Занимательные упражнения по русскому языку

Панова Любовь Васильевна

викторины, ребусы, кроссворды, шарады

Скачать:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА

Нота ФА+НЕОБХОДИМАЯ ПРИПРАВА=

Нота ФА+УЧАСТОК ЗЕМЛИ, ЗАСАЖЕННЫЙ ДЕРЕВЬЯМИ=

КАР+ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ=

ЗАЛ+ КОЛЮЧИЕ ЖИВОТНЫЕ=

ГАЗ+ ВЕЧНОЗЕЛЁНОЕ ДЕРЕВО=

БА+БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД=

ЯР+ЛЮБИМОЕ ЛАКОМСТВО СОБАКИ=

ЯР+НЕОБХОДИМЫЙ ПРЕДМЕТ ДЛЯ ОТПРАВЛЕНИЯ ПИСЬМА=

МЕСТО СБЕРЕЖЕНИЯ ДЕНЕГ+ТО,БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ=

СРАРАЖЕНИЯ+СОБАЧЬЕ ЛАКОМСТВО=

СРАЖЕНИЕ+ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ=

Нота ДО+ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ==

Нота ДО+РОЖКИ У УЛИТКИ=

Нота ДО+ участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + А =

Нота ДО+ТЕРМИН ИГРЫ В ШАШКИ, ШАХМАТЫ=

КАР+ГОРНОЕ СЕЛО=

С+ домашнее животное с мягкой пушистой шерстью =

С+ хвойный лес =

С+ спрятанные ценности =

С+ место стоянки судов =

С+ тонкая ветка =

С+ сражение =

С+ дом для отдыха =

ЯР +деталь внешности мужчины или животного =



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игротека на уроках русского языка

Введение элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Игры позволяют отрабатывать практические умения и навыки, обеспечивают высокий уровень мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности учащихся.
Ученик в процессе игры получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других. Любая игра сплачивает, рождает сотрудничество, создает условия для взаимопомощи. Особенную помощь игра приносит для слабоуспевающих детей, так как в процессе игры и подготовки к ней у них появляется повышенная учебная мотивация.
У игры свои правила. В финале всегда выявляются «лучшие», которые обязательно отмечаются похвалой или поощрительными призами. Высокую эффективность приносят игры, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически.
Игра помогает учителю оценить: как усвоена тема, каковы возможности учащихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать педагогическую поддержку.

 «СУНДУЧОК»                        

Учитель с сундучком в руках проходит по рядам, останавливаясь перед каждым учеником. Предлагает приоткрыть крышку сундучка и вытащить лепесток, на котором написано слово. К этому слову необходимо подобрать фразеологизм. Например:

мало – кот наплакал
запомнить – зарубить на носу
умный – семи пядей во лбу
совестливый, непохожий
на других – белая ворона
обманывать – лапшу на уши вешать
ничего не делать – плевать в потолок
мало – с гулькин нос
громко кричать – во всю Ивановскую
работать плохо – спустя рукава

«ДЕРЕВО» 

(класс делится на 3 команды, на доске нарисовано 3 дерева с одинаковым  количеством веток). От каждой команды по 1 человеку к доске выбегают ученики и записывают слова на заданную орфограмму, например: написание – Н, - НН- в разных частях речи. Побеждает та команда, которая без ошибок напишет больше слов на веточках дерева.

Например: Необдуманно, юный, юннат, соломенный, гусиный, целинная, необыкновенный, раненый, длинна, не решена, посаженное дерево, смышленый, истинный, неожиданно, румяный.

«НАБОРЩИК» 

За 1 минуту необходимо набрать как можно больше имен существительных из
заданного слова. (Можно иметь одну букву в запасе). Например: за 1- 2 минуты  необхродимо набрать существительные из прилагательного «ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО». Ученик, набравший большее количество слов, получает приз.

«СТРОИТЕЛЬ»

За 3 минуты  необходимо построить пирамиду из имен существительных (1 ряд – основание оно включает 13 букв, 2 –12,…11ряд из 2-х слов по принципу убывания букв, каждое слово начинается с буквы - С- (или любой другой).

старшеклассник (13)
стереосъемка (12)
суверенитет (11)
стюардесса (10)
сторонник (9)
симфония (8)
суббота (7)
секрет (6)
семья (5)
село (4)
сад (3)
су(2)

«МЯЧИК»

Передаем по цепочке мячик, принимающий называет существительные 2-го склонения, тот, кто допустил ошибку, выходит к доске и проводит морфемный анализ слов, заранее прописанных на обратной стороне доски.
Например: (существительные 2-го склонения) заяц, кофе, метро, кинжал, окно, сериал, кресло, медведь.

«СОБЕРИ БУСИНКИ»

Жил-был на свете злой волшебник. Он собирал на нить бусинки и каждую называл женским именем, которое начиналось с 3-х букв - А, И, К -. Вдруг поднялся ветер и разорвал нить, бусинки рассыпались по всему белому свету. Ваша задача, ребята, собрать бусинки, соблюдая алфавитный порядок.

Например: Авгусина, Аглая, Ада, Альбина, Аза, Алла, Арина, Ирина, Иза, Илона, Катерина, Кливия.

«ЧЕТЫРЕ КОМНАТЫ»

В вашей квартире, ребята, 4 комнаты. Попробуйте расселить  данные слова. ( В 1-ю комнату поселите  сущ. мужского рода, во 2-ю - сущ. женского рода, в 3-ю - сущ. среднего рода, в  4 – ю - сущ. общего рода).

(аэрозоль, вуаль, авеню, шупальце, зал, метро, погон, бандероль, плацкарта, повидло, монисто, кашпо, рельс, дом, шампунь, доктор, водитель, тапка, туфля, тюль, толь, ветошь, кенгуру, сирота,
забияка, галерея, речь, денди, пони, такси, фрау, леди, пальто, Тбилиси, салями, Миссисипи, мозоль, фасоль, фамилия, вуаль, лебедь, вермишель).

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

(имя числительное)
Нет пятерых девочек
Четверо ножниц
Обе руки
Семь котов
Три красивых коня
Шестеро пар глаз
Трое дней
Семеро генералов

«ТРИ  БОЧОНКА»

Приехал на базар мужик и начал продавать слова: «Покупайте нужные слова! Слова волшебные. Тот, кто угадает задание, осчастливит себя и все свое семейство».  Ребята, попытайте и вы счастья! В бочонках слова на ударение (ударение  в них падает либо на первый, на 2 или  на 3 слог). Угадайте, в каком бочонке  данные слова. Угадать  вы можете только в том случае, если правильно расставите ударение:

Арест, атлас (сорт ткани), балованный, банты, взяты, газопровод, декада, колледж, каталог, заиндеветь, кабель, камбала, квартал, кашлянуть, петля, мельком, кухонный, облегчить, отчасти, украинец, усугубить, танцовщица, усугубишь, созыв, щавель, шрифты, жалюзи, столяр. (Необходимо правильно проговаривать их).

