Рабочая программа 7 класс
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии курса География. Материки, океаны, народы и страны, составлена на основе авторской программы И.В. Душиной, Т.Л. Смоктунович, издательства «Вентана-Граф» 2014 г. Данную программу реализует учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. Авторы: И.В. Душиной, Т.Л. Смоктунович
Программа составлена в соответствии с ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.
Программа составлена для обучающихся 7-а, б классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области.
Изучение географии направлено на достижение следующих основных целей:
- создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Данный курс определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии
География материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль и общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Специфика учебного предмета заключается в конкретизации содержания блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются образовательные технологии. Здоровьесберегающие: технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулирует познавательный интерес к предмету, осуществляет практическую подготовку экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме он-лайн следить за событиями в стране и мире, расширяются возможности в изучении тем, касающихся культуры. Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку. Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках истории и обществознания, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Применяемые технологии связаны с использованием коллективной, групповой, индивидуальной, фронтальной работой учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Формы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1).Уроки «открытия» нового знания;
2).Уроки отработки умений и рефлексии;
3).Уроки общеметодологической направленности;
4).Уроки развивающего контроля.
Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)
Требования к результатам обучения географии
Предметными результатами
освоения основной образовательной программы по
географии являются:
1)понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
2)формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
3) умение работать с разными источниками географической информации;
4) умение выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
5) овладение основами картографической грамотности;
6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
7)формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Метапредметными результатами
освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
12)формирование и развитие экологического мышления.
Личностными результатами
обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих
результатов личностного развития:
1)воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с
учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6)формирование основ экологической культуры.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
- готовность делать осознанный и ответственный выбор,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
- информационная компетентность,
- социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
- коммуникативная компетентность.
- учебно-познавательная
Учебно-тематический план
по географии 7-а класс(2 ч в неделю, всего 68 ч.)
УМК: учебник И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович география. Материки, океаны, народы и страны. М: «Вентана-Граф» 2014
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. |
1 | Введение. | 1 |
2 | Современный облик планеты Земля | 4 |
3 | Население Земли | 5 |
4 | Главные особенности природы Земли | 19 |
5 | Материки и страны | 36 |
6 | Природа Земли и человек | 3 |
Всего: | 68 | |
Практические работы | ч | |
Тесты, зачетные занятия | 4 ч | |
Итоговое повторение | 4 ч | |
Всего: | 17 ч | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 90 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество творческих работ | 2 |
Темы проектов и исследовательских работ обучающихся
№ п/п | Тема проекта и исследовательской работы | Сроки реализации |
«Провести исследования языкового состава учащихся 7-х классов» по результатам построить диаграмму. | Октябрь | |
Информационный проект «Реки Евразии» по учебной теме «Евразия» | Апрель |
Календарно-тематический план
по географии 7-а класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)
УМК: учебник И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович география. Материки, океаны, народы и страны. М: «Вентана-Граф» 2014
№ | Тема урока, практической работы | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Введение. | 02.09 | |
2 | Источники географических знаний. Методы географической науки | 07.09 | 09.09 |
3 | Происхождение материков и впадин океанов | 09.09 | |
4 | Географическая среда – земное окружение человеческого общества. | 14.09 | 16.09 |
5 | Разнообразие природы Земли. Широтная зональность. и высотная поясность. | 16.09 | 23.09 |
6 | Зачет по теме: «Современный облик планеты Земля» | 21.09 | 23.09 |
7 | Расселение людей. Численность населения Земли. | 23.09 | 07.10 |
8 | Особенности расселения людей. Сельское и городское население. | 28.09 | 07.10 |
9 | Пр. р. 2 «Построение графика общего, естественного и миграционного приростов населения с 1990 по 2012 гг. | 30.09 | 14.10 |
