ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности учебного занятия в соответствии с ФГОС ООО
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А.Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт стал для школы такой же реальностью, как ЕГЭ. А это означает, что пора критики и отстраненности миновала. Наступило время перемен в организации образовательной деятельности.
Ведущая, системообразующая составляющая новых стандартов – требования к результатам освоения основной образовательной программы. При этом содержательное наполнение понятия «результат» существенно изменилось. Традиционный подход трактует его так: основная задача школы – дать прочные знания. ФГОС констатировал смену образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Как же получить новый образовательный результат?
Так как основная образовательная программа реализуется прежде всего через урочную деятельность, с урока (учебного занятия в концепции ФГОС) мы и решили в свое время начать. «Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра», - писал Джон Дьюи.
В традиционном уроке есть свои плюсы и минусы. Подумайте, какие вы видите, условно говоря, положительные и отрицательные стороны в традиционном уроке.
Положительные стороны:
- Систематичность обучения
- Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
- Организационная четкость
- Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога
- Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
- На традиционном уроке легко работать: его организация отработана до мелочей
Отрицательные стороны:
- Шаблонное построение, однообразие
- На уроке обеспечивается лишь ориентировка в материале. Высокие результаты достигаются за счет домашней работы
- Отсутствие самостоятельности
- Слабая речевая деятельность уч-ся, пассивность
- Слабая обратная связь, отсутствие индивидуализации
Основной недостаток традиционного урока – то, что обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения. Между тем федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует педагогическое сообщество на становление личностных характеристик ученика, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества. «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер).
Эта цель неосуществима традиционными подходами. Для достижения планируемых результатов нового качества образования необходимо решить целый ряд системных задач.
Ключевая фигура любой школы – учитель. От его профессионализма зависит качество образования. Сегодня перед ним встают новые задачи, которые ему необходимо помочь осознать. Прежде всего при реализации ФГОС нового поколения меняется основная роль учителя: он превращается в тьютора, главная задача которого – организация учебной деятельности учащихся и создание условий для осуществления ими такой деятельности. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Как ни покажется парадоксальным, но это непростая задача, так как приходится менять не только методику работы, но и устоявшиеся взгляды взрослых людей, убежденных, что они знают, как надо учить.
Задачи педагогической деятельности учителя
при введении ФГОС
Структура ФГОС | Изменения | Способы реализации изменений в практике | Новые задачи учителя |
Требования к результатам образования | Введение трех видов результатов освоения основной образовательной программы
| Планирование новых результатов в рабочей программе. Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов. Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки. Освоение формирующего оценивания | 1.Анализ результатов ФГОС, определение новых предметных, метапредметных и личностных результатов. 2.Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов 3.Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования. 4.Составление (выбор) комплексных проверочных работ 5.Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся). 6. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ. |
Требования к содержанию образования | 1.Направленность содержания образования на:
2.Перевод содержания образования на деятельностную основу. | 1.Разработка и реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. 2.Разработка и реализация программы укрепления физического и духовного здоровья обучающихся. 3.Разработка и реализация программы формирования УУД обучающихся. 4. Введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач; проектные методы обучения и др. | 1. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.). 2.Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам. 3.Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа. 4.Организация коллективно-распределенной учебной деятельности. |
Требования к условиям реализации образовательного процесса | Научно-методическое обеспечение Учебная литература Оборудование кабинета, направленное на реализацию требований ФГОС. | Оборудование и переоборудование с учётом требования ФГОС | 1. Разработка и реализация плана методической работы (в том числе, - в целях соответствия квалификационным характеристикам по соответствующей должности). 2. Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем). Освоение их содержания. 3. Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета. |
Реализация этих подходов осуществляется в том числе на учебных занятиях.
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке используются методические рекомендации, учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег. |
Основные этапы урока | Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления (80% - говорение учителя) | Основное время – самостоятельная деятельность |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок | Организовать деятельность учащихся по: - постановке учебной задачи; - поиску, обработке информации; - обобщению способов деятельности. |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… В основном – репродуктивные задания | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте… |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Групповая, парная, индивидуальная |
Роль учителя | Главная, ведущая | Тьютор |
Результаты обучения | Предметные | Предметные, метапредметные, личностные |
Оценивание | Главная оценка - оценка учителя | Само- и взаимооценка |
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Проект урока – это детальное описание процесса достижения цели.
