"К урокам и не только" (из опыта работы)
Страница "К урокам и не только» содержит рабочие программы по русскому языку и литературе, разработки уроков, презентации, материалы для проверки знаний учащихся, творческие работы учащихся...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педагогическим советом приказом от 01.09.2018 № 496
Протокол от 28.08.2018 № 1
Рабочая программа
по предмету
«Литература»
для обучающихся 7 класса
с задержкой психического развития
Составитель:
учитель Н. Е. Вискова
2018г. 02.04
Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основногообщего образования, утвержденным приказом Министерства образования инауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОСосновного общего образования);
Учебным планом;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,утвержденных постановлением Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);
Примерной программой основного общего образования по литературе, допущенной Министерством образования и науки РФ.
Данная адаптированная образовательная программа предназначена для детей, имеющих диагноз - задержка психического развития (ЗПР) и обучающихся в образовательном учреждении VII вида.
Цель: познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду.
Задачи: - развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения;
- развитьпотребность в чтении, в книге;
- способствовать пониманию прочитанного как можно глубже;
- воспитывать духовно богатую, гармонически развитую личность с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Адаптированная образовательная программа по литературе разработана для детей 7 класса на основе авторской программы В.Я. Коровиной, которая полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта (утверждён приказамиМиноразования РФ№1089 от 5 марта 2004года, Минобразования России №1312 от 9 марта 2004года).Учебники и учебные пособия, соответствующие данным программам, издательство «Просвещение» выпускает с 2006 года.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторская программа адаптирована с учётом психических особенностей детей с ЗПР.
Обоснование выбора авторской программы для разработки адаптированной программы
Авторская программа «Литература» В.Я.Коровиной имеет несколько преимуществ перед другими Авторскими программами:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
• соответствие содержания образования возрастным закономерностям
развития учащихся, их особенностям и возможностям;
• формирование научного мировоззрения в тесной связи обучения с жизнью,
с решением социально- и личностно-значимых проблем;
• культурологическая направленность учебного содержания как в подборе
текстов, так и в оформлении учебников; интеграции учебного содержания.
Изменения, внесенные в программу, согласно рекомендациям Министерства образования НИИ дефектологии для ОУ VII вида:
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения.
Место предмета в базисном учебном плане
По школьному базисному учебному плану на изучение литературы 7 классе выделено:
- количество часов в год - 102 часа,
- количество часов в неделю - 3 часа.
Из них:
- развитие речи - 7 часов;
- внеклассное чтение – 12 часов;
- контроль знаний – 4 часа
Организация учебно – воспитательного процесса.Формы, методы, технологии, виды и формы контроля)
Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. С целью формирования ключевых компетенций в программу включены нестандартные уроки:
- уроки-путешествия;
- уроки-конкурсы;
- уроки устные журналы;
- уроки – викторины;
- уроки – концерты;
- уроки с использованием ИКТ.
Типы уроков:
Данная рабочая программа предполагает использование следующих типов уроков:
УОСЗ – урок обобщения, повторения и систематизации знаний;
КУ – комплексный урок;
УИНМ – урок изучения нового материала;
УКЗ – урок контроля знаний.
Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый).
Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены разнообразные виды работ с учетом коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования.
. Технологии обучения:
- технологии развития умственной деятельности;
- коммуникативно-диалоговые;
- технологии предупреждения неуспеваемости и отставания (дифференциация);
- технологии группового обучения (работа в парах, в малых группах);
- здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как:
- предварительный;
- текущий;
- тематический;
- итоговый контроль.
Формы контроля:
- контрольная работа;
- дифференцированный индивидуальный письменный опрос;
- самостоятельная проверочная работа;
- диктант;
- тестирование;
- письменные домашние задания и т.д.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении литературы.
Все эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются или на этапе закрепления или в качестве домашнего задания.
По окончании курса проводится итоговая контрольная работа.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля - устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности воспитанников школы-интерната, их мотивированию к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, содержащие проблемную ситуацию, задания творческого характера.
В связи со своеобразием познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся с диагнозом ЗПР виды и формы контроля выбирает учитель, исходя из уровня подготовки данного класса.
Коррекционная составляющая
Данная адаптированная образовательная программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность,недостаточностьпроизвольноговнимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся СКШ VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе. Поэтому в процессе обучения широко применяются элементы игровой деятельности, направленные на развитие высших психических функций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза,
аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной речи результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты изучения предмета«Литература»
Личностными результатами учащихся к окончанию 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 7 класса проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учащихся 7 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;
• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание | Всего часов | Изучение нового материала | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контроль знаний |
Введение | 1 | 1 | |||
Устное народное творчество | 7 | 6 | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 3 | 3 | |||
Из русской литературы 18 века | 3 | 2 | 1 | ||
Из русской литературы 19 века | 37 | 27 | 5 | 3 | 2 |
Из русской литературы 20 века | 34 | 26 | 2 | 5 | 1 |
Из литературы народов России | 2 | 2 | |||
Из зарубежной литературы | 10 | 8 | 2 | ||
Итоговые уроки по литературе | 3 | 2 | 1 | ||
Резервные уроки | 2 | 2 | |||
Итого: | 102 | 79 | 7 | 12 | 4 |
Содержание программы
Введение – 1 час
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество – 7 часов
Предания. «Воцарение Ивана Грозного».«Сороки-Ведьмы»«Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
Былины.«Волъга и Микула Селянинович».Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Внеклассное чтение. «Илъя Муромец и Соловей-разбойник».Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Пословицы и поговорки.Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Знать: названия, содержание изученных произведений, историко-культурные факты.
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- различать жанры художественной литературы;
- пересказывать тексты;
- работать со словарём;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.
Древнерусская литература – 3 часа
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Знать: названия, содержание изученных произведений; историко-культурные факты.
Уметь:
- выразительно читать произведения;
- анализировать художественные произведения;
- различать жанры художественной литературы;
- пересказывать тексты;
- работать со словарём;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.
Русская литератураXVIII века – 3 часа
М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого»,«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Внеклассное чтение. Г.Р.Державин и Тамбовский край.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о мастерах слова, историко-культурные факты, теорию «трёх штилей».
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- различать жанры художественной литературы;
- пересказывать тексты;
- работать со словарём;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;
- анализировать средства художественной выразительности.
Русская литератураXIX века -37 часов
А. С. Пушкин 6ч.
«Медный всадник».Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.
«Песнь о вещем Олеге».Смысл сопоставления Олега и волхва. Основная мысль произведения. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности композиции. Своеобразие языка.
«Борис Годунов» (сцена вЧудовоммонастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Развитие речи: Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» Развитие понятия о повести.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о мастерах слова, историко-культурные факты.
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- различать жанры художественной литературы;
- пересказывать тексты;
- работать со словарём;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;
- анализировать средства художественной выразительности.
М. Ю. Лермонтов7 ч.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения и выразительному чтению.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Картины быта XVI в. и их роль в понимании характеров и идеи произведения. Композиция «Песни…».
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
Калашников – носитель народной правды. Сила и цельность характера Калашникова. Тема и идея «Песни…». Образы гусляров и образ автора.
Развитие речи:Изложение «Бой купца Калашникова с царским опричником».
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о мастерах слова, историко-культурные факты.
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- различать жанры художественной литературы;
- пересказывать тексты;
- работать со словарём;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;
- анализировать средства художественной выразительности.
Н. В. Гоголь 5ч.
«Тарас Бульба».Слово о писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Тарас Бульба – один из числа коренных полковников трудного и бранного времени.
Развитие речи:Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести. Развитие понятия о литературном герое. Обучение устному рассказу о герое.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о мастерах слова, историко-культурные факты.
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- различать жанры художественной литературы;
- пересказывать тексты;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;
- анализировать средства художественной выразительности.
И.С.Тургенев 3ч.
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк».
«Стихотворения в прозе». «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
Стихотворения «Близнецы»,«Два богача». Авторские критерии нравственности в прозе. Особенности жанра.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о мастерах слова, историко-культурные факты, взгляды И.С.Тургенева на крепостное право.
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- формулировать идею, проблематику изучаемого произведения;
- выразительно читать текст;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;
- анализировать средства художественной выразительности.
