Рабочая программа 5 класс
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии курса География. Начальный курс, составлена на основе авторской программы А.А. Летягина, издательства «Вентана-Граф» 2012 г. Данную программу реализует учебник География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин.
Программа составлена в соответствии с ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.
Программа составлена для обучающихся 5-а, б классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области.
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Специфика учебного предмета заключается в актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»; развить познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира; применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются образовательные технологии. Здоровьесберегающие: технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулирует познавательный интерес к предмету, осуществляет практическую подготовку экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме он-лайн следить за событиями в стране и мире, расширяются возможности в изучении тем, касающихся культуры. Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку. Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках истории и обществознания, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Формы уроков: уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1).Уроки «открытия» нового знания;
2).Уроки отработки умений и рефлексии;
3).Уроки общеметодологической направленности;
4).Уроки развивающего контроля.
ФГОС нового поколения устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся.
Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Предметные результаты по географии направлены на: формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися. Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения и включающим: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
- готовность делать осознанный и ответственный выбор,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
- информационная компетентность,
- социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
- коммуникативная компетентность.
- учебно-познавательная
Учебно-тематический план
по географии 5-а класс (1 ч в неделю)
УМК учебник А.А. Летягин География Вентана-Граф 2012 Рабочая тетрадь
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. |
Введение | 2 | |
Земля как планета Солнечной системы | 4 | |
Внутреннее строение Земли | 8 | |
Атмосфера | 4 | |
Водная оболочка Земли | 7 | |
Биосфера | 9 | |
Всего: | 34 | |
Практические работы | 4 ч | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 90 % | |
Количество проектов | 1 | |
Количество творческих работ | 4 |
Темы проектов и исследовательских работ обучающихся
№ п/п | Тема проекта и исследовательской работы | Сроки реализации |
Наблюдаем за погодой. Прогнозируем изменения климата | Ноябрь |
Календарно-тематический план
по географии 5-а класс (1 ч в неделю)
УМК: учебник А.А. Летягин География Москва «Вентана-Граф»
№ | Тема урока | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Введение | 08.09 | |
2 | География – одна из наук о планете Земля. | 15.09 | |
3 | Наблюдения – метод географической науки. | 22.09 | 06.10 |
4 | Земля среди других планет Солнечной системы. | 29.09 | 06.10 |
5 | Движение Земли по околосолнечной орбите. Пр. р № 1 «Календарь погоды» | 06.10 | 20.10 |
6 | Времена года на Земле | 13.10 | 20.10 |
7 | Суточное вращение Земли. | 20.10 | 10.11 |
8 | Слои «твёрдой Земли» | 27.10 | 10.11 |
9 | Вулканы Земли. Пр. р. № 2 «Обозначение на схеме действующих вулканов» | 10.11 | 17.11 |
10 | Из чего состоит земная кора. | 17.11 | 08.12 |
11 | Осадочные горные породы | 24.11 | 08.12 |
12 | Строение земной коры. Землетрясения. | 01.12 | 15.12 |
13 | Рельеф земной поверхности. | 08.12 | 15.12 |
14 | Относительная высота | 15.12 | 22.12 |
15 | Человек и литосфера. | 22.12 | |
16 | Воздушная оболочка Земли. | 29.12 | |
17 | Погода и метеорологические наблюдения. П.р. р. № 3 «Изготовление самодельных приборов для наблюдения за погодой» | 12.01 | |
18 | Метеорологическая станция | 19.01 | |
19 | Человек и атмосфера. | 26.01 | |
20 | Вода на Земле | 02.02 | |
21 | Мировой круговорот воды | 09.02 | |
22 | Мировой океан – главная часть гидросферы. Пр. р. № 4 « Части Мирового океана» | 16.02 | |
23 | Воды суши. Реки. | 23.02 | |
24 | Озёра. Вода в «земных кладовых». | 01.03 | |
25 | Подземные воды. ледники | 15.03 | |
26 | Человек и гидросфера. Повторение. Наблюдения – метод географической науки. | 22.03 | |
27 | Оболочка жизни. Повторение. Времена года на Земле | 05.04 | |
28 | Жизнь в тропическом поясе. Повторение. Суточное вращение Земли | 12.04 | |
29 | Растительный и животный мир умеренных поясов. Повторение. Вулканы Земли. | 19.04 | |
30 | Жизнь в полярных поясах и в океане. Повторение. Строение земной коры. Землетрясения. | 26.04 | |
