Разработки уроков по русскому языку

Необычные (нестандартные, нетрадиционные) уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской«Утро»(презентациия к уроку русского языка в 6 классепо учебнику М.Т . Баранова)
Цели урока
Познакомиться с особенностями художественного описания (описа-ния помещения);подготовиться к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».
Повторение
Что вы описывали в своих сочине-ниях в 5 классе?Чем различаются научные и худо-жественные описания?Какие из описаний прошлого года вам запомнились? Чем?Можно ли в художественном стиле описать помещение?- Какие художественные описания предметов вам встречались ? В чём их особенности?
Вступительное слово о художнице и её картинах
Татьяна Ниловна Яблонская (1917 – 2005) – известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусства Украинской ССР, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображала на своих полотнах простых людей, их труд, очень любила писать детей.
Татьяна Ниловна Яблонская
Картины у Татьяны Ниловны не похожи одна на другую; бывает, поставишь рядом и удивишься: неужели их писал один худож-ник? Художник-живописец рассказывает о ми-ре, в котором мы живём, красками на холсте. Но художник не только повторяет красками то, что видит. Глядя на картину, мы понима-ем, как относится художник ко всему, о чём рассказывает. Картина открывает нам мысли художника, его чувства.
Тишина. 1975
Картина «Тишина» рассказывает, с чего начинается работа художника. Художник всматривается в раскинувшийся вокруг мир, слушает волнение своего сердца.
Май. 1965
«Прекрасный труд на прекрасной земле», - говорит Т.Н. Яблонская про крестьянскую работу. И люди, которые выполняют эту работу, кажутся ей необыкновенными, прекрасными людьми.
Лето. 1967
Это вообще село, вообще девочки, вообще лето… Это наше общее лето…
Жизнь. 1967
Картина «Жизнь» о том, что старуха долгую жизнь прожила, и прожила не зря, о том, что у внука вся жизнь впереди, нужная людямжизнь. Сошлись то, что было, и то, что впереди, прошлое и будущее.
Юность. 1969
На земле весна. От края до края холста зеленеет молодая трава.Юноша смотрит в маленькое озерко, точно оттуда, из глубины, услы-шит какие-то важные слова.
Картина Т.Н. Яблонской «Утро»
Картина Т.Н. Яблонской «Утро»
Картина «Утро» (1954 г.) – это рас-сказ о красоте наших будней. Художни-ца учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружа-ет и что мы далеко не всегда замечаем.Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахну-тую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает за-рядку. Мы с удовольствием смотрим на стройную, лёгкую фигурку девочки, за-мечаем простоту и изящество её движе-ний. Всё как будто незатейливо в этой картине. На самом деле всё в ней про-думано и помогает художнице раскрыть свой замысел.
Фрагмент картины Т.Н. Яблонской «Утро»
Фрагмент картины Т.Н. Яблонской «Утро»
Беседа по картине
Что изображено на картине?Какое это время года? Как вы это определили?- Что делает девочка?- Как характеризует эта комната её хозяйку?
Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хоро-ша наша будничная жизнь и проникаемся радостным настроением.
Составление рабочих материалов к описанию картины
Просторная солнечная комна-та. Много воздуха и света. Блестящий паркетный пол. Не заставлена мебелью. Обыкно-венный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Бело-снежное постельное бельё. Декоративная тарелка, кашпо. Чистота и уют.
Самопроверка упражнения № 176
Эстамп на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной кален-дарь, льняной скатертью, длин-ной бахромой, в глиняном гра-фине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, пар-кетный пол, деревянную кро-вать, выход на балкон, огра-дительная решётка, прекрас-ную квартиру, абажур под по-толком.
Словарная работа
Эстамп. Картина-оттиск, сни-мок с гравюры.Кашпо. Декоративная ваза для цветочного горшка. Резеда. Садовое травянис-тое растение с конусо-образными пахучими цвет-ками (соцветиями).
Возможная схема описания картины
Утро.2.Комната: а)помещение; б)мебель; в)украшения.3.Девочка.
1.Комната: а)помещение; б)мебель; в)украшения.2.Девочка. 3.Утро.
Литература
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.2. Обучение русскому языку в 5 – 6 классах: Метод. указания к учеб. Пособие для учителя / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова и др.; Сост. М.Т. Баранов. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1986.3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.4. В.Порудоминский. Солнечная высота: для младшего школьного возраста. – М.: «Малыш», 1987.


