Подготовка к устному собеседованию
Материалы, касающиеся подготовки к устному собеседованию в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интонационная функция знаков препинания | 1.86 МБ |
Советы ученикам | 86.19 КБ |
Орфоэпические нормы | 1.04 МБ |
Программа подготовки к итоговому сочинению | 688.81 КБ |
Склонение числительных | 1.05 МБ |
ustnoe_sobesedovanie_variant_1.docx | 49.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы интонирования и знаки препинания Восходящая интонация (повышение тона) – запятая, восклицательный и вопросительный знаки, тире в простом предложении. Нисходящая интонация (понижение тона) – точка, запятая в сложных предложениях с перечислительными отношениями между частями, точка с запятой, двоеточие в простом предложении, кавычки , многоточие (если обозначает законченную мысль).
Знаки препинания Роль Интонация 1 . Точка Показывает завершение мысли и законченность предложения. Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза. 2 . Восклицательный знак Передают соответствующую интонацию. Указывают на целевое назначение предложения. Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса. 3 . Вопросительный знак Передается с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.
4. Многоточие Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершённости высказывания. Требует длительной паузы. 5. Запятая Показывает, что мысль не закончена. Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове. 6. Точка с запятой Разделяет и в тоже время соединяет в одно целое части сложного предложения. Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.
7. Тире Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. В словах , стоящих до тире, голос повышается, а после тире – понижается. Требует значительной паузы. 8. Двоеточие Означает, что определенный отрезок мысли завершен, но одновременно этот знак является сигналом ее продолжения. Должна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части (перед двоеточием) -повышение тона. 9. Скобки Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания. Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.
10. Кавычки Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова 11. Абзац Расчленяет текста с целью выделения его компонентов. Выделяется удлиненной разделительной паузой.
« Весть о том, что в актовом зале члены кружка «Электроник» будут демонстрировать «мыслящий» компьютер с синтезатором речи, разнеслась по всей школе. Под сдержанные аплодисменты староста кружка сдернул, будто со статуи, покрывало. Взорам ребят открылось сооружение из металла и пластмассы, напоминающее фигуру инопланетянина. Усевшийся в первом ряду какой-то ученик от удивления выронил коробочку с плакатными перьями, которую держал в руках. «ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ», – монотонно отчеканил вдруг робот, сверкнув глазами-лампочками. Староста кружка покраснел и, наклонившись к руководителю, прошептал: «Мы не учли...». Что не учли? Каждый из присутствующих понял фразу по-своему. Как? Дайте свои варианты, вычленив из фразы слова и отразив паузы и интонацию с помощью запятой. Те перья поднимите тоже. Те перья подними, те тоже. Теперь я, поднимите тоже. Теперь я под ним и те тоже. Те перья под ним и те тоже. Теперь я, подними те тоже. Те перья под ними, те тоже. (Из материалов Интернета)
Читаем текст выразительно Всем известно, что вода хорошо проводит электрический ток. По этой причине, например, нельзя купаться в грозу, нельзя мокрыми руками работать с электроприборами и так далее. Но проводит ли вода ток на самом деле? Ток проводит не молекулы воды, а различные примеси, содержащиеся в ней, в частности ионы различных минеральных солей. Вода - отличный растворитель, поэтому в ней всегда много различных примесей, которые приводят к тому, что она в натуральном своем состоянии на Земле всегда проводит ток. Но современные технологии позволяют полностью очистить воду от всех примесей, оставив в ней только молекулы самой воды. Вода, очищенная от солей, называется дистиллированной. Так вот, дистиллированная вода электрический ток почти не проводит, а поэтому является хорошим диэлектриком. Дистиллированная вода имеет широкое применение везде: в технике, медицине и промышленности и вырабатывается в больших количествах. Её даже можно купить в автомагазинах и аптеках. Однако не стоит полагаться на то, что вода очищена и поэтому не должна проводить ток. Дело в том, что дистиллированная вода требует особого обращения, иначе она очень быстро снова растворит в себе множество примесей и снова станет проводником. Поэтому в быту вам не удастся слишком долго сохранять воду настолько чистой, чтобы она не проводила ток. Всё это означает, что меры безопасности при работе с электрическими приборами и устройствами по-прежнему нельзя нарушать. Помните, что та вода, которую вы можете встретить в обычной жизни, всегда обладает примесями и потому является хорошим проводником электрического тока. (Материалы сайта http://educon.by)