31 | Природная среда. Охрана природы. Повторение. Погода и метеорологические наблюдения. | 03.05 | |
32 | Окружающая среда как среда обитания Повторение. Воды суши. Реки. Озёра. | 10.05 | |
33 | Мировой океан – главная часть гидросферы. Повторение. Воды суши. Озёра. | 17.05 | |
34 | Мировой океан и его части. Повторение. Воды суши. Подземные воды. | 24.05 |
Учебно-тематический план
по географии 5-б класс (1 ч в неделю)
УМК учебник А.А. Летягин География Вентана-Граф 2012 Рабочая тетрадь
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. |
Введение | 2 | |
Земля как планета Солнечной системы | 4 | |
Внутреннее строение Земли | 8 | |
Атмосфера | 4 | |
Водная оболочка Земли | 7 | |
Биосфера | 9 | |
Всего: | 34 | |
Практические работы | 4 ч | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 90 % | |
Количество проектов | 1 | |
Количество творческих работ | 4 |
Темы проектов и исследовательских работ обучающихся
№ п/п | Тема проекта и исследовательской работы | Сроки реализации |
Наблюдаем за погодой. Прогнозируем изменения климата | Ноябрь |
Календарно-тематический план
по географии 5-б класс (1 ч в неделю)
УМК: учебник А.А. Летягин География Москва «Вентана-Граф»
№ | Тема урока | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Введение | 08.09 | |
2 | География – одна из наук о планете Земля. | 15.09 | |
3 | Наблюдения – метод географической науки. | 22.09 | |
4 | Земля среди других планет Солнечной системы. | 29.09 | |
5 | Движение Земли по околосолнечной орбите. Пр. р № 1 «Календарь погоды» | 06.10 | |
6 | Времена года на Земле | 13.10 | |
7 | Суточное вращение Земли. | 20.10 | |
8 | Слои «твёрдой Земли» | 27.10 | |
9 | Вулканы Земли. Пр. р. № 2 «Обозначение на схеме действующих вулканов» | 10.11 | |
10 | Из чего состоит земная кора. | 17.11 | |
11 | Осадочные горные породы | 24.11 | |
12 | Строение земной коры. Землетрясения. | 01.12 | |
13 | Рельеф земной поверхности. | 08.12 | |
14 | Относительная высота | 15.12 | |
15 | Человек и литосфера. | 22.12 | |
16 | Воздушная оболочка Земли. | 29.12 | |
17 | Погода и метеорологические наблюдения. П.р. р. № 3 «Изготовление самодельных приборов для наблюдения за погодой» | 12.01 | |
18 | Метеорологическая станция | 19.01 | |
19 | Человек и атмосфера. | 26.01 | |
20 | Вода на Земле | 02.02 | |
21 | Мировой круговорот воды | 09.02 | |
22 | Мировой океан – главная часть гидросферы. Пр. р. № 4 « Части Мирового океана» | 16.02 | |
23 | Воды суши. Реки. | 23.02 | |
24 | Озёра. Вода в «земных кладовых». | 01.03 | |
25 | Подземные воды. ледники | 15.03 | |
26 | Человек и гидросфера. Повторение. Наблюдения – метод географической науки. | 22.03 | |
27 | Оболочка жизни. Повторение. Времена года на Земле | 05.04 | |
28 | Жизнь в тропическом поясе. Повторение. Суточное вращение Земли | 12.04 | |
29 | Растительный и животный мир умеренных поясов. Повторение. Вулканы Земли. | 19.04 | |
30 | Жизнь в полярных поясах и в океане. Повторение. Строение земной коры. Землетрясения. | 26.04 | |
31 | Природная среда. Охрана природы. Повторение. Погода и метеорологические наблюдения. | 03.05 | |
32 | Окружающая среда как среда обитания Повторение. Воды суши. Реки. Озёра. | 10.05 | |
33 | Мировой океан – главная часть гидросферы. Повторение. Воды суши. Озёра. | 17.05 | |
34 | Мировой океан и его части. Повторение. Воды суши. Подземные воды. | 24.05 |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Летягин А.А. География
- Летягин А.А. Рабочая тетрадь
- Рабочая программа
Литература для учителя
1. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
2. Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.
3. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
4. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.
5. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
6. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
7. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
8. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
9. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.
Литература для обучающихся
1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
- Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
- Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
- Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
- Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
- Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
- Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
- Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
Интернет-ресурсы
1.Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2.http: //www.gao.spb.ru/russian
3.http: //www.fmm.ru
4.http: //www.mchs.gov.ru
5.http: //www.national-geographic.ru
6.http: //www.nature.com
7.http: //www.ocean.ru
8.http: //www.pogoda.ru
9.http: //www.sgm.ru/rus
10.http: //www.unknowplanet.ru
11.http: //www.weather.com