10 | Народы мира, разнообразие стран. Проект. «Провести исследования языкового состава учащихся 7-х классов» по результатам построить диаграмму. | 05.10 | 21.10 |
11 | Религии мира и культурно-исторические регионы | 07.10 | 21.10 |
12 | Планетарные формы рельефа. | 12.10 | 28.10 |
13 | Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | 14.10 | 28.10 |
14 | Пр. р. 3 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа и полезных ископаемых» | 19.10 | 18.11 |
15 | Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей. | 21.10 | 18.11 |
16 | Климатообразующие факторы. | 26.10 | 18.11 |
17 | Климатические пояса | 28.10 | 25.11 |
18 | Пр. р. 4 «Характеристика климатических поясов» | 09.11 | 25.11 |
19 | Климат и человек | 11.11 | 25.11 |
20 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | 16.11 | 30.11 |
21 | Воды суши. Закономерности их питания и режима. | 18.11 | 30.11 |
22 | Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности. | 23.11 | 07.12 |
23 | Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов. | 25.11 | 07.12 |
24 | Природные зоны субтропических поясов. | 30.11 | 14.12 |
25 | Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. | 02.12 | 23.12 |
26 | Пр. р. 5 «Составление комплексной характеристики поясов северного и южного полушарий» | 07.12 | 14.12 |
27 | Особенности природы и населения южных материков. | 09.12 | 23.12 |
28 | Особенности природы и населения северных материков. | 14.12 | 28.12 |
29 | Природа тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | 16.12 | |
30 | Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | 21.12 | |
31 | Особенности природы Африки | 23.12 | |
32 | Пр. р. 6 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка» | 28.12 | |
33 | Население и политическая карта. | 11.01 | |
34 | Страны Северной Африки. | 13.01 | |
35 | Страны Западной и Центральной Африки. | 18.01 | |
36 | Страны Восточной Африки. | 20.01 | |
37 | Страны Южной Африки. | 25.01 | |
38 | Особенности природы Австралии. | 27.02 | |
39 | Австралия и Океания. | 01.02 | |
40 | Пр. р. 7 «Нанесение на контурную карту природных объектов Австралии» | 03.02 | |
41 | Особенности природы Южной Америки. | 08.02 | |
42 | Население и политическая карта. | 10.02 | |
43 | Страны Внеандийского Востока | 15.02 | |
44 | Пр. р. 8 нанесение на контурную карту природных объектов материка» | 17.02 | |
45 | Страны Андийского Запада. | 22.02 | |
46 | Особенности природы Антарктиды. | 24.02 | |
47 | Особенности природы Северной Америки. | 29.02 | |
48 | Страны Северной Америки. | 02.03 | |
49 | Пр. р. 9 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка» | 07.03 | |
50 | Страны Средней Америки | 09.03 | |
51 | Основные черты природы Евразии. Население материка. | 14.03 | |
52 | Страны Северной Европы. Повторение. Источники географических знаний. | 16.03 | |
53 | Страны Западной Европы. Повторение. Происхождение материков и впадин океанов. | 21.03 | |
54 | Пр. р. 10 «Нанесение на контурную карту природных объектов материка». Повторение. Широтная зональность. | 23.03 | |
55 | Страны Центральной и Восточной Европы. Повторение. высотная поясность. | 04.04 | |
56 | Страны Центральной и Восточной Европы. (продолжение). Повторение. Численность населения Земли. | 06.04 | |
57 | Страны Южной Европы. Повторение. Разнообразие стран мира. | 11.04 | |
58 | Страны Юго-Западной Азии. Повторение. Планетарные формы рельефа. | 13.04 | |
59 | Страны Юго-Западной Азии. (продолжение). Повторение. Закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых. | 18.04 | |
60 | Страны Южной Азии. Повторение. Климатообразующие факторы. | 20.04 | |
61 | Страны Центральной Азии. Повторение. Климатические пояса. | 25.05 | |
62 | Страны Восточной Азии. Повторение. Климат и человек. | 27.04 | |
63 | Пр. р. 11 «Комплексная характеристика одной из стран Евразии». Повторение. Мировой океан – основная часть гидросферы. | 04.05 | |
64 | Страны Юго-Восточной Азии. Повторение. Воды суши. | 11.05 | |
65 | Обобщение по теме: « Евразия». Повторение. Природные зоны мира. | 16.05 | |
66 | Природа – основа жизни людей. Изменение природы человеком. Повторение. Природа Тихого и Индийского океанов. | 18.05 | |
67 | Роль географической науки в рациональном использовании природы. Повторение. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. | 23.05 | |
Календарно-тематический план
по географии 7-б класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)
УМК: учебник И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович география. Материки, океаны, народы и страны. М: «Вентана-Граф» 2014
№ | Тема урока, практической работы | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Введение. | 02.09 | |
2 | Источники географических знаний. Методы географической науки | 07.09 | 09.09 |
3 | Происхождение материков и впадин океанов | 09.09 | |
4 | Географическая среда – земное окружение человеческого общества. | 14.09 | 16.09 |
5 | Разнообразие природы Земли. Широтная зональность. и высотная поясность. | 16.09 | 23.09 |
6 | Зачет по теме: «Современный облик планеты Земля» | 21.09 | 23.09 |
7 | Расселение людей. Численность населения Земли. | 23.09 | 07.10 |
8 | Особенности расселения людей. Сельское и городское население. | 28.09 | 07.10 |
9 | Пр. р. 2 «Построение графика общего, естественного и миграционного приростов населения с 1990 по 2012 гг. | 30.09 | 14.10 |