Подписи к слайдам:

Письма пишут разные…
Письма пишут разные:Слёзные, болезные,Иногда прекрасные,Чаще бесполезные.(К.Симонов)
Письмо —1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)2. Умение писать. (Учиться чтению и письму. Искусство письма)3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. (Словесно-слоговое письмо, иероглифическое письмо)4. Манера художественного изображения. (Реалистическое письмо. Икона старинного письма). Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.ШведовойАдресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель. Словарь иностранных слов Л.П.Крысина
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
В них сообщают о каких-то событиях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами.
Потому что людям было необходимо общаться на расстоянии.
Средство общения.Источник изучения эпохи, обычаев жизни людей.Средство выражения уважения, любви, внимания.
ВИДЫ ПИСЕМ
Виды писем
личное
деловое
благодарственное
поздравительное
ДЕМЕТРИЙ Фалерский (ок. 360 — ок. 280 до н. э.), древнегреческий афинский государственный деятель и философ. Ученик Теофраста. В 317-307 абсолютный правитель Афин; с 297 при дворе Птолемея I Сотера, один из основателей Александрийской библиотеки и Мусейона.
21 тип разных писем: дружеское, рекомендательное, порицательное, бранное, утешительное, укоризненное, увещевательное, угрожающее, насмешливое, хвалебное, советоподательное, просительное, вопрошающее, отрицающее, иносказательное, винословное, обвинительное, защитительное, поздравительное, ироническое, благодарственное...Деметрий Фалерский
Каждый, кто пишет письмо, даёт почти что изображение своей души. Письмо пишется и посылается как своего рода подарок. Письмо – это выражение дружбы, сжато говорящее о простом деле простыми словами. («О стиле» Деметрий Фалерский)
Во всяком сочинении словесного искусства можно разглядеть характер пишущего. Деметрий Фалерский
В 19 веке на Руси существовали так называемые письмовники. В них были даны образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью.ПИСЬМО'ВНИК, а, м. (истор.).1. Сборник образцов для составления писем разного содержания. 2. Книга для самообразования по языку и литературе. Письмовник Курганова (популярная книга 18 века).(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
"Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной" (1881г.)
Типы писем:уведомления, извещения, просьбы, прошения, благодарственные письма, приглашения, извинения, напоминания,увещания, поздравления,рекомендательные письма.
ПРИВЕТСТВИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПОДПИСЬ, ДАТА
1) Название учреждения, наименование должности, инициалы лица, которому адресуется письмо. 2) Содержание просьбы или уведомление.3) Подпись автора письма.4) Дата.
Сообщает о каких-то событиях, рассказывает о впечатлениях.
Содержит запрос или уведомление о чём-либо.
Содержание пространно, не ограничивается количеством страниц.
Содержание должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным.
Тон письма личный, доверительный.
Тон письма деловой.
Язык отличается особой выразительностью, образностью.
Используются определённые правила речевого этикета, штампы.
Личное письмо
Деловое письмо
Распространённое обращение в деловом письме УВАЖАЕМЫЙ …!
Типичная концовка делового письмаС УВАЖЕНИЕМ…!
Краткость (...) повелительна, тогда как пространность уместна в мольбах и просьбах. Деметрий Фалерский
Они ускоряют и облегчают составление деловых бумаг.
ПРОШУ СООБЩИТЬ
В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ-ТО…
ПРОСИМ ИЗЪЯСНИТЬ
СООБЩАЕМ ВАМ О ТОМ, ЧТО...
ДОВОДИМ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ, ЧТО…
СТАВИМ ВАС В ИЗВЕСТНОСТЬ, ЧТО,,,
Уважаемый Александр Васильевич! Поскольку Ваш сын опять нахватал двоек, а в дневнике у него то «пара», то «кол», он несомненно срежется на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы. С нетерпением жду встречи с вами в моём кабинете завтра после обеда.С уважением директор школы: Иванов А.А.11 февраля 2015 года.
Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!
Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнется, а каждая улыбка - это лучик нашего солнца.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте. Степанова Надежда Афанасьевна, учитель русского языка МКОУ «Никулинская ООШ» Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте. Степанова Надежда Афанасьевна, учитель русского языка МКОУ «Никулинская ООШ»

Слайд 2

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте».

