Литература 6 класс

Синяпкина Оксана Александровна

Материалы к урокам литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_matteo_falkone.docx69.13 КБ
Файл test_po_chehovu_6_kl.docx15.78 КБ
Office presentation icon zhizn_i_tvorchestvo_lermontova.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Из зарубежной литературы. Мериме П.«Маттео Фальконе»» для 6 класса

1. В какой стране жил Маттео Фальконе? 

1) в Италии
2) в Мексике
3) во Франции
4) в Греции

2. Маки́ – это:

1) цветы
2) пастбище
3) густые беспорядочные заросли побегов от сожжённых деревьев 
4) степь

3. Чей это портрет? 

«Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи».

1) Маттео Фальконе
2) Теодора Бьянки
3) Джаннетто Санпьеро
4) капрала Шардона

4. Укажите три верных утверждения о Маттео Фальконе:

Маттео Фальконе был беден.
Маттео Фальконе было около семидесяти лет. 
Маттео Фальконе был метким стрелком.
Маттео Фальконе был богатым человеком
 Фальконе был пастухом.
 Фальконе враждовал со всеми в округе Порто-Веккьо. 
 Фальконе неуважительно относился к своей жене.

5. Как звали жену Маттео Фальконе? 

1) Джульетта 
2) Джузеппа
3) Фортуната
4) Джанетта

6. Сколько детей было у Маттео Фальконе?

1) двое 
2) трое
3) четверо 
4) не было детей

7. Что случилось, когда сын Маттео Фальконе остался стеречь дом? 

1) ничего необычного не произошло
2) к нему в гости пришёл дядя из города
3) к нему пришёл преступник и попросил спрятать его
4) мальчик убил Джанетто Санпьеро

8. Фортунато спрятал бандита:

1) в погребе
2) в доме
3) в старом колодце
4) в копне сена

9. Почему Фортунато выдал беглого преступника?

1) он его боялся
2) он хотел стать обладателем часов с голубым циферблатом
3) ему предложили много денег
4) отец заставил его сделать это

10. Как поступил Маттео Фальконе, когда узнал, что Фортунато выдал Джанетто Санпьеро солдатам?

1) похвалил сына
2) выгнал солдат из дома
3) застрелил своего сына
4) спас Джанетто от солдат

11. Продолжите высказывание: «Маттео заставил сына перед смертью молиться, ...» 

1) чтобы дать себе время остыть, простить ребёнка и изменить своё страшное решение.
2) чтобы унизить сына.
3) чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.
4) чтобы дать сыну умереть христианином.

Ход урока.

I.Организация урока.

II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.

Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX века.

Родился он в Париже в 1803 г.Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков,археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.

Творческий путь писателя начался в 1825 году с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 года было написано большое количество баллад,поэм,роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы- новеллой.Герои Мериме всегда необыкновенные,исключительные люди, с нелегкой судьбой.Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе»,где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.

Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык.Одним из переводчиков был Н.В. Гоголь. В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические,он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.

Мериме знал русский язык,русскую литературу. Он перёвел на французский язык новеллу «Пиковая дама» и поэму «Цыганы»Пушкина,ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева, с которым был знаком и переписывался.

Творчество Мериме – историка,создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.

III.Работа над понятие новеллы.

- Произведение «Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.

Новелла-небольшое эпическое произведение,сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

-Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили,наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз,ведь может случиться, что во второй раз вам его не придётся прочитать, а сюжет,его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.

IV.Тест по прочитанному.

V.Словарная работа.

-В тексте вам встретились слова, значение которых было не понятно. Давайте поработаем с ними.

Изучение сносок учебника и составление комментариев, например:

Маки-участок,покрытый густым кустарником.

Экю-старинная французская монета.

Обыватель- здесь: мирный житель,не участвующий в военных действиях.

Прогалина- место, свободное от зарослей.

Панихида – поминальная молитва.

VI.Анализ новеллы.

Класс делится на группы и каждая получает задание. Даётся немного времени на его обсуждение, далее заслушивается выступление каждой группы.

Группа1.Перескажите отрывок с начала до слов «….как ему пришлось в этом раскаяться». Озаглавьте его. Ответьте на вопросы 2-3 и з раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Прошло уже несколько часов…» до слов «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.

Группа 3. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов «Искушение было слишком велико…».Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?

Группа 4. Перескажите близко к тексту отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов «…несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?

Группа 5. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов «…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?

Группа 6. Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?

VII.Подведение итогов.

-Кто же виноват в смерти Фортунато?(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба,подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.

-Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? ( В фигу4ре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца,совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство.Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)

Мы убедились, насколько сложении инеоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.

И последнее. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна-значит «удача». Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.

Домашнее задание.

Выполнить «Творческое задание» учебника или письменно ответить на один из вопросов:

1.В чём вина и беда Фортунато?

2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?

