1.7.Система работы педагога с родителями воспитанников
Цель деятельности Психологической службы Гимназии №5 по взаимодействию с родителями (законными представителями) учащихся, является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации).
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ППконсилиум, Совет профилактики).
Одной из функций консультативной педагога-психолога работы с родителями является информирование о проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.
Данный вид работы осуществляется на основе годового планирования и по запросу. В целом все запросы можно разделить на:
1. трудности в общении с ребенком;
2. эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность, и т.п.);
3. проблемы в детско-родительских отношениях;
4. трудности в профессиональном самоопределении ребенка;
5. трудности обучения;
6. консультации по результатам групповой диагностики;
Распространенные темы бесед педагога-психолога с родителями
№ п/п | Темы индивидуальных консультаций |
1 | Психологические особенности подросткового возраста |
2 | Профессиональная ориентация |
3 | Адаптация десятиклассников |
4 | Учебная мотивация |
5 | Профилактика девиантного поведения (курения, употребления алкоголя, ПАВ, аутоагрессивноеповедие, противоправное поведение) у ребенка. |
6 | Профилактика жестокого обращения с детьми |
7 | Профилактика экзаменационного стресса |
8 | Детско-родительские отношения |
9 | Как общаться со своим ребенком |
10 | Особенности одаренных детей |
11 | Психологические трудности детей с низкой самооценкой |
12 | Тревожные дети |
13 | Астенические дети |
14 | Агрессивные дети |
15 | Депрессивные состояния ребенка |
16 | Дети-перфекционнисты |
17 | Когнитивные трудности ребенка |
18 | Помощь семьи к подготовке к экзаменам |
19 | Первая любовь у ребенка |
Количество групповых консультаций для родителей
Период | Классные родительские собрания | Общешкольные родительские собрания |
2018-2019 уч. год | 24 | 2 |
2019-2020 уч. год | 26 | 1 |
2020-2021 уч. год | 18 | 4 |
2021-2022 уч. год | 20 | 2 |
2022-2023 уч. год | 18 | 3 |
Общий план сопровождения социально-неблагополучных семей (СНС)
МБОУ Гимназии № 5 города Кызыла
на 2022-2023 уч. год
№ | Направления деятельности | Формы работы | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика семейного неблагополучия | -наблюдение специалистов; -анкетирование детей, родителей; -опросы; -тестирование; -миниконсилиумы; -Совет профилактики. | В течение года | Психолог, социальный педагог, классные руководители, ПМПК, инспектор ОПДН |
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям. | Формирование списков по критериям неблагополучия | Сентябрь | Социальная служба |
3 | Профилактическая работа СНС | Внедрение комплексных индивидуально профилактических мероприятий с семьями социального риска | В течение года | Заместитель директора по ВР., классные руководители Социальная служба Психологическая служба. |
4 | Мониторинг | Диагностика психологической комфортности и изучение социального статуса в классах | Октябрь Февраль Апрель | Заместитель директора по ВР., классные руководители |
5 | Скрининг диагностика | Изучение уровня адаптации, тревожности, агрессии, эмоциональной устойчивости учащихся | По плану | Психологическая служба |
6 | Индивидуальная работа с семьей | -письма поддержки; -советы; -консультации специалистов; -семейная терапия; -индивидуальные беседы; -телефон доверия; -психотерапия; -посещение семей на дому. - изучение индивидуальных, личностных характеристик, состояния здоровья детей из СНС
| В течение года | Психолог, социальный педагог, классные руководители. |
7 | Индивидуальная диагностика | -дифферинциальное обследование и учет детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - Углубленная диагностика детей «Группы риска» (по запросу). - изучение нарушений во взаимоотношениях детей и подростков и родителей.
| В течение года | Классные руководители Психологическая служба. Социальная служба
|
8 | Групповая работа с семьей | -тренинговые группы; -семейные вечера; -вечера встреч; -экскурсии, концерты; -консультационные пункты; -общеродительские собрания. | В течение года | Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители, инспектор ОПДН, библиотекарь, медслужба |
9 | Профилактика семейного неблагополучная | -родительский всеобуч; -ознакомление с психолого – педагогической литературой; - оформление стендов для учащихся и родителей по актуальным темам; --посещение на дому; -летний лагерь; -библиотека семейного неблагополучия; -постановка на учет в КДН и ПДН, помощь в постановке на учет к детскому психоневрологу. | В течение года | Психолог, социальный педагог, классные руководители, библиотекарь |
10 | Общественное воспитание и поддержка | -трудотерапия; -по возможности через акции обеспечение одеждой, школьными принадлежностями, бесплатным питанием и бесплатным подвозом учащихся на школьном автобусе; -через контакты с соответствующими службами и ведомствами оказание материальной помощи; - помощь в адаптации «новеньких» детей к воспитательно - образовательному процессу | В течение года | Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители. |
Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Задачи:·
- проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье
- организовать просветительскую работу среди родителей
- защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении
- оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка.
Причины постановки семьи на учет, как находящейся в социально-опасном положении в школе:
- Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка
- Отрицательное влияние на ребенка .
Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье. В большинстве это неполные семьи, где воспитанием занимается один родитель. Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.
Основная задача педагога-психолога в работе с такими семьями: попытаться корректировать семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, родителями и гимназией.
Выводы: Работа педагога-психолога с родителями ведется постоянно.