Открытые уроки
"Открытый урок в моем представлении - это маленький шедевр. Иначе за него не стоит и браться" (М. М. Поташник).
Одной из главных задач, стоящих перед школой, является непрерывное образование педагогов, их профессионального творческого роста. Повышение профессионального мастерства осуществляется через работу по самообразованию, участие в работе методического объединения, семинарах, педсоветах... Одной из распространенных форм обмена опытом всегда был, есть и остается открытый урок...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_opisanie_vneshnosti_konspekt.docx | 41.78 КБ |
plan_uroka_bednaya_liza_9_klass.docx | 61.32 КБ |
prezentptsiya_k_uroku_bednaya_liza_9_klass.ppt | 2.18 МБ |
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 333.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Урок русского языка
по теме
«Описание внешности»
(7 «б» класс)
Дата проведения: 19.11.2019г.
Учитель: Вискова Н.Е.
2019г.
Тема урока: Описание внешности человека
Цель: познакомить с описанием внешности человека, литературным портретом: помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.
Задачи:
Образовательная: дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.
Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал (текст, карточки)
Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (Слайд 2)
И.Глазунов
Ход урока.
1.Организационный момент, приветствие.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок. Садитесь, пожалуйста. Всё ли готово к уроку? Тогда можно начинать.
2. Выразительное чтение учителем отрывка из романа А.С. Пушкина «Дубровский» (слайд 3)
Учитель:
Ребята, на уроках литературы мы изучали роман А. С. Пушкина «Дубровский».
- Назовите главных героев романа?
- Что случилось? Почему В. Дубровский поджег родительский дом и вместе со своими людьми ушел в лес?
- Вскоре в округе все стали говорить о шайке разбойников. Все силы были направлены на то, чтобы поймать В. Дубровского. ПОСМОТРИТЕ фрагмент из романа.
«Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностью и стал читать нараспев.
Приметы …, составленные по сказкам бывших ….дворовых людей.
От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
- И только, - сказал Кирила Петрович.
- Только,- отвечал исправник, складывая бумагу.
- Поздравляю, г-н исправник. Ай да бумага! По этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы , не прямой нос да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл. Нечего сказать, умные головушки приказные!»
3.Формулирование темы урока и целеполагание:
Учитель:
- Почему Кирила Петрович смеется над этим объявлением? Почему не могут поймать Дубровского по приметам, которые описал приказчик?(приметы должны быть особенные, характерные только для этого человека)
- В каких случаях может пригодиться наше умение описывать внешность человека? (найти пропавшего человека)
Цели урока: (слайд 4)
Учитель:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «портрет», будем говорить о том, как правильно надо составлять описание внешности человека.
- Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при изображении литературного героя.
- Развивать навыки самостоятельного описания внешности человека.
- Воспитывать в себе на примерах литературных и реальных героев положительные качества характера.\
4. Что? Как? Для чего? (слайд 5)
Учитель:
- Прочитайте слова М. Горького, которые вы видите на слайде? («Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать»)
- С чего же мы должны начать писать? Как, правило, стандартное начало сочинения – это вступление.
План работы над сочинением (слайд 6)
I. Вступление.
(О ком пойдет речь?)
II. Основная часть:
а)описание внешности: рост, лицо, глаза, нос, брови, волосы;
б)одежда;
в)индивидуальные особенности, черты характера.
III. Заключение.
(Каково наше отношение к этому человеку?)
Я хочу рассказать о своем друге…)
!!!Прежде, чем начать писать сочинение, вы должны подумать над тем, о ком будете писать?
4. План описания внешности (слад 7)
Карточка №1
Задание: опиши внешность человека по плану, используя слова для справок.
Мой друг (моя подруга) _______________ роста. У него (нее) ______________________________________________________________лицо, ______________________________________глаза, _________________нос, ___________________ брови, ______________________ волосы.
Слова для справок:
Рост: высокий, средний, низкий.
Лицо: круглое, вытянутое; серьёзное, открытое, доброе, хмурое, злое.
Глаза: большие, маленькие; карие, голубые, васильковые, зеленые, темные; открытые, лучистые, озорные, правдивые, ясные, добрые.
Нос: прямой, с горбинкой.
Брови: густые, узкие, широкие.
Волосы: короткие, длинные; русые, темные; прямые, вьющиеся.
5. Черты характера (слад 8)
Учитель:
- Ребята, можно ли судить о человеке только по его внешности?
