Русский язык 7 класс

Синяпкина Оксана Александровна

Материалы к урокам русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravopisanie_prichastiy.ppt399 КБ
Файл test_narechie.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2

Тема: Причастие как глагольная форма. Правописание причастий. Цель : повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений образовывать причастия разных форм; отработка навыков разбора причастий и употребления их в речи; воспитание культуры речи. Оборудование : учебник, таблицы. Методы и приемы : слово учителя, элементы проблемного обучения (проблемные вопросы и задания), устный опрос, самостоятельная работа.

Слайд 3

II . Знакомство с теоретическим материалом. Причастие как глагольная форма. Образование причастий ( § 50-51) Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие сочетает в себе признаки глагола. Отвечает на вопрос какой? В предложении выполняет функцию определения или сказуемого. Признаки глагола Признаки прилагательного 1. Образуются от глагола. 1. Согласуются с определяемым именем существительным. 2. Имеют категории времени, вида, залога, переходности, возвратности. 2. Отвечают на вопрос какой? 3. Изменяются по родам, числам, падежам. 4. Могут иметь краткую и полную формы (страдательные причастия).

Слайд 4

Причастия нужно отличать от глагольных прилагательных. Например: ходящий – ходячий; горящий – горячий; ползущий – ползучий. Прилагательные обозначают постоянный признак, присущий предмету, а причастия – непостоянный, тот, который может динамически изменяться во времени. Например: горящий – горевший. Причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия – обозначают признак того предмета, который сам выполняет действие. Страдательные причастия – обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета. Понятие действительных и страдательных причастий соотнесено с категорией залога у глаголов.

Слайд 5

Образование причастий Основа Суффикс Примечания Действительные причастия настоящего времени глагол настоящего времени -ущ-/-ющ- -ащ-/-ящ- от глагола несовершенного вида Действительные причастия прошедшего времени inf -вш-/-ш- от переходных глаголов Страдательные причастия настоящего времени глагол настоящего времени -ем-/-ом- -им- от переходных глаголов несовершенного вида Страдательные причастия прошедшего времени inf -нн-/-енн- -т- от переходных глаголов совершенного вида

Слайд 6

Таблица причастных форм Тип глагола Тип причастия действительные страдательные настоящего времени прошедшего времени настоящего времени прошедшего времени Переходные совершенного вида - + - + Переходные несовершенного вида + + + + Непереходные совершенного вида - + - - Непереходные несовершенного вида + + - -

Слайд 7

Причастия могут переходить в имена прилагательные. Этот процесс называется адъективацией . Адъективация проявляется в утрате причастиями глагольных категорий залога, вида, времени. Существуют причастия, окончательно перешедшие в разряд прилагательных. Например: горячий, зрелый, будущий, исступленный, сокровенный. Но большая часть современных причастий переходит в разряд прилагательных временно, то есть в одних условиях реализует себя как причастие, в других – как прилагательное. Чаще других переходят в разряд прилагательных страдательные причастия настоящего времени. Например : гнетущее состояние, жареный картофель, гнетущее от темноты состояние, жаренный на сковородке картофель. Остальные формы причастий адъективируются редко.

Слайд 8

Условия и признаки адъективации. отсутствие зависимых слов; возможность употребления в переносном значении; участие в составе терминологического сочетания; утрата парного причастия; наличие синонимов и антонимов среди прилагательных; способность или возможность образовывать степени сравнения и сочетаться с наречиями очень, весьма и тому подобное.

Слайд 9

Морфологический разбор причастия Порядок разбора. I. Часть речи. II. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род). На какой вопрос отвечает? III. Постоянные признаки: 1) вид; 2) действительное или страдательное; 3) время. IV. Непостоянные признаки: 1) полное или краткое; 2) число; 3) род; 4) падеж. V . Синтаксическая роль.

