Русский язык 6 класс
Материалы к урокам русского языка в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_prilag_razryady.docx | 16.16 КБ |
svoya_igra_so_zritelyami.pptx | 1.12 МБ |
kartochki_ne_s_prilagatelnymi.docx | 49.49 КБ |
Предварительный просмотр:
1 вариант.
Определить разряд прилагательного.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
2 вариант
Определить разряд прилагательного
Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк,
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
3 вариант
Определить разряд прилагательного
тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос,
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
4 вариант
Определить разряд прилагательного
толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, интересная задача, русское слово, арабское имя, китайская студентка, родной брат, высокое здание, хорошее место, новый учебник, дорогая ваза.
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
Вариант 5
Определите разряды прилагательных. Подчеркните в каждом ряду прилагательных лишнее слово.
1. Теплый, большой, умный, степной, веселый.
2. Заячий, школьный, дедушкин, волчий, мамина.
3. Спокойный, стеклянный, молодежный, деревянный.
4. Красивый, добрый, овечий, яркий.
5. Украинский, весенний, пассажирский, отцовский.
6. Кирпичный, знаменитый, задумчивый, сердечный.
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
6 вариант
Определить разряд прилагательного
Алые паруса, ароматный запах, белорусский напев, близкий человек, бородатый геолог, важный вопрос, вкусный пирог, вороной конь, горький привкус, глазастый малыш, голосистый соловей, громкий звук, заботливый сын, зеленый луг, заволжские степи, задушевный человек, здоровый ребенок, игривое настроение, лесной край, лесистая местность, легкий ветерок, мамин платок, молодая поросль, Наташины глаза.
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
7 вариант
Определить разряд прилагательного
нежный взгляд, нежинские огурцы, некрасовские места, Некрасовские чтения, отцово ружье, отеческая забота, отцовский наказ, павлиньи перья, пестрый наряд, подольские мастера, проездной билет, расчетная ведомость, роскошный наряд, сентябрьские узоры, смелый поступок, стеклянная витрина, соловьиная трель, студенческий билет, студеная вода, тройное сальто, умный ответ, умственная работа, яркие впечатления, яровые посевы.
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
8 вариант
Определить разряд прилагательного
Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура,
Проведите морфологический разбор двух прилагательных на выбор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 вопрос В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Как называлась отрубленная часть бруска?
Это слово произошло от английской фамилии. Её носил лондонский скандалист и драчун. Позднее эта фамилия стала нарицательной. Назовите это слово.
на латышском — «когда отелится моя сдохшая в прошлом году корова»; на немецком — «когда собаки залают хвостами»; на вьетнамском — «когда рис научится вырастать на спине буйвола»; на тибетском — «когда скалы согласятся стать мягче облаков»; на испанском — «когда у лягушек вырастут волосы». Назовите вариант фразеологизма на русском языке.
Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский?
Этот знак препинания считается самым древним. Он встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Раньше он ставился не внизу строчки, а выше посреди нее. Что это за знак?
Этот головной убор опасен для человека нечистого на руку. Назовите его.
Предварительный просмотр:
1 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
Услышать (не)громкий (...) ш...пот, (не)обычное (...) явление, (не) продолжительный (...) перерыв, (не)гладкая (...) поверхность, (не)объективный (...) подход к делу, обладать (не)преходящими (...) ценностями, (не)яркое (...) освещение, (не)случайная (...) ошибка, (не)деликатный (...) ответ.
1 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
Услышать (не)громкий (...) ш...пот, (не)обычное (...) явление, (не) продолжительный (...) перерыв, (не)гладкая (...) поверхность, (не)объективный (...) подход к делу, обладать (не)преходящими (...) ценностями, (не)яркое (...) освещение, (не)случайная (...) ошибка, (не)деликатный (...) ответ.
1 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
Услышать (не)громкий (...) ш...пот, (не)обычное (...) явление, (не) продолжительный (...) перерыв, (не)гладкая (...) поверхность, (не)объективный (...) подход к делу, обладать (не)преходящими (...) ценностями, (не)яркое (...) освещение, (не)случайная (...) ошибка, (не)деликатный (...) ответ.
1 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
Услышать (не)громкий (...) ш...пот, (не)обычное (...) явление, (не) продолжительный (...) перерыв, (не)гладкая (...) поверхность, (не)объективный (...) подход к делу, обладать (не)преходящими (...) ценностями, (не)яркое (...) освещение, (не)случайная (...) ошибка, (не)деликатный (...) ответ.