- В русском языке много пословиц о внешности и ее сущности. Конечно, замечательно, когда человек красив и внешне и душой. Но не всегда так бывает, к сожалению.
1. Задание: соберите и из деформированного текста пословицы, объясните значение:
Снаружи мило, а внутри гнило.
Криво дерево, да яблоки сладки.
Снаружи — красота, внутри — пустота.
2. Задание: игра «Возьмем – не возьмем». На слайде вы видите смайлики, вы должны выбрать те, которые характеризуют характер человека, которого будете описывать в домашнем сочинении.
(Раздаются ксерокопии слайда, обучающиеся подчеркивают слова). Проверка.
6. Мое мнение о друге (слад 9)
Мой друг - очень близкий мне человек, хочется почаще видеться, перенимать хорошие привычки, подражать.
ФИЗМИНУТКА (слайд 10)
7. Образец сочинения (слайд 11)
Девятнадцатое ноября.
Сочинение – описание.
Мой друг.
Я хочу рассказать о моём друге Никите. Он на два года старше меня.
Никита - худощавый мальчик высокого роста. У него прищуренные карие глаза, прямой нос, густые брови, вьющиеся русые волосы. Друг занимается спортом, поэтому у него мускулистые руки и пружинистая спортивная походка.
Мой друг весёлый и умный парень. Он находит выход из любого положения. Никита – надёжный товарищ и обязательно выполняет свои обещания. Он смелый, всегда сумеет защитить слабого. Среди друзей он пользуется авторитетом, а для меня всегда служит примером.
Никита - самый лучший мой друг. Мне хочется почаще быть рядом с ним, перенимать его привычки, подражать ему.
8. Викторина «Литературный портрет» (слайд 10)
- Ребята, что такое ПОРТРЕТ? (слайд 11)
- Прочитайте определение «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ» (слайд 12)
(слайды 13 - 22)
А) … был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Тарас Бульба)
Б)… считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Остап)
В) «…вы бы дали лет 14…стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой». (И.С.Тургенев «Бежин луг», Федя)
Г) «…был от рождения глухонемым, но при этом судьба не оделила его могучестью. Его рост составлял двенадцать вершков (один метр и 95 сантиметров), он имел громадную фигуру и создавал впечатление богатыря. Его лицо имело безжизненное выражение. Он носил бороду, и длинные волосы. У … были очень большие руки и ноги. Он имел тяжелую поступь и недюжую силу». (И.С.Тургенев «Муму», Герасим)
Д) «Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку..." "...С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки..." "...Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки…" (М. Шолохов «Судьба человека», Ванюшка)
9. Просмотр фрагмента из кинофильма «Судьба человека.
10. Домашнее задание (слайд 25)
Подготовьте материалы для сочинения – описания внешности вашего друга или подруги.
Сколько будет частей в вашем сочинении?
К каждой части подберите опорные слова и выражения, характеризующие вашего друга.
10. Рефлексия (слайд 26)
Закончите фразу:
- у меня получилось…
- меня удивило…
- мне захотелось…
11- Итог урока (слайды 27-28)
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь человека- вечный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуйте только взглянуть между строк...
12. Источники информации (слайд 29)
Работа с презентацией.
Учитель: Обратимся к произведениям живописи.
-Как называется описание природы?(слайд 6)
-Как называется описание неживой природы?(слайд 7)
-Как называется описание внешности человека?(слайд 8)
(портрет)
5.А теперь выясним, какие бывают портреты?
-Какой тип речи будем использовать сегодня на уроке?(описание)
Работа в парах:
1 группа: Пожалуйста, прочитайте отрывок.(слайд 9)
И.С.Тургенев «Бежин луг» «Портреты мальчиков»
(читают отрывок И.С.Тургенева по очереди вслух).
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы....., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати.... с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.... только изредка выставлял кудрявую голову.
Учитель: Кто назовет автора и произведение? (“Бежин луг” И.С.Тургенев)А теперь определим задачу описания, в этом вам поможет карточка №2. (слайд №6)
2 группа. Описание Митраши и Насти(слайд 10)
Учитель: Слово 2 группе.Дети: читают отрывок вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Учитель:Назовите автора и произведение? (“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача этого описания ? (Раскрыть внутренние качества)
9 слайд Описание Валека – героя произведения В. Г. Короленко “Дети подземелья”
3 группа чтение отрывка.(слайд 11)
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Учитель: Кто автор этого отрывка? Какова задача этого описания? (Показать социальное положение)
- А вот ещё один портрет:
Учитель: Прочитайте 1 группа.