«СБОРКА»

(собери предложение из слов)

СТАРЫЙМОРЯКВЫШЕЛНАПРОГУЛКУВСВОЕМНАРЯДНОМКИТЕЛЕ.
УЧЕНИКИМАЛОСТЬПЕРЕИГРЫВАЮТВСПЕКТАКЛЕ. ЕКАТЕРИНАБЫЛАПОСТАВЛЕНАНАПРЕСТОЛ.

БЕГ ПО КРУГУ» 

Подбери синонимы к словам:

смелый –
очи –
буря –
назойливый –
работа –
тратить-

«ГРАМОТЕЙ-КА»
(Слитно, через дефис, раздельно).

Учитель называет слова. Ребята, не проговаривая вслух, должны показать правильное написание слов. Если слово пишется через дефис, ученики поднимают правую руку, если слитно – левую, если раздельно - кивают головой.

(Дорогостоящий, многоуважаемый, долгоиграющая, давно минувшие дни, вышестоящих, гладко причесанные волосы, она высоконравственна, вечнозеленый кустарник, высокохудожественный, финансово-экономический, уныло-кислое, полтарелки, пол-яблока, пол-люстры, темно-синий, серебристо-зеленый, Южно-Китайское озеро, полуфинал, полстола, Ростов-на-Дону, Ла – Рошель, Книппер – Чехова, Римский – Корсаков, братья – гимназисты, завкафедрой, филфак, авиабилет, сорокаметровый, сумасшедший, баснописец).

«КОРРЕКТОР»

Ребята, я предлагаю вам стать корректором газеты на несколько минут. Ваша задача: исправить ошибки в данном тексте.

Александр Владимировичь пршол со встречи оживленный, с букетиком красных гвоздик, каторые тутже вручи л супруге. Она улыбаясь, цветы приняла, это и ее веть празник поставила зоботливо в вазу. Александр Владимировичь паказывает семейные альбомы. Есть вних снимки однапалчан фотографии со сьезда прафсаюзов, делигатом каторого он был в 1977 году от Горькавской облости. На прозьбу показать на фотографии себя говорит: «А вот я, в последнем ряду, нелюблю высововатся».

«ПОЛУЧИ ПЯТЬ»

Поочередно и попарно учащиеся выбегают к доске и записывают под диктовку  учителя или консультанта, заранее подготовленные  слова. Кто дольше всех
продержится у доски (до 25 слов), тот получает оценку «5». (Если ученик допустил ошибку, он садится на свое место. К доске выходит следующий и т.д.)

Например: глиняный, избалованный, много задач, чай горяч, покрашенный пол, израненный солдат, раненый, дочка, тишь, ночь, нянчить, венчик, решенная задача, утренний, ненастье, несчастье, не было, невежливый, полусапожки, полстула, пол-апельсина, по-весеннему, зашел, шелковый, жесткий, желудь, шорох, прикасаться, коснулся, забирать. 

«ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ»

По заданному началу учащиеся по цепочке составляют текст на такие темы, как: «Сегодня утром я увидел…», «Вот и солнышко встало», «Школа – наш второй дом», «Двойка в дневнике», «Случайная встреча обрадовала меня…», «У меня зазвонил телефон…». (Один ученик отслеживает  культуру речи учащихся, отмечает грамматические и речевые ошибки).

 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

На доску вывешивается цветок. На семи лепестках записаны задания для групп.
Члены группы подходят к доске, срывают лепесток, выполняют задание.

(Задания: составить буриме; подчеркнуть гл. члены предложения в тексте; назвать самостоятельные части речи; отгадать загадку; подобрать синонимы к фразеологизмам; и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ КРОССВОРД

Слайд 2

5 6 4 1 8 9 2 2 3 3 7 Заполните пустые клетки «лишними» словами По каким языковым признакам вы выделяете эти слова? Разберите их по составу

Слайд 3

5 6 4 1 8 9 2 2 3 3 7 По горизонтали Подоконник, подорожник, подосиновик.

Слайд 4

Н 5 6 4 О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По горизонтали 2. Волюшка, долюшка, плюшка.

Слайд 5

Н 5 6 4 А К Ш Ю Л П О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По горизонтали 3. Черемушка, тетушка, погодушка.

Слайд 6

Ё М У А К Ш Н Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По горизонтали 4. Коньяк, остряк, моряк.

Слайд 7

Ё М У А К Ш К Я Ь Н К О Н Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По горизонтали 5. Шипение, хрипение, хранение.

Слайд 8

Ё М У А К Ш К Я Ь Н К Х Е И Н Е Н А Р О Н Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По вертикали 2. Шкафчик, узорчик, перчик.

Слайд 9

Ё М У А К Ш К Я Ь Н К Х Е И Н Е Н А Р О Н Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П Е О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По вертикали 3. Собачонка, книжонка, чемпион. К И Ч

Слайд 10

Ё М У А К Ш К Я Ь Н К Х А К Е И Н Е Н А Р О Н О И П М Е Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П Е О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По вертикали 6. Ларец, отец, перец. К И Ч

Слайд 11

Ё М У А К Ш К Я Ь Н К Х Л А Р Ц А К Е И Н Е Н А Р О Н О И П М Е Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П Е О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По вертикали 7. Вышка, мышка, шишка. К И Ч

Слайд 12

Ё М У А К Ш И Ш А К Я Ь Н К Х Л А Р Ц А К Е И Н Е Н А Р О Н О И П М Е Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П Е О Ж К И П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По вертикали 8. Осинка, перинка, льдинка. К И Ч

Слайд 13

Ё М У А К Ш И Ш А К Я Ь Н К Х Л А Р Ц А К Е И Н Е Н А Р О С И Н К О И П М Е Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П Е О Ж К И О П О Д О Р 1 8 9 2 2 3 3 7 По вертикали 9. Хрящик, лещик, ящик. К И Ч

Слайд 14

Ё М У А К Ш И Ш А К Я Ь Н К Х Л А Р Ц А К Е И Н Е Н А Р О С И Н К О И П М Е Ч Е Р 5 6 4 А К Ш Ю Л П Е О Ж К И О И П О Д О Р Я Щ 1 8 9 2 2 3 3 7 По вертикали К И Ч



Предварительный просмотр:


УЧИМСЯ ИГРАЯ

Непроизносимая согласная

I. Подберите близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Печальный.
2. Удачливый.
3. Огромный
4. Веселый.

5. Отважный.
6. Знаменитый.
7. Здешний.
8. Правдивый.

Непроизносимая согласная

I. Подберите близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Печальный.
2. Удачливый.
3. Огромный
4. Веселый.

5. Отважный.
6. Знаменитый.
7. Здешний.
8. Правдивый.

Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7. Местный. 8. Честный.

Ключевое слово: синонимы.