Слайд 3

Актуализация знаний по теме. Задание 1. Прокомментировать гипертекстовое определение. Задание 2. Прокомментировать гипертекстовое определение, привести свой пример. Задание 3. Прокомментировать таблицу о знаках препинания при ПО. Игра «Снежный ком».

Слайд 4

Самостоятельная работа Задание 1. Найти в тексте слова, зависящие от причастия. Задание 2. Найти и выделить границы причастного оборота . Задание 3. Тест по теме «Причастный оборот»

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

Задание : Придумать грамматическую сказку. Творческая работа «О том, как Причастный оборот от Запятых спасался».

Слайд 7

Подведение итогов урока. Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе. Повторение теоретического материала по данной теме.

Слайд 8

Рефлексия. - Что было трудным? - Что вызвало интерес? Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Слайд 9

Спасибо за работу! Всем удачи!



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»

:

Урок русского языка в 7 классе по теме

«Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте».

Автор: Степанова Надежда Афанасьевна,

учитель русского языка и литературы

2015 г.  


1.Предмет: Русский язык

2.Класс: 7

3.Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская и др.

4.Тема урока: Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте, урок 2.

5.Тип урока: Урок закрепления и отработки полученных знаний.

6.Технологии: Система развивающего обучения. Компьютерная технология. Игровая технология. Технология сотрудничества.

7.Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте».

8.Задачи:

  • обучающие: отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
  • развивающие: развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложненном причастным оборотом; развитие творческих способностей учащихся через составление сказки с использованием причастий; развитие словарного запаса учащихся.
  • воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

9.Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

10.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, мультимедийная презентация, электронная физкультминутка

11.Планируемые результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, правило постановки знаков препинания при причастном обороте.

Уметь находить причастия,  правильно выделять причастия и причастные обороты на письме, конструировать предложения с причастными оборотами.

Личностные: 

Уважительное отношение к родному языку; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

12.Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа с текстом,  дидактическая игра, взаимоконтроль, различные виды опроса. Данные приемы формируют и развивают мотивацию, устойчивый интерес к изучению предмета, творческое воображение, вовлекают каждого ученика в активную деятельность на уроке.

13.Ресурсы Интернета.

14. Приложение.

- Перечень используемых на данном уроке ЭОР;

- Скриншопы  заданий ЭОР.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте»

п/п

Этап урока

Название используемых

ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Оргмомент.

Приветствие учителя. Проверяет готовность обучающихся  к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Ученики записывают число в тетрадях.

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний по теме.

1.ЕК ЦОР

«Причастный оборот» № 1

2.ЕК ЦОР

«Обособление причастного оборота» № 2

Демонстрация определения.

Задание слабому ученику:

Прокомментировать гипертекстовое определение.

Задание среднему ученику:

Прокомментировать гипертекстовое определение, привести свой пример.

Демонстрация таблицы.

Задание сильному ученику:

Прокомментировать таблицу о знаках препинания при ПО.

Закрепляя тему ПО, учитель организует игру «Снежный ком».

Ученик комментирует определение о причастном обороте.

Ученик повторяет определение и приводит свой пример.

Ученик  комментирует таблицу об обособлении ПО.

Учащиеся составляют рассказ о ПО и его обособлении.

1 мин.

1 мин.

3 мин.

5 мин.

3.

Обобщение изученного и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

ЕК ЦОР

«Найдите в тексте слова, зависящие от причастия» №3

ЕК ЦОР

«Причастный оборот» №4

Online Tes Pad

Онлайн – тест «Причастный оборот»

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с последующей взаимопроверкой.

Задание 1. Найти в тексте слова, зависящие от причастия.

Демонстрация текста.

Задание 2. Найти и выделить границы причастного оборота.

Демонстрация текста.

Организация самопроверки.

Проверка задания на экране.

Задание 3.

Демонстрация теста.

Организация промежуточного контроля знаний по теме «Причастный оборот»

Учащиеся находят и выделяют слова, зависящие от причастия и проверяют друг у друга.

Находят и выделяют  границы причастного оборота. Затем проверяют выполненное задание.

