Для учащихся. Уроки литературы

Синяпкина Оксана Александровна

Я предлагаю здесь материалы, которые заинтересуют любознательных, творческих и ответственных учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима.
  2. А.С. Пушкин. «Дубровский». «Барышня – крестьянка»
  3. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  4. «Майская ночь, или Утопленница».
  5. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
  6. Н.С. Лесков. «Левша».
  7. А.П.Чехов. «Мальчики». «Толстый и тонкий». «Пересолил».
  8. Л. Н. Андреев. «Петька на даче».
  9. В. К. Железников «Чудак из шестого «Б»
  10. М. Зощенко. «Галоша». «Встреча». «Обезьяний язык». «Находка». «Слабая тара».
  11. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». «Таинственный ящик»
  12. Ю.М. Нагибин. «Зимний дуб»
  13. М. Алексеев «Карюха (главы по выбору)
  14. А. С. Грин «Алые паруса»
  15. В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех», «Конь с розовой гривой»
  16. В.Г. Распутин. «Уроки французского».
  17. А.А. Лиханов. «Последние холода».
  18. К.Г. Паустовский.»Растрёпанный воробей».
  19. Ж. Верн. «Таинственный остров».
  20. О. Уайльд. «Кентервильское привидение».
  21. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». «Принц и нищий»
  22. М. Метерлинк. «Синяя птица».
  23. Д. Лондон. «Белый клык»
  24. А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»
  25. М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

  1. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима.
  2. А.С. Пушкин. «Дубровский». «Барышня – крестьянка»
  3. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  4. «Майская ночь, или Утопленница».
  5. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
  6. Н.С. Лесков. «Левша».
  7. А.П.Чехов. «Мальчики». «Толстый и тонкий». «Пересолил».
  8. Л. Н. Андреев. «Петька на даче».
  9. В. К. Железников «Чудак из шестого «Б»
  10. М. Зощенко. «Галоша». «Встреча». «Обезьяний язык». «Находка». «Слабая тара».
  11. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». «Таинственный ящик»
  12. Ю.М. Нагибин. «Зимний дуб»
  13. М. Алексеев «Карюха (главы по выбору)
  14. А. С. Грин «Алые паруса»
  15. В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех», «Конь с розовой гривой»
  16. В.Г. Распутин. «Уроки французского».
  17. А.А. Лиханов. «Последние холода».
  18. К.Г. Паустовский.»Растрёпанный воробей».
  19. Ж. Верн. «Таинственный остров».
  20. О. Уайльд. «Кентервильское привидение».
  21. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». «Принц и нищий»
  22. М. Метерлинк. «Синяя птица».
  23. Д. Лондон. «Белый клык»
  24. А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»
  25. М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»



Предварительный просмотр:

Список произведений для летнего чтения ( на 7 класс)

Из русской литературы ХIХ века

1.
А.С.Пушкин. Полтава. Станционный смотритель
2.М.Ю.Лермонтов.. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
3.Н.В.Гоголь. Тарас Бульба. Вечера на хуторе близ Диканьки
4.Н.А.Некрасов. Русские женщины

5.М. Е. Салтыков – Щедрин. Дикий помещик
6.И.С.Тургенев. Записки охотника.
7.Л.Н.Толстой. Детство.
8.
А.П.Чехов. Размазня. Тоска. Налим
9.
А.И.Куприн. Изумруд.

Из русской литературы ХХ века
10.И.А.Бунин. Лапти. Цифры. В деревне.
11.М.Горький. Детство. Старуха Изергиль.

12.А. Грин «Бегущая по волнам

13.В. Богомолов. Иван

14.А. Свирский. Рыжик

15.Ю. Нагибин. Эхо

16.В. Железников. Чучело

17.Р. Погодин. Сколько стоит долг.

18.А. П. Платонов  В прекрасном и яростном мире
19.А.Т.Аверченко. Вечером.
20.
Н.Дубов. Мальчик у моря.
21.Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
22.
В.П.Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
23.В.М.Шукшин. Критики.
24.
М.Зощенко. 2 – 3 рассказа
25.
А.Н.Рыбаков. Кортик. Бронзовая птица. Трилогия о Кроше.


26.А.Беляев. Ариель. Человек-амфибия.
27.
К.Булычев. Миллион приключений. Девочка с земли.
28.Г.Мартынов. Каллисто. Каллистяне.
29.В.С.Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы
30.Г.У.Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
31.Ч
.Диккенс. Приключения Оливера Твиста.
32.А.Дюма. Три мушкетера.
33.
М.Твен. Принц и нищий.
34.
Майн Рид. Всадник без головы.
35.Дж.Лондон. На берегах Сакраменто.
36.Ж.Верн. Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров.
37.
Ф.Купер. Зверобой. Последний из могикан. Следопыт. Пионеры.
38.Р.Бредбери. Все лето в один день.
39.О.Генри. Дары волхвов.