II. Подберите слова с непроизносимой согласной, противоположные по значению данным – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Будни.
2. Милосердный.
3. Отвратительный.
4. Жадный.

5. Любимый.
6. Безучастие.
7. Раздельный.
8. Погожий.

II. Подберите слова с непроизносимой согласной, противоположные по значению данным – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Будни.
2. Милосердный.
3. Отвратительный.
4. Жадный.

5. Любимый.
6. Безучастие.
7. Раздельный.
8. Погожий.

Ответы: 1. Праздники. 2. Безжалостный. 3. Прелестный. 4. Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6. Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.

Ключевое слово: антонимы.

Проверьте непроизносимую согласную подбором родственного слова. В каком слове непроизносимая согласная не проверяется?

Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши

I. Если впишете отгадки в строчки,
то прочтете ключевое слово.

1. Стоит колюка,
Одета в багрянец,
Кто подойдет,
Того кольнет.

2. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.

3. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам: ...

4. Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.

5. Из горячего колодца
Через нос водица льется.

6. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.

7. Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.

8. Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко-красный глазок глянет.

Ответы: 

1. Шиповник.
2. Снежинки.
3. Жираф.
4. Часы. 5. Чайник.
6. Туча. 7. Чулок.
8. Машина.

Ключевое слово: перчатка.

II. Впишите в строчки отгадки –
и прочтете в столбике ключевое слово,
отгадку загадки:

Словно розочки, цветы –
просто чудо красоты!
Яркие, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие.

1. Сами крошки,
Боятся кошки,
Под полом живут,
Туда все несут.

2. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

3. Пять мальчиков,
пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
в темные чуланчики:
Каждый мальчик –
в свой чуланчик.

4. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки – из палки,
В руках – мочалки.

5. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.

6. Белые горошки
На зеленых ножках.

7. Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки.

8. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

Ответы:

1. Мыши.
2. Ежик.
3. Перчатка.
4. Чучело.
5. Свеча.
6. Ландыши.
7. Лыжи.
8. Щука.

Проверяемая безударная гласная

I. Если вы впишете все отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова –
И Федя неряху увидел
... лохматого.

1. Сердита мать,
да прикрыла деток
До красного дня
пуховым одеяльцем.

2. Одно бросил –
целую горсть взял.

3. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока
затянуты в облака.

4. В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.

5. Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
В сарай попала,
кур пересчитала,
И горлана-петуха
унесла она в леса.

6. Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит.

7. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.

В каких словах безударная гласная в корне
проверяется изменением формы слова,
а в каких – подбором родственного слова?
Найдите слова, в которых безударная гласная
проверяется двумя способами.

Ответы:

1. Зима.
2. Зерно.
3. Гора.
4. Река.
5. Лиса.
6. Метель.
7. Дерево.

Ключевое слово: зеркало.

II. Подберите слова с проверяемой
безударной гласной в корне,
противоположные по смыслу данным,
и прочтете в столбике ключевое слово.

1. Говорить.
3. Длинный.
5. Ломать.
7. Забывать.

2. Горячий.
4. Кривой.
6. Терять.
8. Легкий.

Ответы:

1. Молчать. 2. Холодный. 3. Короткий.
4. Прямой. 5. Чинить. 6. Находить.
7. Вспоминать. 8. Тяжелый.

Проверьте безударную гласную в корне
путем подбора родственного слова.

Ключевое слово: антонимы.

III. Отгадав загадки в строчках,
вы прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Вырос в поле дом,
полон дом зерном,
Стены позолочены,
ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом.

1. Без рук, без ног на брюхе ползет.

2. Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге,
Где сошлись пути –
Помогает улицу
Людям перейти.

3. Кто в году четыре раза переодевается?

4. Жар-птица летает,
Золотые перья роняет.

5. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

В каких словах безударная гласная в корне
проверяется путем изменения формы слова,
а в каких – путем подбора родственного слова?

Ответы:

1. Червяк.
2. Светофор.
3. Земля.
4. Огонь.
5. Осень.

Ключевое слово: колос.

Ь – показатель мягкости согласных

I. Впиши отгадки.

1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

2. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили
В ушанке заячьей зимой,
А летом – с бритой головой.

3. Шел долговяз,
В сыру землю увяз.

4. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

5. Шуба нова,
На подоле дыра.

6. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.

7. Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь куст опадет.

8. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес:
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И, поднявши вихрем пыль,
Побежит...

Ответы: 

1. Ель.
2. Пень.
3. Дождь.
4. Желудь.
5. Прорубь.
6. Портфель.
7. Календарь.
8. Автомобиль.

Как обозначена мягкость
согласного на конце слова?
На конце какого слова слышится
парный согласный звук?
Подберите проверочное слово.
Какой буквой обозначен парный согласный?
В каком из слов количество букв
совпадает с количеством звуков?

II. Если вы впишете отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.

1. Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные.

2. Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.

3. Репы сестра
На язык остра.

4. За дверкой этой
лед и иней,
Здесь даже летом
холод зимний.

5. В доме есть слуга у нас,
Знает он, который час.
По утрам, когда ты сонный,
Он звонит, как заведенный.

6. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.

7. Два блестящих братца,
Точно ветер, мчатся
И всю зиму напролет
Чертят, режут звонкий лед.

8. Крыльями машет,
А улететь не может.

Ответы: 

1. Пальцы.
2. Письмо.
3. Редька.
4. Холодильник.
5. Будильник.
6. Сосулька.
7. Коньки.
8. Мельница.

Ключевое слово: апельсин.

Совпадает ли количество букв
с количеством звуков в словах-отгадках?

TopList



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Магические квадраты

Задание. Зачеркните (закрасьте) только глухие твёрдые согласные звуки.

Какая буква у вас получилась?

 (Квадраты раздаются учащимся класса. Данное задание позволяет быстро проверить знания учащихся по теме «Фонетика, согласные звуки»)

с

к

т

ф

п

д

в

ш

б’

б

р

н

щ

м

й

Р’

ж

ч

з

м’

г

в’

ц

д’

л

Правильный ответ:

с

к

т

ф

п

д

в

ш

б’

б

р

н

щ

м

й

Р’

ж

ч

з

м’

г

в’

ц

д’

л

Тема: «Правописание корней  -раст-   - -рос-»

Задание: вставьте буквы соблюдая номера заданий. Закрасьте клетки с буквой «А». Какая буква у вас получилась?

  1. Выр..сти 2.р..сток 3. Р..стение. 4. Зар..сли. 5.р..стительный. 6. Водор..сли. 7. Отр..сль. 8. Подр..сла. 9. Выр..щенный. 10.Р..сти. 11. Взр..щённый. 12. Р..сточек. 13. Р..стислав 14.выр..с. 15.Р..стительность. 16.Подр..сли

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Тема: «Правописание корней  -раст-   - -рос-»

Задание: вставьте буквы соблюдая номера заданий. Закрасьте клетки с буквой «А». Какая буква у вас получилась?