Выполняют тест, и компьютер по результатам выставляет  оценки.

3 мин.

3 мин.

8 мин.

4.

Физкультминутка

Презентация

Учащиеся выполняют физкультминутку.

1мин.30

5.

Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых  или измененных условиях с целью формирования умений.

Придумать грамматическую сказку:

«О том, как Причастный оборот от Запятых спасался».

Пишут творческую работу и сдают на проверку.

13 мин.

6.

Подведение итогов урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление оценок.

2 мин.

7.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания дается подготовка к контрольной работе.

Записывают домашнее задание. Повторение теоретического материала по данной теме.

1 мин.30

8.

Рефлексия.

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Ребята рефлексируют собственную деятельность на уроке, отвечая на вопросы учителя.

2 мин.

Приложение к технологической карте урока по теме

«Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте».

                                                              Перечень используемых на данном уроке ЭОР                                           Таблица 2.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР и Онлайн

1.

ЕК ЦОР

«Причастный оборот»

Информационный

Локальный

Гипертекстовое

определение

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6afadfdd-d8ad-48a2-9be7-3aba88ab4602/view

2.

ЕК ЦОР

«Обособление причастного оборота».

Информационный

Закрытая структура

Таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1e380221-2e2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/view

3.

ЕК ЦОР

«Найдите в тексте слова, зависящие от причастия».

Практический

Локальный

Интерактивный текст с заданием

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bb2e2e0-73db-4b62-81e8-e30eb589744e/view

4.

ЕК ЦОР

«Причастный оборот»

Практический

Локальный

Интерактивный текст

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/27eb15b6-950d-4468-90ae-dcbb3678d2de/view

5.

Online Tes Pad

Тест. «Причастный оборот»

Тест онлайн «Причастный оборот».

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Prichastnyj-oborot-2378/Default.aspx

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе.

Слайд 2

Зарядка для успешности : Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!

Слайд 3

Задание: Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора. Ш…рох шепчется с реч…нкой Про мальчиш…к, про девч…нок, Про стаж…ра, дириж…ра, Ретуш…ра и ш…фера. И про тех, кто был врач…м, Кузнецом и скрипач…м, Что на улице тепло, Солнце светит горячо. Речка слушать уж устала, Посмеялась, убежала.

Слайд 4

Вывод : В корне слова после шипящих пишется ё , а не о . (Исключения: крыж о вник, ш о в, ш о рох, капюш о н) В иноязычных словах без ударения обычно пишется о : ш о фер, ш о колад, ж о кей

Слайд 5

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о , в безударном – е . Вывод: в окончании существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения – е .

Слайд 6

Тема урока: "Буквы О, Е после шипящих в конце наречий"

Слайд 7

Цели урока: Познакомиться с условиями написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; Сформировать навык написания О и Е после шипящих на конце наречий; Научиться употреблять в своей речи наречия с О-Е после шипящих; Повторить написание О и Е после шипящих в разных частях слова.

Слайд 8

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о , в безударном – е .

Слайд 9

Найди ошибки! Пропажой, ношой, певуче, неуклюжо, моржом, саранчей, стужой, свежо, тушонка, горячо, грушой, бережем, межвеженок, речонка, ещо, шопот, камышевый.

Слайд 10

Взаимопроверка. Пропаж е й, нош е й, певуче, неуклюж е , моржом, саранч о й, стуж е й, свежо, тушонка, горячо, груш е й, бережем, межвеж о нок, речонка, ещ е , ш е пот,камыш о вый.

Слайд 11

Сочинение-миниатюра. «Наша классная лыжная прогулка» (использование наречий с буквами О-Е после шипящих на конце слова) ( Свежо,блестяще,захватывающе, завораживающе,хорошо,вызывающе, завлекающе, горячо)

Слайд 13

Домашнее задание: Выучить орфографическое правило на стр.111. Выполнить упражнение 242.

Слайд 14

Рефлексия. Упражнение «Незаконченные предложения»: - Сегодня на уроке мы повторяли …. - Я узнал, что … - Я научился и никогда не сделаю ошибки в … - Я буду стараться …

Слайд 15

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Буквы О, Е после шипящих в конце наречий"

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора написания О и Е  после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы в разных частях слова.

