О себе

Яшунина Наталья Вячеславовна

 

 ФИО Яшунина Наталья Вячеславовна

 

Образование высшее

Стаж педагогической работы 17 лет

Наименование должности в соответствии с трудовой книжкой   учитель

Наименование ОУ в соответствии с Уставом   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шелокшанская основная школа» Кстовского   района Нижегородской области 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема самообразования40.73 КБ
Файл Тема смообразовния1.18 МБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА"

КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема самообразования

 

«Использование современных образовательных

технологий на уроках русского языка и литературы

 с целью  реализации системно-деятельностного подхода

 в условиях введения ФГОС ООО»

Выполнила: Яшунина Наталья Вячеславовна,

учитель  русского языка и литературы

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

Целью своей педагогической деятельности ставлю формирование познавательной активности и развитие творческого потенциала обучающихся через использование современных образовательных технологий на уроках  русского языка  и литературы.

Главная задача деятельности - научить детей самостоятельно мыслить,  самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих; воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы, принимать решения, быть конкурентноспособной в современном мире.

А чтобы добиться желаемого результата, необходимо создать условия, при которых процесс образования будет происходить непринужденно, интересно и во многом самостоятельно.

Русский язык – предмет особый: это некий «метапредмет», так как в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В  цели предмета «Литература»  в контексте ФГОС входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Мои личные взгляды на роль педагогический деятельности учителя в процессе становления личности ребенка во многом перекликаются с содержанием стандарта основного общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, …;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Требования стандарта подтверждают, что современный учитель должен создать условия для личностного становления обучающегося, развития его способностей и талантов. Помочь в этом могут современные педагогические технологии, при реализации которых педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности, то есть образовательный процесс  интересен и познавателен для ребенка.

Условия и этапы формирования педагогического опыта

В 2016-2017  учебном году в рамках самообразования я занималась изучением современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС и больше всего меня заинтеровало проектно-дифференцированное обучение (ПДО).

Проектно-дифференцированное обучение (ПДО) представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника  дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в  требованиях к  образовательным результатам.

Результат ПДО – сформированность у выпускника 9 класса компетентности в проектной деятельности. Описание проектной компетентности  представлено разработчиками идеи проектно-дифференцированного обучения в виде  уровневой модели проектной компетентности выпускника основной школы, представляющей собой совокупность  критериев и  их составляющих на 3 уровнях сформированности  (базовый, повышенный, высокий).

Уровневая модель проектной компетентности выпускника основной школы

Составляющие компетентности

Критерий (проектные действия)

  1. Способность проектировать

деятельность

1.1.Анализ и обработка информации

1.2.Формулировка проблемы

1.3. Постановка цели проектной деятельности

1.4.Планирование проектной деятельности

1.5.Проектирование проектного продукта

2. Способность организовать и

 регулировать проектную деятельность

2.1. Реализация проектной деятельности

2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности

2.3. Оценка  проектной деятельности

3. Способность применять в проектной

 деятельности предметные знания и

 способы деятельности

3.1. Владение предметным содержанием проекта

3.2. Использование предметных способов действий

4. Способность коммуникативных

 действий в проектной деятельности

4.1. Организация и планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.2. Защита проектного результата

В основании базового уровня достижения планируемых результатов заложена потенциальная возможность их достижения большинством учащихся на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

На повышенном уровне сформированности базовых проектных действий обучающихся представлены планируемые результаты, характеризующие систему самостоятельных проектных и исследовательских учебных действий, выполняемых в условиях распределения обязанностей в групповой проектной деятельности, либо в условиях индивидуального выполнения отдельных  проектных заданий с помощью учителя.

 Высокий уровень сформированности проектной компетентности демонстрируется в индивидуальной проектной деятельности ученика при его возможном обращении к консультации учителя в случае необходимости.

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы выделено в  числе ведущих метапредметных образовательных результатов в ФГОС ООО.

Для меня проектно-дифференцированное обучение стало интересным в первую очередь потому, что его применение могло повысить интерес обучающихся к предмету, то есть способствовать повышению качества образования и развитию творческого потенциала школьников.

Образовательный процесс в системе проектно-дифференцированного обучения основан на использовании проектных форм учебной деятельности как при изучении предметного материала (как на уроке, так и во внеурочное время), так и при реализации социальных проектов во внеучебное время.  Формирование отдельных проектных действий может происходить на отдельных уроках, в рамках проектного модуля, либо в процессе реализации учебного  проекта, сочетающего урочные и внеурочные формы, а также самостоятельную работу учащегося.

Основным инструментом формирования проектной компетентности школьников в ПДО является проектный модуль по предмету. Проектный модуль -  система уроков, построенная в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленная  на овладение ими определенными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника.

Внедрение проектных модулей в реализацию предметных образовательных программ позволяет создать условия для изучения с большой долей самостоятельности учащихся теоретического материала по предмету.

Учебный проект представляет собой систему целенаправленной (урочной и внеурочной) деятельности обучающихся, имеющую определенную четко установленную внутреннюю организацию. На уроках происходит запуск проекта, осуществляется промежуточный контроль и презентуются  итоговые продукты. Авторы технологии ПДО рекомендуют организовывать учебные проекты в 8-9 классах, когда проектные действия уже усвоены обучающимися.

 На мой взгляд, учебные проекты могут быть реализованы и раньше в рамках внеурочной деятельности с включением дифференцированного подхода. Работа над проектом активизирует уже имеющиеся универсальные учебные действия и способствует их развитию и формированию. Поэтому в 2018-2019 учебном году я занималась разработкой сценариев уроков, направленных на формирование отдельных проектных действий.  Мои ученики являются участниками научного общества учащихся и  различных конкурсов, а каждая конкурсная работа – это уже проект. И прежде всего, здесь в своей работе я ориентировалась на дифференцированное обучение.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы – актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Дифференцированный подход позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения. В основу опыта положены технологии Н. П.Гузика «Технология внутриклассной дифференциации» и В. В.Пикана «Технология уровневой дифференциации».

