Рабочая программа 5 класс

Воронкова Галина Яковлевна

По ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_kl.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по географии курса География. Начальный курс, составлена на основе  авторской программы А.А. Летягина, издательства «Вентана-Граф» 2012 г. Данную программу реализует учебник География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин.

      Программа составлена в соответствии с ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.

      Программа составлена для обучающихся 5-а, б классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области.

      Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

       Специфика учебного предмета заключается в актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»; развить познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира; применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются образовательные технологии. Здоровьесберегающие: технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулирует  познавательный интерес к предмету, осуществляет  практическую подготовку экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме он-лайн следить за событиями в стране и мире, расширяются возможности в изучении тем, касающихся культуры. Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку. Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках истории и обществознания, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Формы уроков: уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1).Уроки «открытия» нового знания;

2).Уроки отработки умений и рефлексии;

3).Уроки общеметодологической направленности;

4).Уроки развивающего контроля.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся. 

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Предметные результаты по географии направлены на: формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися. Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения и включающим: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.

        В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. готовность делать осознанный и ответственный выбор,
  2. технологическая компетентность,
  3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
  4. информационная компетентность,
  5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
  6. коммуникативная компетентность.
  7. учебно-познавательная

Учебно-тематический план

по географии 5-а класс (1 ч в неделю)

УМК  учебник А.А. Летягин География Вентана-Граф 2012  Рабочая тетрадь

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Введение

2

Земля как планета Солнечной системы

4

Внутреннее строение Земли

8

Атмосфера

4

Водная оболочка Земли

7

Биосфера

9

                                                                                      Всего:

34

Практические работы

4 ч

Количество уроков с использованием ИКТ

90 %

Количество проектов

1

Количество творческих работ

4

Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проекта и исследовательской работы

Сроки реализации

Наблюдаем за погодой. Прогнозируем изменения климата

Ноябрь

Календарно-тематический план

по географии  5-а класс (1 ч в неделю)

УМК:  учебник А.А. Летягин  География Москва «Вентана-Граф»

Тема урока

Дата проведения

План

Корректировка

1

Введение

08.09

2

География – одна из наук о планете Земля.

15.09

3

Наблюдения – метод географической науки.

22.09

06.10

4

Земля среди других планет Солнечной системы.

29.09

06.10

5

Движение Земли по околосолнечной орбите. Пр. р № 1 «Календарь погоды»

06.10

20.10

6

Времена года на Земле

13.10

20.10

7

Суточное вращение Земли.

20.10

10.11

8

Слои «твёрдой Земли»

27.10

10.11

9

Вулканы Земли. Пр. р. № 2 «Обозначение на схеме действующих вулканов»

10.11

17.11

10

Из чего состоит земная кора.

17.11

08.12

11

Осадочные горные породы

24.11

08.12

12

Строение земной коры. Землетрясения.

01.12

15.12

13

Рельеф земной поверхности.

08.12

15.12

14

Относительная высота

15.12

22.12

15

Человек и литосфера.

22.12

16

Воздушная оболочка Земли.

29.12

17

Погода и метеорологические наблюдения. П.р. р. № 3 «Изготовление самодельных приборов для наблюдения за погодой»

12.01

18

Метеорологическая станция

19.01

19

Человек и атмосфера.

26.01

20

Вода на Земле

02.02

21

Мировой круговорот воды

09.02

22

Мировой океан – главная часть гидросферы. Пр. р. № 4 « Части Мирового океана»

16.02

23

Воды суши. Реки.

23.02

24

Озёра. Вода в «земных кладовых».

01.03

25

Подземные воды. ледники

15.03

26

Человек и гидросфера. Повторение. Наблюдения – метод географической науки.

22.03

27

Оболочка жизни. Повторение. Времена года на Земле

05.04

28

Жизнь в тропическом поясе. Повторение. Суточное вращение Земли

12.04

29

Растительный и животный мир умеренных поясов. Повторение. Вулканы Земли.

19.04

30

Жизнь в полярных поясах и в океане. Повторение. Строение земной коры. Землетрясения.

26.04

31

Природная среда. Охрана природы. Повторение. Погода и метеорологические наблюдения.

03.05

32

Окружающая среда как среда обитания Повторение. Воды суши. Реки. Озёра.

10.05

33

Мировой океан – главная часть гидросферы. Повторение. Воды суши. Озёра.

17.05

34

Мировой океан и его части. Повторение. Воды суши. Подземные воды.

24.05


Учебно-тематический план

по географии 5-б класс (1 ч в неделю)

УМК  учебник А.А. Летягин География Вентана-Граф 2012  Рабочая тетрадь

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Введение

2

Земля как планета Солнечной системы

4

Внутреннее строение Земли

8

Атмосфера

4

Водная оболочка Земли

7

Биосфера

9

                                                                                      Всего:

34

Практические работы

4 ч

Количество уроков с использованием ИКТ

90 %

Количество проектов

1

Количество творческих работ

4

Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проекта и исследовательской работы

Сроки реализации

Наблюдаем за погодой. Прогнозируем изменения климата

Ноябрь

Календарно-тематический план

по географии  5-б класс (1 ч в неделю)

УМК:  учебник А.А. Летягин  География Москва «Вентана-Граф»

Тема урока

Дата проведения

План

Корректировка

1

Введение

08.09

2

География – одна из наук о планете Земля.

15.09

3

Наблюдения – метод географической науки.

22.09

4

Земля среди других планет Солнечной системы.

29.09

5

Движение Земли по околосолнечной орбите. Пр. р № 1 «Календарь погоды»

06.10

6

Времена года на Земле

13.10

7

Суточное вращение Земли.

20.10

8

Слои «твёрдой Земли»

27.10

9

Вулканы Земли. Пр. р. № 2 «Обозначение на схеме действующих вулканов»

10.11

10

Из чего состоит земная кора.

17.11

11

Осадочные горные породы

24.11

12

Строение земной коры. Землетрясения.

01.12

13

Рельеф земной поверхности.

08.12

14

Относительная высота

15.12

15

Человек и литосфера.

22.12

16

Воздушная оболочка Земли.

29.12

17

Погода и метеорологические наблюдения. П.р. р. № 3 «Изготовление самодельных приборов для наблюдения за погодой»

12.01

18

Метеорологическая станция

19.01

19

Человек и атмосфера.

26.01

20

Вода на Земле

02.02

21

Мировой круговорот воды

09.02

22

Мировой океан – главная часть гидросферы. Пр. р. № 4 « Части Мирового океана»

16.02

23

Воды суши. Реки.

23.02

24

Озёра. Вода в «земных кладовых».

01.03

25

Подземные воды. ледники

15.03

26

Человек и гидросфера. Повторение. Наблюдения – метод географической науки.

22.03

27

Оболочка жизни. Повторение. Времена года на Земле

05.04

28

Жизнь в тропическом поясе. Повторение. Суточное вращение Земли

12.04

29

Растительный и животный мир умеренных поясов. Повторение. Вулканы Земли.

19.04

30

Жизнь в полярных поясах и в океане. Повторение. Строение земной коры. Землетрясения.

26.04

31

Природная среда. Охрана природы. Повторение. Погода и метеорологические наблюдения.

03.05

32

Окружающая среда как среда обитания Повторение. Воды суши. Реки. Озёра.

10.05

33

Мировой океан – главная часть гидросферы. Повторение. Воды суши. Озёра.

17.05

34

Мировой океан и его части. Повторение. Воды суши. Подземные воды.

24.05

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. Летягин А.А. География
  2. Летягин А.А. Рабочая тетрадь
  3. Рабочая программа

        Литература для учителя

1. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.

2. Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.

3. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.

4. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.

5. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.

6. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.

7. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.

8. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.

9. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.

Литература для обучающихся

1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.

  1. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
  2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  3. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
  4. Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  5. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
  6. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
  7. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
  8. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.

Интернет-ресурсы

1.Яворовская И.    – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

2.http: //www.gao.spb.ru/russian

3.http: //www.fmm.ru

4.http: //www.mchs.gov.ru

5.http: //www.national-geographic.ru

6.http: //www.nature.com

7.http: //www.ocean.ru

8.http: //www.pogoda.ru

9.http: //www.sgm.ru/rus

10.http: //www.unknowplanet.ru

11.http: //www.weather.com