Читаем текст выразительно Провода в высоковольтных линиях электропередач не заключены в резиновую изоляцию, они просто закреплены на опорах с помощью изоляторов. Однако нередко можно видеть, как птицы сидят на этих проводах. Получается, что птицы хватаются за оголенный провод, который находится под высоким напряжением. Так почему же они при этом не страдают? Дело в том, что когда птица садится на провод, то создается параллельное соединение проводников. Одним проводником служит сама птица, а другим – участок провода под лапками птицы. Сопротивление птицы во много раз больше сопротивления провода, поэтому по ней протекает ничтожно малый ток, который не может ей навредить (при параллельном соединении общий ток распределяется между параллельными участками цепи обратно пропорционально сопротивлению). Однако птица все же может погибнуть при неправильном обращении с высоковольтными линиями электропередач. Для этого ей достаточно, сидя на проводе, коснуться металлической части одной из опор, которые удерживают провода. Данные опоры заземлены, и теперь уже сопротивление птицы намного меньше сопротивления воздуха, с которым она в этом случае создает параллельное соединение, поэтому сила тока почти моментально испепелит птицу. Эти редкие птицы, коснувшиеся одновременно провода и опоры, являются единственными жертвами того, что провода в высоковольтных линиях не заключены в изоляцию, а лишь изолированы от опор. При этом случаи гибели птиц никак не сказываются на процессе передачи электроэнергии, никак ему не вредят и не нарушают. Именно поэтому провода по-прежнему остаются без изоляции, ведь заключить их в неё было бы очень дорого и сложно. (Материалы сайта http://educon.by)
Читаем текст выразительно Почему листья меняют цвет перед зимой? Как происходит этот процесс? Почему цвет листьев становится именно желтым или красным? Вы уже знаете, что листья многих деревьев меняют цвет осенью, потому что теряют свои зеленые молекулы хлорофилла. Но это не объясняет то, почему листья изначально меняют свой цвет. Листопадные деревья позволяют своим листьям опадать, чтобы избежать затрат на подготовку их к зиме. Но смена листвы была бы слишком дорогостоящей, если бы деревья теряли все свои ценные питательные вещества, которые с большим трудом добывали из почвы. Вначале деревья перерабатывают листья, разбирая изнутри клетки и аппарат фотосинтеза, чтобы вернуть себе затраченный азот и фосфор, сохранив его в ветках до следующей весны. Это очень сложно сделать, так как во время переработки молекулы хлорофилла продолжают поглощать солнечную энергию. Но фотосинтез уже не происходит, и они начинают передавать энергию молекулам кислорода, которая в данный момент не использована. Эти молекулы сеют хаос, повреждая части листа, собирающие и переносящие питательные вещества обратно к дереву. Чтобы минимизировать этот разрушительный эффект, листья разделяют свой хлорофилл в менее опасные молекулы, которые чаще всего прозрачные или иногда желтые. После исчезновения ярко-зеленых молекул желтые и оранжевые пигменты, которые были в листе с самого начала, превращают листья соответственно в желтые и оранжевые. Некоторые деревья выбирают более безопасную защиту от разрушительно эффекта хлорофилла. Когда начинается переработка листа, деревья производят специальные пигменты, чтобы закрыть хлорофилл от солнечного света. Эти пигменты чаще всего красные или пурпурные. Листья деревьев, которые их используют осенью, становятся красными. Изысканные желтые и красные одеяния дают возможность деревьям вернуть себе до 50% фосфора и азота из старых листьев, которые весной помогут вырастить зеленые. Деревья являются самыми красивыми фабриками вторичной переработки ресурсов в мире. (Материалы сайта http://educon.by)
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва Удачи на экзамене!
Предварительный просмотр:
Экзаменационное задание:
Выразительно прочитайте текст о…(ФИО) вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
План работы над выразительным чтением и пересказом:
рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2
(2 минуты + 1 минута)
Интонационная функция знаков препинания
Точка: закончена мысль – понижение голоса;
запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;
точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше и пауза более короткая, чем на точке,
многоточие: интонация незавершённости высказывания, понижение голоса;
восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;
вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;
тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;
двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал продолжения;
скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;
кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.
Экзаменационное задание:
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО.
Время на подготовку – 1 минута
Советы для подготовки пересказа
- еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;
- пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
- пользуйтесьзаписями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,
- перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
- заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
- нельзя просто «прилепить»цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише
(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)
Пересказ+ речевое клише:
- удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
- говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
- всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
- оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
- как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»
- ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.