Задачи урока:

Обучающие: отработка навыков правописания наречий на О и Е после шипящих.

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление,а также  внимание, логическое мышление; развивать орфографическую зоркость, речь, творческую активность уч-ся.

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка, пропаганда ЗОЖ.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов.

Оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Лето», карточки с дидактическим материалом, схемы, учебник: М.Т. Баранов «Русский язык» 7 класс,  Просвещение, 2007.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Используемые технологии: сотрудничество, проблемное обучение, использование ИКТ, здоровьесберегающая.

План урока:

1.Организационный момент.  (1мин.)

2.Мотивационный момент.     (1мин.)

3.Повторение и систематизация изученного. (7 мин.)

4.Организация целеполагания. (2мин.)

5.Объяснение нового материала  (5мин.)

6.Формирование знаний и умений. (10 мин.)
а) работа по учебнику

7.Физкультминутка  (1мин.30 сек)
б) подбор к прилагательным однокоренных наречий с О-Е
в) замена наречий наречиями-синонимами  на О и Е.      

г) в записанных словах исправить ошибки.    

8. Гимнастика для глаз.(30 сек.)

9. Беседа о здоровом образе жизни. Сочинение-миниатюра «Наша классная лыжная прогулка» (13 мин.)

10. Организация домашнего задания. (2 мин.)

11.Рефлексия (2 мин.)

Ход урока.

1. Организационный момент (звучит музыка П.И.Чайковского «Лето»). (1мин.)

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационный момент. (1мин.)

Зарядка для успешности: (1-2 слайды)

Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

3. Повторение и систематизация изученного. (7 мин.)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Дома вы повторяли правописание гласных О и Е после шипящих в разных частях речи.

Проверить, насколько добросовестно вы отнеслись к домашнему заданию позволит текст стихотворения вашего сверстника Жени Куклина.

Задание: Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.(3 слайд)

Ш…рох шепчется с реч…нкой
Про мальчиш…к, про девч…нок,
Про стаж…ра, дириж…ра,
Ретуш…ра и ш…фера.
И про тех, кто был врач…м,
Кузнецом и скрипач…м,
Что на улице тепло,
Солнце светит горячо.
Речка слушать уж устала,
Посмеялась, убежала.

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения появляется  схема)

1 ученик  выписывает  слова с О-Е после шипящей в корне.

 шорох                              стажер

 шофер                             дирижер

                                          ретушер

Вывод:  В корне слова после шипящих пишется ё, а не о. (Исключения: крыжовник, шов, шорох, капюшон)
В иноязычных словах без ударения обычно пишется
о: шофер, шоколад, жокей    

(4 слайд)

2 ученик  выписывает  слова с О-Е после шипящей в суффиксах.                                          

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных  после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

речонкой

мальчишек

девчонок

3 ученик выписывает слова с О-Е после шипящих в окончаниях.

врачом

скрипачом

 Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

(5 слайд)

4 ученик  отвечает на вопрос: Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

1.Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой части речи, написание которой зависит от шипящей.  (Горячо)

2.Какая это часть речи? (наречие)

4. Организация целеполагания. (2 мин.)

  1. Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь. (6 слайд)
  2. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему научиться?(7 слайд)

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация) (5мин.)

а) Сравните:  

рис.4

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е. 

(8 слайд)

б) Работа по учебнику.

- Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 40 стр.111

- Какие дополнительные сведения содержатся в § 40? (Наречие ещё  исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

- Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

6. Формирование знаний и умений. (10 мин.)

а) Самостоятельная работа. (работа по учебнику  упр.241)

(Спишите, обозначая изучаемую  орфограмму.)

Сильные учащихся составляют предложения с любыми из этих наречий.

б)Проверка выполненного задания.

Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

7. Физкультминутка  (1мин.30 сек.)

в)  Устная работа:

-  Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

  • Зовущий              - зовуще
  • Трепещущий       - трепещуще
  • Убеждающий      - убеждающе
  • Общий                  - общо
  • Торжествующий - торжествующе
  • Осуждающий       - осуждающе
  • Свежий                 - свежо
  • Захватывающий  - захватывающе
  • Завораживающий-завораживающе

 - Заменить наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е.