Слайд 10

III. Закрепление материала. Упражнение 285. Прочитайте текст, спишите, вставьте пропущенные буквы. Выпишите выделенные причастия, сделайте морфологический разбор. Упражнения 287, 288. Определите вид и переходность глагола и укажите, какие причастные формы можно от них образовать ( I вариант – 287, II вариант – 288). Упражнение 286. Грамматическая работа. Укажите основу, от которой образованы приведенные причастия, объясните буквы, которые необходимо вставить на месте пропусков.

Слайд 11

IV. Домашнее задание. § 50-52; упражнения 296, 298; упражнение 299 (наизусть); вопросы и задания для повторения по теме «Причастие» (страница 191).



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку по теме "Наречие". 7 класс.

I вариант

1.Наречие – это

А) часть речи, обозначающая действие предмета

Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию

В) часть речи, обозначающая признак действия

2. Укажите наречие:

А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.

3. Наречия:

А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.

4. От какого слова образовано наречие трудно?

А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность

5. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый

6. Укажите слово, называющее признак действия:

А) чтение вслух Б) читать вслух

7. Найдите слово, называющее признак признака:

А) совершенно тихий Б) произведение совершенно

8. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно

А) места Б) времени В) причины Г) цели

9. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»

А) меры и степени Б) образа действия

10. Установите соответствие:

1. Поступить (не)лепо 3. Совсем (не)интересно

2. Говорить (не)искренне 4. Пишет (не)брежно

А) Слитно Б) Раздельно

11. Укажите ряд с наречиями с буквой О на конце:

А) накрепк…; засветл…; насух…

Б) издавн…; досыт…; справ…

12. В какой цепочке слов пишется одна Н?

А) нечаян…о, умышленно, торжествен…о

Б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о

13. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)нашему Б) (по)короче В) (по)твоему заданию

14. Найдите случай дефисного написания

А) (в)третьих, это неправильно Б) (в)третьих рядах засмеялись

15. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

А) слитно Б) раздельно В) через дефис

16. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)

А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке

И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.

17. Выпишите наречия из предложения: Вначале мы ни о чём не говорили, а на следующий день наперебой начали обсуждать случившееся.

18. Составьте предложения с парами слов: вовремя – во время

19. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.

Тест по русскому языку по теме "Наречие". 7 класс.

II вариант

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета

Б) признак действия

В) признак предмета по действию

2. Укажите наречие:

А) дрожь Б) помощь В) наотмашь Г) спрячь.

3. Наречия:

А) изменяются по лицам;

Б) изменяются по числам;

В) не изменяются.

4. От какого слова образовано наречие пусто?

А) пустота Б) пустой В) пустеет Г) пустошь

5. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

А) плотный Б) щедрый В) крестьянский Г) медлительный

6. Укажите слово, называющее признак действия:

А) ходьба вразвалку Б) ходить вразвалку

7. Найдите слово, называющее признак признака:

А) гармонично вписалось Б) гармонично развитый

8. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне

А) места Б) времени В) причины Г) цели

9. Определите разряд наречия в предложении: «Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшися до миски»

А) меры и степени Б) образа действия

10. Установите соответствие слитного-раздельного написания НЕ с наречием

1) Яблоко от яблони (не)далеко падает.

2) (Не)мудрено взять, а мудрено дать.

3) (Не)правдой нажитое впрок не пойдет

4) (Не)в службу, а в дружбу

А) Слитно Б) Раздельно

11. Укажите ряд с наречиями с буквой О на конце:

А) направ…; запрост…; влев…

Б) изжелт…; добел…; справ…

12. В какой цепочке слов пишется одна Н?

А) нечаян…о, медлен…о, торжествен…о

Б) безжалостн…о, сильн…о, трепетн…о.

13. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)больше Б) (по)царски В) (по)моему мнению

14. Найдите случай слитного написания:

А) (в)крутую сваренные яйца Б) (в)крутую попал переделку

15. Найдите предложение с наречием, пишущимися слитно:

А) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

Б) Не разговаривай (во)время еды – наделаешь беды!

16. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)

А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке

И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.

17. Выпишите наречия из предложения: Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода и земля гулко звенит под ногами.

18. Составьте предложения с парами слов: навстречу – на встречу

19. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.