40.. Ефремов. Звёздные корабли. На краю Ойкумены.



Предварительный просмотр:

Список книг для летнего чтения на 8  класс

(Произведения, выделенные жирным шрифтом, обязательно записываются в читательский дневник, который ведётся  с 6 класса. Те, кто не завёл дневник или потерял, заводят новый: тетрадь в клеточку, 48 листов, записывают  под цифрой 1) название произведения, 2) главные герои, 3) краткое содержание, по желанию под цифрой 4) записывают собственное мнение по произведению)

1. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко-богатый гость

2. «Слово о полку Игореве»

3. А.С. Пушкин «Выстрел», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»

4. М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль», «Горные вершины», «Три пальмы»

5. Фонвизин «Недоросль»

6. Гоголь «Ревизор», «Шинель», «Портрет»

7. Л.Н. Толстой «После бала», «Люцерн», «Юность»

8. В.Г. Короленко «Слепой музыкант». «Мгновение»

9. И.С. Тургенев «Первая любовь»

10. А.К. Толстой «Князь Серебряный»

11. М. Горький «Песнь о Соколе», «В людях»

12. А. Твардовский «Василий Теркин»

13. Ч. Айтматов «Первый учитель», «Белый пароход», «Ранние журавли»

14.А. Грин «Золотая цепь», «Дорога в никуда»

15. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго»

16. А. Т. Аверченко «О шпаргалке»

17. В. П. Астафьев «Ангел-хранитель»

18. Н. Н. Дубов «Горе одному»

19. Л. С. Соболев «Морская душа»

20. В. Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши»

21. В. Токарева «Самый счастливый день»

22. Стругацкий «Малыш»

23. С. Лем «Солярис»

24. Д. Свифт. «Путешествия Гулливера»

25. Ю. Нагибин «Чистые пруды», «Чужое сердце»

26. Э. По «Золотой жук»

27. П. Мериме. «Таманго»

28. Войнич «Овод»

29. Мольер «Мещанин во дворянстве»

30. Г. Уэллс. «Война миров»

 

 



Предварительный просмотр:

Список книг для летнего чтения

на 9 класс

(Произведения, выделенные жирным шрифтом обязательно прочитываем и делаем записи в читательский дневник. Остальные читаем по желанию)

1.Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»

2. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума».

3.Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени».

4.Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души» (1 том)

5.Александр Николаевич Островский «Свои люди – сочтёмся!», «За двумя зайцами»

6.Фёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи».

7.Лев Николаевич Толстой «Юность», «Севастопольские рассказы».

8.Антон Павлович Чехов «Шуточка», Студент»

9.Иван Алексеевич Бунин «Сны Чанга»

10.Александр Иванович Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

11.Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце»

12.Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека».

13.Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор».

14.Василий Михайлович Шукшин  «обида», «Волки»

15. Ю. Бондарев «Горячий снег»

16.В. Быков «Сотников», «Обелиск»

17. Б. Васильев «Завтра была война»

18. Ирина Боровикова «Горожане солнца»

19. Жвалевский А. Пастернак Е. «Я хочу в школу!», « Гимназия №13», .»Шекспиру и не снилось», «Москвест»

20. Крюкова Т. «Призрак сети», « Гений поневоле», «Телепат», «Костя плюс Ника», «Ведьма», «Единожды солгавший»

21. Л. Петрушевская «Маленькое и ещё меньше».

22.Уильям Шекспир «Гамлет, принц Датский»

23.Эрнест Миллер Хемингуэй «Кошка под дождём», «Старик и море»



Предварительный просмотр:

Список книг на лето для обучающихся 9 класса

  1. А. С. Пушкин «Медный всадник»
  2. А. С. Пушкин. Лирика
  3. М. Ю. Лермонтов поэма «Демон».
  4. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  5. Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Вий»
  6. Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет»
  7. И. А. Гончаров «Обломов»
  8. А. Н. Островский «Гроза»
  9. А. Н. Островский «Свои люди – сочтемся
  10. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  11. И. С. Тургенев «Таинственные повести»
  12. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  13. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
  14. Л. Н. Толстой. «Война и мир»
  15. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  16. Н. С. Лесков. «Очарованный странник»
  17. Н. С. Лесков «Тупейный художник»
  18. А. П. Чехов Рассказы «Скучная история», «Враги», «Именины», «Попрыгунья», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Черный монах», «Дама с собачкой».
  19. А. П. Чехов пьеса «Вишневый сад»
  20. Ги де Мопассан «Ожерелье»
  21. Г. Ибсен «Кукольный дом»
  22. А. Рембо «Пьяный корабль»

Внеклассное чтение

  1. Ф. М. Достоевский «Бедные люди»
  2. И. А. Гончаров «Обыкновенная история»
  3. М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказки
  4. М. Н. Алексеев «Карюха»
  5. Н. Х. Ли «Убить пересмешника»