10 | Народы мира, разнообразие стран. Проект. «Провести исследования языкового состава учащихся 7-х классов» по результатам построить диаграмму. | 05.10 | 21.10 |
11 | Религии мира и культурно-исторические регионы | 07.10 | 21.10 |
12 | Планетарные формы рельефа. | 12.10 | 28.10 |
13 | Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | 14.10 | 28.10 |
14 | Пр. р. 3 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа и полезных ископаемых» | 19.10 | 11.11 |
15 | Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей. | 21.10 | 11.11 |
16 | Климатообразующие факторы. | 26.10 | 18.11 |
17 | Климатические пояса | 28.10 | 18.11 |
18 | Пр. р. 4 «Характеристика климатических поясов» | 09.11 | 25.11 |
19 | Климат и человек | 11.11 | 25.11 |
20 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | 16.11 | 30.11 |
21 | Воды суши. Закономерности их питания и режима. | 18.11 | 30.11 |
22 | Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности. | 23.11 | 07.12 |
23 | Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов. | 23.11 | 07.12 |
24 | Природные зоны субтропических поясов. | 30.11 | 14.12 |
25 | Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. | 02.12 | 23.12 |
26 | Пр. р. 5 «Составление комплексной характеристики поясов северного и южного полушарий» | 07.12 | 14.12 |
27 | Особенности природы и населения южных материков. | 09.12 | 23.12 |
28 | Особенности природы и населения северных материков. | 14.12 | 28.12 |
29 | Природа тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | 16.12 | |
30 | Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | 21.12 | |
31 | Особенности природы Африки | 23.12 | |
32 | Пр. р. 6 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка» | 28.12 | |
33 | Население и политическая карта. | 11.01 | |
34 | Страны Северной Африки. | 13.01 | |
35 | Страны Западной и Центральной Африки. | 18.01 | |
36 | Страны Восточной Африки. | 20.01 | |
37 | Страны Южной Африки. | 25.01 | |
38 | Особенности природы Австралии. | 27.02 | |
39 | Австралия и Океания. | 01.02 | |
40 | Пр. р. 7 «Нанесение на контурную карту природных объектов Австралии» | 03.02 | |
41 | Особенности природы Южной Америки. | 08.02 | |
42 | Население и политическая карта. | 10.02 | |
43 | Страны Внеандийского Востока | 15.02 | |
44 | Пр. р. 8 нанесение на контурную карту природных объектов материка» | 17.02 | |
45 | Страны Андийского Запада. | 22.02 | |
46 | Особенности природы Антарктиды. | 24.02 | |
47 | Особенности природы Северной Америки. | 29.02 | |
48 | Страны Северной Америки. | 02.03 | |
49 | Пр. р. 9 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка» | 07.03 | |
50 | Страны Средней Америки | 09.03 | |
51 | Основные черты природы Евразии. Население материка. | 14.03 | |
52 | Страны Северной Европы. Повторение. Источники географических знаний. | 16.03 | |
53 | Страны Западной Европы. Повторение. Происхождение материков и впадин океанов. | 21.03 | |
54 | Пр. р. 10 «Нанесение на контурную карту природных объектов материка». Повторение. Широтная зональность. | 23.03 | |
55 | Страны Центральной и Восточной Европы. Повторение. высотная поясность. | 04.04 | |
56 | Страны Центральной и Восточной Европы. (продолжение). Повторение. Численность населения Земли. | 06.04 | |
57 | Страны Южной Европы. Повторение. Разнообразие стран мира. | 11.04 | |
58 | Страны Юго-Западной Азии. Повторение. Планетарные формы рельефа. | 13.04 | |
59 | Страны Юго-Западной Азии. (продолжение). Повторение. Закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых. | 18.04 | |
60 | Страны Южной Азии. Повторение. Климатообразующие факторы. | 20.04 | |
61 | Страны Центральной Азии. Повторение. Климатические пояса. | 25.05 | |
62 | Страны Восточной Азии. Повторение. Климат и человек. | 27.04 | |
63 | Пр. р. 11 «Комплексная характеристика одной из стран Евразии». Повторение. Мировой океан – основная часть гидросферы. | 04.05 | |
64 | Страны Юго-Восточной Азии. Повторение. Воды суши. | 11.05 | |
65 | Обобщение по теме: « Евразия». Повторение. Природные зоны мира. | 16.05 | |
66 | Природа – основа жизни людей. Изменение природы человеком. Повторение. Природа Тихого и Индийского океанов. | 18.05 | |
67 | Роль географической науки в рациональном использовании природы. Повторение. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. | 23.05 | |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2009. – 319с.
- Атлас География материков и океанов с комплектом контурных карт 7 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010
Литература для учителя
- Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс: – М.: ВАКО, 2009. -288с.
- Смирнова М.С. Тесты по географии . 7 класс. М.: Экзамен, 20011г.
- Справочник по физической географии
Литература для обучающихся
- Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2009. – 319с.
- Атлас География материков и океанов с комплектом контурных карт 7 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010
Интернет-ресурсы
1.Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2.http: //www.gao.spb.ru/russian
3.http: //www.fmm.ru
4.http: //www.mchs.gov.ru
5.http: //www.national-geographic.ru
6.http: //www.nature.com
7.http: //www.ocean.ru
8.http: //www.pogoda.ru
9.http: //www.sgm.ru/rus
10.http: //www.unknowplanet.ru
11.http: //www.weather.com