1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психо-логического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни,занятия психологической разгрузке.
В МБОУ Гимназии №5 города Кызыла ежегодно проводятся мониторинг психологического здоровья обучающихся, в 2 этапа (октябрь, март).Мониторинг психологического здоровья проводится в рамках приказа Министерства образования и науки Республики Тыва и годового плана педагога-психолога, целью оценивать состояние психического здоровья обучающихся, определения психических проблем, принятия превентивных мер.
Мониторинг психологического здоровья – это целенаправленная целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных показателей на уровне деятельности гимназии по организации здоровьесберегающего пространства, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Мониторинг включает в себя 3 основныепсиходиагностические методики:
1. Социально-психологическое тестирование (СПТ)
2. Опросник Айзенка. Самооценка психических состояний
3. Методика Спилбергера. Определение уровня тревожности.
Табл. 1. Результаты выявленных обучающихся «группы риска»
на 1-м этапе Мониторинга
Классы | Наименование проведенных методик (по классам) | Общее количество учащихся | Количество учащихся, прошедших психологическое тестирование | Количество детей «группы риска» |
9 | Айзенк «Самооценка психических состояний». | 257 | 246 | 5 |
10 | Айзенк «Самооценка психических состояний». | 144 | 114 | 5 |
11 | Определение уровня тревожности | 163 | 144 | 4 |
С 9-11 | СПТ | 564 | 564 (100%) | 1 |
ВСЕГО: |
| 603 | 603 | 15 |
Таким образом, на первом этапе (октябрь) психологического диагностирования с 9 по 11 классы было выявлено количество обучающихся «группы риска» 15 человек. Эти учащиеся были охвачены индивидуальным психологическим сопровождением.
Второй этап (март) мониторинга включал в себя также 2 основные психодиагностические методики:
1. Опросник Айзенка. Самооценка психических состояний
2. Методика Спилбергера. Определение уровня тревожности.
Диагностическая выборка обучающихся составила 365 обучающихся, сюда вошли обучающиеся «группы риска» 1 этапа (ИПС), обучающиеся, которые обращались за индивидуальной консультацией, также все обучающиеся выпускных классов.
классы | Общее кол-во | Общее кол-во уч-ся, прошед- ших психол. обследование | Уч-ся группы «риска» 1 этапа | Общее кол-во уч-ся, прошед- ших психол. Обследование 2 этап | Уч-ся группы «риска» 2 этапа | Кол-во детей снятых с учета |
9 | 257 | 257 | 5 | 159 | 2 | 5 |
10 | 144 | 144 | 5 | 35 | 0 | 5 |
11 | 163 | 163 | 5 | 160 | 1 | 0 |
Опекаемые | 39 | 39 | 0 | 11 | 1 | 0 |
ИТОГО: | 603 | 603 | 15 | 365 | 1 | 14 |
Таким образом, после проведения 2 этапа мониторинга, наблюдается, снижение количества обучающихся «группы риска» на 14 человека.
Проводимые мероприятия в рамках «Месячника психического здоровья»
№ | Вид деятельности педагога-психолога | На кого направлены мероприятия |
1. | Оформление стенда, посвященного к «Месячнику психического здоровья».
| Для учащихся, педагогов, родителей |
2 | Лекция врача-гинеколога «Здоровье девушки»
| Для учащихся 10-х, 11-х классов |
3 | «Позитивное настроение в каждый класс! » (Афоризмы, притчи, стихи, веселые картинки на двери каждого кабинета).
| Для учащихся, педагогов. |
4 | Акция «Дерево желаний» (формирование позитивных целей.) | Для учащихся |
5 | Объявление «Возьми то, что Вам нужно».
| Для учащихся, педагогов. |
6 | Тест «С каким настроением ты пришел сегодня в школу?»
| Для учащихся |
7 | «Волшебная шкатулка» - получи ответ на интересующийся вопрос. (В большую перемену в фойе). | Для учащихся |
8 | Психологическая подготовка к ГИА: диагностика, консультирование, тренинги. 9, 11 классы | Для учащихся |
9 | Результаты прохождения адаптационного периода 10-х классов. Особенности работы с учащимися сохраняющихдезадаптацию. | Для классных руководителей, родителей |
10 | Индивидуальные диагностические исследования «группы риска». | Для учащихся |
11 | Психологические занятия в рамках «Месячника психического здоровья» для 9, 10, 11 классов.
| Для учащихся |
12 | Оформление стенда для учителей в рамках месячника здоровья. | Для учителей |
13 | Памятки по прафилактике суицида | Для родителей |
14 | Памятки «Телефон Доверия» | Для учащихся |
15 | Индивидуальные консультации по запросу | Для учащихся, педагогов, родителей |
16 | Родительские собрания в 9-х, 11-х классах «Как помочь своему ребенку подготовится к экзаменам». | Для родителей |
17 | Родительское собрание «Возрастные особенности подросткового периода ».
| Для родителей 9-х классов |
18 | Родительская гостиная «Как предотвратить суицид» (по запросу).
| Для родителей выпускных классов |
19 | Индивидуальные консультации | Для учащихся, педагогов, родителей |
Все мероприятия, проводимые психологической службой гимназии направлены на профилактику психического здоровья членов образовательного процесса. Ведется профилактическая работа: оформление стендов, выступления на классных часах, в круглых столах, лектории на родительских собраниях, педсоветах и т д. Основной акцент делается на естественных путях выхода напряжения ( дыхатетельные упражнения, минуты релаксации, любимые занятия, позитивные мысли и т.д ).
В условиях школы не всегда можно предложить варианты естественного выхода напряжения (например, дневной сон). А вот искусственные способы хорошо могут помочь. Основная задача психологической службы - создание условий для восполнения физических ресурсов путем специальных упражнений. Методы и приемы СПС (системы психофизической саморегуляции) помогают моделировать ритм напряжения – расслабления, что позволяет сохранять свою психофизику. Такими упражнениями могут выступать техники дыхания, которые непосредственно помогают избавиться от внутреннего и внешнего напряжения через расслабление (релаксацию) или, напротив, активизацию. От того насколько мы замедляем или ускоряем дыхание, зависит наше восприятие внешнего и внутреннего мира. Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм – все это крайне важно; дыхание животом; дыхание цветом и многое другое. В рамках здоровьесберегающих технологий, советуем учителям гимназии на уроках использовать различные дыхательные техники для улучшения настроения или создания желаемого состояния учащихся (успокоиться или войти в рабочий режим).
Вывод: Деятельность педагога-психолога в области здоровьесбережения ведется систематически.Использование здоровьесберегающих технологий в гимназии способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.