  1. Выр..сти 2.р..сток 3. Р..стение. 4. Зар..сли. 5.р..стительный. 6. Водор..сли. 7. Отр..сль. 8. Подр..сла. 9. Выр..щенный. 10.Р..сти. 11. Взр..щённый. 12. Р..сточек. 13. Р..стислав 14.выр..с. 15.Р..стительность. 16.Подр..сли

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Тема: «Правописание корней  -раст-   - -рос-»

Задание: вставьте буквы соблюдая номера заданий. Закрасьте клетки с буквой «А». Какая буква у вас получилась?

  1. Выр..сти 2.р..сток 3. Р..стение. 4. Зар..сли. 5.р..стительный. 6. Водор..сли. 7. Отр..сль. 8. Подр..сла. 9. Выр..щенный. 10.Р..сти. 11. Взр..щённый. 12. Р..сточек. 13. Р..стислав 14.выр..с. 15.Р..стительность. 16.Подр..сли

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Правильный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Тема Фонетика. Двойная роль букв е,ё,ю,я.

Задание. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Закрасьте соответствующие клетки. Какая буква у вас получилась?

1.яблоко 2.ёжик 3.соловья (Р.п.) 4. медвежье 5.юла 6.гусёнок 7.масленица 8.брюшко 9.ярмарка 10.весна 11 февраль 12.лютик 13.ящик 14.удивляться 15.карусель 16.воробья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Правильный ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Тема. Однокоренные слова и формы слова.

Задание: в соответствующих клетках поставьте буквы «О» - однокоренные слова или «Ф» - формы одного и того же слова. Закрасьте букву «О».  Какая буква у вас получилась?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1 ф

2 ф

3 о

4 ф

5 ф

6 о

7 о

8 о

9 о

10 о

11 о

12 ф

13 о

14 ф

15 о

16 о

17 о

18 о

19 о

20 о

21 ф

22 ф

23 о

24 ф

25 ф

  1. Зима – зимы, 2.весна-весной, 3.праздник- праздничный, 4.праздник – празднику 5. Калоша – калоши, 6. Изба – избушка 7.скороход – скороходный 8. Честь – честный 9. Чеснок – чесночный, 10. Караул – караульный, 11.стол – столик, 12. Слово- слова,13. Слово – словесный, 14. Пенал – пеналом, 15. Скворец – скворечник, 16. Лестница- лестничный, 17. Заяц –зайчонок, 18. Школа – школьный 19. Кухня- кухонный, 20. Масло – масляный 21-масло – масла, 22. Месяц – месяца, 23 луна – лунный, 24 луна-луны, 25 прикроватный – прикроватного.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОЛОВОЛОМКА «В ШКОЛЕ».

НАЙДИТЕ СЛОВА: УЧИТЕЛЬ, ГЛОБУС, КЛАСС, ДОСКА, УЧЕБНИК, КАРТА, ЛАСТИК, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, РАНЕЦ, ПЕНАЛ, РУЧКА, ПОРТФЕЛЬ, МЕЛ, ОЦЕНКА, УЧЕНИК, ПЕРЕМЕНА, КАНИКУЛЫ, ДНЕВНИК.( Слова  можно читать по горизонтали, по вертикали, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.)

Л

А

Ц

Ц

Д

О

С

К

А

К

С

П

А

Л

Е

М

Ш

Р

У

Н

О

А

С

О

Н

Б

Н

Х

Ю

Ь

Б

М

Ц

Н

А

У

Е

В

А

Ф

Я

Л

О

Л

Е

И

Л

Ч

П

О

Р

Т

Ф

Е

Л

Ь

Н

К

К

Е

А

Г

Н

Е

К

Т

Г

И

К

У

З

Б

Р

Д

О

Т

К

И

Т

С

А

Л

Ж

Н

Т

Е

П

Р

У

Ч

К

А

Е

Ы

Д

И

А

Т

Р

А

К

У

З

В

О

Н

О

К

М

Ж

Р

Д

Н

Е

В

Н

И

К

Г

В

Л

З

С

Ь

Б

У

Ч

Е

Н

И

К

А

К

Ч

Т

У

А

Н

Е

М

Е

Р

Е

П

ГОЛОВОЛОМКА «В ШКОЛЕ».

НАЙДИТЕ СЛОВА: УЧИТЕЛЬ, ГЛОБУС, КЛАСС, ДОСКА, УЧЕБНИК, КАРТА, ЛАСТИК, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, РАНЕЦ, ПЕНАЛ, РУЧКА, ПОРТФЕЛЬ, МЕЛ, ОЦЕНКА, УЧЕНИК, ПЕРЕМЕНА, КАНИКУЛЫ, ДНЕВНИК. .( Слова  можно читать по вертикали ,по горизонтали, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.)

Л

А

Ц

Ц

Д

О

С

К

А

К

С

П

А

Л

Е

М

Ш

Р

У

Н

О

А

С

О

Н

Б

Н

Х

Ю

Ь

Б

М

Ц

Н

А

У

Е

В

А

Ф

Я

Л

О

Л

Е

И

Л

Ч

П

О

Р

Т

Ф

Е

Л

Ь

Н

К

К

Е

А

Г

Н

Е

К

Т

Г

И

К

У

З

Б

Р

Д

О

Т

К

И

Т

С

А

Л

Ж

Н

Т

Е

П

Р

У

Ч

К

А

Е

Ы

Д

И

А

Т

Р

А

К

У

З

В

О

Н

О

К

М

Ж

Р

Д

Н

Е

В

Н

И

К

Г

В

Л

З

С

Ь

Б

У

Ч

Е

Н

И

К

А

К

Ч

Т

У

А

Н

Е

М

Е

Р

Е

П

ГОЛОВОЛОМКА «В ШКОЛЕ».

НАЙДИТЕ СЛОВА: УЧИТЕЛЬ, ГЛОБУС, КЛАСС, ДОСКА, УЧЕБНИК, КАРТА, ЛАСТИК, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, РАНЕЦ, ПЕНАЛ, РУЧКА, ПОРТФЕЛЬ, МЕЛ, ОЦЕНКА, УЧЕНИК, ПЕРЕМЕНА, КАНИКУЛЫ, ДНЕВНИК. .( Слова  можно читать по вертикали ,по горизонтали, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.)

Л

А

Ц

Ц

Д

О

С

К

А

К

С

П

А

Л

Е

М

Ш

Р

У

Н

О

А

С

О

Н

Б

Н

Х

Ю

Ь

Б

М

Ц

Н

А

У

Е

В

А

Ф

Я

Л

О

Л

Е

И

Л

Ч

П

О

Р

Т

Ф

Е

Л

Ь

Н

К

К

Е

А

Г

Н

Е

К

Т

Г

И

К

У

З

Б

Р

Д

О

Т

К

И

Т

С

А

Л

Ж

Н

Т

Е

П

Р

У

Ч

К

А

Е

Ы

Д

И

А

Т

Р

А

К

У

З

В

О

Н

О

К

М

Ж

Р

Д

Н

Е

В

Н

И

К

Г

В

Л

З

С

Ь

Б

У

Ч

Е

Н

И

К

А

К

Ч

Т

У

А

Н

Е

М

Е

Р

Е

П



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Словесная путаница .