Прочитать сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Предварительный просмотр:

Тест по  биографии А.П. Чехова и рассказу «Толстый и тонкий»

1 вариант

  1. Назовите город, где родился А.П.Чехов.
  2. Перечислите журналы, в которых публиковался молодой писатель.
  3. Напишите болезнь, от которой умер Чехов.
  4. Назовите имя «Тонкого» из рассказа «Толстый и Тонкий».
  5. Чем хвалится Тонкий в разговоре с другом.

Тест по  биографии А.П. Чехова и рассказу «Толстый и тонкий»

2 вариант

  1. Назовите университет, где учился А. П. Чехов и профессию. Которую он получил.
  2. Чем зарабатывал на жизнь молодой писатель?
  3. Какой псевдоним был у Чехова?
  4. Где произошла встреча Толстого и Тонкого?
  5. Какой чин имел Толстый?

Тест по  биографии А.П. Чехова и рассказу «Толстый и тонкий»

3 вариант

  1. Кем был отец Чехова, и как он воспитывал сына?
  2. Где поселился писатель после окончания университета?
  3. Кого в основном лечил Чехов?
  4. На что были похожи губы Толстого в самом начале рассказа?
  5. Кем приходились друг другу Толстый и Тонкий?

Тест по  биографии А.П. Чехова и рассказу «Толстый и тонкий»

4 вариант

  1. Перечислите, кто составлял семью Чехова.
  2. Назовите рассказы, которые высоко оценил Бунин.
  3. Вспомните основные черты характера писателя.
  4. Что Тонкий говорит о своей жене?
  5. Как меняется Тонкий, узнав о том, кем работает Толстый.

Тест по  биографии А.П. Чехова и рассказу «Толстый и тонкий»

5 вариант

  1. Какую профессию выбрал А.П. Чехов?
  2. Назовите «добрые дела», которые делал Писатель, работая в земской больнице?
  3. Что такое псевдоним?
  4. Как звали сына Тонкого?
  5. Как попрощался с семьей Тонкого Толстый?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова 1814-1841

Слайд 2

Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Всегда кипит и зреет что-нибудь В моем уме… М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня»

Слайд 3

М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г. в Москве.

Слайд 4

Отец поэта, Юрий Петрович, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Его предки происходили от испанского герцога Лермы, который некогда в силу обстоятельств был вынужден покинуть родной край и бежать в Шотландию.

Слайд 5

Мать Лермонтова – Мария Михайловна – была богатой и знатной дворянкой.

Слайд 6

Брак Юрия Петровича и Марии Михайловны нельзя было назвать счастливым. Ранняя смерть матери, ссоры между близкими, толки о наследстве – все эти тревожные впечатления детства рано заставили Лермонтова задуматься над мучительными противоречиями в отношениях между людьми.

Слайд 7

В черновике стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю…» есть такое признание: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец, В слезах угасла мать моя; От них остался только я, Ненужный член в пиру людском, Младая ветвь на пне сухом… Это пишет человек, в котором души не чаяли отец и бабушка. Более того, и сам юноша искренне любил своих родных.

Слайд 8

До тринадцати лет мальчик воспитывался в Тарханах – имении бабушки Е . А . Арсеньевой.

Слайд 9

Потом он учился в Москве в Благородном пансионе на словесном отделении университета. За годы пребывания в пансионе Лермонтов написал более 60 стихотворений и несколько поэм.

Слайд 10

Позже Лермонтов переехал в Петербург и поступил в юнкерское училище, из которого через два года вышел в гвардию. Лермонтов воспринимает Петербург городом, в котором неуютно жить человеку, отмеченному тонкой душой и талантом: Увы! Как скучен этот город, С своим туманом и водой!..

Слайд 11

В январе 1837 года, в дни трагической гибели Пушкина, Россия внезапно услышала голос молодого Лермонтова, которому суждено было стать преемником Пушкина в русской литературе.

Слайд 12

Он написал стихотворение «Смерть поэта» - скорбное, гневное, обличительное: Погиб Поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой! Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде… и убит!... Убит!... к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? – Судьбы свершился приговор!...

Слайд 13

Правительство Николая I расценило стихотворение Лермонтова как призыв к революции и поторопилось принять суровые меры. Лермонтова арестовали и сослали на Кавказ, под пули горцев.

Слайд 14

Весь 1837 год Лермонтов провёл на Кавказе. Из ссылки он привёз в Петербург «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Слайд 15

Лермонтов считал, что быть поэтом – это значит совершать высокий гражданский подвиг, обнажать общественные пороки. Об этом говорит он в стихотворениях «Дума», «Поэт», «Пророк».

Слайд 16

На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели отставного майора Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль.

Слайд 17

15 июля 1841 года Лермонтов был убит на дуэли в окрестностях Пятигорска у подножия горы Машук.

Слайд 18

Трагическая гибель Лермонтова на дуэли с Мартыновым не была случайностью. Поэт, видимо, предчувствовал смерть и не сопротивлялся судьбе. Во время дуэли он даже не целился в противника…

Слайд 19

Сам поэт писал так: «Что ж? умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..»

Слайд 20

Лермонтов прожил неполных 27 лет. Но то, что он создал за свою короткую жизнь, ставит его в ряд величайших поэтов мира.