Экзаменационное задание:
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Время на подготовку – 1 минута
Время на монологическое высказывание – не более 3 минут
Задание на выбор:
1. Описание фотографии.
2. Повествование на основе жизненного опыта.
3. Рассуждение по поставленному вопросу.
Композиция текста-описания
1. Общее представление о предмете.
2. Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка, вывод, заключение.
Композиция текста-повествования
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация(момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
Композиция текста-рассуждения
1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).
2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
3. Вывод.
1. Начните с:
- замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
- поиска смыслового центра фотоснимка;
- описания того, кто (или что) изображен;
2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).
3. Не говорите того, чего нет на фотографии.
4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
экскурсия в прошлое,
интересная история,
фотография на память,
смысловой центр,
передний и задний план,
цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
персонажи и предметный ряд,
яркое впечатление, сохранённое на снимке.
5. Обратите внимание, как изображены предметы:
- опишите фон, позы, цветовые эффекты;
- ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
- укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
- если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
- опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.
Речевые клише
Вступление
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?) | Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим… |
Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим… | Передо мной фотография, на которой запечатлены… |
Основная часть
- глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…
- глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…
- прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое,взволнованное, доброжелательное, красивое…
- прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
- прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая,выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…
Глядя на фотографию, я мысленно переношусь… | Глядя на фотографию, можно предположить, что… |
В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?) | Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали. |
Этот снимок был сделан в тот момент, когда… | Фотокадр, яркий снимок… |
Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа. | Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание. |
Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?) | Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..) |
На переднем (заднем) плане фотографии… | На данной фотографии мы видим (что?) |
Кадр сделан с левой (правой) стороны… | На левой (правой) стороне кадра |
В глубине фотографии (фотоснимка)… | На фотографии изображено … |
В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено… | Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки… |
Чувства, вызванные фотографией… | Увлекательное путешествие в мир фотографии… |
Зафиксированные на фотографии эмоции… |
Заключение
Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое?Чьё?) и наполнив им нас, зрителей. | Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать //понять… |
Удел фотографа - прекрасные мгновения, Затвором отсечённые от времени реки… Судьба фотографа - отбросив все сомнения, С течением бежать, играя, наперегонки. Сергей Дудник | Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств… |
Фотограф смотрит в объектив, В единый кадр мир вместив. Момент истории для нас Он в кадре сохранит сейчас. Повещенко О. | Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей, насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?). |
На плёнке чувствительной след остаётся От вспышки мгновенной и яркой. Фотограф – волшебник – Ему удается сберечь без единой помарки Лишь миг, что ничтожно для вечности мал, Короткое жизни мгновенье. В окно объектива секунду поймав, Её сделать чудотвореньем. Владимир Луговской. | Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным. |
«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами. | Передо мной фотография, которая, как сказал ИрвингПенн, знаменитый американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел». |
1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:
- Какова тема монологического высказывания?
- О каком событии из своей жизни будете рассказывать?
- Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?
- Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?
- Какой момент был кульминационным в развитии событий?
- Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?
2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).
3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).
4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым?Чем всё завершилось?)
5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).
6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.
Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями.Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.
Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):
Речевые клише
Вступление | Основная часть | Заключение |
Тема: Выходной день, который запомнился больше всего[1] (вариант 1) | ||
Я люблю выходные дни. Это время, когда можно отдохнуть от трудовой недели, побыть с родными, пообщаться с друзьями. Но особенно я люблю выходные, которые совпадают с праздниками. И, представляете, в этом году мой день рождения был в воскресенье. Такого дня рождения у меня ещё не было. Он запомнился мне навсегда! | Было обычное утро выходного дня.. Сначала я…. Потом… Но вдруг… Неожиданно для меня …. Когда мы приехали, то я… Затем… Через несколько минут я… Пролетело мгновение, и снова… Чудеса продолжались весь день: … И, наконец,… Уже вечером, когда погас свет, я …. | Весь день у меня было… настроение, которое создали мне …. Этот выходной день был самым лучшим! |
Тема: Интересный урок в школе (вариант 2) | ||
Я люблю учиться. Люблю узнавать что-то неизведанное, знакомиться с новыми литературными героями, заглядывать в мир неопознанного… И это происходит на уроке (каком?)… Однажды нас сказали, что урок будет проходить не в классе, а на улице: выпал первый снег, и мы пойдём наблюдать за тем, как меняется природа, а потом все эти изменения нарисуем. | И вот начался наш урок в сказочном зимнем парке… Падал снег, медленно покрывая всё вокруг. Мы, ученики … класса, и учитель ИЗО тоже стали похожи на волшебные фигуры. Любовь Николаевна предложила… Мы с радостью… Затем, когда …., весь класс начал изучать снежинки… Они летели с неба и …Потом мы увидели … и стали…Через несколько минут деревья и кустарники…45 минут пролетело незаметно, и мы… | Особенно мне понравилось, что… Побольше бы таких уроков! |
Тема: Встреча с интересным человеком (вариант 3) | ||
Мне почему-то всегда казалось, что удивить меня очень трудно. Но однажды произошло то, что потрясло меня: к нам на классный час пришёл человек, который воевал в Афганистане… | Была перемена, мы «летали» по классу. И вдруг, неожиданно для всех нас, в кабинет вошёл…Сначала он… Затем…И наши непослушные мальчишки замерли от…Он рассказывал нам о… Когда он стал вспоминать о…, то… Мы сидели…Потом произошло то, чего…Лётчик включил видеофильм, и класс… А затем… Прозвенел звонок с урока, но мы … Через несколько минут… Время пролетело незаметно. | Мы поблагодарили его… поняли, что интересным человеком можно назвать того, кто… Встреча, которая произошла в школе, потрясла нас: мы… |
Тема: Интересная профессия (вариант4) | ||
Помните стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»: У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Действительно, кем быть? Как выбрать профессию? Какая из множества других самая интересная? Думаю, самая интересная та, которая тебе по душе. Моя мама работает врачом. Она говорит: не «работает», а «служит» людям. | Однажды я решила, что надо познакомиться с её профессией поближе, и пошла на работу к маме. Я присела в уголке её кабинета и… Быстро, стремительно в кабинет влетела… Она… Мама…После неё в кабинет медленно, тяжело ступая, вошёл старый человек. Он… Мама снова…Через несколько минут следом за ним, жалуясь на…, появилась… Я сидела в своём потайном уголке и наблюдала за людьми. Мама сначала…, потом…, дальше … и уже в конце приёма … | Мама не раз говорила, что, чтобы быть хорошим врачом, надо обладать знаниями … и умениями… Только тогда человек станет … врачом.Наблюдая за мамой, за тем, как она…, я поняла, что… Конечно, её профессия самая … Я тоже хочу стать… |
Тема: Интересная поездка (вариант 19) | ||
Сколько себя помню, я мечтала о поездке на море. Мне представлялось, как мы всей семьёй отправимся на поезде или машине к Чёрному морю. | И вот однажды… Этим летом… Сначала мы… Потом… Затем… Но вскоре мы… Интересное путешествие… Самое яркое событие … В конце концов…Дома мы… | Лето прошло, но мы вспоминаем эту поездку к морю, его ласковый шёпот, шёлковый песок и людей, с которыми… |
1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.
2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).
3. Вспомните структуру текста-рассуждения.
4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.
5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.
6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.
Образец работы над текстом-рассуждением
«Нужно ли бережно относиться к родному языку?[2]»
Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования
1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?
2. Что такое словесный мусор?
3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?
4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?
Образец работы над текстом-рассуждением
«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?[3]»
(вариант 1)
Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования
1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?
2. Как можно избежать конфликтов?
3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?
4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?
В помощь ученикам
Опорный конспект «Что делает человека известным?»
(вариант 2)
Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования
1. Что значит быть известным?
2. Какой бывает известность?
3. Какие поступки или качества характера Вы цените в известных людях?
4. Нужно ли стремиться к известности?
В помощь ученикам
Опорный конспект «Возможна ли дружба в Интернете?»
(вариант 3)
Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования
1. Что такое дружба?
2. Почему в последнее время люди часто завязывают дружеские отношения в Интернете?
3. Могут ли люди, познакомившись в Интернете, сохранить свои отношения в реальной жизни?
4. Какие качества Вы цените в друге больше всего?
Экзаменационное задание:
Во время беседы Вам будут заданы три вопроса по выбранной Вами темебеседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданныесобеседником-экзаменатором.
1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.
2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса.
3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п.
4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания:во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.
5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого ответа по схеме[4]:
тезис (вопрос переделать в повествовательное предложение)
причины (почему истинен тезис?)
следствие (что следует из основного тезиса, справедливость которого доказана?)