(читают отрывок, отвечают вопросы, цель – передача особых примет).
1 группа: Ее приметы: на вид 10-12 лет, среднего телосложения, рост 140 см., волосы каштановые, вьющиеся, ниже плеч, глаза карие. Между верхних зубов – небольшая щель.
Учитель: Определите задачу этого описания? (передача особых примет)
2группа: Описание человека негроидной расы. Энциклопедия.
Дети читают словарную статью из энциклопедии, отвечают на вопросы, определяют цель описания – передачу национальных черт.(слайд 13)
2 группа
Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары.
Учитель: А какова задача этого описания? Ребята, из каких источников прозвучали эти описания?
6. Виды описаний.
Учитель: Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид? Дети по слайдам называют вид описания.(записать в тетрадь)
Учитель: В каком стиле будете работать вы? Обратим внимание на особенности художественного описания.
5. Творческое задание.
Цель: выявить особенности художественного описания.
Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах. Сравнение ученического варианта с авторским.
Учитель: Обратим внимание на особенности художественного описания. Всмотритесь в литературные портреты и назовите портретные изобразительно-выразительные средства в них.
(сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)
Учитель: А в каких текстах – описаниях отсутствуют такие элементы. Почему?
(В деловом, научном. В них даны конкретные данные о человеке.)
-На что мы обращаем внимание в 1 очередь, знакомясь с человеком?(лицо, глаза)
-Какова самая говорящая деталь на лице человека?(глаза)
Ребята, скажите, а какие могут быть глаза?
(обмен мнениями)
-Действительно, глаза многое могут рассказать нам о своём хозяине! Посмотрите в глаза друг другу. Какие разные они у вас. А какие глаза у вашего соседа?
- А вы знаете, что различие в цвете глаз древних людей наводило на мысль, что индивидуальная окраска радужки несёт в себе какой-то скрытый смысл. Аристотель считал, что цвет глаз связан с характером человека.
Задание:
Обратите внимание на таблицу «Зависимость характера от цвета глаз» (копия таблицы № 2 прилагается) и сравните свои наблюдения с представленными в ней данными.
Цвет глаз и характер
Голубые | Люди с голубыми глазами умеют обращать на себя внимание и, несомненно, нравятся окружающим. Обладатели голубых глаз часто кажутся окружающим чересчур ранимыми и чувствительными. У них сильно развито восприятие и воображение, они могут обидеться на любой пустяк. Потому в общении с ними рекомендуется крайне осторожно использовать фразы, которые можно толковать двусмысленно. |
Серые | Обладатели серых глаз почти всегда доброжелательны и внимательны к окружающим. Они отличаются пунктуальностью, честностью, порядочностью и позитивным настроем. |
Карие | Люди с карими глазами чаще всего отличаются повышенной эмоциональностью, излишней впечатлительностью, неустойчивостью нервной системы, но они обладают огромной волей и несгибаемой силой духа, умеют постоять за себя и не дадут в обиду родственников и друзей. в трудной ситуации они не подведут. |
Чёрные | Для людей с черными глазами характерно некоторое стремление к лидерству, удивительное обаяние. Они прекрасно могут понять, что чувствует другой человек и вместе с тем бывают излишне нетерпимыми. Такие люди не любят и не хотят подолгу оставаться на одном месте, им необходима смена пространства и впечатлений. |
Зелёные | Зеленые очи говорят о душевной расположенности человека к общению, о его склонности участвовать в жизни других, романтизме и чувственности. |
-У кого они совпали? Но каким бы ни был цвет ваших глаз, помните, что путь совершенствования открыт для всех, вне зависимости от того, чем наделила человека природа.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Как о многом могут рассказать глаза! Поэтому их надо беречь, заботиться о том, чтобы они не уставали.
Гимнастика для глаз.
- Зажмурьтесь и откройте глаза.
- Делайте круговые движения глазами, не поворачивая головы.
- Вытяните руки, следите за ними глазами.
- Приблизьте палец к себе и отведите обратно.
Посмотрите вдаль так, чтобы очертания предметов затуманились.
Учитель:
– А теперь обратимся ещё к одному тексту. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника».
– Прослушав этот отрывок, еще ничего не зная о герое, уже можно о многом догадаться. Что мы можем сказать о судьбе этого человека?