Н.А.Некрасов 2ч.
Слово о поэте. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Обучение выразительному чтению.
Внеклассное чтение.«Размышления у парадного подъезда». «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о мастерах слова, историко-культурные факты, взгляды И.С.Тургенева на крепостное право.
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- формулировать идею, проблематику изучаемого произведения;
- выразительно читать текст;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;
- анализировать средства художественной выразительности.
М.Е.Салтыков-Щедрин 4ч.
Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Понятие о гротеске.
Внеклассное чтение.«Дикийпомещик».» Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о писателе.
Уметь:
- формулировать идею, проблематику изучаемого произведения;
- анализировать художественные произведения.
Л.Н.Толстой 2ч.
Слово о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о писателе.
Уметь:
- формулировать идею, проблематику изучаемого произведения;
- анализировать художественные произведения.
И. А. Бунин 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о писателе.
Уметь:
- формулировать идею, проблематику изучаемого произведения;
- анализировать художественные произведения.
А. П. Чехов 4ч.
Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» 1ч.
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Литература 20 века – 34 часа
Максим Горький 8ч.
Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
Внеклассное чтение.«СтарухаИзергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Знать: названия, содержание изученных произведений; биографические сведения о мастерах слова, историко-культурные факты.
Уметь:
- анализировать художественные произведения;
- различать жанры художественной литературы;
- пересказывать тексты.
В. В. Маяковский 3ч.
Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о/ роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
Внеклассное чтение. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Л. Н. Андреев 2ч.
Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
А. П. Платонов 3ч.
Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Внеклассное чтение. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Б. Л. Пастернак 2ч.
Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны 2ч.
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Ф. А. Абрамов 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Е. И. Носов 2ч.
Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Ю. П. Казаков 1ч.
Краткий рассказ о писателе.
Внеклассное чтение. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» 1ч.
Внеклассное чтение. Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами
А. Т. Твардовский 2ч.
Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д. С. Лихачев 2ч.
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко 2ч.
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Обобщающие уроки, контрольная работа 2ч.
Литература народов России – 2 часа
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Зарубежная литература – 10 часов
Роберт Берне 2ч.
. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон 2ч.
«Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
О. Генри 2ч.
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Внеклассное чтение. Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы» 2ч.
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Тестирование. Обобщение по теме "Зарубежная литература" 2ч.
Подведение итогов за год – 3 часа
Резервные уроки – 2 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Осваивая художественные произведения , указанные в программе, учащиеся 7 класса должны знать:
-художественные проведения, тексты произведений русской литературы , тексты зарубежной;
- биографические сведения о мастерах слова и историко-культурные факты.
уметь:
- выразительно читать вслух литературные произведения;
- уметь анализировать;
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на
авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- высказывать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном
стихотворении, рассказе, романе, пьесе;
- писать сочинения разного типа, отзыв о книге.
К концу VII класса обучающиеся должны развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Иметь представление о родах и жанрах литературы. Знать теорию литературы, включающую в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.
Уметь писать сочинения усложнённые по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов, обучающиеся также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 7 кл. - М.: Мнемозина, 2008.
2.Литература. 7 класс.учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электон. носителе. В 2 ч. /В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
4. Уроки литературы. Организация контроля. Творческая работа. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Б.Шадрина. Поурочные планы по учебнику В.П.Полухиной. 7 класс.
Волгоград .: учитель , 2008
6.Сборник материалов по реализации федерального компонента гос. Стандарта общего образования Волгоградской области.
- Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим …Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008
Название курса | Литература | |
Класс | 7 «б» | |
Количество часов | 102 ч. (3 часа в неделю) | |
Составители | Вискова Наталья Евгеньевна | |
Цель курса | Цель: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. | |
Структура курса | Введение | 1 |
Устное народное творчество | 7 | |
Из древнерусской литературы | 3 | |
Из русской литературы 18 века | 3 | |
Литература XIX века | 37 | |
Литература XX века | 34 | |
Из литературы народов России | 2 | |
Из зарубежной литературы | 10 | |
Итоговые уроки по литературе | 3 | |
Резервные уроки | 2 |