Инновационная деятельность

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контрольно-оценочный компонент урока по ФГОС Выполнила: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №52» Аюшеева Светлана Найдановна

Слайд 2

Как победить негативное отношение ученика перед отметкой?

Слайд 3

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

Слайд 4

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия. Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание – это контроль качества образования. Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности. Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика. Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Слайд 5

Оценивание может осуществляться по-разному: В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): – отметка; – результаты теста в баллах. В виде качественного показателя: – словесные высказывания о процессе и результате работы; – эмоциональная реакция. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Слайд 6

В чем суть правил новой технологии оценивания? Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка). За каждую учебную задачу или группу заданий ставится отдельная отметка. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо» ; программный уровень –функциональной грамотности – «отлично »; необязательный максимальный уровень- «превосходно».

Слайд 7

С амое важное сейчас - самооценка учащихся … Как её организовать : взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка , самостоятельный выбор заданий по уровню сложности, сопоставление индивидуальных ответов, работа под копирку, работа без ошибок, но с отметкой, работа без отметки, но с ошибками, работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя комментарий учащихся, “чистая доска” - всё, что надо запомнить, написано на доске. По мере работы стирается часть материала, а устно восстанавливаются пустоты. выбор вопроса, договор в начале четверти с заявкой на итоговую оценку.

Слайд 8

Важнее всего оценочные суждения педагога, а не отметка! Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания. Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого - чего – нибудь .

Слайд 9

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении : -« Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; -« Волшебные линеечки»- на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания. Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители. Прием позволяет: Увидеть свои успехи Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя Удерживает учебную функцию оценки Помогает избежать сравнения детей между собой

Слайд 10

-«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам. -Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Слайд 11

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные. В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность , ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

Слайд 12

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел . В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

Слайд 13

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Слайд 14

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что …” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться .

Слайд 15

В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формиров ания оценочной деятельности : В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить; При подведении итогов урока задаются следующие вопросы: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что… Самым интересным было… Насколько успешно мы выполнили намеченный план? Какие возникли проблемы? Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее… Я бы хотел попросить своего учителя…

Слайд 16

- Оценивание является постоянным процессом . В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание . - Оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. - Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. - Оценивать можно только то, чему учат .

Слайд 17

- В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса . В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. - В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника; - Соблюдение принципа объективности оценки ; - Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки; - Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)

Слайд 18

При оценке работы ребенка особое значение придаётся : Упорству , старанию, труду; Достигнутому успеху; Личной позиции ученика; Возможностям ребенка достичь большего результата. Следует поощрять в ребенке: Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск; Готовность защищать свою точку зрения; Творческий подход; пытливость, любознательность; Самоконтроль, способность оценить свою работу; Стремление находить и исправлять свои ошибки.

Слайд 19

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки . Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приёмы подготовки учащихся к ОГЭ. Написание сочинения ─ рассуждения. Часть 3. 15.3 Выполнила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МАОУ «СОШ №52» Аюшеева Светлана Найдановна

Слайд 2

Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий». Многие профессии-пенсионеры исчезнут, их заменят роботы, искусственный интеллект. Способность к творчеству относится в этом Атласе к высококвалифицированным умениям, и творческие работники будут востребованы : машины не способны воспроизвести художественное творчество, профессиональное мастерство в нюансах.

Слайд 3

Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Л.Н . Толстой.

Слайд 4

Мы должны приобщать учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя. Для этого в первую очередь нужно мотивировать детей.

Слайд 5

Сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций.

Слайд 6

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя

Слайд 7

Содержание работы по развитию связной речи учащихся отражено в действующих стандартах, программах, учебниках по русскому языку. Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Слайд 8

С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились альтернативные творческие задания: 15.1-сочинение на лингвистическую тему ; 15.2-сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера); 15.3-сочинение- рассуждение, связанное с анализом текста(толкование значения слова ).

Слайд 9

Перед учеником встаёт вопрос: какой вид задания выбрать и как правильно его выполнить? Как осуществляют выбор мои учащиеся ? После знакомства -с особенностями сочинения каждого типа, -изучения критериев оценивания работ, - попрактиковавшись в написании работ, мы совместно с учеником определяемся, какой вид сочинения удаётся ему лучше всего, и он начинает планомерную подготовку именно по конкретному виду сочинения.

Слайд 12

15.3 Как вы понимаете значение слова С острадание ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое сострадание? » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 13

А лгоритм выполнения : 1. дать толкование значения приведённого слова и прокомментировать своё определение ; 2.потвердить свой тезис (определение)двумя аргументами: один-из текста, другой-из жизненного опыта(можно взять два аргумента из текста) 3. логично выстроить свою работу и грамотно её написать. 4. проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм -орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Слайд 14

Д ля того , чтобы написать хорошее сочинение, нужно знать, как его будут оценивать эксперты, потому что в критериях оценивания заложен алгоритм написания и структура нашего сочинения.