(На его долю выпали такие испытания, которые лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца, интерес к окружающему, «умертвили» глаза, значит, мертва и душа.)
– Именно глаза часто запоминаются нам, когда остальные черты лица стираются.
Работа над заданиями № 1
Задание № 1
Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд»:
бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.
Работа над заданием № 2
Задание № 2
Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека:
круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
- Как вы думаете, достаточно при описании внешности упомянуть только лицо и глаза человека?
- Конечно, нет.
- Что еще нам потребуется для описания?
- фигура, походка, волосы, нос, улыбка и т.д.
Работа над заданием № 3
Задание № 3
Продлите ряд синонимов:
Человек – черноволосый, белокурый,
Нос – с горбинкой, прямой,
Губы - полные, превосходно очерченные, пунцовые.
Улыбка – неожиданная, очаровательная, наивная
Фигура – высокая, стройная. гибкая
Учитель:
-Какой вывод мы можем сделать? На что надо обращать внимание при написании сочинения – описания внешности человека?
Надо не просто описывать общие черты. Следует отыскать особенную, неповторимую деталь, которая позволит мгновенно узнать человека, сделать заметным на фоне остальных людей.
Дети называют, из чего состоит сочинение-описание внешности. Учитель записывает на доске.
1.Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).
2. Возраст.
3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.
4. Описание лица:
а) глаза, их выражение, взгляд;
б) улыбка;
в) описание рта;
г) описание щек, носа;
д) описание прически (цвет волос, длина волос).
5. Описание одежды.
6. Настроение.
7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.
8. Отношение к людям.
Потом этот план высвечиваем на экране. Смотрим, что отсутствует в записях
-Прежде, чем я предложу вам следующее задание. обратимся к эпиграфу урока
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
Евгений Евтушенко
Учитель: -Помните об этом, когда будете выполнять следующее задание. Я попрошу вас выполнить творческую работу: создать словесную зарисовку «Угадай одноклассника». Вам надо включить в текст компоненты описания внешности,
Задание № 4
-Опишите своего одноклассника, чтобы его узнали другие.
Учащиеся записывают текст.
Учитель:Давайте зачитаем некоторые описания. (чтение описаний сначала всего отрывка)
Учитель:Из ваших описаний мы увидели, что внешность человека может соответствовать его характеру.
7. Межпредметные связи.
Цель: формирование культурологической компетенции. Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.
Учитель:Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра. Посмотрим на портреты и художников их создавших.
20-22 слайд Художники.
Учитель: Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета,
Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета,
Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.
Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.
8. Подведение итогов.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вернемся к задачам урока.
23 слайд Цели урока
Учитель: Посмотрите на задачи урока и подведите итог. Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились? Где могут пригодиться полученные сегодня знания?
(ответы учащихся)
Учитель: Хорошо. Ребята, какая группа, по вашему мнению, была самой активной на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.
22 слайд Домашнее задание.
Учитель: Ребята, дома вы опишите своего одноклассника, используя карточки-подсказки. Подчеркните в портрете его индивидуальность, так чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.
Подводя итог нашего урока, мне хотелось бы прочитать вам высказывание выдающегося русского философа А.Ф. Лосева.
«…Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом».
Ребята, мы с вами сегодня много говорили о лице, о глазах человека, а как вы думаете, что может сделать любое лицо милым и привлекательным?
-Конечно. улыбка! Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Урок №_14__
Предмет: литература
Классы: 9
Дата проведения:______
Учитель: Вискова Н. Е.
