1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)

Жук Марина Михайловна

 

Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации проводится ссоответствии Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ-278 «О государственной социальной помощи», ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законы, безусловно, являются самыми важными в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (социальное сиротство, безнадзорность, мало обеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, суицидальное поведение), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Эффективность реализации образовательных, коррекционных, реабилитационных, профилактических программ по работе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации имеет огромную роль. Система социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, учреждений культуры и других государственных организаций.

Цель работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстникам, обучение здоровому жизненному стилю.

Конкретная  работа педагога-психолога с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации:

  • Психологический анализ для установления  причин нарушений в затруднениях учащихся;
  • Помощь в поисках ресурсов для решения психологических и жизненных проблем;
  • Помощь в формировании новых установок и убеждений в принятии решений по возникшим трудностям.
  • Разработка индивидуальных психологических программ сопровождения;
  • Организация встреч со специалистами по актуальным вопросам;
  • Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания своих детей;
  • Психологическая поддержка учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

При диагностике учащихся используются  методики, направленных на исследование уровня интеллектуального развития, исследование  эмоционально-волевой сферы, изучаются личностные особенности,  эмоциональные состояния, исследуются взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками,  изучается мотивация учебной деятельности. По результатам обследования составляется  индивидуальным программам сопровождения.

В ходе индивидуальных коррекционных занятий реализовались следующие программы:

1. «Несущая свет» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденных Министерством образования и науки Республики Тыва.

2. «Психолого-педагогическоесопровождения семьи по предупреждению возможного неблагополучия ребенка»(разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденных Министерством образования и науки Республики Тыва.

Модуль 1.  Родительские собрания «Заботливый родитель»

Модуль 2. Родительская гостиная «Материнская нежность» (каникулярное время)

3. Индивидуальная программа по профилактики суицидального поведения. «Формирование жизнестойкости».

4. Индивидуальная программа по проекту ОРВО«Могу, умею, получается».

5. «Развитие коммуникативных умений как основы межличностного взаимодействия и сотрудничества  подростков». Авторы-составители: Закурко Н. А., Чернова Е. Е.

6. Индивидуальная программа по профилактике токсикомании «Умей сказать «нет».

7.  Программа Р.В. Овчаровой «Коррекция агрессивного поведения подротсков»

8. Программа «Формирование адекватной самооценки».

9. Программа Макартычевой Г.И. «Коррекция девиантного поведения» (тренинги личностного роста, самопознания, с основами правовых знаний)

10. Программа коррекции тревожности Черной Н.А.

11.Программа занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения «Учусь управлять собой».

 

В программах представлен цикл занятий, который способствует расширению представлений о духовном и психологическом компонентах здоровья и побуждает к целостно-ориентированной деятельности по сохранению и развитию психологического здоровья.

В итоге психологической работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации отмечается положительный результат в личностном развитии, улучшаются семейные взаимоотношения, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.