Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_kotorom_ya_zhivu_6_kl.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педагогическим советом приказом от 01.09.2019 № ___
Протокол от 28.08.2019 № 1
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир, в котором я живу»
для обучающихся 6 класса
с задержкой психического развития
Составитель:
учитель Н. Е. Вискова
2019г. 02.04
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Учебным планом;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15).
Главной целью программы «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» является освоение обучающимися системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к смыслу родной культуры.
Данный курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития обучающихся программа призвана определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у обучающихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации обучающихся программа «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» призвана определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в обучающихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у обучающихся навыков сотрудничества в современном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки обучающихся к профессиональной деятельности данная программа призвана привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Учебный курс «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»(5 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Главные цели курса:
- Дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками.
- Оказание помощи пятиклассникам с целью адаптироваться в новых учебных условиях.
- Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребёнка.
- Создание условий, обеспечивающих социальную активность обучающегося на основе развития его индивидуальности.
- Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры.
- Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению.
Формы и виды деятельности
В соответствии с ФГОС обучающиеся выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать.
Заниматься развитием творческих способностей обучающихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности - памяти, внимания, воображения, мышления.
Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с обучающимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу обучающихся.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основные формы проведения занятий
- Дискуссия;
- Тренинг общения;
- Обзорная экскурсия;
- Проект;
- Акция;
- Коллективное творческое дело;
- Творческая выставка;
- Деловая игра;
- Создание проекта;
- Игра;
- Создание плаката;
- Конкурс поделок и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение обучающихся по программе курса должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия
Предметные результаты изучения темы:
Научатся:
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
- выражать свои предпочтения и отрицания;
- выражать и аргументировать свое отношение к происходящим событиям вокруг;
- понимать собственные действия, которые помогают быть успешными;
- осваивать ценностные нормы общения, поведения и взаимоотношений;
- осмысливать собственную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей.
Получат возможность научиться:
- планировать и жить по заданному плану, анализировать, что они делают и объяснять, почему для них это важно;
- владеть понятиями норм общения, взаимодействия в команде, группе, классе, школе;
- ценностям общения взаимодействия, принятым в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
2. Знание истории города и края.
3. Ощущение себя равноправным членом коллектива школы.
4. Мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
5. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
6. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.
7. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
8. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс, 34 часа
1. “Я и я” (7 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Я – частица класса. Дружба начинается с улыбки… Мои первые успехи в 5 классе. Проект «Что я могу?» Отчего бывает одиноко. Завтрашний характер в сегодняшнем поступке. Добротой себя измерь. Без друзей меня чуть-чуть…Раздели печаль и радость другого. Человек рожден для добра. Мы живём среди людей.
2. “Я и семья” (4 часа). Формирование гражданского отношения к своей семье. Семья – волшебный символ жизни. Просмотр и обсуждение фильма «Девочка из города». Изготовление постера «Найди меня, мама!».
3. “Я и школа” (7 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мои права и обязанности в школе. Экскурсия по школе, посещение музея. Мой класс самый чистый. Генеральная уборка в классе. Акция «Книжкина больница». Ремонт книг в библиотеке.
4. “Я и культура” (7 часов). Формирование отношения к искусству. Культура поведения и этика взаимоотношений среди подростков. Библиотека – храм духовности и культуры. Просмотр видео – роликов, кинофильмов. Выезд в театр.
5. “Я и планета” (5 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля. Конкурс рисунков «Защитим родную природу». Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек). Музей леса. Викторина «Природа вокруг нас».
6. “Я и моё Отечество” (4 часа). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Русские традиции. Поклонимся великим тем годам. Презентация «Детям о войне». Акция «Ветераны живут среди нас».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | «Я и Я» | 9 |
2 | «Я и семья» | 4 |
3 | «Я и школа» | 5 |
4 | «Я и культура» | 7 |
5 | «Я и планета» | 5 |
6 | «Я и моё Отечество» | 4 |
Итого | 34 часа |
Результативность изучения программы:
- усвоение основных понятий курса;
- освоение навыков анализа жизненных проблем;
- освоение основных технологий решения конкретных проблем в ситуации игры, и в ситуации, моделирующей реальную деятельность;
- освоение технологии коллективного обсуждения и принятия решений;
- формирование позитивной психологической установки обучающихся на сотрудничество;
- перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
- показателем эффективности данных занятий может быть повышение культуры общения у обучающихся при взаимодействии со сверстниками, умение самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.
- показателем эффективности занятий по данному курсу является позитивная динамика измерения уровня воспитанности обучающихся в вопросах социального взаимодействия (ученик самостоятельно, родители, учитель).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Авторская Программа внеурочной деятельности (Григорьев Д.В., Куприянов Б.В., Москва «Просвещение», 2015 г.)
2. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- М., 2000.
3. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С. В. Поляковой.- М.,1996.
4. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб,2003.
5. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
6. Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2007.
8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.унта, 2005.
9. Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
10. Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.
11. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2008.
Календарно тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка | |
план | факт | ||||
5 КЛАСС | |||||
1 | Кто я? Я частица класса. | 1 | |||
2 | Дружба начинается с улыбки…Тренинг «Мы дружные!». | 1 | |||
3 | Создание проекта «Кодекс дружбы в коллективе». | ||||
4 | Кому нужна твоя помощь? | 1 | |||
5 | Операция «Сувенир» ко Дню учителя. Изготовление сувениров педагогам. | 1 | |||
6 | Мы живем среди людей. | 1 | |||
7 | Что значит быть хорошим человеком? | 1 | |||
8 | Человек рожден для добра. | ||||
9 | Мои первые успехи в 5 классе. | 1 | |||
10 | Семья – волшебный символ жизни. | 1 | |||
11 | Я и моя семья. | 1 | |||
12-13 | Домашний кинотеатр. Просмотр и обсуждение фильма «Девочка из города». Изготовление постера «Найди меня, мама!». | 2 | |||
14 | Школа – мой дом. Наведем порядок в нем! Акция «Мой класс самый чистый» (генеральная уборка в классе). | 1 | |||
15 | Мастерская Деда Мороза (изготовление новогодних игрушек, украшение класса). | 1 | |||
16 | История моей школы. Экскурсия по школе, посещение музея. | 1 | |||
17 | Мои права и обязанности в школе. | 1 | |||
18 | Акция «Книжкина больница». | 1 | |||
19 | Что такое культура? | 1 | |||
20 | Культура поведения и этика взаимоотношений среди подростков. | 1 | |||
21 | Просмотр видео – роликов «Уроки хороших манер». | 1 | |||
22 | Библиотека – храм духовности и культуры. | ||||
23 | Коллективное чтение и обсуждение фрагментов из книги Т. Дюсенбаевой «Сказка о культуре поведения и общения». | 1 | |||
24 | Посещение кукольного театра. | 1 | |||
25 | Игра-конкурс «Я и культура». | 1 | |||
26 | Знай и люби свой край. | 1 | |||
27 | Весенняя экскурсия в природу. | ||||
28 | Акция «Покормите птиц». Изготовление кормушек. | 1 | |||
29 | Конкурс рисунков «Защитим родную природу». | 1 | |||
30 | Викторина «Природа вокруг нас». | ||||
31 | Поклонимся великим тем годам. Презентация «Детям о войне». | 1 | |||
32 | Мы живем среди людей. Акция «Ветераны живут среди нас». | 1 | |||
33 | Просмотр фильма «Мишка принимает бой». | 1 | |||
34 | Раздели печаль и радость другого. Итоговое занятие. | 1 | |||
ИТОГО | 34 |