Тема урока.Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Главные герои произведения. |
Цели: 1.познакомить учащихся с творчеством Н.М.Карамзина; 2.анализ повести «Бедная Лиза»; 3.приобщение к духовно – нравственным ценностям литературы; 3.обучение выразительному чтению |
Оборудование: учебник литературы, тесты, презентация «Бедная Лиза», дидактический материал «Поэтапный анализ жизни и творчества Карамзина», «Сюжет повести «Бедная Лиза». |
ХОД УРОКА |
1.Организационный момент |
2.Проверка домашнего задания 1. Блиц-опрос по теме «Г. Р. Державин и Тамбовский край». 2. Лексическая работа: губерния, губернатор. 3.Тестирование. |
3.Сообщение темы и цели урока План работы над повестью (на доске):
|
4. Работа над новым материалом 1. Работа с презентацией «Бедная Лиза»: а)биография Н. М. Карамзина- – самостоятельное изучение (слайды 1-6); - В каком году родился Н. М. Карамзин? - Где родился? - Какое получил образование? - Какими языками владел? - Какое событие в жизни писателя произошло в 1789 году? - Назовите самое первое произведение автора. - В каком году была написана повесть «Бедная Лиза»? б)словарная работа: сентиментальная повесть, Обобщение учителя, слайды 5-6; в)история создания, тема и идея, главные герои (7-9); г)сюжет повести(заполнение таблицы, карточка №2):
д)Как вы считаете, каковы главные причины смерти Лизы?(слайд 15) Почему автор назвал главную героиню Лизой? Обобщение учителя(слайд 16). Лиза осталась верна своему чувству к Эрасту, не предала любовь в отличие от своего молодого человека. Она из тех людей, которые дают клятву верности перед Богом и ничто не сможет ее нарушить. И только смерть, может быть, их помирит (слайд 17). |
5. Самостоятельная работа Работа с текстом (с._______ ) Задание: прочитать отрывок, подготовиться к выразительному чтению. |
6. Итог урока Обобщение знаний учащихся о творчестве Н.М.Карамзина. Какова главная тема повести «Бедная Лиза»? Кто главный герой повести? Почему автор дает главной героине имя Лиза (Елизавета)? Стихотворение А. С. Пушкина Если жизнь тебя обманет Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет! Сердце в будущем живет, Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило. |
7.Домашнее задание Чтение, краткий пересказ повести «Бедная Лиза. |
Карточка №2
Задание: заполните таблицу «Сюжет повести «Бедная Лиза»
Кульминация | |
Завязка событий | Развязка событий |
Карточка №2
Задание: заполните таблицу «Сюжет повести «Бедная Лиза»
Кульминация | |
Завязка событий | Развязка событий |
Сентиментализм(от англ. sentimental- чувствительный, фр. sentiment- чувство)
СЮЖЕТ (от фр. sujet- содержание, событие)- ряд событий, положенных в основу произведения
ГУБЕРНИЯ
ГУБЕРНАТОР
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ
ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА»
- Биография Н. М. Карамзина.
- История создания повести.
- Тема и идея.
- Главные герои.
- Сюжет.
- Подведение итогов работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Место рождения - Дата рождения Владел языками 1789 год Самое первое произведение Произведения Первая сентиментальная повесть Год создания повести 1766 год В имении отца около города Симбирска Где получил образование - как и все дворянские дети получил домашнее образование , затем в 14 лет учился в Московском пансионе ,а после закончил Московский университет итальянский, французский, английский и немецкий путешествует по Европе Письма русского путешественника» «Юлия», «Остров Борнгольм», «История Государства Российского», повести «Фрол Силин», «Наталья,боярская дочь», Стихотворение: «Осень», «Кладбище» «Бедная Лиза» 1792 г. Поэтапный анализ жизни и творчества Карамзина
В 1803 г. Н.М.Карамзин получил звание историографа и начал работу над «Историей государства Российского». Этот труд стал делом всей его жизни. Он первым создал систематическую многотомную историю России. 8 томов вышли в 1818 г. Последний, 12 том, был посвящен Смутному времени и опубликован в 1829 г. «История государства Российского
Почетный член Императорской Академии наук (1818) Действительный член Императорской Российской академии (1818) Создатель первой «Истории государства Российского» Редактор известных русских журналов. Заслуги Н.М.Карамзина
Памятник Н.М.Карамзину в Симбирске
Повесть написана в 1792 году . В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой. «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Основная тема повести – любовь Идейная основа – - любовь – главная ценность в жизни человека, которую необходимо беречь; - протест против испорченности аристократического общества
Герои повести Э раст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта
… . Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Латинское название « ЛАНДЫШ » в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». В христианской мифологии ландыш – это СЛЁЗЫ БОГОРОДИЦЫ , которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами . В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность .
Развитие событий: 1. Встречи Эраста с Лизой. 2. Любовь. 3. Эраст сообщает об уходе в армию. 4. Дни ожидания. «…Пять дней сряду она не видала его и была в беспокойстве: в шестой он пришёл с печальным лицом и сказал ей:
«…Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвился жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра….» … .он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «проводи эту девушку со двора». «Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» - вот ее мысли, ее чувства!...»
Развязка событий – смерть Лизы Назовите причины самоубийства Лизы
Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие
Елизавета (др.-евр.)- «Бог-моя клятва», «Богом клянусь», «Бог мой-клятва».
Если жизнь тебя обманет Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет! Сердце в будущем живет, Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило.
ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная
ЛИЗА любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая Радостная душа прелестная
Эраст легкомысленный добрый богатый Думает о себе любезный образованный молодой красивый
Словарная работа сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный. (бедный) Бедный – нищий, переносное значение : несчастный, сердечный Антонимы: богатый, состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, крепкий, денежный.
Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны. - Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем»
(Русский язык, 5-6 классы)
Учитель: Вискова Н. Е.
2018г.
Тема. Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем».
Цель: подготовить учащихся к сочинению на тему «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем»
Задачи урока :
- расширить знания учащихся об окружающей среде,
- показать связь взаимоотношений между природой и человеком,
- закрепить правила поведения в природе,
- межпредметные связи,
- пробудить любовь к природе, стремление ее охранять
Оборудование: портрет Ю. Гагарина, таблички (планета, земля, Земля, природа, родина, экология),
Эпиграф к уроку (слайд 3): «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин)
Ход урока
1.Вступительное слово учителя русского языка.
Ребята! Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению на тему «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем» (слайд 1)(запись темы сочинения в тетрадь).
- Как вы понимаете значение слова «земля»?(планета)
Земля – голубая жемчужина космоса. Земля – это третья планета солнечной системы, пятая по величине. Уникальная и неповторимая, потому что другой такой планеты нет. Когда Юрий Гагарин увидел нашу планету из космоса, он воскликнул: «Красота-то, какая!», а после завершения полета рассказывал о том, что вид Земли отвлекал его от работы, зачаровывал своей необыкновенной красотой. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё погружено в нежную кисею облаков. Так выглядит наша планета из космоса (слайд 4) .
- В каком значении употреблено слово «земля» в записанном предложении?(природа)
- Что такое природа?
- Загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит.
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярче светит,
И не пекарь, а печет (солнце).
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, а все же
Без него мы жить не можем (воздух, кислород).
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто такая?(вода)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает (лес).
Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это (птицы)
Голубой ковер все небо покрыл (небо).
На черный платок просыпано просо.
Пришел петушок, а склевать-то непросто (звезды).
Что в году четыре раза переодевается? (земля).
Ему подчиняются ветры и воды,
Его называют царем всей природы (человек).
Он может быть шахтером,
Ученым и актером,
Учителем он может стать-
Детишек в школе обучать (человек).
2. Лексическая работа слов: Земля (земля), природа, экология
- Природа – это все то, что нас окружает: солнце, звезды, водоемы, деревья, цветы. Это звери, рыбы, птицы, бабочки. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой божьей коровки. И человек- это тоже часть природы.(слайд 5).
- Как называется наука, которая занимается изучением природы?
- Экология - это наука о законах жизни природы.
В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме (слайд 6).Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
3. Работа над составлением плана сочинения
а)Природа в жизни человека.(слайд 7) .
- Что дает человеку природа?(жизнь, воздух, пищу, одежду, тепло…)
- Прочитайте текст.
Жизнь человека неразрывно связана с природой. Без нее не было жизни на Земле. Благодаря природе мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля; носим вещи, сделанные из природных материалов.
- Как называется природный воздух, которым мы дышим?
- Объясните написание слов: «Земля», «земля».
(Запись плана сочинения в тетрадь).
- Самостоятельная работа. Задание: дописать предложения, используя опорные слова-картинки (карточка №1).
- Проверка самостоятельной работы. Что же еще дает нам природа?
Учитель:Человек и природа - это два неразделимых понятия. Как человек не может прожить без даров природы, так и природа не может обойтись без помощи человека.
б)Природа просит защиты.(слайд 8)
- Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Стон земли».
- Кто обращается к нам, просит помощи? (Земля)
- Как вы понимаете выражение «…Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет!»?
- От чего стонет земля? (сталь терзает мое земное тело, яды травят воды чистых рек)
- Кто довел землю до такого состояния? (человек)
- Посмотрите на слайд и перечислите экологические проблемы, которые существуют сегодня, от которых «стонет земля» (загрязнение окружающей среды, стихийные бедствия, вырубка леса, освоение космоса).(слайд 9)
- Вы назвали большие экологические проблемы, которые довели нашу землю до катастрофы. Ребята, а ведь и каждый из нас в какой-то степени тоже наносит вред природе? Приведите примеры (бросаем бумажки, ломаем ветки, делаем рогатки, разоряем гнезда и др.).(слайд 10)
Учитель.Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях.(слайд 11)
- Прочитайте текст.