Прежде чем мы поговорим о том, как создать проект урока, остановимся на некоторых важнейших положениях и понятиях.
Еще раз напомню, что принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация на результат, который понимается не только как предметные знания, но и как умения применять эти знания в практической деятельности. Поэтому в основе требований к современному уроку (учебному занятию) лежат следующие идеи:
- концепция федеральных государственных образовательных стандартов, позиция системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);
- направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).
Какие же конкретные требования предъявляются к современному уроку?
- Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- Учащиеся должны работать самостоятельно на всех этапах урока.
- Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- Времясбережение и здоровьесбережение.
- В центре внимания урока – дети. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
- Планирование обратной связи. Высокая степень речевой активности учащихся.
- Урок должен быть добрым.
Основные правила урока по ФГОС:
- Учитель - ПРОВОДНИК ребёнка в мире знаний (Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу, и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников).
- Приоритет самостоятельности учащихся (Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.
50% работы – на самостоятельное изучение). - Приоритет формирования УУД (Главное - научить ребёнка, КАК делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаниевый компонент отходит на второй план. Если я знаю, как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ. Например, часто задают вопрос: Почему не учим делить на трёх или четырёхзначное число? Скажите, коллеги, алгоритм деления на двузначное число отличается от алгоритма деления на трёхзначное число? Нет. Тогда если мы научим хорошо делить на двузначное число, то в случае необходимости ребёнок сможет разделить и на трёхзначное число).
- Организация деятельности учащихся на уроке (Основа стандарта – системно-деятельностный подход. Коллеги, что такое деятельность? Это целенаправленный процесс, имеющий результативность. То есть если я не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью).
- Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда (Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не тяжёлое бремя).
- Смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приёмов обучения (Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающих технологий, о которых сегодня говорят очень много).
- Оптимальный темп и ритм урока (Оптимальный ритм урока – правило о котором не должен забывать учитель. Часто дети не успевают за темпом учителя. Проследим цепочку. Отстал – не услышал – не нашёл следующее задание – не сделал – получил отрицательный результат – снижение мотивации и интереса).
Меняется и типология уроков: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки
- изучения (объяснения) нового материала,
- закрепления знаний и формирования умений и навыков,
- повторительно-обобщающего характера,
- коррекции знаний, умений и навыков,
- комбинированные,
- контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки
- «открытия» нового знания,
- рефлексии,
- общеметодологической направленности,
- развивающего контроля.
ФГОС вводит новое понятие: учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой учащиеся под руководством учителя определяют предмет своего действия, исследуют его, ставят цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Сравним этапы (структурные элементы) урока в традиционной системе и при деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового материала | Структура урока открытия нового знания |
1. Организационный этап. 2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (при необходимости). 4. Актуализация знаний. 5. Введение новых знаний. 6.Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами действия. 7. Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8. Обобщение и систематизация знаний. 9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10. Определение и разъяснение домашнего задания. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и пробное учебное действие. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности. |
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Каждый этап урока должен быть построен по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока.
Охарактеризуем компоненты методической системы урока
- Целевой компонент урока
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Перед учащимися ставятся учебные задачи | Перед учащимися ставятся конкретно-практические задачи |
Учащиеся осознают цели своей деятельности. Ведется работа по усвоению детьми способов действий | Учащиеся не осознают цели своей деятельности, не понимают способов действий, с помощью которых выполняются задания. |
Учащиеся принимают участие в целеполагании. Цели ставятся и учителем, и детьми | Цели ставятся учителем или не ставятся вообще |
Мобилизующий этап (мотивация) – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
•у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Перед школьниками должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно школьниками) проблемы. Они должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач.
Ученики формулируют цели урока по схеме: вспомнить-узнать-научиться.