1 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
Услышать (не)громкий (...) ш...пот, (не)обычное (...) явление, (не) продолжительный (...) перерыв, (не)гладкая (...) поверхность, (не)объективный (...) подход к делу, обладать (не)преходящими (...) ценностями, (не)яркое (...) освещение, (не)случайная (...) ошибка, (не)деликатный (...) ответ.
1 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
Услышать (не)громкий (...) ш...пот, (не)обычное (...) явление, (не) продолжительный (...) перерыв, (не)гладкая (...) поверхность, (не)объективный (...) подход к делу, обладать (не)преходящими (...) ценностями, (не)яркое (...) освещение, (не)случайная (...) ошибка, (не)деликатный (...) ответ.
2 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)правильный, (не)брежный лепет, (не)точный выговор речей по-прежнему сердечный трепет произведут в груди моей (П.). 2. Лист…я чуть шумели над моей г…ловой. То был (не)веселый, см…ющийся трепет весны, (не)долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, гр…мотная болтовня (Т.). 3. Вое…ные дела продолжали быть очень (не)утешительными (Л. Н. Т.). 4. Наша встреча сначала была холодна, (не)приятна, натянута (Герц.). 5. Роста он (не)больш…го, сложен щ…голевато, собою весьма (не)дурен (Т.).
2 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)правильный, (не)брежный лепет, (не)точный выговор речей по-прежнему сердечный трепет произведут в груди моей (П.). 2. Лист…я чуть шумели над моей г…ловой. То был (не)веселый, см…ющийся трепет весны, (не)долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, гр…мотная болтовня (Т.). 3. Вое…ные дела продолжали быть очень (не)утешительными (Л. Н. Т.). 4. Наша встреча сначала была холодна, (не)приятна, натянута (Герц.). 5. Роста он (не)больш…го, сложен щ…голевато, собою весьма (не)дурен (Т.).
2 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)правильный, (не)брежный лепет, (не)точный выговор речей по-прежнему сердечный трепет произведут в груди моей (П.). 2. Лист…я чуть шумели над моей г…ловой. То был (не)веселый, см…ющийся трепет весны, (не)долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, гр…мотная болтовня (Т.). 3. Вое…ные дела продолжали быть очень (не)утешительными (Л. Н. Т.). 4. Наша встреча сначала была холодна, (не)приятна, натянута (Герц.). 5. Роста он (не)больш…го, сложен щ…голевато, собою весьма (не)дурен (Т.).
2 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)правильный, (не)брежный лепет, (не)точный выговор речей по-прежнему сердечный трепет произведут в груди моей (П.). 2. Лист…я чуть шумели над моей г…ловой. То был (не)веселый, см…ющийся трепет весны, (не)долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, гр…мотная болтовня (Т.). 3. Вое…ные дела продолжали быть очень (не)утешительными (Л. Н. Т.). 4. Наша встреча сначала была холодна, (не)приятна, натянута (Герц.). 5. Роста он (не)больш…го, сложен щ…голевато, собою весьма (не)дурен (Т.).
3 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)красна изба углами, красна пирогами (Посл.). 2. Был земляк (нестар, (не)молод (Твард.). 3. Левин был (не)согласен ни с Песцовым, ни с братом Работа оказалась отнюдь (не)трудной и шла легко и свободно. 4. Постамент у памятника очень (не) высокий, всего двадцать или тридцать сантиметров (Пауст.). 5. Запушенная (не)давним снегом дорога была почти (не)приметна на снежной р…внине (Наг.). 6. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.).
3 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)красна изба углами, красна пирогами (Посл.). 2. Был земляк (нестар, (не)молод (Твард.). 3. Левин был (не)согласен ни с Песцовым, ни с братом Работа оказалась отнюдь (не)трудной и шла легко и свободно. 4. Постамент у памятника очень (не) высокий, всего двадцать или тридцать сантиметров (Пауст.). 5. Запушенная (не)давним снегом дорога была почти (не)приметна на снежной р…внине (Наг.). 6. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.).
3 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)красна изба углами, красна пирогами (Посл.). 2. Был земляк (нестар, (не)молод (Твард.). 3. Левин был (не)согласен ни с Песцовым, ни с братом Работа оказалась отнюдь (не)трудной и шла легко и свободно. 4. Постамент у памятника очень (не) высокий, всего двадцать или тридцать сантиметров (Пауст.). 5. Запушенная (не)давним снегом дорога была почти (не)приметна на снежной р…внине (Наг.). 6. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.).
