Рабочая программа 8 класс
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии «География России» 8 класс. (2 учебных часа в неделю). Учебник для общеобразовательных учреждений, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя, «Вентана Граф», 2011г. Данную программу реализует учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
Программа составлена в соответствии с ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.
Программа составлена для обучающихся 8-а, б классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области.
Цель и задачи курса Главная цель курса заключается в развит географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям. Задачи: -сформировать целостное представление об особенностях природы,населения и хозяйства страны; -сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире; -научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; -развивать картографическую грамотность школьников; -сформировать у школьников образные представления о крупных природно- хозяйственных регионах страны -показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам. Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны,в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
Специфика учебного предмета заключается в конкретизации содержания блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются образовательные технологии. Здоровьесберегающие: технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулирует познавательный интерес к предмету, осуществляет практическую подготовку экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме он-лайн следить за событиями в стране и мире, расширяются возможности в изучении тем, касающихся культуры. Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку. Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках истории и обществознания, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Применяемые технологии связаны с использованием коллективной, групповой, индивидуальной, фронтальной работой учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Формы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1).Уроки «открытия» нового знания;
2).Уроки отработки умений и рефлексии;
3).Уроки общеметодологической направленности;
4).Уроки развивающего контроля.
Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)
Требования к результатам обучения географии
Предметными результатами
освоения основной образовательной программы по
географии являются:
1)понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
2)формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
3) умение работать с разными источниками географической информации;
4) умение выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
5) овладение основами картографической грамотности;
6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
7)формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Метапредметными результатами
освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
12)формирование и развитие экологического мышления.
Личностными результатами
обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих
результатов личностного развития:
1)воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с
учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6)формирование основ экологической культуры.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
- готовность делать осознанный и ответственный выбор,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
- информационная компетентность,
- социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
- коммуникативная компетентность.
- учебно-познавательная
Учебно-тематический план
по географии 8-а класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)
УМК: учебник В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя «География России» М: «Вентана-Граф» 2014
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. |
1 | Географическое положение и формирование государственной территории России Географическое положение России | 10 |
2 | История заселения, освоения и исследования территории России | 4 |
3 | Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы | 5 |
4 | Климат и агроклиматические ресурсы | 8 |
5 | Внутренние воды и водные ресурсы | 6 |
6 | Почвы и почвенные ресурсы | 4 |
7 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 |
8 | Природные различия на территории России | 10 |
9 | Население России | 12 |
10 | Природный фактор в развитии России | 5 |
Всего: | 68 | |
Практические работы | 10 ч | |
Тесты, зачетные занятия | 4 ч | |
Итоговое повторение | 4 ч | |
Всего: | 18 ч | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 90 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество творческих работ | 2 |
Темы проектов и исследовательских работ обучающихся
№ п/п | Тема проекта и исследовательской работы | Сроки реализации |
Провести исследования по теме: «Этапы формирования государственной территории России» | Октябрь | |
Информационный проект «Реки России» по учебной теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | Март |
Календарно-тематический план
по географии 8-а класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)
УМК: учебник В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя «География России» М: «Вентана-Граф» 2014
№ | Тема урока, практической работы | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Географическое положение и его виды | 02.09 | |