- Содержательный компонент урока
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода | Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода |
Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью | Отсутствует связь обучения с жизнью |
Используются не только предметные задания, но и компетентностные задачи, т.е. задания, связанные с применением предметных знаний для решения практических задач, с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях | Используются задания предметного характера |
В содержании урока представлены не только знания, умения и навыки, но и такие его элементы, как опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру | В содержании урока представлены в основном знания, умения и навыки |
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации | На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации |
Задания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов. В заданиях в единстве решаются задачи обучения (формирования предметных знаний, умений и навыков) и развития (формирование УУД) | Задания носят преимущественно предметный характер (направлены на достижение предметных результатов, т.е. на формирование предметных знаний, умений, навыков) |
Практически каждое задание, предлагаемое учащимся на уроке, является развивающим, т.е. кроме решения дидактической задачи направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции (или на решение другой задачи развития учащихся) | На уроке отдельно представлены упражнения обучающего характера (и именно они преобладают и являются основополагающими на уроке) и отдельно – задания развивающего характера, которые обычно даются как дополнительный материал, а следовательно, необязательный для выполнения. Развивающие задания часто носят репродуктивный характер, идущий под рубрикой «Отдохнем», «Поиграем» и т.д. они предлагаются для выполнения в случае наличия свободного времени |
Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:
- находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
- подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;
- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);
- является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
Таким образом обеспечивается интегративность знаний, отработка метапредметных, универсальных способов образовательной деятельности.
Одним из важнейших методов достижения результата образования является использование продуктивных заданий.
Традиционные задания | Обновленные задания |
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. | Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. |
Перечислите отличия растений от животных. | Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? |
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. | Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? |
Определите площадь прямоугольника. | Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. |
К заданиям на уроке предъявляются следующие требования:
- повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер;
- задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.
Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (момент осознания недостаточности имеющихся знаний).
1. 4-5 минут;
2. возникновение проблемной ситуации:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование во внешней речи: где и почему возникло затруднение; формулирование темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить («Всякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он сформулировал вопросы, вызвавшие этот ответ», - считал Э.Клапаред).
или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.
• 7-8 мин;
• способы: диалог, групповая или парная работа:
• методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог;
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.
Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• способы: фронтальная работа, работа в парах;
•средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий;
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• выполняется письменно;
• методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися и воспроизведение в речи своей учебной деятельности, а также самооценка результатов своей деятельности (того, что нового он узнал и чему научился).
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Для нового подхода характерны минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
- Методы обучения
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский). Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся | На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер |
Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся.
С этой целью используются разнообразные эффективные приемы организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Средства обучения
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.) | Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций и т.п.) |
Учащиеся активно привлекаются к созданию знаково-символических средств, моделей | Пособия в знаково-символической форме предлагаются учителем, т.е. даются учащимся в готовом виде |
Используемая наглядность всегда функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. Используемые сказочные герои или различные персонажи выполняют учебную функцию, используются с учетом возраста детей | Наглядность может использоваться «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Сказочные герои часто выполняют функции, не характерные для них по сюжету сказки. Игровые персонажи используются без учета возраста детей как средство занимательности |
- Формы учебной работы
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Используется оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. | Преобладают фронтальная форма работы |
Широко используется индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Такая работа носит преимущественно дифференцированный характер | Самостоятельная работа используется редко. Задания для самостоятельной работы являются одинаковыми для всех детей. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске |
Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в т. ч. использованием зрительных опор). Поэтому необходимой становится организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
- Организация взаимодействия учителя и учащихся на уроке
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. | Взаимодействие строится в форме руководства и подчинения |
Стиль общения является гибким, при этом преобладает демократический стиль общения | Преобладает авторитарный стиль общения |
Общение на уроке носит неформальный характер | Общение на уроке носит формальный характер |
Ученик является субъектом учебной деятельности, он демонстрирует познавательную активность | Ученик является объектом педагогических воздействий со стороны учителя, он демонстрирует внешнюю активность |
Большую активность проявляют учащиеся. Дети инициативны в построении совместных с учителем и сверстниками действий | Большую активность проявляет учитель. Дети пассивны в построении совместных с учителем действий |
Организуется взаимодействие детей друг с другом | Преобладает взаимодействие детей с учителем |
Учащийся владеет способом обращения к другому за помощью (к соседу по парте, к учителю, к другому источнику информации) | Учащийся не способен обратиться к другому за помощью |
С точки зрения деятельностного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнерами в образовательной деятельности. И постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между ними, школьник становится субъектом образовательного процесса.