3 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)красна изба углами, красна пирогами (Посл.). 2. Был земляк (нестар, (не)молод (Твард.). 3. Левин был (не)согласен ни с Песцовым, ни с братом Работа оказалась отнюдь (не)трудной и шла легко и свободно. 4. Постамент у памятника очень (не) высокий, всего двадцать или тридцать сантиметров (Пауст.). 5. Запушенная (не)давним снегом дорога была почти (не)приметна на снежной р…внине (Наг.). 6. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.).
3 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. (Не)красна изба углами, красна пирогами (Посл.). 2. Был земляк (нестар, (не)молод (Твард.). 3. Левин был (не)согласен ни с Песцовым, ни с братом Работа оказалась отнюдь (не)трудной и шла легко и свободно. 4. Постамент у памятника очень (не) высокий, всего двадцать или тридцать сантиметров (Пауст.). 5. Запушенная (не)давним снегом дорога была почти (не)приметна на снежной р…внине (Наг.). 6. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.).
4 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. Ничуть (не) горячий чай. 2. Он человек далеко (не)молодой: лет около 45 или более (М.-С.). 3. Я подозревал у нее (не)дюж…ный ум, меня во…хищала широта ее в…зрений (Ч.). 4. В одной из отдаленных северных деревень были обнаружены стар..нные, никому (не) известные книги. 5. После разговора с сестрой настроение у него было далеко (не)спокойное.6. Не) запамятный; 7. (не) дорогая, а дешевая вещь;
4 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
- Ничуть (не) горячий чай. 2. Он человек далеко (не)молодой: лет около 45 или более (М.-С.). 3. Я подозревал у нее (не)дюж…ный ум, меня во…хищала широта ее в…зрений (Ч.). 4. В одной из отдаленных северных деревень были обнаружены стар..нные, никому (не) известные книги. 5. После разговора с сестрой настроение у него было далеко (не)спокойное. 6. Не) запамятный; 7. (не) дорогая, а дешевая вещь;
4 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. Ничуть (не) горячий чай. 2. Он человек далеко (не)молодой: лет около 45 или более (М.-С.). 3. Я подозревал у нее (не)дюж…ный ум, меня во…хищала широта ее в…зрений (Ч.). 4. В одной из отдаленных северных деревень были обнаружены стар..нные, никому (не) известные книги. 5. После разговора с сестрой настроение у него было далеко (не)спокойное.6. Не) запамятный; 7. (не) дорогая, а дешевая вещь; 8. (не) правдивый, а лживый; калач? 9. вовсе (не) свеж? ; (
4 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. Ничуть (не) горячий чай. 2. Он человек далеко (не)молодой: лет около 45 или более (М.-С.). 3. Я подозревал у нее (не)дюж…ный ум, меня во…хищала широта ее в…зрений (Ч.). 4. В одной из отдаленных северных деревень были обнаружены стар..нные, никому (не) известные книги. 5. После разговора с сестрой настроение у него было далеко (не)спокойное. 6. Не) запамятный; 7. (не) дорогая, а дешевая вещь; 8. (не) правдивый, а лживый; калач? 9. вовсе (не) свеж? ; (
4 вариант. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая к прилагательным с не синонимы без не.
1. Ничуть (не) горячий чай. 2. Он человек далеко (не)молодой: лет около 45 или более (М.-С.). 3. Я подозревал у нее (не)дюж…ный ум, меня во…хищала широта ее в…зрений (Ч.). 4. В одной из отдаленных северных деревень были обнаружены стар..нные, никому (не) известные книги. 5. После разговора с сестрой настроение у него было далеко (не)спокойное.6. Не) запамятный; 7. (не) дорогая, а дешевая вещь; 8. (не) правдивый, а лживый; калач? 9. вовсе (не) свеж? ; (
Учитель: Назовите слова, в которых встречается орфограмма «Правописание Н и НН в разных частях речи», объясните правописание этих слов. Запишите их в тетрадь.
(избалованный – полное причастие, образовано от глагола совершенного вида - пишем –НН-; создано – краткое причастие – пишем –Н-; длинно – краткое прилагательное, образованное от прилагательного длинный – пишем –НН-; созданный - полное причастие, образовано от глагола совершенного вида - пишем –НН-; кухонный – полное прилагательное, образованное от существительного с основой на –н – пишем – НН-; взбешённый - полное причастие, образовано от глагола совершенного вида - пишем –НН- ; гофрированный - полное причастие, образовано от глагола на –ировать; Законнорождённый – сложное слово, Приручённый - полное причастие, образовано от глагола совершенного вида - пишем –НН-).