6. При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец….
7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.
Образец диалога[5]
вопрос | ответ |
1)Нужна ли в школе обязательная форма одежды? | Да, обязательная форма одежды в школе нужна, потому чтострогий стиль создает деловую атмосферу, необходимую для занятий. |
2) Есть ли у вас в школе форма? | Конечно, у нас в школе есть форма, но не все ученики любят ее носить. |
3)Есть ли необходимость требовать ношение школьной формы? | Да, я считаю,есть необходимость требовать ношение школьной формы, так как,во-первых, она помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива, во-вторых, убирает социальные различия между бедными и богатыми. Следовательно,неплохо было бы ввести её в школе как обязательную форму одежды. |
Литература
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012
2. Материалы сайта http://licey.net
3. Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018
4. http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/55850-podgotovka-k-itogovomu-sobesedovaniyu-zadaniya-1-2-4.htmlПодготовка к итоговому собеседованию. Задания 1, 2, 4. Презентация Г.Т.Егораевой
5. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.
Критерии оценивания выполнения заданий
контрольных измерительных материалов для проведения
итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 1
Критерии оценивания чтения вслух
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста | 1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста | 0 | |
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче | 1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче | 0 | |
Максимальное количество баллов | 2 |
Задание 2
Критерии оценивания пересказа текста
с включением приведённого выказывания вслух
Сохранение при пересказе микротем текста | ||
П1 | Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 |
Упущена или добавлена одна или более микротем | 0 | |
Соблюдение фактологической точности при пересказе | ||
П2 | Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. | 1 |
Допущены фактические ошибки (одна и более). | 0 |
ПЗ | Работа с высказыванием | |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично | 1 | |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа | 0 | |
П4 | Способы цитирования | |
Ошибок нет | 1 | |
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) | 0 | |
Максимальное количество баллов | 4 |
Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)
№ | Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) | Баллы |
Г | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 1 | |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) | 0 | |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) | 1 | |
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) | 0 | |
Р | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок | 1 | |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 | |
Иск. | Искажения слов | |
Искажений слов нет | 1 | |
Допущены искажения слов (одно и более) | 0 | |
Максимальное количество баллов | 4 |
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10
Задание 3
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
№ | Критерии оценивания монологического высказывания (М) | Баллы |
Выполнение коммуникативной задачи | ||
M1 | Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют | 1 |
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания | 0 | |
М2 | Учёт условий речевой ситуации | |
Учтены условия речевой ситуации | 1 | |
Условия речевой ситуации не учтены | 0 | |
М3 | Речевое оформление монологического высказывания (МР) | |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена | 1 | |
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) | 0 | |
Максимальное количество баллов | 3 |
Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Задание 4
№ | Критерии оценивания диалога (Д) | Баллы |
Д1 | Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге | 1 |
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы | 0 | |
Д2 | Учёт условий речевой ситуации | 1 |
Учтены условия речевой ситуации | 0 | |
Условия речевой ситуации не учтены | ||
Максимальное количество баллов | 2 |
№ | Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) | Баллы |
Г | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 1 | |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) | 0 | |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок | 1 | |
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) | 0 | |
Р | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок | 1 | |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 | |
РО | Речевое оформление | |
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 1 | |
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 | |
Максимальное количество баллов | 4 |
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов
[1] Темы взяты из сборника «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование». Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.
[2] Тема взята из сборника «ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы / Г.Т.Егораева. – М.:Издательство «Экзамен», 2018
[3] Темы взяты из сборника «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование». Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.
[4]ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы / Г.Т.Егораева. – М.:Издательство «Экзамен», 2018
[5]http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/55850-podgotovka-k-itogovomu-sobesedovaniyu-zadaniya-1-2-4.html
Подготовка к итоговому собеседованию. Задания 1, 2, 4. Презентация Г.Т.Егораевой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфоэпия (греч. оrthos - простой, правильный, epos – речь) – это совокупность правил, устанавливающих нормы литературного языка, связанные со звуковым оформлением значимых единиц. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение, интонация). В то же время орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила. Предметом орфоэпии является устная речь. Она сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация . Но чаще орфоэпические правила охватывают в основном область произношения отдельных звуков или их сочетаний в определенных фонетических позициях , а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах. звуков и ли их сочетаний в определенных фонетич е- ских позициях, а также ос о бенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в гру п пах слов или отдельных словах.