При этом необходима качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
- Контроль и оценка на уроке. Диагностика планируемых результатов
Соответствует ФГОС (развивающее обучение) | Не соответствует ФГОС (традиционное обучение) |
Используется содержательное оценивание учебных достижений | Используется отметка (балл или символ) как условно-формальное отражение результатов усвоения программы |
Широко применяются приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Учащиеся осваивают способы определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею» | Контролирует и оценивает учитель. У учащихся наблюдается неосознанное отношение к границе собственных знаний и умений |
Учебный процесс носит рефлексивный характер (учащийся способен к рефлексии процесса и результата своей деятельности) | Рефлексивная оценка своей деятельности учащимися отсутствует |
Используется либо безотметочное обучение, либо ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса. Механизмом управления является создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно-познавательной деятельностью | Контроль и оценка со стороны учителя являются основой построения взаимоотношений педагога и детей на уроке, средством управления учением и поведением учащихся |
Поощрение познавательной активности и самостоятельности. Дисциплина является результатом включения учащихся в деятельность, а не принуждения и подавления. Дети сами вырабатывают правила поведения и открывают способы действия | Принуждение школьников выполнять свой долг, быть ответственными, соблюдать дисциплину. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий |
Выделяют три вида планируемых результатов обучения: предметные, метапредметные и личностные результаты | Результатом считается только усвоение программы, т.е. овладение учениками знаниями, умениями и навыками |
Учитель проводит не только предметную, но и комплексную диагностику, позволяющую оценить в единстве достижение предметных и метапредметных результатов | Учитель проводит только предметную диагностику |
Диагностика развития проводится не только школьным психологом, но и учителем. Учитель проводит педагогическую диагностику, включая диагностические процедуры в урок в форме учебных заданий. Результаты диагностики характеризуют не только уровень развития всего класса в целом, но и каждого учащегося в отдельности | Диагностика развития не проводится вообще или проводится школьным психологом во внеурочное время на основе стандартизированных методик. Психолог представляет результаты учителю в виде обобщенных данных по классу в целом |
Практикуется подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).
Система самоконтроля и взаимоконтроля используется как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
Сегодняшняя реальность заставляет осознать те требования, которые предъявляются к деятельности учителя:
- четко и точно формулирует задания;
- не дает новые знания ученикам в готовом виде;
- не повторяет задание 2 раза;
- не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам;
- не повторяет того, что уже сказали ученики;
- предугадывает затруднения учеников и по ходу урока корректирует задание, если ребята не смогли его выполнить с первого раза;
- подбирает комплексные задания.
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского.
Сегодня учителя, работающие по ФГОС, моделируют учебный процесс с использованием технологической карты. Технологическая карта – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным учителем параметрам. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Предварительный просмотр:
Формулировки деятельности учителя и обучающихся в технологической карте урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Предварительный просмотр:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форм урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | _ | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Отличия между традиционным уроком и уроком современного типа
Виды деятельности | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование
| Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля
| Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции
| Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся
| Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание
| Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Требование ФГОС: формирование УУД учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализи-руют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль | Диагностическая работа (на выходе): | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Предварительный просмотр:
Критерии эффективности современного урока.
• Обучение через открытие
• Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
• Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
• Развитие личности
• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
• Демократичность , открытость
• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
• Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Предварительный просмотр:
Приоритетные направления в сфере развития УУД:
Вид УУД | Основные приоритеты |
личностные |
|
| |
регулятивные |
|
коммуникативные |
|
познавательные | • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; • развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. |
Предварительный просмотр:
Сравнительная таблица традиционного урок и урока по ФГОС.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |