Методические материалы "В помощь учителю".
На странице сайта представлены доклады, презентации, проекты по темам, раскрывающим вопросы организации и структуры современного урока, специфики занятия в условиях реализации ФГОС основного общего образования, методике преподавания по русскому языку и литературе и другая полезная информация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnoy_raboty.docx | 25.98 КБ |
vse_o_domashnem_zadanii.docx | 1.11 МБ |
prezentatsiya_k_vystupleniyu_vsyo_o_domashnem_zadanii.rar | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рекомендована к утверждению на педагогическом совете Протокол № ___ от « » 2019г | Утверждаю: Приказом от « » 2019г Директор Юдина О.А. |
Программа индивидуальной работы
с обучающимися, имеющими затруднения
в освоении учебного предмета
«русский язык»
Составитель: Вискова Н.Е,
учитель первой
квалификационной категории
с. Горелое, 2018 г.
Программа индивидуальной работы с обучающимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»
Пояснительная записка
Особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования) могут разрабатываться для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам является:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст. 3, ст. 17);
- Устав образовательного учреждения;
- Положение об организации обучения учащихся по ИУП
Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность дисциплин, курсов, модулей, проектов и т.д., определяющих индивидуальную траекторию развития обучающегося.
Программа индивидуальной работы с обучающимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык» составлена с учетом материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2017.)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Цель программы: создание условий для успешного усвоения учащимся учебной программы по русскому языку и индивидуального развития обучающегося.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся: получение основного общего образования.
Школы-интерната: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков.
Задачи:
- отбор педагогических технологий для организации учебного процесса;
- повышение мотивации у слабоуспевающих обучающихся;
- реализация разноуровнего обучения;
- изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
- формирование ответственного отношения к учебному труду.
Планируемый результат:
- ликвидация неуспеваемости;
- повышение уровня ЗУН обучающихся;
- повышение мотивации к учению.
Основная часть
Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема неуспеваемости в школе - интернате – это затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья.
Возможными причинами неуспеваемости являются также:
- слабые способности обучающегося;
- нежелание учиться;
- недостаточная работа на уроке;
- большой объем домашнего задания;
- сложность учебного материала.
Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая обучающимся, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения на уроке, в которые заключена продуманная система помощи обучающемуся, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим обучающимся необходимы дополнительные занятия с целью отработки практических навыков по русскому языку.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи на уроке:
1. Указание правил, на которое опирается упражнение.
2. Дополнение к упражнению (рисунок, план и т.д.).
3. Указание алгоритма выполнения упражнения.
4. Объяснение хода выполнения задания.
5. Постановка наводящих вопросов.
6. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
При работе со слабоуспевающими обучающимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим дается примерный план ответа, дается больше времени готовиться к ответу у доски, пользоваться наглядными пособиями.
2. Обучающимся задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросами при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Описание места учебной программы.
Занятия организованы 1 час в неделю, за год 34 часа.
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Домашнее задание |
1 | Безударные гласные. Проверяемые согласные в корне слова . Состав слова | |
2 | Непроизносимые согласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные. Части речи. Имя существительное. | |
3 | Буквы и, у, а после шипящих. Склонение имён существительных. | |
4 | Мягкий знак в середине слов. Имя прилагательное. Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед союзами что, где, когда, а, но, да. | |
5 | О-Ё после шипящих в корне слова. Местоимения. | |
6 | Употребление ь на конце существительных после шипящих. Глагол. | |
7 | Краткие прилагательные с основой на шипящую.Учимся ставить знаки препинания. Запятые между однородными членами. Обобщающие слова | |
8 | Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных. Существительные на -ия, -ие, -ий | |
9 | Буквы и—ы после ц. Разделительные ъ и ь. Предлог. Союз. Учимся ставить знаки препинания | |
10 | Буквы о—ё после шипящих в глаголах и словах, образованных от глаголов. | |
11 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов. | |
12 | Буквы о—ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях. | |
13 | Не с глаголами. Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). | |
14 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | |
15 | Правописание приставок. Приставки на с—з. | |
16 | Чередование согласных в корнях слов. Учимся ставить знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным. Обращение. Запятые при слове пожалуйста. | |
17 | Чередование гласных а—о в корнях -лаг лож-. | |
18 | Чередование гласных а—о в корнях -раст- — -ращ -рос-. | |
19 | Чередование гласных и—е в корнях слов. | |
20 | Чередование гласных а—о в корнях -клан клон-, -гар гор-. | |
21 | Чередование гласных а—о в корнях -зар- зор-, -кас- кос-, -равн -ровн-. | |
22 | Учимся ставить знаки препинания. Прямая речь. Сложное предложение. | |
23 | Мягкий знак в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, cm, зд. | |
24 | Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед что, где, когда, который и между однородными членами. Обобщающие слова. Обращения. | |
25 | Большая буква и кавычки в именах собственных. | |
26 | Безударные гласные в корне слова. | |
27 | Проверяемые согласные в корне слова. Чередование согласных в корнях слов. | |
28 | Непроизносимые согласные в корне слова. Учимся ставить знаки препинания. Диалог. Разбираем слова по составу. Спряжение глаголов. | |
29 | Буквы и, а, у после шипящих. | |
30 | Существительные на -ия, -ие, -ий. | |
31 | Склонение имён прилагательных. Морфологический разбор имени существительного. Морфологический разбор имени прилагательного. | |
32 | Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. Морфологический разбор глагола. | |
33 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание ъ в середине слов. Употребление ъ после приставок. | |
34 | Буквы и—ы после ц. | |
35 | Повторение. Основные правила орфографии |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание – это форма самостоятельной работы, организуемая учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала. (Источник: терминологический словарь.)
Нормативные документы Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»); ФГОС; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 ; Устав школы – интерната; Положение о формах и объёмах домашнего задания
Требования к выдаче домашнего задания: задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать; задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса; задание не должно быть однообразным и однотипным; в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы; каждое задание должно быть посильным для обучающихся; задание по предмету должно быть строго регламентировано, объем - соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе); задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом задаются по желанию обучающихся
Ясность задания Задание должно быть понятно каждому ученику, все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать: Задание выписывается на доску. Открывается страница учебника, на которой обучающиеся находят задание. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми). Учитель объясняет, как надо выполнить задание. Выясняются затруднения, возникшие у детей.
Причины перегрузки обучающихся: чрезмерно трудное домашнее задание; несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания; неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание; чрезмерно большое домашнее задание.
Это важно знать!!! Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.