Предварительный просмотр:

Интересные факты о литературе

  • В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» междометие «Ах!» исполь-зовано 54 раза, а восклицание «Ох!» встречается на страницах произведения 6 раз.
  • Пролог «У лукоморья дуб зелёный...» поэмы «Руслан и Людмила» Пушкин написал для её второго издания, которое было выпущено через 8 лет после первой публикации.
  • В романе «Евгений Онегин» есть строки: «Он в том покое поселился, // Где деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил». Слово муха в данном контексте используется не в прямом значении, а для метафоры спиртного. Известна также другая метафора, используемая для обозначения пьяного человека – «под мухой», где слово муха употреблено в этом же смысле.
  • Пушкин написал более 70 эпиграфов к своим произведениям, Гоголь использовал не меньше 20, почти столько же употребил Тургенев.
  • Имя главного героя повести Пушкина «Пиковая дама» неизвестно. В произведении автор использовал  его фамилию Германн (именно с двумя н). Это немецкая фамилия, которая довольно распространена в Германии. А имя Герман (с одной н) начало доминировать в произведении после того, как  при постановке оперы «Пиковая дама» Чайковский убрал одну н, превратив фамилию Германн в имя Герман.
  • В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не может издавать звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.
  • Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
  • Изначально на могиле Гоголя на монастырском кладбище лежал камень, прозванный Голгофой из-за схожести с Иерусалимской горой. Когда кладбище решили уничтожить, при перезахоронении было решено установить на могиле бюст Гоголя.  А тот самый камень впоследствии был поставлен на могилу Булгакова его женой. В связи с этим примечательна фраза Булгакова, которую он при жизни неоднократно адресовал Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью».
  • Достоевский широко использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа «Преступление и наказание». Как признался писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта – когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский завернул в пустынный двор.
  •  Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве – ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.
  • Прототипом главной героини романа «Анна Каренина» Льва Толстого послужила М.А. Гартунг – дочь А.С. Пушкина: не  характером, не жизнью, а наружностью. Автор сам признавал это.
  • Дарья Донцова, отец которой был советским писателем Аркадием Васильевым, росла в окружении творческой интеллигенции. Однажды в школе ей задали написать сочинение на тему: «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть «Белеет парус одинокий»?», и Донцова попросила помочь ей самого Катаева. В результате Дарья получила двойку, а учительница литературы написала в тетради: «Катаев совсем не об этом думал!».
  • Основой для «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина послужила сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена». Пушкинская старуха оказывается у разбитого корыта после того, как захотела стать владычицей морскою, а её немецкая «коллега» на этом этапе стала Папой Римским. И только после желания стать Господом Богом осталась ни с чем.
  • Лев Толстой скептически относился к своим романам, в том числе к «Войне и миру». В 1871 году он отправил Фету письмо: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану». Запись в его дневнике в 1908 году гласит: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».
  • В  XIX веке актрисы отказывались играть Софью в комедии «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который ещё не был мужем героини.
  • В рассказе Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» 1838 года есть эпизод, когда корабль попадает в шторм и четверо моряков спасаются на плоту. Не имея пищи, они решают съесть одного из них по жребию — и этой жертвой стал Ричард Паркер. В 1884 году затонула реальная яхта, и так же выжили четыре человека на одной шлюпке. Они вряд ли читали тот рассказ, но в итоге съели юнгу.
  • Барон Мюнхгаузен был вполне реальным историческим лицом. В юности он уехал из Германии в Россию на службу пажом. Затем он начал карьеру в армии и дослужился до звания ротмистра, после чего уехал обратно в Германию. Там он прославился тем, что рассказывал необычайные истории о службе в России: например, въезд в Петербург на волке, запряженном в сани, конь, разрезанный пополам в Очакове, взбесившиеся шубы или вишнёвое дерево, выросшее на голове у оленя. Эти истории, а также совершенно новые, приписанные барону другими авторами, и привели к появлению Мюнхгаузена как литературного персонажа.


Предварительный просмотр:

План анализа эпизода художественного произведения

1. Место эпизода в произведении.

2. Где происходит действие?

3. Время действия.

4. Что происходит в эпизоде? Что ему предшествовало? Что следует

за данным эпизодом?

5. Участники эпизода.

6. Что мы узнаём о героях из описаний, из их поступков, их речи?

7. Художественные средства и их роль в тексте.

8. Значимые детали их роль в тексте.

9. Какова роль эпизода в освещении проблем, в раскрытии главной

мысли (идеи) произведения



Предварительный просмотр:

Характеристика главного героя

План:

  1. Место героя в произведении.
  2. Внешность, особенности костюма.
  3. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
  4. Речь героя.
  5. Чувства героя, отношение к другим персонажам.
  6. Отношение других действующих лиц к данному литературному герою.
  7. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.


Предварительный просмотр: