рассказала о моём прадеде»
Мы с моей учительницей хотели поехать в Нижегородский архив, чтобы найти нужную информацию о Михаиле Ананьевиче. И решили узнать у Ирины Сергеевны, есть ли нужная нам информация?
- Когда мы собирали информацию для книги, то в Нижегородском архиве ее не было, она находится в Уренском архиве.
-Есть ли у Вас фотографии Вашего прадеда?
- Фотографий нет. При переезде из деревни в город на заработки они были потеряны. Осталось немного фотографий в Уренском Архиве.
-Как о нём узнавали люди?
- В селе Климовский починок был Дом культуры, в который его приглашали рассказывать сказки. Затем его начали приглашать в другие сёла.
-Как Вы думаете, что привлекало слушателей в рассказах Вашего прадедушки?
- Мне рассказывала моя мама, что он не просто рассказывал сказки, он в них жил, то есть проживал историю, которую рассказывал.
-Чем ещё занимался Ваш прадедушка?
-Он был плотником, в раннем детстве работал на мельнице. Там ему и сказали: «Тебе только сказки рассказывать.»
Михаил Ананьевич был хорошим плотником. Все дома в посёлке построил он.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
М.А.Сказкин прожил долгую жизнь - 84 года. Его репертуар состоял из 90 сказок, часть их вошли в сборник «Сказки Сказкина». Сказки волшебные, бытовые, о животных. В своих сказках М.А.Сказкин сохраняет и развивает лучшие традиции русских народных сказок. Все образы его сказок резко разделяются на положительные и отрицательные, на носителей добра и зла, причем всегда добро побеждает зло.
Герои сказок М.А. Сказкина — люди простые и скромные. Они смелы и мужественны, находчивы и трудолюбивы. Активно обращаясь к устойчивым сказочным сюжетам былого, творчески разрабатывая, видоизменяя, совершенствуя и умело сочетая их, М.А. Сказкин создавал новые изумительные сказки, существенно обогащая сокровищницу русского устного народного творчества.
Мы считаем, что проделали большую и хорошую работу. Нам удалось найти множество интересных фактов, побеседовав с родственниками Михаила Ананьевича, и узнать больше о фильме и о нашем селе. Конечно, нас расстроили результаты опросов, но мы провели уроки, на которых рассказали ребятам о М. А. Сказкине и исправили эту ситуацию. Надеемся, что мы смогли заинтересовать наших сверстников. В дальнейшем мы планируем сделать ещё один стенд в дом культуры, посвященный Михаилу Ананьевичу, где все жители села смогут узнать сказочника. Нам кажется, что все наши планы осуществляться и односельчане не останутся равнодушными к творчеству М. А. Сказкина. За такой малый строк мы сумели найти достаточно информации, но это ещё не конец нашей работы. Поэтому мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а будем дальше исследовать биографию и творчество сказочника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Титульный лист. Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит: - название образовательного учреждения; - тему работы; - сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс); - сведения об учителе: фамилия, имя, отчество, специализация, место работы; - наименование населенного пункта; - год выполнения работы. Верхнее, нижнее и правое поле – 1,5 см; левое – 2,5 см; текст выполняется полужирным шрифтом Times New Roman ; размер шрифта – 14 кегель; размер шрифта для обозначения темы работы допускается более 14 кегель.
1 АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Тема «НАЗВАНИЕ ТЕМЫ» Выполнил: Фамилия, имя, отчество класс Руководитель: Фамилия, имя, отчество, специализация, место работы 2019г .
Определение темы. При определении темы необходимо учитывать ее актуальность в научном и историческом плане, наличие источников и литературы. Тема должна предоставить возможность проявить себя в качестве исследователя. Важное значение при выборе темы проекта или исследования имеет освещенность ее в литературе .
Направления исследовательских краеведческих проектов. Названия проектов экологические « П рирода родной земли – здоровье земляков» исторические « К раевед земли Мещерской», « К урловские юннаты», трудовые « Т рудовые подвиги наших дедов и прадедов» литературные « Р усский язык – дар Божий», « М ой любимый поэт – земляк». Название проекта должно иметь яркое, короткое и емкое название, привлекать внимание и отражать тему проекта.
2. План или оглавление: разделы с указанием страниц. I. Введение ………………………………………………………….стр. II. Основная часть ………………………………………………….…… .стр. III. Заключение.……………………… стр. IV. Список литературы……………………………………………..стр. V. Приложения……………………………………… стр.
предпринимаемого исследования дается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать…, сравнить…,вывести формулу … и пр.). Цель одна и существенно шире задачи. необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав основной части исследовательской работы. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают существенные детали. 3. Формулировка цели 4. Формулировка задач 5.Актуальность. обязательное требование к любой исследовательской работе, раскрывающее умение автора выбрать тему. Оно определяет, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости
6.Социальная значимость и предполагаемый конечный результат. Необходимо указать, чему будет способствовать р еализация проекта для школьников и какой продукт будет получен по результату проекта. ( Например, подготовлены и выпущены печатные или электронные сборники, пополнение ценным информационным материалом школьных и городских музеев, библиотек, опубликование материала в СМИ, презентация проекта и другое)
7.Механизмы реализации проекта. Указать, как происходило обсуждение плана проекта, отразить этапы работы, поиск информации и творческих решений, методы первичной и статистической обработки собранного материала, способы оформления результатов и формы их предъявления. Здесь же дается подробное описание экспериментального объекта. Отразить, как происходило деление класса на группы, о распределении заданий, способах их решения. Знакомство детей с педагогами – экспертами, их помощь в реализации проекта.
8. Сроки, этапы и план реализации проекта. Этапы реализации: 1 этап - подготовительный. 2 этап – основной, выполнение проекта. Указать мероприятия, ответственных. (Например, беседы с родственниками, интервью,просмотр подшивок старых газет, работа с архивными источниками, посещение музеев, библиотек и др.) 3 этап – подведение итогов работы. Презентация проекта. Сбор педагогов и родителей учеников класса. Обсуждение с учениками плана проекта, этапов работы, методов исследования, способов оформления результатов, формы их предъявления, вводных установок.
9.Коллектив исполнителей, ответственных за реализацию проекта. Указать класс ( отдельных школьников ), педагогов или иных лиц, участвующих в реализации проекта.
Введение - визитная карточка работы. В нем дается обоснование темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, методы, приводится характеристика источников и обзор имеющейся литературы , место и сроки проведения исследований. Если это краеведческая работа, то указать географическую характеристику района исследований. 10. Ведение.
11.Основная структурная часть работы - главы. Основная часть должна излагаться четко и в логической последовательности в соответствии с планом, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос изучаемой темы. При написании следует добиваться сохранения логической связи между главами. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая. Формулировка глав или разделов должна быть конкретной и немногословной. Главы и разделы нужно завершить выводами, хотя бы краткими.
12.Заключение. Заключение состоит из 2-3 страниц. В заключении делают выводы по работе в целом, подводятся итоги всему исследованию, намечаются, если нужно, перспективы дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью, предлагаются практические рекомендации.
14. Литература. Оформляется в соответствии с правилами составления библиографического списка: Алфавитный порядок. 2. ФИО автора. 3. Название работы или статьи. 4. Источник публикации. 5.Издательство и место издания. 6. Год издания. 7. Страницы.
13. Приложение. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т. д. могут быть вынесены в приложение. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них. Приложения должны соответствовать формату самой работы.
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район село Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55
e-mail: korotinnp@mail.ru
Утверждено
приказом директора
МБОУ Шелокшанской ОШ
от 16.12.2019 № 439
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации самостоятельной проектной деятельности
обучающихся 9 класса
- Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и основной образовательной программы МБОУ Шелокшанской ОШ Кстовского муниципального района Нижегородской области.
- Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над учебным проектом в 9 классе в рамках реализации ФГОС ООО.
- Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
- Выполнение учебного проекта обязательно для каждого обучающегося
9 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.
- Цель деятельности
2.1. Создание условий для:
- приобретения обучающимися индивидуального опыта реализации проектов различной направленности в различных предметных областях;
- оценки уровня сформированности проектной компетентности выпускников основной школы как ведущего метапредметного результата в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
- Организация работы над проектом
- Учебный проект выполняется индивидуально.
- Учебный проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
- Учащиеся 9 класса заявляют предметную область для работы над проектом посредством анкетирования.
- Сроки работы над проектом: 2-3 четверть.
- Сроки работы над проектом для каждого обучающегося 9 класса определяются руководителем проекта совместно с учеником и утверждаются приказом по школе.
- Учебный проект выполняется обучающимися самостоятельно во внеурочное время на основе плана реализации проекта.
- Руководителем проекта является учитель-предметник. Руководитель организует и сопровождает проектную деятельность обучающихся по определенному плану (Приложение №1).
- Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и обучающимися. Тема, предложенная обучающимся, согласуется с педагогом. Темы учебных проектов утверждаются приказом по школе.
- Руководитель учебного проекта организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектной работы, осуществляет контроль деятельности обучающихся и несет ответственность за качество представленных к защите проектных работ.
- Для защиты проекта создается комиссия в составе учителей-предметников.
- За один день до защиты в комиссию представляются текст учебного проекта, оформленный в соответствии с требованиями (Приложение № 2), презентация для защиты (Приложение №3), проектный продукт.
- Защита учебного проекта ученика проводится публично в соответствии с требованиями. (Приложение №4)
- Контроль соблюдения сроков, промежуточную оценку осуществляет руководитель проекта.
- Для проведения экспертизы учебного проекта используется карта экспертной оценки. (Приложение № 5).
- Классный руководитель оказывает содействие педагогам- руководителям проектов обучающихся класса в осуществлении контроля за соблюдением сроков выполнения работы над проектом.
- Организацию и координацию деятельности педагогов- руководителей проектов осуществляет ответственный за организацию проектной деятельности в МБОУ Шелокшанской ОШ.
- Контроль за организацией самостоятельной проектной деятельности обучающихся 9 класса возлагается на заместителя директора
Приложение №1
План организации и сопровождения учебного проекта обучающегося
Ф.И.О. учителя________________________ Ф.И. ученика_____________ Класс_____________ Предмет____________ Тема проекта_______________ Сроки реализации проекта: с « »__________20 г. по « » __________20 г. | |||
Этапы разработки проекта | Форма организации деятельности ученика | Сроки | Результат |
Формулировка проблемы | |||
Формулировка темы проекта | |||
Формулировка гипотезы (для исследовательского проекта) | |||
Постановка цели | |||
Определение «образа» проектного продукта и критериев его оценки | |||
Разработка плана действий в проекте по созданию проектного продукта | |||
Реализация плана по созданию проектного продукта | |||
Контроль и корректировка осуществляемых действий | |||
Подготовка к презентации продуктов/результатов | |||
Защита проекта | |||
Оценка результатов проекта | |||
Рефлексия проектной деятельности | |||
Представление (социализация) лучших результатов проектной деятельности |
Приложение № 2
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Текст проекта должен содержать в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
1. Титульный лист должен содержать наименование ОО, название проекта, Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя, дату и место создания проекта.
2. Введение включает в себя:
- Обоснование актуальности для обучающегося выбранной темы и анализ (описание) проблемной ситуации.
- Формулировку проблемы, на решение которой направлено выполнение проекта.
- Формулировку гипотезы (для исследовательских проектов).
- Формулировку цели проекта.
- Описание проектного продукта либо (при исследовательском проекте) проектного результата с критериями его измерения.
- План создания проектного продукта либо (при исследовательском проекте)- достижения проектного результата
3. Основная часть проекта включает в себя описание деятельности в проекте, принятые решения. Таблицы, схемы, иллюстрации оформляются в приложении к проекту.
4. Заключение: вывод, достигнута ли автором цель проекта, получен ли запланированный результат с требуемыми характеристиками, решена ли проблема. Если цель не достигнута, указываются причины.
5. Список использованной в проекте литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа, обязательно указываются ссылки на интернет-ресурсы.
Текст проекта должен быть набран в текстовом редакторе MicrosoftWord, формат DOC или DOCХ; страницы без переносов, без колонтитулов, с выравниванием по ширине. Шрифт 14 pt TimesNewRoman, интервал – 1.5, абзац – 1.25, параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, страницы нумеруются в правом нижнем углу.
Приложение № 3
Требования к мультимедийной презентации проекта
Требования к оформлению мультимедийных презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов | |
Стиль | - Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации - Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок) |
Фон | - Для фона выбирайте более холодные тона |
Использование цвета | - На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста - Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета |
Анимационные эффекты | - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде |
Представление информации | |
Содержание информации | - Используйте короткие слова и предложения - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных - Заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Расположение | - Предпочтительно горизонтальное расположение информации - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана - Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней |
Шрифты | - Для заголовков - не менее 24 - Для информации - не менее 18 - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния - Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание |
Способы выделения информации | - Рамки, границы, заливки - Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку - Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов |
Объем информации | - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: - с текстом - с таблицами - с диаграммами |
Требования к содержанию мультимедийных презентаций :
- Титульный слайд: название проекта, тип проекта, Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя, дата и место создания проекта.
