Открытые просмотры
Конспекты открытых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия звук и буква Ч | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию
фонематических представлений
и обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР
Подготовила и провела
учитель-логопед Крогульская Е.А.
МДОУ – детский сад №23
г.о. Жуковский
Тема: Звук ч. Буква Ч.
Цель: закрепить навык произношения звука ч, обучать чтению и звуко-буквенному анализу.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление навыка произношения звука ч в слогах, словах, фразах;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- образование притяжательных прилагательных;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- составление слов из слогов;
- формирование навыка чтения и звуко-буквенного анализа слов;
- подбор слов к звуковым схемам;
- составление предложений.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия;
- развитие памяти, логического мышления;
- развитие координации речи с движением;
- развитие навыков координации движений, ориентировки в пространстве;
- активизация полноценного функционирования мозга и распространение активности на передние доли, активизация нервов мозолистого тела, моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование активности, самостоятельности, произвольности поведения: сосредоточенности, переключаемости;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создание гигиенических условий, способствующих формированию у детей здорового образа жизни.
Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, слова по слогам в конвертах, пеналы со звуковыми схемами, буквы на кругах.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Дети и учитель-логопед стоят в кругу.
- Доброе утро! Давайте назовем друг друга ласково: погладьте своего дружочка по правому плечу и назовите ласково (Леончик, Ульяночка, Олечка, Салманчик, Юлечка, Варечка, Ксюшечка).
2. Посадка детей за столы.
- Какой одинаковый звук в ваших именах позволил назвать ласково? – Звук ч.
- Артикуляция и характеристика звук ч – согласный, глухой, всегда мягкий, обозначаем О.
3.Дид/упр-е «Поймай звук ч в слогах».
– Самомассаж ушек.
- Учитель-логопед произносит разные слоги, дети слушают и хлопают в ладони на слог со звуком ч (рот логопеда прикрыт экраном).
4. Дид/упр-е «Чья голова? Чей хвост?»
По картинкам назвать: Это кошка. У кошки – кошачья голова, кошачий хвост.
Это собака. У собаки – собачья голова, собачий хвост.
Это бык. У быка – бычья голова, бычий хвост.
Это волк. У волка – волчья голова, волчий хвост.
Это белка. У белки – беличья голова, беличий хвост.
Это заяц. У зайца – заячья голова, заячий хвост.
- Слышим и произносим звук ч, а видим и читаем слова с буквой Ч.
Юлечка, подойди и найди букву Ч в нашей кассе букв.
5. Дид/игра «День – ночь» («Слово рассыпалось»)
- Учитель-логопед выставляет на доску буквы на кругах, дети составляют слово и читают: чудо, чайка, чашка.
6. Физминутка.
Координация речи с движением «Каблучок»
Чок-чок-чок-чок, - покачивание с пятки на мысок;
Отломился каблучок. - топотание ногами;
Молоточком я стучу, - стучать правым кулачком по левому;
Каблучок приколочу! - стучать левым кулачком по правому.
Упражнения кинезиологии
«Перекрестные шаги», «Крюки».
Упражнение «Перекрестные шаги»
Цель:
Активизирует полноценное функционирование мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела.
Выполнение:
Выполнять перекрестные шаги - касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена. Выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Это перекрестно-латеральная ходьба на месте. При этом активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Выполнять упражнение регулярно. Тогда в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрированно, делая возможным причинно - обусловленный уровень мышления.
Упражнение «Крюки»
Цель:
Приводит к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга. Способствует сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения и выработки адреналина, что помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее. Можно использовать для снятия стресса.
Выполнение:
Скрестить лодыжки; вытянуть руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз; перенести одну рук через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок»; затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижать язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым нёбом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.
Стоять в таком положении 2 минуты (для детей - на счет до 10).
7. Дид/игра «Собери слово из слогов»
- У вас в прозрачных конвертах слоги. Составьте слово, а я пройду и послушаю каждого на ушко.
- Самостоятельно составьте звуковую схему слова. Кому нужна помощь – поднимите руку, и я подойду помогу.
8. Дид/упр-е «Подбери слово к звуковой схеме».
- У кого получилась такая схема?
9. Упр-е «Придумай предложение»
- Дети придумывают предложения с получившимися у них словами.
10. Итог занятия.