Рабочая программа 6 класс

Воронкова Галина Яковлевна

По ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_kl.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по географии курса География. Начальный курс, составлена на основе  авторской программы А.А. Летягина, издательства «Вентана-Граф» 2012 г. Данную программу реализует учебник География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин.

      Программа составлена в соответствии с ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.

      Программа составлена для обучающихся 6-а, б-б классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области.

      Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

       Специфика учебного предмета заключается в актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»; развить познавательный интерес учащихся 6-х классов к объектам и процессам окружающего мира; применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются образовательные технологии. Здоровьесберегающие: технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулирует  познавательный интерес к предмету, осуществляет  практическую подготовку экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме он-лайн следить за событиями в стране и мире, расширяются возможности в изучении тем, касающихся культуры. Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку. Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках истории и обществознания, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Формы уроков: уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1).Уроки «открытия» нового знания;

2).Уроки отработки умений и рефлексии;

3).Уроки общеметодологической направленности;

4).Уроки развивающего контроля.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся. 

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Предметные результаты по географии направлены на: формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. П.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

В  программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися. Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения и включающим: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.

        В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. готовность делать осознанный и ответственный выбор,
  2. технологическая компетентность,
  3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
  4. информационная компетентность,
  5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
  6. коммуникативная компетентность.
  7. учебно-познавательная

Учебно-тематический план

по географии 6-а класс (1 ч в неделю)

УМК  учебник А.А. Летягин География Вентана-Граф 2012  Рабочая тетрадь

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

1

Введение Географическое познание нашей планеты

6

2

Изображение земной поверхности

12

3

Геосферы Земли

15

4

Географическая оболочка Земли

1

                                                                                      Всего:

34

5

Практические работы

5 ч

6

Количество уроков с использованием ИКТ

90 %

7

Количество проектов

1

8

Количество творческих работ

4

Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проекта и исследовательской работы

Сроки реализации

1.

Жизнь в морских глубинах

январь

Календарно-тематический план

по географии  6-а класс (1 ч в неделю)

УМК:  учебник А.А. Летягин  География Москва «Вентана-Граф»

Тема урока

Дата проведения

План

Корректировка

1

Введение Начало географического

познания Земли

03.09

2

География в Средние века (Европа)

10.09

3

География в Средние века (Азия)

17.09

10.09

4

Великие географические открытия

24.09

01.10

5

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

01.10

6

Современные географические исследования

08.10

15.10

7

Изображения земной поверхности

15.10

8

Ориентирование на местности Пр. р. № 1 «Определение азимута»

22.10

29.10

9

Топографический план и топографическая карта

29.10

10

Как составляют топографические планы и карты

12.11

19.11

11

Изображение  рельефа на топографических планах и картах

19.11

12

Виды планов и их использование

26.11

13

Глобус — модель Земли

03.12

10.12

14

Географические координаты

10.12

15

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе Пр. р. №  2 «Определение географических координат»

17.12

16

Определение расстояний и высот по глобусу

24.12

17

Географическая карта

14.01

18

Географические карты и навигация в жизни человека

21.01

19

Минералы

28.01

20

Выветривание и перемещение горных пород

04.02

21

Рельеф земной поверхности. Горы суши

11.02

22

Равнины и плоскогорья суши  Пр. р. №  3 «Описание географического положения равнины»

18.02

23

Рельеф дна Мирового океана

25.02

24

Как нагревается атмосферный воздух

03.03

25

Атмосферное давление

10.03

26

Движение воздуха  Пр. р. №  4 «Построение розы ветров»

17.03

27

Вода в атмосфере Повторение. Развитие картографии. Картографический метод

07.04

28

Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Повторение. Изучение Мирового океана.

14.04

29

Климат Повторение. Масштаб топографического плана и карты.