- Обоснование актуальности для обучающегося выбранной темы
- Описание и анализ проблемной ситуации.
- Формулировка противоречия и проблемы.
- Обоснование и формулировка гипотезы (для исследовательских проектов)
- Формулировка цели проекта
- Описание планируемого проектного продукта либо (при исследовательском проекте) проектного результата с критериями его измерения.
- План создания проектного продукта либо (при исследовательском проекте)- достижения проектного результата с описанием хода его реализации.
- Аргументированный вывод об уровне достижения цели проекта, получении запланированного результата с требуемыми характеристиками, решении проблемы. Если цель не достигнута, указываются причины.
- Объем: не более 15 слайдов.
- Оформление слайдов выполняется в соответствии с правилами оформления мультимедийных презентаций
Приложение № 4
Требования к публичному выступлению
- Свободное владение содержанием проекта и материалами презентации.
- Аргументированость в подаче материала.
- Уверенность в ответах на вопросы, приведение развернутой, сильной аргументации.
- Соблюдение норм русского языка и публичной речи.
- Соблюдение регламента (времени выступления).
- Адекватное использование невербальных средств (интонация, мимика, жесты).
- Интерактивность выступления: контакт с аудиторией, диалогичность.
Приложение №5
Карта экспертной оценки
сформированности проектной компетентности
обучающегося и качества индивидуального проекта
Критерий | Уровень достижения | Баллы | Оценка эксперта |
Способность обучающегося актуализировать предметное содержание | |||
1. Умение обосновать выбор темы проекта (максимум 3 балла) | Тема проекта выбрана спонтанно и ситуативно | 0 | |
В актуальности и значимости проекта обучающегося убедил учитель | 1 | ||
Тема проекта актуальна и значима для обучающегося в рамках изучение предметного содержания | 2 | ||
Тема проекта актуальна и профессионально значима для обучающегося | 3 | ||
Способность обучающегося реализовать проектную деятельность | |||
2. Умение анализировать проблемную ситуацию (максимум 3 балла) | Проблемная ситуация не описана | 0 | |
Описание проблемной ситуации не соответствует представленной информации и не содержит противоречия | 1 | ||
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации, но не содержит противоречия | 2 | ||
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации и содержит противоречия | 3 | ||
3. Умение сформулировать проблему (максимум 3 балла) | Проблема не сформулирована или проблема сформулирована, но не соответствует содержанию проекта | 0 | |
Проблема сформулирована без анализа проблемной ситуации, неадекватна ей | 1 | ||
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации, но с несоблюдением требований к формулировке проблемы | 2 | ||
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации | 3 | ||
4. Умение формулировать гипотезу (для исследовательских проектов) (максимум 3 балла) | Гипотеза не сформулирована или сформулирована, но не соответствует содержанию проекта. | 0 | |
Гипотеза сформулирована неадекватно проблеме | 1 | ||
Гипотезе сформулирована адекватно проблеме, но с несоблюдением требований к формулировке гипотезы | 2 | ||
Проблема сформулирована адекватно проблеме как положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения (или описания) некоторого явления | 3 | ||
5. Умение ставить и формулировать цель (максимум 3 балла) | Цель не сформулирована | 0 | |
Цель сформулирована, но не соответствует проблеме | 1 | ||
Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ ее разрешения | 2 | ||
Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ ее разрешения | 3 | ||
6. Умение моделировать проектный продукт/результат (для исследовательских проектов) (максимум 3 балла) | Проектный продукт не описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности | 0 | |
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, но неадекватен поставленной цели, не решает проблему и не имеет критериев измерения | 1 | ||
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, критерии его измерения отсутствуют | 2 | ||
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, приведены критерии его измерения | 3 | ||
7. Умение планировать задачи и действия, выбирать ресурсы достижения цели (максимум 3 балла) | План реализации деятельности отсутствует | 0 | |
План разработан не подробно, схематично без описания ресурсов, и не соответствует цели | 1 | ||
План соответствует цели, но разработан не подробно, схематично без описания ресурсов | 2 | ||
План соответствует цели, разработан подробно, с описанием всех ресурсов | 3 | ||
8. Умение реализовывать деятельность по созданию проектного продукта (максимум 3 балла) | Слабо владеет предметным содержанием проекта, выбирает неадекватные предметные способы и действия, с трудом определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом | 0 | |
Средне владеет предметным содержанием проекта, выбирает адекватные предметные способы и действия из предложенных учителем, с ошибками определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом | 1 | ||