- Определите главную мысль текста («Природа просит защиты»).
- Запись плана сочинения в тетрадь (2.Природа просит защиты.)
- Орфографическая работа. Задание: вставьте пропущенные орфограммы (карточка № 2).
Много-много лет люди брали упр..роды все, что хотели, не задумываясь о последствиях. В результате и...чезло немало разных видов ж..вотных и р..стений, а другие сейчас находят(?)ся на грани вым..рания. Вместо л..сов появились пустыни, выс..хли озера и реки. Ч..ловек стал главной угрозой пр..роды. И сегодня онапрос..т у него защиты!
- Взаимопроверка.
Физкультминутка. (слайд 12)
в)Природа – наш дом, наведем порядок в нем. (слайд 13)
- Подумайте, как каждый из вас сможет помочь природе, защитить ее?
- Что нельзя делать?
- Что нужно делать, чтобы украсить наш дом?
(Запись плана сочинения в тетрадь).
- Заполнить карточки №3: вставьте пропущенные слова.
- Проверка самостоятельной работы.
4. Подведение итогов работы. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Правила поведения в лесу. (слайд 14)
- Стихотворение «Любите родную природу!» (слайд 15)
- Викторина. (слайды 16 - 29)
5. Домашнее задание.
Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем» (черновик).
Карточка №1 «Природа в жизни человека»
Задание: дописать предложения, используя опорные слова – карточки.
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Кроме красоты и прекрасного настроения она дает человеку то, без чего невозможно жить. Зеленые растения дают людям_______________ для дыхания, _________________, _________________, __________________, ___________________, _________________, __________________________. Из древесины мы строим __________, производим _____________. Из зерна печем_________ и варим _________.
Но берет человек от нее больше, чем может ей дать сам.
Карточка №2 «Природа просит защиты!»
Задание: вставьте пропущенные орфограммы.
Много-много лет люди брали у пр..роды все, что хотели, не задумываясь о последствиях. В результате и...чезло немало разных видов ж..вотных и р..стений, а другие сейчас находят(?)ся на грани вым..рания. Вместо л..сов появились пустыни, выс..хли озера и реки. Ч..ловек стал главной угрозой пр..роды. И сегодня она прос..т у него защиты!
Карточка №3 «Охрана природы - норма жизни каждого из нас»
Задание: вставьте пропущенные слова.
Мы должны беречь и охранять природу. Нельзя разводить _____________, вырубать________________, срывать______________, оставлять в лесу____________, загрязнять___________________________. Нельзя убивать____________, а помочь им выжить зимой, повесить____________________ и насыпать в нее ____________.
А если каждый из нас посадит хотя бы одно__________________, разобьет во дворе весной ____________ для цветов, то принесет большую радость себе и окружающим.
Слова для справок: мусор, реки, озера, лес, деревья, зерно, костры, птицы, животные, дерево, клумба, кормушка, корм, цветы.
Сочинение «Родная земля – наш дом, наведем порядок в нем».
Природа – наш дом и верный друг. Она дает нам все необходимое для жизни. Благодаря ей мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля; носим вещи, сделанные из природных материалов. Она нас вдохновляет на добрые дела, дает силы.
К сожалению очень часто мы не бережем то, что имеем. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. В результате исчезло немало разных видов животных и растений, а другие сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки. Человек стал главной угрозой природы. И сегодня она просит у него защиты!
Что можем сделать мы? Какой лично я могу внести вклад в экологию родного края? Как помочь природе? Нужно просто придерживаться простых правил: не нужно ломать ветки деревьев, срывать с них листья, рвать цветы и ловить бабочек, ведь всем этим можно только любоваться изо дня в день. В лесу не надо оставлять костры, бросать спички, они могут привести к огромным пожарам. На улицах нельзя сорить, оставлять мусор.И было здорово, если каждый из нас посадил хотя бы одно деревце, посадил цветы в клумбу, наводил порядок около своего дома. Мой дом – школа-интернат. Я с большим удовольствием принимаю участие в благоустройстве территории.
Я очень люблю природу и хочу ее защищать. И призываю к этому всех людей, потому что только общими усилиями мы сможем спасти ее:
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!