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.

Таким образом, в этом 2019-2020 учебном году я продолжила осваивать методы проектно-дифференцированного обучения. Мною был разработан  проектный модуль по русскому языку для 5 класса, а также прошла его апробация. На следующий год я планирую создание и апробацию проектного модуля по русскому языку в 6 классе.  

В современной школе возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера.  Использование ИКТ-технологии на уроках русского  языка способствует повышению мотивации учащихся  и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет рационально использовать учебное время и увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися, вносит элемент новизны, позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения  родным языком.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию (так происходит формирование ИКТ-компетенции как одного из требований Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке (демонстрируя умения проектной деятельности).  Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, музыка и литература; литература и изобразительное искусство).

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.       При подготовке к урокам использую  Интернет-ресурсы: http://www.gramota.ru/, http://rus.1september.ru/urok/, http://slovesnik-oka.narod.ru/, http://fcior.edu.ru/ и многие другие.  

Представленные выше современные образовательные технологии стали неотъемлемой частью, основой моей педагогической деятельности. Все они способствуют повышению мотивации обучающихся, развитию стремления к саморазвитию, способствуют развитию языковой, социальной и коммуникативной компетенций.

Результативностью использования современных образовательных технологий  при обучении русскому языку и литературе могу считать стабильные результаты обученности (100% ) и качество знаний обучающихся: по русскому языку -  82%, по литературе – 95%.

Диагностика проектной компетентности в 5-6 классах показывает повышение уровня сформированности проектных умений после завершения проектных модулей по русскому языку.

Ежегодно мои ученики становятся участками, призерами и победителями различных конкурсов, что является свидетельством  их социальной активности и творческого развития.

Обучающиеся отмечают, что на уроках русского языка и литературы они учатся не только правильно писать и читать, но планированию  и организации собственной деятельности, работать с различными источниками, обрабатывать информацию различными способами, проводить защиту проектного продукта, разрабатывать критерии к проектному продукту, работать в группе и умению договариваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода и обеспечивают личностное развитие обучающихся.

Литература:

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р.
  2. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/ 
  5. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с
  6. Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с.
  7. Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с.
  8. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации  требований         ФГОС. 1-11 классы. - М.: Вако, 2016.- 112с.
  9. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/ Е.Ю. Ривкин . – Волгоград: Учитель, 2015. – 183с.
  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ под ред А.Г.Асламова.- М.:Просвещение, 2016. – 159с.
  11. Русский язык. Разноуровневые задания. 5-6 класс/ Сост. Л.Н.Федосеева. – М.:Вако, 2013.- 80с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы с целью реализации системно-деятельностного подхода в условиях введения ФГОС ООО Яшунина Наталья Вячеславовна , учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Стаж работы: 17 лет E-mail: talafa1979@mail.ru МБОУ Шелокшанская ОШ Кстовский район Нижегородской области Тема самообразования

Слайд 2

Актуальность педагогического опыта совершенствование коммуникативной компетенции, лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому

Слайд 3

Проблемное поле формирование познавательной активности и развитие творческого потенциала обучающихся через использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы ЦЕЛЬ: Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Наша новая школа)

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея

Слайд 5

Условия формирования личного опыта Учитель и ученики растут вместе. Обучение – наполовину учение… Конфуций Организационные условия Тема по самообразованию «Современные образовательные технологии в условиях перехода на ФГОС ООО» Научно-методические условия Методическая литература о современных педагогических технологиях Этапы формирования личного опыта 2016-2017уч.год 1.Изучение методической литературы по теме самообразования 2017-2018уч.год Разработка сценариев уроков с методами и приемами современных технологий 2019-2020 уч.год Разработка и апробация проектного модуля по русскому языку для 5 класса Разработка сценариев нетрадиционных уроков

Слайд 6

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий обеспечивает

Слайд 7

Требования к результатам освоения ООП ООО Гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Предметные Личностные Метапредметные Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия. Н.И. Мирон

Слайд 8

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Бернард Шоу ПДО представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам. Проектно-дифференцированное обучение Этап деятельности Основная педагогическая идея Инструменты формирования проектной компетенции Планируемый р езультат Формируемые проектные действия 5 класс Создание условий для формирования проектных умений при работе в группе под руководством учителя Проектный модуль «Части речи» Сформированность проектных действий на уровне умений реализации групповой проектной деятельности Анализ и обработка информации Формулировка проблемы Постановка цели Планирование деятельности Проектирование продукта Разработка критериев оценки Реализация проекта Защита проекта Проектный модуль по русскому языку как инструмент реализации ПДО

Слайд 9

Дифференцированное обучение Это может быть здорово — быть одним целым, но уважать индивидуальность каждого — еще лучше. Боно работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала

Слайд 10

Литература Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru . Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/ Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева , В.Я. Бармина , В.В. Целикова , М.В. Шуклина . – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева , В.Я. Бармина , В.В. Целикова , М.В. Шуклина . – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с. Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. - М.: Вако , 2016.- 112с. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/ Е.Ю. Ривкин . – Волгоград: Учитель, 2015. – 183с. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учебнон пособие для общеобразоват . организаций/ под ред А.Г.Асламова .- М.:Просвещение , 2016. – 159с. Русский язык. Разноуровневые задания. 5-6 класс/ Сост. Л.Н.Федосеева. – М.:Вако , 2013.- 80с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256с. Иваьшина Е.В. Современные педагогические технологии. Основная школа. – М.: КАРО, 2015 -175с.