Свободно владеет предметным содержанием проекта, допуская небольшие ошибки, выбирает адекватные предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом | 2 | ||
Свободно владеет предметным содержанием проекта, определяет необходимые предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность в соответствии с планом по содержанию и по времени | 3 | ||
9. Умение оценивать результаты проекта (максимум 3 балла) | Анализ и оценка результатов проекта отсутствует | 0 | |
Анализ и оценка результатов проводится неконкретно, без опоры на факты | 1 | ||
Анализ и оценка результатов проводится с опорой на факты, но без достаточной аргументации | 2 | ||
Анализ и оценка результатов проводится с опорой на факты глубоко, подробно, аргументировано | 3 | ||
Качество результатов проекта | |||
10. Качество проектного продукта/результата (максимум 3 балла) | Проектный продукт не соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели, не решает проблему | 0 | |
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не соответствует заявленной цели, не решает проблему | 1 | ||
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не полностью соответствует заявленной цели и решению проблемы | 2 | ||
Проектный продукт полностью соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели и решению проблемы | 3 | ||
Качество защ иты проекта | |||
11. Умение проводить публичное выступление (максимум 3 балла) | Отсутствует владение содержанием презентации, аргументированность в подаче материала, не соблюдены регламент, нормы публичного выступления и русского языка, не использованы невербальные средства, отсутствуют ответы на вопросы | 0 | |
Слабое владение содержанием презентации, слабая аргументированность в подаче материала, не соблюдены регламент, нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления | 1 | ||
Среднее владение содержанием презентации, средняя аргументированность в подаче материала, не соблюдены регламент, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления, не соблюден регламент | 2 | ||
Свободное владение содержанием презентации, сильная аргументированность в подаче материала, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы приводится развернутая, сильная аргументация, соблюден регламент | 3 | ||
12. Качество мультимедийной презентации (максимум 2 балла) | Нарушены все требования к составлению презентации | 0 | |
Выдержаны требования к содержанию презентации, но нарушены требования к оформлению | 1 | ||
Выдержаны требования к содержанию презентации и к оформлению | 2 |
.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район село Шелокша
тел.(факс) (83145) 56-2-55
e-mail: korotinnp@mail.ru
ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тезисы как вид сжатого текста
Выполнил: Леванов Николай Сергеевич,
учащийся 9 класса.
Руководитель: Яшунина Н.В.,
учитель русского языка и литературы.
с.Шёлокша
2019-2020 учебный год
Введение
Актуальность:
В данной исследовательской работе «Тезисы как вид сжатого текста» я рассматриваю проблему, как можно использовать тезисы для написания сжатого изложения, что является актуальным для меня, так как мне предстоит сдавать выпускной экзамен по русскому языку, где я должен буду написать сжатое изложение.
Проблема:
Могу ли я использовать тезисы для написания сжатого изложения?
Гипотиза:
Я думаю, что тезисы можно использовать при подготовке к сжатому изложению, а в дальнейшем при написании сжатого изложения на экзамене.
Цель:
Узнать, что такое ТЕЗИС, понять, как можно использовать тезисы при подготовке к сжатому изложению, а в дальнейшем при написании сжатого изложения на экзамене.
Задача:
- Посмотреть в толковом словаре значение понятия ТЕЗИС.
- Изучить, как можно использовать при подготовке к сжатому изложению.
- Разработать алгоритм подготовки к сжатому изложению с использованием тезисов.
- Создать брошюру «Как подготовиться к сжатому изложению».
Методы:
- Работа с толковым словарём.
- Исследование литературы по теме.
- Анализ текстов изложения ОГЭ.
Проектный продукт: Брошюра «Как подготовиться к сжатому изложению».
План создания проектного продукта:
- Найти определение «тезиса» в толковом словаре.
- Посмотреть, где и как используются тезисы.
- Проанализировать, какие бывают тезисы.
- Создать алгоритм выделения тезисов из текста.
- Применить данный алгоритм при написании сжатого изложения.
- Создать брошюру «Как подготовиться к сжатому изложению».
Основная часть
Что такое тезисы?
Практически каждый за свою жизнь хоть раз слышал понятие «тезис». Это одно из тех слов, значение которых понятно на интуитивном уровне.
ТЕЗИС (лат. thesis – положение, утверждение) – 1) в широком смысле любое утверждение, предложенное для доказательства, отстаиваемое при изложении некоторой концепции или теории, или просто в споре (напр., в средневековых диспутах на ученые степени в университетах). Такое толкование термина «тезис» закрепилось и в логике, поскольку логика издавна считалась рабочим инструментом в искусстве спора (диалектике) (определение взято из Толкового словаря великорусского языка Владимира Ивановича Даля).
