Система оценивания образовательных достижений.
О формах и методах оценивания деятельности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения. Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как стартовую, текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников
ФГОС определяют требования к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, области «Филология» по русскому языку и литературе. Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ. Изменилась роль системы оценивания и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
самостоятельный и самоценный элемент содержания;
средство повышения эффективности преподавания и учения;
фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
регулятор программы обучения.
Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой баллом.
Структура системы оценки:
Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся
Метод оценивания - способ теоретического исследования или практического осуществления.
Форма оценивания - установленный образец чего-нибудь, придать чему-нибудь окончательную, установленную или необходимую форму. Формы и методы оценки должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных), т.е. общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем, оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Большое внимание в системе оценивания уделяю обеспечению личной психологической безопасности ученика, стараюсь придерживаться следующих аксиом оценивания:
-Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели
-Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика
-Важно провести предварительную проверку, чтобы увидеть подходит ли метод для данной программы.
-Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)
-Необходимо установить приоритеты использования методов
-Нет идеального метода для измерения всех целей/результатов
-Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы
-Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
-Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
Считаю недопустимым резкое увеличение числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками, ОГЭ и ЕГЭ. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
По ФГОС предусматривается использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Все перечисленные методы и формы оценки достижения результатов учащихся, перечисленные в ФГОС, использую в своей работе. Наиболее часто применяю в своей работе следующие методы оценивания: контрольные, практические и творческие работы, тестирование, самоконтроль, взаимопроверку, зачёты, индивидуальный устный опрос, обобщающая беседа по изученному материалу, наблюдение. В 9-11 классах использую следующие формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения. В зависимости от этапа обучения использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Использую в работе критериальное оценивание. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся. Осуществляю систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Самооценка и взаимооценка осуществляется учащимися по словарям, справочным пособиям, по учебнику, по памяткам «Чтение стихотворения», «Чтение текста» и т.д. Плюсы этих методов заключаются в следующем:
- объективность (отсутствует субъективное мнение педагога);
- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;
- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;
- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;
- развивает интерес, стимулирует к изучению предмета.
Применяю методику «Недельный отчёт». «Недельные отчёты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
«Недельные отчёты» – это способ практиковаться в рефлексии своих знаний и того, как они получены. Анализируя отчёты, учитель может:
- узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников,
- получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса;
- проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность
Интерес для детей представляет следующая методика «Составление тестов». Самостоятельное составление вопросов по теме – это порождение текста, имеющего форму вопроса. Для выполнения этой вроде бы простой работы ребенок должен выполнить множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Используя методику «составление тестов» удаётся:
1. Выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счёт новизны работы и новой роли в учебном процессе.
2. Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников
Также применяю один из самых эффективных современных способов оценивания − формирующее оценивание. Ключевыми условиями формирующего оценивания являются:
-повышения образовательных достижений каждого учащегося
-сокращения разрыва между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Формирующее оценивание фокусируется на учебной деятельности учащегося.
- эффективная обратная связь от учителя к учащимся
- активное включение учащихся в процесс собственного учения
- в дальнейшем обучении учитываются результаты, полученные при оценивании
- осознание сильной зависимости мотивации и самооценки учащихся, которые влияют на обучение
- учащиеся должны уметь оценивать свои результаты и видеть пути улучшения результатов
Использую в своей работе формативные опросы при изучении частей речи, оценочные листы. Оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать , а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним.
Практикую на уроках групповой анализ работ. После того, как выполнена та или иная работа (тест, словарный, контрольный диктант и т.д.) я объединяю ребят в мини- группы по 4 человека, где они обсуждают и анализируют работы друг друга, определяют, что получилось, что не удалось, над чем еще надо работать, что в работах необходимо исправить, объясняют друг другу правописание слов, делятся знаниями. В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и взаимооценки.
Критериальное оценивание применяю и на уроках литературы при чтении стихотворений наизусть:
«5» −текст знает текст хорошо, читает без подсказок
−читает выразительно, соблюдает паузы, нет искажений и пропусков слов, следит за интонацией.
«4»− текст читает выразительно, но допускает неточности, которые самостоятельно исправляет
«3» читает наизусть, но обнаруживает нетвердое знание текста или не выразительно
«2» не полностью воспроизводит текст, нарушает последовательность
Все контрольные, тесты, словарные диктанты, проверочные работы собираются детьми в отдельную папку - «Мои учебные достижения по русскому языку». Один раз в четверть все работы анализируется, высчитывается средний балл и отслеживается динамика. Осуществляю систему внутришкольного мониторинга индивидуальных
образовательных достижений обучающихся, включающих в себя:
- стартовую диагностику;
- текущую диагностику предметной и метапредметной обученности;
- оценку уровня сформированности личностных результатов образования;
- итоговую оценку предметной обученности;
- итоговую оценку метапредметной обученности.
Результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксирую с помощью классных журналов, портфолио, на бумажных и электронных носителях.
Предварительный просмотр:
Правила новой технологии оценивания
Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): – отметка; – результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя: – словесные высказывания о процессе и результате работы; – эмоциональная реакция.
Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
За каждую учебную задачу или группу заданий ставится отдельная отметка.
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Самое важное сейчас - самооценка учащихся.
Как её организовать:
−взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка;
−самостоятельный выбор заданий по уровню сложности;
−сопоставление индивидуальных ответов;
−работа под копирку;
−работа без ошибок, но с отметкой;
−работа без отметки, но с ошибками;
−работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя;
−комментарий учащихся;
−“чистая доска” - всё, что надо запомнить, написано на доске. По мере работы стирается часть материала, а устно восстанавливаются пустоты.
выбор вопроса;
−договор в начале четверти с заявкой на итоговую оценку.
Важнее всего оценочные суждения педагога, а не отметка!
Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.
Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.
В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.
В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:
В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;
При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
Какие возникли проблемы?
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…
Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
- В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
- Соблюдение принципа объективности оценки;
- Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)
При оценке работы ребенка особое значение придаётся:
Упорству, старанию, труду;
Достигнутому успеху;
Личной позиции ученика;
Возможностям ребенка достичь большего результата.
Следует поощрять в ребенке:
Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
Готовность защищать свою точку зрения;
Творческий подход; пытливость, любознательность;
Самоконтроль, способность оценить свою работу;
Стремление находить и исправлять свои ошибки.