Задание: Внимательно просмотрите каждую строчку и попытайтесь обнаружить среди случайных букв слова.

Я Ь М А С К А Е Щ Э Б Х Л Е Б Е Б Г С З М

Г Ф Ф К Ч Ы Д И В А Н О Р О Э Н П И Щ А Ч

О Т И В Р А Д И О Л С Т С Я Г У А Р У Ф Р

Ф У З В Ъ И С К Р А Г Ш Ш Т Т С Ъ М Я Ч Э

Л Ы Ж И Щ Б Р А Т З И Г Р У Л О В Ф Э Д Х

Ч Л Б Ё Ж И К Я В Д Ч У Д А В Ё Х Ю У Х А

Ю П Я Д Р Е Ж И М Е Ч Ъ И Х Ц З Ф Э Ж Б Г

Ё Э Ц Ъ К Г О Р О Д Щ Ц П Х С Н Е Г И Р Ь

Ж Щ Я И Ф Я Г У С Ь Т Ы Щ А П О Р Т П Н Б

У Г В Ш Э Я К О Р Ь Е Е Ё Р Б Э П Л О В Л

Ж Щ Е Ш Б И Н Т Б Т Ё З Р Б Ж Я З Ы К З Д

Х А П Ъ У Ш З А В О Д Ч М Щ Ч Ъ Ж У Л И К

Т Ш У К Л З Ж А Л О В О С Ё Т Р Ч Н Ё З Р

Р А Х Б Ф Е Р М А В П И Б А К Н Ш Ж А Ё Ж

Ф Ш Д Я Б Т К А З А К О Ъ О Ъ Ж И З Н Ь Я

М Ё К Н В Е Р А Щ Ь Ж Л У Н А З Ь Б Ё Ж Ю

Щ Ю К Е П А К Е Т А Я Т П О Д А Л Ь Т Я Ы

Щ Ы Э Ь Р Н Н А У К А Ь А С Ь Ж И Р А Ф П

Э Ь Ь Ю Э М А С К А Ш Т Т Г Л Ф А Р А О Н

Ъ М Д Щ О Ж Н О Л Ь В Ы Р В И Р А Ж В Ч Ъ

Н Н Х М А Р Ш Г И Т Ъ Ч У Л А Н О У Л О

Ъ Д Р Б Ц Ъ Х О Л О Д Ц Е Р У Л О В Р Ч Ц

С Ш Ф Щ М Ы Т Р У Б А Л Ц К В Е С Н А М Ф

К Ь Х Ц О З Е Р О В Я М А Г Р Ж Я Х Т А Е

Ш Ф О Ж Ю Б А З А Т З Ё С Т У Л К М П Т М

П Т Д Ё Г Р О З А Ж Ф Х Ж Ъ С Л Е З А Ё Р

Щ Ь Н Ы В А Г О Н Ъ Н Д У Ш А Ш М С Н Ш Д

Ю Ь Х Х Э Ё Р Ы Б А Ч Щ С Щ И Т О Ъ Х Ф

С Щ О Ю Ц И Л А В К А Ч У Б Ч З А В О Д Ь

Е О Ь Ю Г Я К О Р А В Ь Ц Е Н Т Р Е Г М У

Ш Я Г О Б М А Н В Б Д Ж Е Г О З А М Ю Р В

В Я Я Ж Ё Л К А Щ О К Т А К С А С С К Ц Ф

Х Ю Ф К А Р Б У З З Б М Г Ю Ж А Б А И Д Л

Б Ю Ё Ж Ю Р А Д И О З Щ Г Т Ъ К С Ы Р Т Э

Х Ц О Ш Х Ы Г О Р А В В Я Ч Ш Щ Ж И Р Я Э

Ю Ж Ч А Р Ы Х Ч Ш Ф Ь С Ш У Х О Р Р Ц Л Е

Е Ы Ц З А Я Ц Л А Б Ч К Е А Д Р Е С О Д Щ

Е Ё Х Ё Х П А Л Е Ц Ц Б П З И М А Ф Ы Г Щ

Б Е Ё Г И Т Р О Н Щ П Щ А Ь Л А В К А Я П

Л Щ М И Р Ь Б И Н Т Щ Ч В Ф Р А Н Т Ц И У

Ю К Л В Е С Н А Х Е П О Б И Д А Б И Ш Р Т

З М М Ё А З О Т О Г С Ь Ж Ъ Ь З М Е Я С Ф

Х У А Н З Т Н О Ч Ь Ё Н Ч Я Ш К О Л А Г Э

Ы Л А Ч Ь З А В О Д Т А Х А Д И С К Ю Р Х

Ш А Р К О Н С А Ж А Ъ Д Ф Х Л Е Б Ч Ю У Т

Р Т Д Л У Н А С Ы З Ц П И Р О Г Д Н Ч С Ц

Ч Я Ф С Г В Е Р А Ж Э Ц Б У С Ы Л Щ Н Ё Ц

Ж Я Р Ч К Н И Г А Ё Ъ Э В Л Ь К Б К У Ж Ю

Б О К Ю Д С Г Н О М П Ш Ц Щ Т Р У Б А Д Ж

Ш Щ Д Б И Г Р У Н М С Ё М Щ Е Г О Л Х Ч Ю

У Ъ У Г О Р Ь А И Ц С П Ш С О К Ч Э Ы Ё

Я М Я Ъ Ю К А Д Е Т О Л О Д О Б Р О Г С Ё

Р И У Э Ё Л К А Е Д Ш К Ж Ь Х В О С Т Ы Ф

П Ё Ь Ц Ж З А Р Я Т Р Ф И Н Ф А К Т Ж Ц Ч

Д Р А К Х Е Ш А Л А Ш Ж А П Щ А З О Т Ф Ь

Б З Б А З А Я Г У Ш У Л О В Х З Ж У К П Ё

Ъ Л У Щ Т М А Й К А О Р Ю Ц Т У Т К А С Ж

Г Ф У Ш Щ К А Д Е Т Ч Ъ К Ж Г О Р А В Ъ Я

У Ш Ц С Н Г Р А Д И О З Ш Р У Ш Ш А С Л

Н Я Х Ц Л А В К А Т Д Ю З В О Н Т Х З Ъ Г

С Ы Р Ч Ш А Л Ь П У Е О Я К Ы Д Р У Г В В

М Ъ М И Ч М О Р Е Ё З Г А З Е Т А К Е Ъ Ё

М Ф Д П Щ П О Р Т Э Щ И Т С Г Ш Ъ Ъ Щ Ы

Э Ё П Д З А Р Я Ч Ф Ц С Щ Щ Ъ П И Р О Г

К Э П Т Д Ф Д Е Н Ь У Ф К О Р Ф Р П Ы З Э

О Я Ы А Ж Я Г У А Р А Ъ Х Ф О Р С А Ж Е Ц

Ь А П С Я М А Р С Ё В А З И Я Э Ё Щ Я Г А

Ч Х Р Э П В Т А Й Н А Я Р З Н Ж Т З Р О С Т

Я Л Ъ Ю О Г Д О Б Р О Я Ю Г И У Д А В Ь Я

З Щ Ё И Т Р У Б А Э Ц П Д У М К А Ь Е Я А

И К Б Я А Ъ О К Н О Д З У Д Х Ъ С Д Ы Р А

Э Ц П Х Ф Ж А Л О Ч Р Р Д А Н Ь И Ф А Ъ Ж

А Р Н Ф Е Р М А И Р В Х Х Л Е Б Н А Ш Ё Ж

Я Ч Н А Р А Ш А Л Ь А Ц А П Л Я  Х В Ы Ъ К

Е В Я Н К А П Л Я М Ш Ё Л К Л С З Х У С В



Предварительный просмотр:

ИГРА «Собери слова»

СЛОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ.

Соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.

Д

Т



Предварительный просмотр:

Филворд № 1

  1. Он есть в каждой машине (5)
  2. Игрушка для девочек (5)
  3. Проем в стене (4)
  4. Предмет для умывания (4)
  5. Предмет кухонной мебели для сидения (7)

Филворд № 2 "Звери"

Найди 8 зверей. 7 лесных и 1 среди них спрятался домашний. Кто это?

Филворд № 3

Буква спряталась.

Разгадай правильно весь филворд

и найдешь спрятавшуюся букву.