Взяться за дело усердно – хорошо;

Выполнить работу прекрасно – блестяще;

Любить сильно – горячо;

Говорить напевно – певуче;

Вести себя дерзко – вызывающе;

Смотреть неодобрительно – испытывающее;

Двигаться неловко -  неуклюже;

Цель: научить образовывать наречия на О-Е после шипящих и употреблять их в своей речи.

г) Найди ошибки!

Пропажой, ношой, певуче, неуклюжо, моржом, саранчей, стужой, свежо, тушонка, горячо, грушой, бережем, межвеженок, речонка, ещо, шопот, камышевый.

Цель: развивать орфографическую зоркость уч-ся.

8. Гимнастика для глаз. (30 сек.)

9. Беседа о здоровом образе жизни. «В здоровом теле – здоровый дух»

Сочинение - миниатюра «Наша классная лыжная прогулка». (13 мин.)

(Использование в сочинении наречий на О и Е после шипящих:

Свежо,блестяще,захватывающе,завораживающе,хорошо,вызывающе,завлекающе, горячо)

Чтение одного из сочинений.

10. Организация домашнего задания. (2 мин.)

Выучить орфографическое правило на стр.111, выполнить упражнение 242.

11. Рефлексия: (2 мин.)

  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
  2. Упражнение «Незаконченные предложения»:
    - Сегодня на уроке мы повторяли ….
    - Я узнал, что …
    - Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
    - Я буду стараться …



Предварительный просмотр:

Тест.

1.На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква:

а) е

б) о

2. Правильно определено условие выбора орфограммы в слове:

а) неуклюже (без удар.)

б) еще (искл.)

в) горячо  (под удар.)

3. Пишется О в слове:

а) вкратц…;

б) умоляющ…;

в) общ…

4. Пишется Е в словах:

а) деш…вый;

б) крюч..к;

в) ш..пот;

г) певуч…

5. В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пишется Е?

а)  певуч.., горяч.., ещ..

б)   испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в)  свеж.., угрожающ.., умоляющ..

6. Допущена орфографическая ошибка в предложении:

а) Где-то далеко внизу неуклюжо шлепал колесами пароход.

б) Некем не потревоженные журавли каждую осень кружатся над  речкой.

в) Из освещеного места трудно разглядеть, что делается в потемках.

Ответы:

1 – б;

2 - а, б, в;

3 – в;

4 – а, б, г;

5 – б;

6 – неуклюже, никем, освещенного.

«5» - 10-12+

«4» - 8 - 9 +

«3» - 6 - 7+



Предварительный просмотр:

  1. Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации.
  2. Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Простые и сложные предложения" в 5-м классе

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели: 

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по разделу «Простые и сложные предложения».
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели: 

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Воспитывающие цели: 

  1.  Воспитывать ответственность, чувство товарищества, интерес к предмету.

Оборудование: 

  1. Раздаточный материал.
  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие”
  3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.
  4. Компьютер, мультимедиа, экран, проигрыватель (магнитофон).

Подготовка к проведению урока:

Заранее объявляется, что урок будет необычным.

Класс делится на 4 группы, выбираются капитаны. Парты расставляются для работы в группах: по две вместе. В каждой группе 5-6 учащихся разных учебных возможностей.

После того, как объявлено путешествие в Страну Синтаксиса и Пунктуации, команды должны к нему подготовиться.

  1. Этапы игры-путешествия

1 этап. “Подготовка к путешествию”

Разминка.

Вопросы командам:

  1. Что изучает синтаксис?
  2.  Какие предложения по цели высказывания вам известны
  3. Какие предложения по интонации вы знаете?
  4. Что изучает пунктуация?  
  5. Что такое грамматическая основа предложения?
  6. Какие члены предложения называются однородными?
  7. Что такое словосочетание?
  8. Что такое обращение?
  9. Какие предложения называют сложными?
  10. Что такое дополнение?

(За каждый правильный ответ команда получает балл).

2 этап. «Найди ошибки».

Учитель:

-  Найдите ошибки учащихся, выписавших словосочетания из предложений. (Словосочетание).

1 группа.

 Роса блестела на траве крупными каплями.

1) роса блестела;                                                 4. блестела каплями;

2) блестела на траве;                                           5. крупными каплями.

3) на траве;

2 группа.

 Иней выпал на рассвете и долго не таят на траве.

