1.4.Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)
Профилактическая работа в МБОУ Гимназии №5 города Кызыла строится в соответствии с Федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Об основах системы профилактики правонарушений», в соответствии с Планом мероприятий по профилактике суицидов и жестокого обращения в общеобразовательных организациях города Кызыла на 2022-2023 учебный год
Работа по профилактике девиантного поведения (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) несовершеннолетних обучающихся направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся, и их семьям, на создание условий воспитания и обучения социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющей жизненно необходимым запасом знаний, социально мобильной, имеющего ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.
В профилактике девиантного поведения используется комплексное взаимодействие специалистов социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по профилактики правонарушений, классные руководители и др.)
В профилактической работе педагогом-психологом применяются:
1. Индивидуальные, групповые беседы, консультации по актуальным проблемам.
2. Проводятся классные часы, тренинги:
3. Скрининг диагностика и индивидуальная психологическая диагностика с целью изучения индивидуально-типологических особенностей личности.
4. Индивидуальные занятия с сопровождаемыми осуществляется согласно индивидуальным программам в условиях образовательной организации.
Результаты социально-психологического анкетирования учащихся
Использована методика Латышевой «Исходная оценка наркотизации»
Цель анкетирования выявление раннего незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в рамках мониторинга психологического здоровья учащихся.
9 классы. Дата проведения 18. 11. 2022г.
Распространенность факторов риска немедицинского потребления ПАВ | 9 Д | 9 Е | 9 Ж | 9 З | 9 И | 9 К | |||
Количество детей прошедшие диагностику | 20 | 29 | 26 | 25 | 27 | 24 | |||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети с низким уровнем риска | 20 | 29 | 26 | 25 | 27 | 24 | |||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети с низким уровнем риска | 20 | 30 | 26 | 25 | 27 | 24 | |||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |||
Дети с низким уровнем риска | 20 | 29 | 26 | 24 | 27 | 24 | |||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети со средним уровнем риска | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | |||
Дети с низким уровнем риска | 18 | 29 | 26 | 24 | 26 | 24 | |||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |||
Дети с низким уровнем риска | 20 | 30 | 26 | 25 | 27 | 24 | |||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Дети с низким уровнем риска | 20 | 30 | 26 | 25 | 27 | 24 | |||
10 классы. Дата проведения 18. 11. 2022г.
Распространенность факторов риска немедицинского потребления ПАВ | 10 а | 10б | 10в | 10г | 10д | 10е |
| ||
Количество детей прошедшие диагностику | 25 | 27 | 24 | 23 | 22 | 20 |
| ||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 25 | 27 | 24 | 23 | 22 | 20 |
| ||
Социальные факторы риска. Семейные факторы риска | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 25 | 26 | 24 | 23 | 22 | 20 |
| ||
Индивидуальные факторы риска | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 24 | 27 | 23 | 23 | 22 | 19 |
| ||
Социальные факторы риска. Сверстники. | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 24 | 26 | 23 | 22 | 20 | 19 |
| ||
Социальные факторы риска. Макросоциум. | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 25 | 27 | 24 | 22 | 22 | 20 |
| ||
Социальные факторы риска. Школа. | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 25 | 27 | 24 | 23 | 22 | 20 |
| ||
11 классы. Дата проведения 20. 11. 2022г.
Распространенность факторов риска немедицинского потребления ПАВ | 11а | 11б | 11в | 11г | 11д | 11е |
| ||
Количество детей прошедшие диагностику | 26 | 27 | 24 | 28 | 29 | 29 |
| ||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 26 | 27 | 24 | 28 | 29 | 29 |
| ||
Социальные факторы риска. Семейные факторы риска | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 26 | 26 | 24 | 28 | 29 | 29 |
| ||
Индивидуальные факторы риска | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 25 | 27 | 23 | 28 | 29 | 28 |
| ||
Социальные факторы риска. Сверстники. | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 25 | 26 | 23 | 27 | 27 | 28 |
| ||
Социальные факторы риска. Макросоциум. | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 26 | 27 | 23 | 27 | 29 | 29 |
| ||
Социальные факторы риска. Школа. | |||||||||
Дети с высоким уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети со средним уровнем риска | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| ||
Дети с низким уровнем риска | 26 | 27 | 23 | 28 | 29 | 29 |
| ||
классы | Темы 20-минуток и классных часов |
9 д,е,ж,з,и,к | - Личная гигиена подростка - «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». - Влияние алкоголя на здоровье - Наркотики: употребление и злоупотребление - Инфекции передаваемые половым путем |
10 а,б,в,г,д,е | - «Алкоголь-похититель рассудка». - Трудные мгновения твоего взросления - СПИД - Инфекции передаваемые половым путем - Профилактика употребления наркотических веществ |
11 а,б,в,г,д,е | -Семья и брак -Культура взаимоотношений - Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье. -Инфекции передаваемые половым путем -Исторические аспекты винопития на Руси -Профилактика употребления наркотических веществ |
Отчет о проделанной работе по профилактике суицида
Одной из приоритетных направлений Психологической службы заключается в сохранении психологического здоровья и превенции суицидального поведения учащихся.
Поддержание психического здоровья, выявление «группы риска» осуществляются через диагностику, консультирование, просвещение, профилактику и коррекционную работу, как групповыми методами, так и индивидуальными.
Работа Психологической службы строится в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (классными руководителями, педагогами, с законными представителями).
С начала учебного года особое внимание уделялось адаптации вновь прибывших учащихся и учащихся 10 классов. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь.
В октябре и марте были проведены «Месячники психологического здоровья», который был направлен на профилактику отклоняющего поведения учащихся; на формирование коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, на повышение психологической компетентности педагогов и ответственности родителей, на обеспечение взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений.
С детьми, у которых выявлены повышенный уровень тревожности, агрессивности; пониженный фон настроения, низкой уровень активности, низкий уровень стрессоустойчивости, проводилась коррекционная работа, осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение.
За период 2022-2023 учебный год были проведены следующие мероприятия:
№ п/п | Тема | Форма проведения | Категория участников (класс) | Ответственный |
1 | Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом. | Кл. час | 9-х, 11-х кл. | психолог |
2 | Конструктивное общение и преодоление конфликтов | Кл. час | 10 кл. | психолог |
3 | Что такое психическое здоровье | Кл. час | 9-11 | психолог |
4 | Преступление и наказание | Кл. час | 7-11 | психолог |
Месяц | Мероприятия | Категория участников (класс) | Количество | Ответственный |
Декабрь
январь | Выступления на педагогическом совете: - Основные понятия, описывающие суицидальное поведение;
- Суицидальное поведение у детей и подростков. | Педагоги
педагоги | 41
69 | Психолог
психолог |
февраль | Родительское собрание «Как предотвратить попытку суицида» | родители | 114 | психолог |
март | Семинар «Межведомственный план мероприятий по профилактике детских суицидов на территории Республики Тыва на 2017-2019 годы. Алгоритмы взаимодействия» | Классные руководители | 65 | психолог |
С классными руководителями класса, выявленной «группы риска», учителями-предметниками было запланировано и проведено:
№ | Мероприятия | Класс | Категория участников | Ответственный |
1 | Ознакомление классных руководителей с результатами диагностик | 9-11 | 18 | психолог |
2 | Распространение буклета «Признаки суицидального поведения несовершеннолетних» среди классных руководителей | 9-11 | 18 | психоло |