Источники отклонения от норм литературного произношения влияние орфографии, влияние диалектных особенностей, влияние родного языка (акцент) – для нерусских, развитие языковой системы. В тех случаях, когда фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения, одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными. Однако, допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место каждый из них занимает в литературном произношении.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка Необходимо выделять орфоэпические нормы в следующих произносительных областях: 1) в области произношения гласных звуков; 2) в области произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) в области произношения отдельных грамматических форм; 4) в области произношения отдельных заимствованных слов.
Гласные звуки Гласная Позиция Произношение Пример А, О Предударная [а] коробка — [каропка] корзина — [карз ’ ина] О Во всех позициях, кроме предударной, и после твёрдой согласной [ъ] колобок — [кълабок] золотой — [зълатой ’ ] Е, Я Предударная по- зиция, после мяг- кой согласной [иэ] шестой — [шиэстой ’ ] пяти — [п ’ иэт ’ и] И После твёрдого согласного [ы] к Игорю — [к Ыгар ’ у] мединститут — [м ’ эдынст ’ итут]
Согласные звуки Согласная Правило Произношение Пример Б, В, Г, Д, Ж, З Может оглушаться в конце слова [п], [ф] [к], [т] [ш], [с] друг — [друк] В сочетаниях звонкого и глухого (глухого и звонкого) согласных первый из них уподобляется второму: а) если первый из них звонкий, а второй глухой, происходит оглушение первого звука варе ж ка —[вар’ишка) во к зал — [вагзал] слёзки — [сл’оск’и] б) если первый — глухой, а второй — звонкий, происходит озвончение первого звука с бить — [зб’ит’] с говориться — [зг[ъ]вариц:а] Ж, Ц, Ш Всегда твёрдые [ж], [ц], [ш] кожица — [кожыца] шерсть — [шэрс’т’] Щ, Ч Всегда мягкие [щ’], [ч’] почта — [поч’та]
Согласные звуки СШ, ЗШ Уподобление происходит при сочетании согласных: СШ и ЗШ произносятся как долгий твёрдый согласный Ш ро сш ий — [рош: ый ‘ ] ни зш ий — [н ’ иш:ый ‘ ], ра сш алиться — [раш:ал ’ иц:а] ЗЧ Сочетание ЗЧ на стыке корня и суффикса произносится как долгий мягкий звук [ щ :] приказчик — [пр ’ икащ ‘ :ик] СЧ Сочетание СЧ произносится как звук [ щ '] с читать — [щ'итат'] СЖ , ЗЖ Сочетания СЖ и ЗЖ произносятся как двойной твёрдый [ ж ] ра зж ечь — [раж:эч'] сж ать [жжат ’ ] с ж еной — [ж:иной ‘ ] сж алиться — [ж: ал ‘ иц:а] ТЦ, ДЦ Сочетания ТЦ и ДЦ произносятся как долгий звук [ ц :] одиннадцать — [ад ‘ ин:ац:ат'], копытце — [капыц:э]
Согласные звуки ТЧ, ДЧ Сочетания ТЧ и ДЧ произносится как долгий звук [ ч ':] обходчик — [апхоч': ик] налётчик — [нал'оч': ик] ТС (ТЬС) Сочетание ТС ( ТЬС ) на стыке окончания глаголов 3 лица с частицей -СЯ произносится как долгий [ ц :] улыбае тся — [улыбай'эц:а] умыва ться [умыва ц :а] ДС, ТС Сочетания ДС и ТС на стыке корня и суффикса произносятся как [ ц ] горо д ской — [г[ъ]рацкой ‘ ], советский — [сав ‘ эцк ‘ ий ‘ ]. ЧН [шн] / [ч ’ н] конечно — [кан ’ эшна] скучно — [скушна] [про ч ’ н ый] ЧТ [шт] / [ч ’ т] чтобы [штобы] нечто [н ’ эч ’ та] ОГО, ЕГО В окончаниях имён прилагательных -ОГО, -ЕГО согласный Г произносится как [в] ужасного — [ужаснава] синего — [с ’ ин ’ ива]
Непроизносимые согласные ВСТВ [ств] здра вст вуй — [здра ств уй ’ ] СТН [сн] тро ст ник — [тра с ’ н ’ ик] СТЛ [сл] сча ст ливый — [щ ’ а сл ‘ ивый ’ ] ЗДН [зн] по зд ний — [по з ’ н ‘ ий ’ ] РДЦ [рц] се рдц е — [с ’ э рц э] ЛНЦ [нц] со лнц е — [со нц э]
Произношение звуков в отдельных грамматических формах 1. В XIX веке было распространено произношение прилагательных на -кий, -гий, -хий и глаголов на - кивать, -ивать, -гивать с твердыми заднеязычными : горь[къ]й, стро[гъ]й, ти[хъ]й, подда[къ]вать, взма[хъ]вать, подми[гъ]вать. Однако в современном языке твердое произношение сменилось мягким: горь[к’и]й, стро[г’и]й, ти[х’и]й,подда[к’и]вать, взма[х’и]вать, подми[г’и]вать. 2. В возвратных формах глагола под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение постфикса [с’], хотя в начале XX века преобладало произношение с твердым[с]: бою[с’], борол[с’]я, бою[с], борол[съ].