21.04

30

Воды Мирового океана Повторение. Виды планов и их использование

28.04

31

Воды суши Пр. р. №   5 «Описание географического положения реки» Повторение. Географические координаты

05.05

32

Биологический круговорот. Почва Повторение. Географическая карта

12.05

33

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка Повторение. Выветривание и перемещение горных пород

19.05

34

Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях Повторение. Рельеф земной поверхности.

26.05

Учебно-тематический план

по географии 6-б класс (1 ч в неделю)

УМК  учебник А.А. Летягин География Вентана-Граф 2012  Рабочая тетрадь

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

1

Введение Географическое познание нашей планеты

6

2

Изображение земной поверхности

12

3

Геосферы Земли

15

4

Географическая оболочка Земли

1

                                                                                      Всего:

34

5

Практические работы

5 ч

6

Количество уроков с использованием ИКТ

90 %

7

Количество проектов

1

8

Количество творческих работ

4

Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проекта и исследовательской работы

Сроки реализации

1.

Жизнь в морских глубинах

январь

Календарно-тематический план

по географии  6-б класс (1 ч в неделю)

УМК:  учебник А.А. Летягин  География Москва «Вентана-Граф»

Тема урока

Дата проведения

План

Корректировка

1

Введение Начало географического

познания Земли

03.09

2

География в Средние века (Европа)

10.09

3

География в Средние века (Азия)

17.09

4

Великие географические открытия

24.09

5

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

01.10

6

Современные географические исследования

08.10

7

Изображения земной поверхности

15.10

8

Ориентирование на местности Пр. р. № 1 «Определение азимута»

22.10

9

Топографический план и топографическая карта

29.10

10

Как составляют топографические планы и карты

12.11

11

Изображение  рельефа на топографических планах и картах

19.11

12

Виды планов и их использование

26.11

13

Глобус — модель Земли

03.12

14

Географические координаты

10.12

15

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе Пр. р. №  2 «Определение географических координат»

17.12

16

Определение расстояний и высот по глобусу

24.12

17

Географическая карта

14.01

18

Географические карты и навигация в жизни человека

21.01

19

Минералы

28.01

20

Выветривание и перемещение горных пород

04.02

21

Рельеф земной поверхности. Горы суши

11.02

22

Равнины и плоскогорья суши  Пр. р. №  3 «Описание географического положения равнины»

18.02

23

Рельеф дна Мирового океана

25.02

24

Как нагревается атмосферный воздух

03.03

25

Атмосферное давление

10.03

26

Движение воздуха  Пр. р. №  4 «Построение розы ветров»

17.03

27

Вода в атмосфере Повторение. Развитие картографии. Картографический метод

07.04

28

Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Повторение. Изучение Мирового океана.

14.04

29

Климат Повторение. Масштаб топографического плана и карты.

21.04

30

Воды Мирового океана Повторение. Виды планов и их использование

28.04

31

Воды суши Пр. р. №   5 «Описание географического положения реки» Повторение. Географические координаты

05.05

32

Биологический круговорот. Почва Повторение. Географическая карта

12.05

33

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка Повторение. Выветривание и перемещение горных пород

19.05

34

Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях Повторение. Рельеф земной поверхности.

26.05

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. Летягин А.А. География
  2. Рабочая программа

Литература для учителя

1. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.

2. Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.

  1. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
  2. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.
  3. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
  4. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
  5. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
  6. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
  7. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.

Литература для обучающихся

1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.

  1. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
  2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  3. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
  4. Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  5. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
  6. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
  7. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
  8. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.

Интернет-ресурсы

1.Яворовская И.    – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

2.http: //www.gao.spb.ru/russian

3.http: //www.fmm.ru

4.http: //www.mchs.gov.ru

5.http: //www.national-geographic.ru

6.http: //www.nature.com

7.http: //www.ocean.ru

8.http: //www.pogoda.ru

9.http: //www.sgm.ru/rus

10.http: //www.unknowplanet.ru

11.http: //www.weather.com