Учитель: Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях? Газета прочита…а. – Девушка начита…а.
Алгоритм.
I. Если слово заменяется глаголом (прочитали),
значит, это краткое причастие следовательно, пиши Н ( прочитана).
II. Если слово нельзя заменить глаголом, замени синонимом (умна, эрудированна)
следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН (девушка начитанна).
Учитель: Как различать наречия и краткие причастия (прилагательные)?
Жил обеспече…о. – Ученики обеспече…ы учебниками?
(ответ: наречия отвечают на вопрос: КАК?
краткие причастия - на вопрос каков? что сделан?)
Листы – памятки на столах у учащихся.
-Н- и -нн- в суффиксах прилагательных
-н- пишется: | -нн- пишется: |
а)с суффиксами -ан-, -ян- : кожа - кож-ан-ый серебро – серебр-ян-ый Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный; б) в отыменных прилагательных с суффиксом -ин-: гус-ин-ый, гост-ин-ая
а) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах -ен-, -ён-, -н- : ходить – хож-ен-ый носить – нош-ен-ый мудрить – мудр-ен-ый звать – зв-а-н-ый Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный б) в составе сложных слов: гладкокраш-ен-ый домотк-а-н-ый малонош-ен-ый В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки », « латаная-перелатаная шуба », « ношеный-переношеный костюм », « штопаные-перештопаные носки » и т.п. во второй части сложных образований несмотря на приставку, пишется одна н . |
луна – лун-н-ый стена - настен-н-ый племя(племен) – племен-н-ой
буква – букв-енн-ый свойство – свойств-енн-ый лекция – лекции-онн-ый;
выходить – выхож-енн-ый поносить – понош-енн-ый смирить – симр-енн-ый растерять – растер-я-нн-ый Исключения: названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)
рисковать – риск-ова-нн-ый циклевать – цикл-ева-нн-ый Примечание. В прилагательных кованый, жеваний пишется одно н. |
Учитель: Прочитайте словосочетание. Какой частью речи является слово с пропущенной орфограммой? Сколько –Н – нужно написать в слове?
Священный долг, рискованный шаг, посаженый отец, уютная гостиная, серебряный браслет, званый ужин, нечаянная радость, домотканый ковёр, приданое невесты, взволнованное лицо, правленный автором текст, масляные краски, масленый блин, ветреная погода, девушка хорошо воспитана, встреча прошла организованно, высушенное бельё.
Учитель: Прочитайте текст, в словах с пропущенными буквами вставьте –Н- или –НН-.
Текст для проверки:
Иногда я заставал Карла Ивановича в такие минуты, когда он, сидя на кожаном диване, не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, губы грустно улыбались. В комнате тихо. На одной стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукой Карла Ивановича. На другой стене были две линейки: одна изрезанная, наша, другая новенькая, длинная и чистенькая.
В середине комнаты стоял старинный деревянный стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой виднелись края, изрезанные перочинными ножами.
Кругом стола было несколько некрашеных табуретов, залакированных от долгого употребления.
IV. Итоговое обобщение. Индивидуальная практическая работа (тестовые задания на сайте «Решу ЕГЭ»). Учащиеся выполняют работу самостоятельно на оценку.
ИЛИ (если вдруг возникнут проблемы с оборудованием)
Тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание 15. Буквы Н и НН в различных частях речи».
1(3), 2(4), 3(3), 4(2), 5(1), 6(3), 7(4), 8(2). |
V. Домашнее задание.Выполнять самостоятельно задания с сайта «Решу ЕГЭ»
ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.
Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей.
Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине Николая Петровича Крымова. Только отгадав мою загадку, вы поймете, какую картину мы возьмем для рассмотрения, и какое время года изображено на картине художника.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
(Зима)
Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О зиме)
Но не просто о зиме, а о картине Николая Петровича Крымова «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР».
Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
Сегодня на уроке мы будем работать с картиной «Зимний вечер» Н. П. Крымова, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.
Посмотрите на картину, ее написал художник Крымов
2. Рассказ о художнике.
В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.
Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у своего отца. А затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у известных художников: Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками.
Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных картин была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Самые первые картины молодого Николая Крымова продемонстрировали, что в русскую пейзажную живопись вошел городской житель, способный увидеть настоящую красоту природы среди городских домов и разноцветных крыш, почувствовать тайную жизнь среди городской суеты и шума.
На Картине «Зимний вечер» Николай Петрович Крымов запечатлел небольшую деревушку зимой, передал её покой и умиротворение. Картина «Зимний вечер» — самая известная работа Николая Крымова.
Вопрос:
• Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше всего?
3. Словарная работа.
Николай Петрович Крымов - один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Кто такой пейзажист?
В словаре дается такое объяснение.
Пейзажист — художник, описывающий природу (Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный).
А как называется тогда жанр живописи, над которым работал Н.П. Крымов? (Пейзаж – живописный жанр, изображающий природу)
Задание: Выпишем эти слова и их лексические значения в тетрадки и запомним.
А какие жанры вам еще известны и художники, которые работали над ними (натюрморт: Кончаловский «Сирень в корзине»).
4. Беседа по картине «Зимний вечер».
Рассматривание картины происходит под музыку из мультфильма «Падал прошлогодний снег».
Теперь посмотрим на картину Крымова «Зимний вечер». Какие чувства вызвала у вас картина? (Чувство спокойствия, умиротворения и тепла).
Что изображено на картине? (На этой картине художник запечатлел небольшую деревушку зимой, замёрзшую речку, лес, небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах, купол колокольни, местные жители).
Каким автор изобразил снег на картине? Какое сочетание красок использует автор?(Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов).
Что мы видим на переднем плане? Опишите. (На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку).
Как вы считаете, а что это за точки на переднем плане? (В них мы можем угадать деревенскую детвору).
А что мы видим на среднем плане? (На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей).
Что художник изобразил на заднем плане? (На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес).
Какого цвета на картине деревья и дома? (Они выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет).
Как вы считаете, что является главным в этой картине? Почему? (Небо).
Небо на картине одного цвета? (Нет, оно светлое, зеленовато-желтое).
Какие словосочетания вы можете составить со словом небо? (Небо низкое, чистое.).
А что мы видим слева, немного в отдалении от жилых построек? (Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни).
Как вы думаете, что означает церковь, какие чувства она вызывает, символом чего является купол церкви? (Это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью).
Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?
5. Составление плана сочинения.
Учитель: такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой. А сейчас мы вместе с вами попробуем составить план сочинения.
План… А для чего он нужен?
А кто-нибудь знает из каких частей состоит сочинение – описание?
Напоминаю, что сочинение – описание состоит из 3 частей
1) вступление;
2) основная часть;
3) заключение.
О чем можно рассказать во вступлении? Как начать?
Учитель: помните, вступление должно быть небольшим, но эмоциональным. Прочитав начало, читатель должен заинтересоваться дальнейшим прочтением всей работы.
Главное место отводится основной части. В ней четко, ясно, логично, последовательно раскрывается тема сочинения.
Как закончить работу?
Примерный план:
I. Н.П. Крымов - художник-пейзажист.
II. Зима в изображении художника:
А) передний план: снег; замёрзшая речка.
Б) особенности заднего плана: небо; зимняя деревушка; лес.
В) центр картины: тонкая тропинка, протоптанная в сугробах, вереница людей.
III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
6. Обогащение словарного запаса.
На переднем плане картины мы видим…;
Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался);
На фоне…(выделяются, показаны).
Учитель: Эти выражения вы можете использовать при построении предложений в своем сочинении.
Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства?
Учитель: при написании сочинения нужно обратить внимание и на синонимы, чтобы избежать лексических повторов в сочинении.
Как можно называть Н. П. Крымова в сочинении? Как можно заменить слово «нарисовал»?
Когда будете писать сочинение, то обязательно воспользуйтесь своими памятками.
7. ИТОГ УРОКА.
Ребята, какую же интересную и полезную работу мы с вами провели?
8. РЕФЛЕКСИЯ.
У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.
Если вы уверены, что готовы к написанию сочинения, то поднимите вверх красную карточку.
Если вы не совсем уверены в своих силах, то зеленую.
Молодцы, я вижу, все готовы написать сочинение дома.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение по плану, дополняя его своей информацией.
Написать сочинение по плану, используя собранную информацию.
А закончить наш урок мне хотелось бы словами А.А. Пластова: «Я люблю нашу жизнь... Даже обыкновенные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
Я желаю вам успехов в работе, умейте видеть и замечать!