Произношение заимствованных слов В целом произношение заимствованных слов подчиняется фонетической системе русского языка. Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления. 1. В некоторых заимствованных словах допускается произношение безударного [о]: б[о]а, п[о]эт, кака[о]. Достаточно часто [о] произносится в именах собственных : Ш[о]пен, Р[о]ланд. 2. В словах книжно-литературного характера сохраняется произношение [э] в безударных слогах в абсолютном начале слова или после твердого согласного : а[тэ]лье, биз[нэ]смен, [э]кстракт. 3. В некоторых заимствованных словах перед [э] могут произноситься только мягкие согласные : му[з’э]й, пио[н’э]р, ака[д’э]мия; в других – только твердые : мо[дэ]ль, ка[фэ]; третья группа допускает двоякое произношение: ба[сэ]йн, ба[с’э]йн, [сэ]ссия, , [с’э]ссия. Перед [э] всегда смягчается г, к, х, л : [г’э]тры, [к’э]кс, би[л’э]т. 4. Наблюдаются колебания в произношении долгих и кратких согласных в заимствованных словах на месте удвоенных букв в корне слов.
Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе. Работая с пособием, учащиеся научатся грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты; выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи; излагать материал на основе личного жизненного опыта; представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге; Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.
Литература Голуб, И.Б.: Культура письменной и устной речи. - М.: КНОРУС, 2010 Князев С.В.: Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. - М.: Академический Проект, 2005 Князева Н.В.«Орфоэпия». – ТОГУ, Владивосток Москвин В.П.: Правильность современной русской речи. Норма и варианты. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 Иванова Т.Ф.: Новый орфоэпический словарь русского языка. - М.: Русский язык-Медиа, 2005 Под ред. А.Н. Тихонова: Комплексный словарь русского языка. - М.: Русский язык-Медиа, 2005
Н.В. Княз е ва На правах рукописи Учебно - методические материалы к курсу «Орфоэпия» Успехов на экзамене!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Склонение количественных числительных Простые количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные третьего склонения.
Склонение простых количественных числительных И.п. тридцать дочь Р.п. тридцат и дочер и Д.п. тридцат и дочер и В.п. тридцать дочь Т.п. тридцат ью дочер ью П.п. о тридцат и о дочер и
Склонение простых количественных числительных У числительных 40, 90, 100 две формы. И., В сорок девяност о ст о Р., Д., Т., П сорок а девяност а ст а
Повторяем склонение сложных количественных числительных При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.
Узелок на память! Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот. Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994, стр. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот , слово нота (оно того же склонения). И.п. семьсот – семь нот. Т.п. сем ью ст ам и – сем ью нот ами .
Склонение сложных количественных числительных Падежи От пятидесяти до восьмидесяти От двухсот до четырехсот От пятисот до девятисот И.п. семьдесят четыр е ст а восемьсот Р.п. сем и десят и четыр ёх сот восьм и сот Д.п. сем и десят и четыр ём ст ам восьм и ст ам В.п. семьдесят четыр е ст а восемьсот Т.п. семь ю десять ю четырь мя ст ами восемь ю ст ами П.п. о сем и десят и о четыр ёх ст ах о восьм и ст ах
Склонение составных количественных числительных У составных количественных числительных изменяется каждое слово.
