Открытые просмотры

Крогульская Елена Алексеевна

Конспекты открытых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

(с использованием ИКТ)

на тему:

«В гостях у Гномика и Великана»

                                                                Подготовила и провела:

                                                                учитель-логопед

МДОУ – детский сад №23

г.о. Жуковский

Крогульская Е. А.

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука щ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять навык правильного произношения звука щ в слогах, словах и предложениях;

- совершенствовать фонематические представления;

- формировать суффиксальный способ образования имен существительных при помощи суффиксов -ик, -ищ;

- совершенствовать грамматические конструкции;

- формировать навыки чтения, звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь;

- совершенствовать мелкую и общую моторику, межполушарные связи;

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.

Оборудование:

презентация «Гномик и Великан», магнитная доска, фланелеграф, буквы на кругах, карточки со слогами, пеналы со звуковыми схемами.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: психогимнастика «Здравствуйте!» - дети встают в полукруг;

Здравствуй, солнце золотое!                - руки вверх наискосок;

Здравствуй, небо голубое!                - руки вверх;

Здравствуй, нежный ручеек!                - волнообразные движения руками;

Здравствуй, маленький цветок!        - пальцы сложить в «цветок»;

Мы живем в родном краю,                - руки развести в стороны;

Всех я вас приветствую!                - хлопки в ладоши;

  1. – Ребята, послушайте историю:

В одной прекрасной волшебной стране жили необычные друзья: Гномик ИК и Великан ИЩ. Хотите отправиться к ним в гости и посмотреть, как они жили?

Проходите, присаживайтесь на свои места.

Показ презентации «Гномик и Великан» с комментариями учителя-логопеда и ответами детей.

- Гномик по имени ИК и Великан по имени ИЩ жили недалеко друг от друга. Между ними были два холма.

        Гномик ИК был маленький и ласковый. Он превратил холм в маленький холмик и построил на нем маленький … домик. В домике у Гномика жил маленький … котик. У котика были …носик, животик и хвостик. Были у котика глаза: один глазик был зелененький, а другой – зеленоватый. Гномик ИК носил … бантик и вешал его на … гвоздик.

        А Великан ИЩ был очень большой и серьезный. Он превратил холм в … холмище и построил на нем … домище. У Великана жил … толстый котище, у которого был не нос, а … носище; не живот, а … животище; не хвост, а … хвостище. У котища были зеленые … глазища. Великан ИЩ носил … бантище и вешал его на … гвоздище.

Уходя из дома, Гномик ИК закрывал дверь на … ключик, а Великан ИЩ – на … ключище.

- Подумайте, что делает со словами часть слова -ик? – если мы хотим назвать маленький предмет, то добавляем часть слова -ик.

- А часть слова -ищ? – если хотим назвать предмет большого и даже огромного размера.

3.Послушайте загадку:

Живет в пещере чудовище.
Держит в лапищах сокровище.
У чудовища - длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!

- Ребята, эта загадка – шутка. Кто же на самом деле это чудовище?

Логопед читает отгадку и прикрепляет на магнитную доску картинку «мышка»

Да вы не бойтесь, малышки!

Чудовище это – мышка,

Пещера – мышиная норка,

А сокровище – хлебная корка.

(Е.В. Юрова)

- Почему вы подумали, что чудовище большущее и ужасное? Какие слова над нами “подшутили”? - Дети называют слова с суффиксом ИЩ.

4. Физкультминутка: упражнения кинезиологии

- Давайте отдохнем; выходите, встаньте врассыпную. Выполняем упражнения «Перекрестные шаги», «Крюки» (упражнения кинезиологии).

Упражнение «Перекрестные шаги»

Цель:

Активизирует полноценное функционирование мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела.

Выполнение:

Выполнять перекрестные шаги - касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена. Выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Это перекрестно-латеральная ходьба на месте. При этом активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Выполнять упражнение регулярно. Тогда в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрированно, делая возможным причинно - обусловленный уровень мышления.

Упражнение «Крюки»

Цель:

Приводит к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга. Способствует сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения и выработки адреналина, что помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее. Можно использовать для снятия стресса.

Выполнение:

Скрестить лодыжки; вытянуть руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз; перенести одну рук через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок»; затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижать язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым нёбом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Стоять в таком положении 2 минуты (для детей - на счет до 10).

5. Дид/упражнение «Буква потерялась»

- На фланелеграф выставляются буквы на кругах с пропуском буквы щ:

уси…и                глази…и                доми…е        носи…е

- Некоторые дети выходят к доске и подставляют букву щ; все вместе читают получившееся слово; а вызванный ребенок объясняет значение получившегося слова.

6. Дид/упр-е «Слово рассыпалось» (слоги с буквой щ)

- У вас на столах конверты, в них рассыпавшиеся слова из слогов. Составьте из слогов слова. Я пройду и на ушко послушаю, какое у кого получилось слово.

– Составьте звуковую схему получившегося у вас слова. Помните, что звук щ – всегда мягкий. Кому нужна помощь – поднимите руку, я подойду и вам помогу.

7. Дид/упр-е «У кого такая же схема».

- Ребята, по очереди читайте получившиеся из слогов слова и придумайте с каждым словом предложение.

8. Итог занятия.

- Наше занятие подходит к концу. Кому занятие понравилось – руку поднимите и на пальчиках сами себе оценку покажите.