2 | Размеры территории и природно-географическое положение России | 05.09 | |
3 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 09.09 | |
4 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 12.09 | |
5 | Государственная территория России. Пр. р. № 1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России» | 16.09 | 07.10 |
6 | Сухопутные и морские границы России | 19.09 | 10.10 |
7 | Различия во времени на территории России | 23.09 | 14.10 |
8 | Решение задач по теме: «Различия во времени на территории России» | 26.09 | 14.10 |
9 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | 30.09 | 17.10 |
10 | Зачет по теме: Географическое положение и его виды | 03.10 | 17.10 |
11 | Заселение и освоение территории России в IX—XVII вв. | 07.10 | 11.11 |
12 | Изменение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. | 10.10 | 11.11 |
13 | Пр. р. № 2 «Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв» | 14.10 | 14.11 |
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | 17.10 | 14.11 |
15 | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории Пр. р. № 3 «Выявление зависимости между тектоническим строение, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий». | 21.10 | 18.11 |
16 | Развитие земной коры. Основные тектонические структуры | 24.10 | 18.11 |
17 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | 28.10 | 28.11 |
18 | Формирование рельефа под воздействием геологических процессов | 11.11 | 09.12 |
19 | Литосфера. Рельеф. Человек | 14.11 | 09.12 |
20 | Условия формирования климата | 18.11 | 16.12 |
21 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. | 21.11 | 16.12 |
22 | Циклоны и антициклоны | 25.11 | 19.12 |
23 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. | 28.11 | 19.12 |
24 | Коэффициент увлажнения Пр. р. № 4 «Определение по картам основных закономерностей распределения основных климатических показателей | 02.12 | 23.12 |
25 | Климатические пояса и типы климатов | 05.12 | 23.12 |
26 | Климат и человек | 09.12 | 26.12 |
27 | Зачет по теме: Климат России | 12.12 | 26.12 |
28 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | 16.12 | |
29 | Зависимость речной сети от климата Пр. р. № 5 «Составление характеристики реки с использованием различных источников географической информации» | 19.12 | |
30 | Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | 23.12 | |
31 | Многолетняя мерзлота | 26.12 | |
32 | Воды и человек. Водные ресурсы | 13.01 | |
33 | Зачет по теме: «Внутренние воды России» | 16.01 | |
34 | Почва — особое природное образование | 20.01 | |
35 | Главные типы почв и их размещение по территории России | 23.01 | |
36 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | 27.01 | |
37 | Тестирование по теме: «Почвы России» | 30.01 | |
38 | Растительный мир России | 03.02 | |
39 | Животный мир России | 06.02 | |
40 | Биологические ресурсы | 10.02 | |
41 | Пр. р. № 6 «Заполнение таблицы по теме биологические ресурсы» | 13.02 | |
42 | Природные комплексы | 17.02 | |
43 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | 20.02 | |
44 | Северные безлесные природные зоны | 24.02 | |
45 | Лесные зоны. Тайга | 27.02 | |
46 | Смешанные и широколиственные леса | 02.03 | |
47 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. № 7 «Составление прогноза изменения природной зоны в результате хозяйственной деятельности человека» | 05.03 | |
48 | Высотная поясность | 09.03 | |
49 | Моря как крупные природные комплексы. Пр. р. № 8 «Составление характеристики одного из морей России» | 12.03 | |
50 | Природно-хозяйственные различия российских морей | 16.03 | |
51 | Особо охраняемые природные территории России | 19.03 | |
52 | Численность и воспроизводство населения России | 23.03 | |
53 | Половой и возрастной состав населения. | 06.04 | |
54 | Средняя продолжительность жизни | 09.04 | |
55 | Этнический и языковой состав населения России | 13.04 | |
56 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | 16.04 | |
57 | Особенности урбанизации в России. | 20.04 | |
58 | Городское население | 23.04 | |
59 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | 27.04 | |
60 | Миграции населения в России Пр. р. № 9 «Выявление закономерностей размещения населения» | 30.04 | |
61 | Размещение населения России | 04.05 | |
62 | Занятость населения | 07.05 | |
63 | Влияние природы на развитие общества | 11.05 | |
64 | Природные ресурсы | 14.05 | |
65 | Пр. р. № 10 «Выявление характера использования природных ресурсов своей местности на основе анализа публикаций СМИ и других источников географической информации» | 18.05 | |
66 | Природно-ресурсный потенциал России | 21.05 | |
67 | Обобщающее повторение по теме: «Влияние природы на развитие общества» | 25.05 | |
68 | Резервный урок | 28.05 |
Календарно-тематический план
по географии 8-б класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)
УМК: учебник В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя «География России» М: «Вентана-Граф» 2014
№ | Тема урока, практической работы | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Географическое положение и его виды | 02.09 | |
2 | Размеры территории и природно-географическое положение России | 05.09 | |
3 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 09.09 | |
4 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 12.09 | |
5 | Государственная территория России. Пр. р. № 1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России» | 16.09 | |