Склоняем числительное шестьсот девяносто шесть И.п . шестьсот девяност о пять Р.п. шест и сот девяност а пят и Д.п. шест и ст ам девяност а пят и В.п. шестьсот девяносто пять Т.п. шесть ю ст ами девяност а пять ю П.п. о шест и ст ах девяност а пят и
Склоняем порядковые числительные При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И.п. т ысяча восемьсот третий Р.п. т ысяча восемьсот треть его Д.п. тысяча восемьсот треть ему В.п. т ысяча восемьсот трети й Т.п. т ысяча восемьсот треть им П.п. о тысяча восемьсот треть ем
Склоняем числительные полтора и полтораста К количественным числительным относятся слова полтора и полтораста. Числительное полтора обозначает количество, равное единице и половине единицы ( 1,5 ). Числительное полтораста обозначает количество предметов равное ста пятидесяти .
И.п . В.п. полтора, полтораста Р.п. Д.п. полутора, полутораста Т.п. П.п.
Склонение собирательных числительных Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют (за исключением числительных оба и обе ) . В косвенных падежах собирательные числительные имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе. Например: с семер ыми котят ами
Склоняем собирательные числительные оба, обе И.п. оба (щенка), обе (птицы) Р.п. об оих (щенков), об еих (птиц) Д.п. об оим (щенкам), об еим (птицам) В.п. об оих (щенков), об еих (птиц) Т.п. об оими (щенками), об еими (птицами) П.п. об об оих (щенках), об об еих (птицах)
Склонение дробных числительных При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть (числитель) склоняется как количественное числительное обозначающее целое число, вторая (знаменатель) – как порядковое числительное. Например: от д в ух седьм ых , к дв ум седьм ым
Склоняем числительное три пятых (яблока) И.п. три пятых яблока Р.п. тр ёх пят ых яблока Д.п. тр ём пят ым яблока В.п. три пятых яблока Т.п. тре мя пят ыми яблока П.п. о тр ёх пят ых яблока
Тренировочные упражнения
Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги. С (тысяча рублей) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит. Мой родной город расположен по (оба) стороны реки. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей). Свет с этой звезды идёт около (10 тысяч лет). Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205. В банк я вошёл с 45858 (рубль). Ближайший телефон находился в деревне, то есть в (полтора километра) от станции. В 1961 году человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация). (Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году. В (оба) государствах приняты законы по охране авторских прав. У (оба) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям. На сборы в поход у нас ушло (полтора) суток. Строительство завода должно завершиться к 2023 году.
Задание. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, следовательно, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал. И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2017/18 учебный год. Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма. Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность. В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех учеников (числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одуш. или неодуш. существительными: трех учеников, но три стола ). Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восьмьюстами (восемьюстами) шестьюдесятью тремя учениками. П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках. А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным аналогичные предложения.
Запишите цифры словами и прочитайте запись . 3/4 территории; 7/8 коллектива; 1,5 миллиарда; 2/3 сочинения; 1/6 океана; 5/6 трассы; 1/2 рассказа; 0,9 процента. Просклоняйте числительные, подобрав к ним существительные. Полтораста; 3 2/7; 1/16. 0,001 секунды длится вспышка молнии. За 0,1 секунды космический корабль пролетает 1 километр. Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными. Укажите падеж числительных. (342) поезд, (13) номер, (15) участник, к (8) пациенту, в (603) школу, к (2006) году, (1) января, в день (8) Марта, (90) рейс, на (105) километре, на (714) маршруте.
Исправьте ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите. В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе – сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок пять метров высоты. Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы – до три тысячи шестьсот раз.
Прочитайте текст вслух Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже 10 000 лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более 9000 лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений. Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы. За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод. Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, – круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров. В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости. Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений... И Атлантида погрузилась в пучину. Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту. (По Н.Глазкову и В.Ланде)
Удачи на экзамене! Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. Граник Г.Г. и др. Имя числительное. Газета «Русский язык» № 8/2004. Л.Н.Досова Система уроков по теме «Имя числительное». Газета «Русский язык», №14, 2007 Материалы сайта http://licey.net
Предварительный просмотр:
Карточка участника собеседования
Задание 3. Тема 1. Прогулка
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
- Кто изображен на фотографии;
- Место действия, внешний вид людей;
- Чем они заняты;
- Какое настроение у детей на фотографии.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 2. Посещение музея
Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать:
- в каком музее Вы были;
- когда и с кем;
- что Вы увидели;
- что понравилось и запомнилось больше
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 3. Почему важно правильно питаться?
Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
- Как правильное питание влияет на здоровье человека?
- Какие продукты следует есть чаще?
- Какие продукты лучше не употреблять в пищу?
- Нужно ли уметь готовить, чтобы правильно питаться?
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.