1. Предмет для рисования (8)

2. Волосы, растущие на подбородке (6)

3. За ним сидят (4)

4. Часть тела (6)

5. Сельскохозяйственное рогатое животное (6)

6. Корабль с паровым двигателем (7)

7. В него мы набираем воду (5)

8. Она бывает во время грозы (6)

9. Холодный суп с квасом (7)

10. Небольшая, неядовитая змея (2)

11. Топкое, мокрое место, там можно провалиться и утонуть (6)

(количество букв в скобках обозначает количество букв в слове)

Филворд № 4 "Сказочный"

Найди названия 5 сказок.

1. Сказка про девочку, у которой были хрустальные туфельки.

2. Сказка про овощ, который посадили дед и бабка.

3. Сказка про домик, в котором жили звери.

4. Сказка про девочку, которая жила в лесу у семи гномов.

5. Сказка про того, кто катился по дорожке и пел песенку.

Филворд № 5 "Вкусненький"

А здесь нужно найти блюда, которые мы все так любим есть! Вот они:

борщ, блины, каша, котлета, оладьи, плов, пюре, рагу, рис, сыр, уха, щи

Филворд № 6 "Бытовая техника"

В этом филворде спрятались предметы техники,

которыми мы часто пользуемся дома.

1. По нему звонят (7)

2. По нему смотрят передачи и мультики. (9)

3. Его слушают (5)

4. Прибор для поджаривания ломтиков хлеба (6)

5. Прибор для чистки пыли и мусора с ковров (7)

6. Прибор для проигрывания и записи музыки (10)

7. Она нужна, чтобы принимать программы по телевизору (7)

8. Прибор для сушки волос (3)

9. Прибор для глажения одежды (4)

10. Прибор для кипячения или подогревания чая (6)

(количество букв в скобках обозначает количество букв в слове)

Филворд № 7

Отгадай филворд и из 4 оставшихся букв составь имя девочки.

1. На них катаются с горки (5)

2. Царь зверей (3)

3. Что купила Муха-цокотуха? (7)

4. Мелкая денежная единица России (7)

5. Что получают на праздник?(7)

6. От кофты он отличается тем, что его надо натягивать через голову (6)

7. Полевой цветок с белыми лепестками (7)

8. Кошачий ребенок (7)

9. Какие сапоги вы одеваете, что шлепать по лужам? (9)

10. То, что мы читаем (5)

11. Он готовит еду (5)

12. Вода с неба (5)

13. С нее весело кататься и зимой и летом (5)

14. Самый главный белый гриб (7)

15. Большая черная кошка. В сказке про Маугли ее звали Багира (7)

16. Он нужен, чтобы тебя не закапал дождик. (4)

Филворд № 8

Буква потерялась.

Разгадай правильно весь филворд и найдешь лишнюю букву.

Здесь спрятались 7 мальчиков и 15 девочек. Найди их:

Александр, Боря, Вася, Василиса, Вера, Егор, Женя, Зоя, Зина,

Инга, Ирина, Ия, Катя, Лада, Людмила, Миша, Маруся, Маша,

Слава, Оля, Петя, Яна.

Филворд № 8

Буква потерялась.

Разгадай правильно весь филворд и найдешь лишнюю букву.

Здесь спрятались 7 мальчиков и 15 девочек. Найди их:

Александр, Боря, Вася, Василиса, Вера, Егор, Женя, Зоя, Зина,

Инга, Ирина, Ия, Катя, Лада, Людмила, Миша, Маруся, Маша,

Слава, Оля, Петя, Яна.



Предварительный просмотр:

ХАОС БУКВ «ЗИМА»

Ответы на вопросы уже вписаны в клеточки в виде

сплошных ломаных линий (меняют направление только под прямым углом).             Найди их!

С

У

Г

Ь

Ю

К

А

Ь

О

Р

В

Г

А

Т

Л

Б

М

Ы

Ж

И

О

Е

Т

Е

Л

О

К

К

С

Н

К

А

Н

Ь

К

Г

Е

Ч

Ё

О

С

И

У

Р

О

Л

С

У

Л

О

М

А

К

А

К

Ь

Р

О

З

У

Б

С

Н

П

Р

О

Р

Ь

Г

Е

В скобках указано количество букв

Наметённая ветром большая куча снега. (6)

Ледяная площадка для катания на коньках. (5)

Снежная буря. (5)

Сильный ветер со снегом. (6)

Деревянные полозья для хождения по снегу. (4)

Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (6)

Сказочный образ девушки, вылепленной из снега. (10)

Новогоднее украшенное дерево. (4)

Обледеневшая при стоке с крыши вода в виде стержня, полочки. (8)

Дед с мешком подарков. (5)

Собирается в сугробы. (4)

Отверстие, прорубленное во льду озера. (7)

ХАОС БУКВ «ЗИМА»

Ответы на вопросы уже вписаны в клеточки в виде

сплошных ломаных линий (меняют направление только под прямым углом).             Найди их!