6 | Сухопутные и морские границы России | 19.09 | |
7 | Различия во времени на территории России | 23.09 | |
8 | Решение задач по теме: «Различия во времени на территории России» | 26.09 | |
9 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | 30.09 | |
10 | Зачет по теме: Географическое положение и его виды | 03.10 | |
11 | Заселение и освоение территории России в IX—XVII вв. | 07.10 | |
12 | Изменение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. | 10.10 | |
13 | Пр. р. № 2 «Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв» | 14.10 | |
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | 17.10 | |
15 | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории Пр. р. № 3 «Выявление зависимости между тектоническим строение, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий». | 21.10 | |
16 | Развитие земной коры. Основные тектонические структуры | 24.10 | |
17 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | 28.10 | |
18 | Формирование рельефа под воздействием геологических процессов | 11.11 | |
19 | Литосфера. Рельеф. Человек | 14.11 | |
20 | Условия формирования климата | 18.11 | |
21 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. | 21.11 | |
22 | Циклоны и антициклоны | 25.11 | |
23 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. | 28.11 | |
24 | Коэффициент увлажнения Пр. р. № 4 «Определение по картам основных закономерностей распределения основных климатических показателей | 02.12 | |
25 | Климатические пояса и типы климатов | 05.12 | |
26 | Климат и человек | 09.12 | |
27 | Зачет по теме: Климат России | 12.12 | |
28 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | 16.12 | |
29 | Зависимость речной сети от климата Пр. р. № 5 «Составление характеристики реки с использованием различных источников географической информации» | 19.12 | |
30 | Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | 23.12 | |
31 | Многолетняя мерзлота | 26.12 | |
32 | Воды и человек. Водные ресурсы | 13.01 | |
33 | Зачет по теме: «Внутренние воды России» | 16.01 | |
34 | Почва — особое природное образование | 20.01 | |
35 | Главные типы почв и их размещение по территории России | 23.01 | |
36 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | 27.01 | |
37 | Тестирование по теме: «Почвы России» | 30.01 | |
38 | Растительный мир России | 03.02 | |
39 | Животный мир России | 06.02 | |
40 | Биологические ресурсы | 10.02 | |
41 | Пр. р. № 6 «Заполнение таблицы по теме биологические ресурсы» | 13.02 | |
42 | Природные комплексы | 17.02 | |
43 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | 20.02 | |
44 | Северные безлесные природные зоны | 24.02 | |
45 | Лесные зоны. Тайга | 27.02 | |
46 | Смешанные и широколиственные леса | 02.03 | |
47 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. № 7 «Составление прогноза изменения природной зоны в результате хозяйственной деятельности человека» | 05.03 | |
48 | Высотная поясность | 09.03 | |
49 | Моря как крупные природные комплексы. Пр. р. № 8 «Составление характеристики одного из морей России» | 12.03 | |
50 | Природно-хозяйственные различия российских морей | 16.03 | |
51 | Особо охраняемые природные территории России | 19.03 | |
52 | Численность и воспроизводство населения России | 23.03 | |
53 | Половой и возрастной состав населения. | 06.04 | |
54 | Средняя продолжительность жизни | 09.04 | |
55 | Этнический и языковой состав населения России | 13.04 | |
56 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | 16.04 | |
57 | Особенности урбанизации в России. | 20.04 | |
58 | Городское население | 23.04 | |
59 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | 27.04 | |
60 | Миграции населения в России Пр. р. № 9 «Выявление закономерностей размещения населения» | 30.04 | |
61 | Размещение населения России | 04.05 | |
62 | Занятость населения | 07.05 | |
63 | Влияние природы на развитие общества | 11.05 | |
64 | Природные ресурсы | 14.05 | |
65 | Пр. р. № 10 «Выявление характера использования природных ресурсов своей местности на основе анализа публикаций СМИ и других источников географической информации» | 18.05 | |
66 | Природно-ресурсный потенциал России | 21.05 | |
67 | Обобщающее повторение по теме: «Влияние природы на развитие общества» | 25.05 | |
68 | Резервный урок | 28.05 |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Учебник: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс:
- Атлас География России с комплектом контурных карт 8 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010
Литература для учителя
Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География. Программа для 6-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2009 В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.
В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География: 8 класс: тестовые задания к учебникуВ.Б. Пятунина, Е.А. Таможней«География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2011.
Атлас и контурные карты по географии 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.
Интернет-ресурсы
1.Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2.http: //www.gao.spb.ru/russian
3.http: //www.fmm.ru
4.http: //www.mchs.gov.ru
5.http: //www.national-geographic.ru
6.http: //www.nature.com
7.http: //www.ocean.ru
8.http: //www.pogoda.ru
9.http: //www.sgm.ru/rus
10.http: //www.unknowplanet.ru
11.http: //www.weather.com