Слайд 15

Композиция сочинения-рассуждения15.3 “Что такое сострадание?” I .Вступление . 1.Определение предложенного в задании слова “сострадание” самим учеником. 2..Комментарий ученик ом своего определения . II . Основная часть. 1. Н айти ключевое предложение в тексте по повести В.Кондратьева «Сашка», которое поможет понять причину того, почему главный герой сострадает пленному немцу. ( Понимал он и ненавидящий взгляд комбата, сверливший немца, хотя у самого Сашки ненависть к фашистам почему-то не переносилась на этого вот пленного. ..) А)Первый пример-аргумент из текста Б)Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта(или из текста) III . Вывод .

Слайд 16

1.Шаг первый. Читаем задание. Соотносим слово и тему, данные в задании. 2.Шаг второй . Вспоминаем текст для изложений и перечитываем написанное изложение. Очень часто текст для изложения содержит или полное определение этого понятия(слова), или частичное, которое может помочь вам сформулировать своё определение. 3.Шаг третий . Читаем текст второй части. Ищем в нём героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них(если есть), для того чтобы более полно сформулировать определение ,значения слова. Прокомментировать его и написать план сочинения. 4.Шаг четвёртый. Пишем сочинение. Формулируем определение слова (тезис сочинения) и комментируем его. Учащиеся не должны давать такое же определение как в толковых словарях, а должны представить своё понимание этого понятия.

Слайд 17

Учащиеся не должны давать такое же определение как в толковых словарях, а должны представить своё понимание этого понятия. Примеры (из работ уча щ ихся) : Сострадание-это способность чувствовать чужую боль. Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность. Сострадание побуждает человека совершать добрые поступки. / Холбоева Марина, 9б/ Сострадание-это то, что даёт нам возможность понять боль другого человека, понять его проблемы и, если нужно, помочь./ Гуржапова Султана, 9б/ Что такое сострадание? Это светлое чувство, помогающее нам сочувствовать другим, проявлять милосердие по отношению к людям и животным. / Цырендоржиева Саша, 9б Сострадание-это чувство, которое помогает понимать эмоции, проблемы другого человека, проявление жалости и соболезнования. Проявлять сострадание могут только люди с доброй душой, люди, которые сами испытали какие-то трудности жизни./ ГылыковаЭржена , 9б /

Слайд 18

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи.

Слайд 19

В результате такой работы ученик видит со стороны свои ошибки, он корректирует свою работу, где-то соглашаясь с мнением другого ученика, а где-то оставляет свою точку зрения. В итоге он создаёт чистовой вариант сочинения. Черновик ученика Исправления другого ученика/как должно быть на его взгляд/ Чистовой вариант /с учётом исправлений другого ученика/

Слайд 20

Мониторинг отслеживания результатов работы над написанием сочинения -рассуждения Ф.И. Дата 15.09 22.09 Динамика 07.10 Динамика 17.10 Динамика Ринчинова Тамара Баллы 3 3 0 5 +2 4 -1 Тимощенкова Елизавета Баллы 4 3 -1 5 +2 5 0



Предварительный просмотр:

План  индивидуального развития

учителя русского языка и литературы Аюшеевой С.Н.

Пояснительная записка.

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.

Цель:

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи:

Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка и литературы.

Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ГИА путем использования современных образовательных технологий.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации педагогической темы школы «Повышение качества образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий».

Тема самообразования: Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции учащихся.

Цели: изучить возможности использования новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования лингвистической компетенции учащихся.

Задачи:

  1. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.
  2. В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.
  3. В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
  4. Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.
  5. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.
  6. В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.
  7. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.
  8. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.
  9. В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.
  10. В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
  11. Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.
  12. Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал.
  13. Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе, выявить динамику изменения результатов и принять меры по улучшению качества подготовки учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».

Предполагаемый результат: использование активных методов обучения

позволит

  • активизировать познавательную активность учащихся;
  • разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;
  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • значительно сэкономить время на уроке;
  • повысить творческий потенциал личности детей;
  • внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
  • сформировать лингвистическую компетенцию учащихся.

 Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

Профессиональное

1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2.Вести каталог статей по данной проблеме.

3. Повышать квалификацию на курсах

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения .

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей русского языка и литературы.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей .

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки .

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии.

3. Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках русского языка».

5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

6.Проведение занятий в компьютерном классе с использованием программ-тренажёров по русскому языку

Основные этапы работы по самообразованию

2016-2019 г

1.Курсы повышения квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО.

3.Изучение литературы по теме самообразования.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

Практический

Перечень вопросов по самообразованию:

1.Изучение и внедрение в процесс обучения современных  педагогических

технологий.

2.Сбор, комплектование и составление диагностических материалов по методической проблеме.

3.Посещение семинаров, открытых уроков учителей школы, города.

4. Изучение педагогического опыта других преподавателей

 5. Создание презентаций по русскому языку и литературе и их применение на уроках.

 6.Принимать участие с учащимися в мероприятиях школы, города, республики.

7.Изучать методическую литературу по проблеме.

8.Овладение новыми информационными технологиями

9.Использование периодической печати: журнал «Русский язык в школе», журнал «Литература в школе» (в течение учебного года);

10. Использование материалов сети Интернет (в течение учебного года);

11.Использование ИКТ на уроках (в течение учебного года);

12.Выступления на заседаниях ШМО, педсовете

13. Проведение открытых уроков

14.Самоанализ и оценка своей педагогической деятельности.

     Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

План работы по самообразованию

Мероприятие

Сроки

Выбор темы, её теоретическое изучение ,

изучение теоретического опыта.

Сентябрь 2016 года

Использование теоретических знаний на практике.

Постоянно

Открытые уроки, мероприятия, подготовка разработок.

В течение учебного года

Методическая работа в рамках творческих

групп, методического объединения.

По плану деятельности

МО школы

Подготовка к прохождению аттестации.

Регулярно

Системный анализ

и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования.

Регулярно

Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной

категории.

В год аттестации

Обобщение опыта по системе на школьном уровне.

По плану деятельности

МО школы

Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования.

Подборка материалов анализа учебно-методической работы , анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий.

Постоянно

Использование современных технологий для повышения эффективности школьного

обучения.

Постоянно

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения, таких как

использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения.

 

 

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №52» Аюшеева Светлана Найдановна 2019 «Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления»

Слайд 2

«Критическое мышление возникает тогда, когда учащиеся начинают заниматься какой-либо проблемой». Джон Дьюи

Слайд 3

Слово критическое происходит от двух греческих слов kritike − искусство судить и kriterion − средство для суждения. Цель технологии развития критического мышления −развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Критическое мышление ─это умение логически мыслить и аргументировать.

Слайд 4

Традиционный урок Технология развития критического мышления Учащийся не должен делать ошибок Учащийся имеет право на ошибку Учитель знает, как и что должен отвечать учащийся Учащийся сам может оценить свою деятельность Учитель должен знать ответы на все вопросы , которые возникают на занятии Учитель допускает альтернативные варианты ответов На вопрос, поставленный преподавателем , всегда должен быть ответ Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос

Слайд 5

Базовая модель технологии состоит из трёх этапов: Первая стадия – вызов . Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащегося знания по данной теме или проблеме; Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащегося к учебной деятельности; Сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

Слайд 6

Приёмы стадии «вызов»

Слайд 7

Мозговой штурм Цель − активизация имеющихся знаний на стадии вызова. Мозговой штурм − метод по вырабатыванию множества идей на заданную тему, способствует воспитанию творческой личности. 1 этап − учащимся предлагается подумать и записать всё, что они знают или думают по данной теме. 2 этап − учащиеся обмениваются информацией .

Слайд 8

Примеры использования приёма Урок русской литературы в 11 классе. Тема: Изучение творчества И.А.Бунина Перед началом анализа стихотворения «Вечер», посвящённого теме счастья, для мозгового штурма можно предложить учащимся вопрос: « Как вы думаете, в чём, по Бунину, заключается счастье?» . Учащиеся работают в группах, записывают все варианты ответа, затем озвучивают и комментируют их. А в процессе чтения и анализа стихотворения выясняется, чья идея совпадает с мыслью автора. Урок русского языка в 6-м классе. Тема: Имя прилагательное как часть речи. Работа в группах Задание для 1-й группы : У прилагательных не было своего рода, числа, падежа, поэтому они не могли согласовываться с другими частями речи. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных) Задание для 2-й группы: представьте, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Всё станет серым).

Слайд 9

Кластер («гроздь») Кластер −выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластер − графический приём систематизации материала. В центре − тема, а вокруг неё крупные смысловые части. Задачей работы с кластером является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Слайд 10

Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. Приёмы стадии осмысления : «Двузначный дневник», Ромашка Блума , «Бортовой журнал», диаграмма Венна, « Инсерт », «Толстые и тонкие вопросы», « Фишбоун » Вторая стадия-осмысление

Слайд 11

Приём « Инсерт » (пометки на полях) На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом − чтение, сопровождающееся действиями учащегося: маркировкой с использованием значков « √ », «+», «−», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа) Данный приём требует от учащегося активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Слайд 13

на стадии вызова − это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления − вопросы во время чтения, слушания; на стадии рефлексии − демонстрация понимания пройденного. Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. В ходе работы с таблицей в левую колонку записывают вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке − вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Работа по вопросам ведётся в несколько этапов. Приём «Толстые и тонкие вопросы

Слайд 14

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто… Дайте объяснение , почему… Что… Почему вы считаете… Когда… Что, если… Как звали… В чём разница… Согласны ли вы… Почему вы считаете…

Слайд 15

Третья стадия− Рефлексия Рефлексия в переводе с латинского языка означает «обращение назад». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д ) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации

Слайд 16

Приёмы стадии «Рефлексия»

Слайд 17

Приём «Написание синквейна » Синквейн − самая лёгкая по алгоритму форма стихотворений. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. правилам.

Слайд 18

Примеры синквейнов Дополнение прямое, косвенное отвечает, употребляется, обозначает объект, на который направлено действие член предложения Романтизм Придуманный, сентиментальный, трагический Слагать, страдать, думать Романтизм — это расцвет литературы. Жуковский

Слайд 19

Успехов, уважаемые коллеги!