С

У

Г

Ь

Ю

К

А

Ь

О

Р

В

Г

А

Т

Л

Б

М

Ы

Ж

И

О

Е

Т

Е

Л

О

К

К

С

Н

К

А

Н

Ь

К

Г

Е

Ч

Ё

О

С

И

У

Р

О

Л

С

У

Л

О

М

А

К

А

К

Ь

Р

О

З

У

Б

С

Н

П

Р

О

Р

Ь

Г

Е

В скобках указано количество букв

Наметённая ветром большая куча снега. (6)

Ледяная площадка для катания на коньках. (5)

Снежная буря. (5)

Сильный ветер со снегом. (6)

Деревянные полозья для хождения по снегу. (4)

Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (6)

Сказочный образ девушки, вылепленной из снега. (10)

Новогоднее украшенное дерево. (4)

Обледеневшая при стоке с крыши вода в виде стержня, полочки. (8)

Дед с мешком подарков. (5)

Собирается в сугробы. (4)

Отверстие, прорубленное во льду озера. (7)



Предварительный просмотр:

   1. Низок, да ключ, сладок, да не пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь.

   2. Расселась барыня на грядке, одета в мягкие шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка.

   3. Он попал под молоток, хрустнул раз - и треснул бок. Развалился хрупкий дом, трое братьев жили в нем.

   4. Бел как снег - в чести у всех, в рот попал - там и пропал.

   5. Сидит старик под землей, борода снаружи.

   6. Пушистый плод на ветке рос. Сладкий, сочный ...

   7. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.

   8. Круглый мяч пустился вскач, прыгнул в "Фанту" и тогда, стала вкусная вода.

   9. На дне морском лежит коряга, а называется ...

  10. Жесткий панцирь не беда - ароматная еда, всем достанется, для нас из Вьетнама ...

  11. Его не очень любят дети, но он полезен всем на свете.

  12. Он родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой.

  13. Не сметану и не масло налила нам мама в миски, мы все съели, облизнулись, не досталось даже киске.

  14. Жидко, а не вода, бело, а не снег.

  15. В ложке плоско, на сковородке пышно, на тарелке румяно.

  16. Мы с ватрушкою друзья, куда она, туда и я.

  17. Желтый шар, слегка горчит. Летом жажду утолит.

  18. Золотая голова на грядке прилегла. Голова велика, только шея тонка.

  19. Отбивная говяжья котлета вкусна, но котлетой по-русски зовется она.

        По-французски который уж год называют ее ...

  20. Кулинар Егорка лакомую горку нам испек на день рожденья - налетайте без стесненья!

  21. Со сковородки бутерброд к вам попасть мечтает в рот.

  22. Полосатый мяч футбольный, если спелый - все довольны.

  23. Растет в траве Аленка в наряднорй рубашонке. Кто ни пройдет - поклон ей отдает.

  24. Как камень были тверды груши. Их не грызут и их не сушат. Но приготовь из них варенье - и выйдет просто объеденье!



Предварительный просмотр:

Буква А

Я сборник карт, от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь, превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас - атлАс)

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили -
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
(АКТЕР - ТЕРКА)

Буква Б

Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
(БУКВЫ)

Вам известно или нет,
Есть такой на свете цвет.
Если ноту уберете,
В лес сосновый попадете.
(БОРДО - БОР)

С Д я к жидкостям привык,
С З огромный дикий бык.
(БИДОН - БИЗОН)

С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я нужна,
С С - для повара важна.
(БОЛЬ - МОЛЬ - РОЛЬ - СОЛЬ)

Я в горах расту обычно,
Крепок я, боюсь огня,
И комод и шкаф отличный
Можно сделать из меня.
У на А перемените,
И тогда, коль захотите,
Я с водой стоять могу.
С Ы пасусь я на лугу.
(БУК - БАК - БЫК)

Буква В

Я синоном к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И я козляток съем.
(ВОЛ - ВОЛК)

Хорошая погода!
Её мы ждем полгода.
Две точки зачеркни
И воду зачерпни.
(ВЁДРО - ВЕДРО)

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь -
И стану птицей я лесной.
(ВОЛГА - ИВОЛГА)

С буквой Ч для вас я
Друг, приятель.
Я стоит Ч сменить на Г,
Как перед вами станет неприятель.
(ВРАЧ - ВРАГ)

Буква Г

Кто играл в "горелки" летом,
До еще "горел" при этом,
Называл он раз - другой,
Слог и первый и второй.
Если дождь тебя застанет,
По спине забарабанит,
Чтоб насквозь ты не промок,
Раскрываешь третий слог.
Ты о целом слышал в школе
И видал, конечно, в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали.
(ГОРИ - ЗОНТ)

С буквой Л в игре в футбол
Часто слышим слово . . . .
С Д уж в слове смысл не тот -
Мерой стало - просто . . . .
(ГОЛ - ГОД)

Буква Д

С буквой Д вперед шагаю
От зари и до зари.
С П торчу, зачем не знаю.
С Т я людям помогаю
Даже в самый сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной.
(ДЕНЬ - ПЕНЬ - ТЕНЬ - ЛЕНЬ)

Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(ДАЧА - ЗАДАЧА)

Читайте слева от меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(ДОГ - ГОД)

Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог.
(ДО - МИ - К)

Начало - нота. Потом оленя украшение.
А вместе - место оживленного движения.
(ДО - РОГА)

Две ноты, две буквы,
Все вместе - игра,
В которую любит играть детвора.
(ДО - МИ - НО)

Буква З

Если с З, то ткань из шелка,
И воздушна и легка.
З на К заменим только -
Пей продукт из молока.
(ЗЕФИР - КЕФИР)

Я бываю золотой,
А природный - костяной.
Если З на К заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем.
(ЗУБ - КУБ)

Буква И

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение -
И превращусь в конфету я.
(Ирис - ирИс)

Мы всех - и взрослых и детей -
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить Т,
Мы их ужасно напугаем.
(ИГРЫ - ТИГРЫ)

Буква К

Начало - голос птицы,
Конец на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда.
(КАР-ТИНА)

Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе отражаю.
Но К на Ц перемени -
Я по болоту зашагаю.
(КАПЛЯ - ЦАПЛЯ)

В небе очень высоко
Россыпь звед, как молоко. Ко!
Рысь проворна и храбра,
От нее не жди добра. Бра!
Кто в стихах оставил след?
Подскажите мне ответ!
(КОБРА)

С буквой К живу в лесу,
С буквой Ч овец пасу.
(КАБАН - ЧАБАН)

С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П от вас не утаю -
Тоже в школе я стою.
(КАРТА - ПАРТА)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье.
(КОЛОС - ГОЛОС)

Дремлют два предлога
Около порога.
Потому-что тишь.
И не пикнет даже мышь.
(КО-Т)

Буква Л

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(ЛИНЕЙКА)

Меня найдешь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел -
И мне не надо буквы Л.
Мне А в начале напиши
И как зовут меня - реши.
(ЛИСТ - АИСТ)

Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный солнечный день.
Но если согласные буквы,
В себе переставлю я,
Получится новое слово,
Несущее смерть для меня.
(ЛИПА - ПИЛА)

Чтоб отгадать, имей терпение:
С Л я - часть лица,
а с Б - растение.
(ЛОБ - БОБ)

C П - это дерево, цвет его лечит,
С З это девушка, косы на плечи,
С буквою Р инструмент музыкальный,
Звук то веселый, а то вдруг печальный.
(ЛИПА - ЛИЗА - ЛИРА)

Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть,
Могу и до слез довести, и убить.
(ЛУГ - ЛУК)

С Л я слезы вызываю,
С Ж по воздуху летаю.
(ЛУК - ЖУК)

С буквой Н я по ночам
В небесах гуляю.
С буквой П частенько вам
Видеть помогаю.
(ЛУНА - ЛУПА)

С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С У мы ноги вам промочим.
(ЛЫЖИ - ЛУЖИ)

С твердым Л - огородное растение
И приправа к пище,
С мягким - отверстие,
Прикрываемое крышкой.
(ЛУК - ЛЮК)

С А это жидкость, для модниц находка,
С И - это то, чем владеет красотка,
С У - это овощ, растущий на грядке.
Съешь его - и все в порядке.
(ЛАК - ЛИК - ЛУК)

Буква М

С М гожусь тебе я в пищу,
И могу быть я цветком,
С Р в реке меня разыщут,
С С вдруг стану я мешком.
(МАК - РАК - САК)

С буквой М - сладкая,
С буквой К - горькая.
(МАЛИНА - КАЛИНА)

Когда я - месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо Т в меня поставишь Ш,
То под меня ты бодро зашагаешь.
(МАРТ - МАРШ)

Со звонкой на конце он значит
Примерно то же, что не стар,
С глухой - по наковальне скачет,
Звенит в ушах его удар.
(МОЛОД - МОЛОТ)

Буква Н

С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените -
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем.
(НОЛЬ - СОЛЬ - МОЛЬ)

Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
(НОС - СОН)

Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить вмиг,
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(НОША - ЮНОША)

Буква О

Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
(О-ЛЕНЬ)

Мне не пройти в ветвистый лес -
Мои рога в ветвях застряли,
Но обменяй мне Л на С -
И листья леса все завянут.
(ОЛЕНЬ - ОСЕНЬ)

Буква П

С твердым Л я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите.
(ПОЛКА - ПОЛЬКА)

Буква Р

Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши -
И покачусь я по дороге,
Или тебе обую ноги.
(РЕ-ЗИНА)

Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится.
Но вставленная буква Б одна,
Меняет слова смысл - я денежная единица.
(РУЛЬ - РУБЛЬ)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь - поставь меня в вазу.
Но с буквою К в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
(РОЗА - КОЗА)

Пойди-ка в сад и погляди: Я там цвету, благоухая, Но Г приставишь впереди, И в небе я загромыхаю. (РОЗА - ГРОЗА)

Буква С

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом - мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(СТО-ЛЯ-Р)

Первая буква есть в слове СУРОК,
Но нет этой буквы в слове УРОК.
А дальше подумай, и краткое слово
У умных ребят ты найдешь у любого.
Две буквы у МАМЫ возьми без смушенья,
И в целом получишь итог от сложенья.
(С-УМ-МА)

Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали.
А корабли в моем конце,
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и в зной
Выносливым и ловким.
(С-ПОРТ)

Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною.
Но замените мягкий знак
На букву А - и я завою.
(СИРЕНЬ - СИРЕНА)

Со звуком С я невкусна,
Но в пище каждому нужна,
С М берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(СОЛЬ - МОЛЬ)

Первый слог метут метлой,
Глазом назову другой,
Третий резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
Целое - животное.
(СОР-ОКО-НОЖ-КА)

С С на дереве расту,
С Ж по дереву ползу.
(СУК - ЖУК)

Я много-много лет
Давала людям свет,
Теперь меня употребляют редко,
Меня затмила яркая соседка.
Смените С на О, не рассержусь,
Коль шерсть нужна вам - пригожусь.
(СВЕЧКА - ОВЕЧКА)

Я с В - ночная птица,
Но замените В на Д -
И растворяюсь я в воде.
(СОВА - СОДА)

Он - грызун не очень мелкий,
Только чуть побольше белки.
А замените У на О -
Будет круглое число.
(СУРОК - СОРОК)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду,
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду.
(СОСНА - НАСОС)

Буква Т

С Т я книга, с С я рыба,
С К бесформенная глыба,
С Л помог кольть я лед,
С Д народ во мне живет.
(ТОМ - СОМ - КОМ - ЛОМ - ДОМ)

Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
(ТОПОР - РОПОТ)

Слово названье дорожке дает,
В горы и лес ею каждый пройдет.
Слово прочтете наоборот -
Сразу узнаете яблок сорт.
(ТРОПА - АПОРТ)

Буква У

Первая буква есть в слове УРЮК,
Но нет этой буквы в слове КРЮК,
За буквой слово тотчас зазвучит,
Лишь только в ворота вдруг шайба влетит,
А в целом фигугу найдешь средь других,
Где сходится в точке лишь пара прямых.
(У-ГОЛ)

С У - ползучий, с Ж - колючий.
(УЖ - ЁЖ)

Я с Л смягченным - под землей,
Бываю каменный и бурый,
А с твердым - в комнате моей
В геометрической фигуре.
(УГОЛЬ - УГОЛ)

Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(УХА - МУХА)

Буква Ф

Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А Ф на П заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения.
(ФЛЮС - ПЛЮС)

Мой первый слог короткий - нота,
Её найти легка забота.
Люблю второй я раннею весной:
Цветуший он особенно хорош!
А все - у здания найдешь.
(ФА-САД)

Буква Х

С буквой Х меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.
(ХАЛАТ - САЛАТ)

Буква Ч

С Ч над морем я летаю,
С Г в машине нахожусь,
С М тебя я одеваю,
С Л собачкой завожусь,
С С можешь в булочной купить,
С Ш в бане себя мыть.
(ЧАЙКА - ГАЙКА - МАЙКА - ЛАЙКА - САЙКА - ШАЙКА)

С О я вам рассказ кончаю,
С У - дождем вас поливаю,
С А ваш груз перевожу,
С К с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(ТОЧКА - ТУЧКА - ТАЧКА - КАЧКА)

Буква Ш

Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь,
В кастрюлю я полезу.
(ШПАЛА - ЛАПША)

С Ю я по воде скольжу,
А с Я на голове сижу.
(ШЛЮПКА - ШЛЯПКА)

С глухим шипящим я числительное,
Со звонким - имя существительное.
(ШЕСТЬ - ЖЕСТЬ)

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь,
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(ШЕСТ - ШЕСТЬ)