Тезисы – это очень чётко и кратко сформулированные главные положения научной работы, доклада, сообщения, статьи. В них чётко и последовательно раскрывается тема работы, где тезис – отдельный абзац, который раскрывает микротему. То есть тезисы – это не просто набор фраз, между положениями обязательно должна присутствовать логическая связь.
С помощью тезисов можно глубоко проанализировать материал и выделить в нем самое главное. Тезисы помогают хранить в памяти информацию и являются основой для выступления.
Структура тезиса: вводная часть, основная и заключительная части.
В русском языке лингвистами определены некоторые виды тезисов. Например,
- Основные тезисы. Они обобщают содержание документа, являются неотъемлемыми от текста.
- Простые тезисы. Главные мысли отдельных смысловых абзацев. Они служат для раскрытия основных.
- Сложные тезисы. Состоят из основных и простых. Каждый простой тезис поясняет основной.
- поступки взрослого человека.
Где можно использовать тезисы?
По сути, тезисы встречаются практически везде: в логике, в математике, в философии, журналистике, филологии, истории, обществознании, лингвистике.
Таким образом, тезисы можно использовать при написании любой научной работы, доклада, сообщения, статьи, сочинения. В том числе можно их использовать для написания, сжатого изложения.
При написании изложения, с помощью тезисов можно передать всю суть текста в кратких формулировках и раскрыть содержание, относительно большого текста, кратко и четко.
Тезисы выделяются, извлекаются из текста.
Приступая к работе над тезисами, нужно очень внимательно изучить текст. А для того, чтобы выделить тезисы из текста, нужно найти главную мысль в нем и в каждой части его. Поэтому рекомендуется работу начинать с составления плана текст.
Что такое сжатое изложение?
Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное, опуская подробности. А именно: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей.
Работая над сжатым изложением необходимо использовать такие способы сжатия текста как:
- Исключение – исключение слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания, вводных слов. деталей, которые не влияют на ход авторской мысли, однородных членов предложения и т.д.
- Обобщение – обобщение ряда предложений, связанных одной мыслью, частей предложений, конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
- Замена – замена однородных членов обобщающим словом, сложного предложения – простым, части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением, прямой речи – косвенной, части текста - одним предложением.
Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.
Алгоритм подготовки к написанию изложения:
1. Прослушать текст и определить тему текста (понять, о чем текст)
3. Сформулировать основную мысль текста (понять, чему учит текст).
4. Разбить текст на части — микротемы, составить план.
5. Найти и запомнить ключевые слова в каждой части текста, которые передают главную информацию.
6. Обобщить информацию по фрагментам и исключить из каждой части лишние подробности.
7. Записать сокращенный текст.
8. Проследить, чтобы все предложения были взаимосвязанными и законченными. Часто повторяющиеся слова заменить на подходящие по смыслу синонимы.
7. Перечитать текст в последний раз, и, если нет ошибок, переписать на чистовик.
Учитывая, что сжатое изложение – это краткий (письменный) пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного содержания, без подробностей, можно с уверенностью утверждать, при написании сжатого изложения применение тезисов целесообразно.
Алгоритм выделения тезисов из текста:
- Внимательно прочитай текст.
- Раздели текст на смысловые фрагменты (абзацы).
- Выдели ключевые слова или предложения из каждого абзаца, в которых заключается его главная мысль, подбери им названия.
- Запиши данные предложения по порядку, который представлен в тексте.
- Пронумеруй предложения, составь из них план. Это и есть тезисы текста.
Используем данный алгоритм на примере текста С. Михалкова (о драгоценных книгах):
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
(По С. Михалкову)
Прочитав данный текст, выделим смысловые фрагменты и запишем в виде тезисов.
Микротемы (тезисы):
- Впечатления детства – ежедневные открытия, фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
- Биография человеческой души – постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
- Семена, посеянные в детстве – черты характера, качество души и поступки взрослого человека.
Заключение
Проводя исследование по теме «Тезисы как вид сжатого текста», я выяснил, что такое тезисы. Понял, что тезисы можно использовать для написания сжатого изложения. Создал брошюру, которая поможет мне и моим одноклассникам подготовится к экзамену по русскому языку.
Список литературы
- Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81)
- В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
- ФИПИ()