1) выпал на рассвете;                                          4) иней не таял;

2) выпал и не таял;                                              5) не таял на траве.

3) долго не таял;

3 группа.

 В солнечное утро у пруда закуковала кукушка одиноким голосом.

1) в солнечное утро;                                             4) у пруда;

2) закуковала у пруда;                                          5) одиноким голосом.

3) закуковала кукушка;

4 группа.

 Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.

1) теплый ветер;                                                    4) поднимает пыль;

2) ветер пролетает ;                                               5) цветочную пыль.

3) пролетает и поднимает;

(Ученики-лаборанты проверяют правильность выполнения и на “Карте-таблице путешествия” вывешивают результаты.)

3 этап.

3 этап. “Веселая семейка”. (Простое предложение)

Учитель:

- Помогите семейке собраться вместе, а для этого составьте предложение и разберите его по членам предложения.

Составь предложение:

1) Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в И. п., ж. р., ед. ч.

2) Из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом.

Взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее.

3) Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4) Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство.

Ответ: Тихая ночь опустилась над городом. [

4 этап. Новое препятствие.

Учитель: укажите простые предложения (знаки препинания не расставлены).

1 группа.

1) Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.

2) Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зеленая листва.

3) Женя увидела штурвальное колесо и с силой повернула его.

4) Я всегда просыпаюсь до зари и встречаю рассвет.

5) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2 группа.

1) Кругом простиралось поле и только слева тянулся молодой лесок.

2) Ветер загудел и погнал зеленые волны.

3) Не струился душный воздух и рожь не волновалась.

4) Вот корабль медленно и спокойно разворачивается на волнах.

5) Сивка доскакал до цели и снова отпрянул в сторону.

3 группа.

1) Выплыло из-за туч солнышко и стало рассыпать свои лучи.

2) Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепали о листья.

3) Они повисали на траве и в каждой капле отражалось солнце.

4) Под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют привет родным местам.

5) В это время распустилась черемуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели.

4 группа.

1) В зарослях волчьих ягод кричит выпь и на мшарах бормочут и возятся журавли.

2) Во двор заскочила лохматая коза и помчалась в сад.

3) Женя прервала разговор с Ольгой и кинулась в сад выгонять козу.

4) Я поднял глаза и увидел скворца.

5) Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.

5 этап.

Учитель:

- Составьте схемы к данным предложениям.

1 группа:

  1. Бродят в небе дождевые облака и о берег тихо плещется река.
  2. Ласточка выпила воды и рассказала девочке свою историю.
  3. Я люблю тебя Россия.

2 группа:

  1. Последние тени сливались и темная мгла синела у горизонта.
  2. Рысь – крупная лесная кошка.
  3. Во время бури деревья стонут шумят трещат и ломаются.

3 группа:

  1. Уже прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
  2. Березы ивы дубы и рябины  все деревья принакрылись пушистым инеем.
  3. Мы осенью вспашем землю, и сорняки погибнут.

4 группа:

  1. В зоопарке живут разные звери львы обезьяны тигры и слоны.
  2. Выглянуло солнце озарило дождевые капли и они засветились цветами радуги.
  3. Девочка сняла серебряные башмачки, стряхнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.

Привал.

(физ. минутка)

- Послушаем пение птиц и отдохнем (аудиозапись).

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

 6 этап. “Неприступный Замок”. ( Роль союза и в предложении)

Учитель:

- Наконец-то мы дошли до замка. Но замок окружен рвом, наполненным водой. Вы видите: в нем “тонут” простые и сложные предложения. Поможем им. Чтобы их вытащить, надо вспомнить, какова роль союза и в предложении?

(команды получают карточки с заданиями):

1) Найти простые предложения с союзом и, связывающим однородные члены.

2) Найти сложные предложения.

Примеры предложений:

1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины

3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.

4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.

(проверяют ассистенты)

7 этап. “Ключ к Замку”.

Учитель:

Конкурс капитанов.

- Вот мы и у ворот Замка. Но ключ – в следующем задании: составьте из двух простых предложений сложные (капитаны команд получают карточки с заданиями)

1). Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.

2). Небо заволокло тучами. Началась гроза. (проверяют ассистенты)

Команды получают свое задание:

- Укажите предложения, соответствующие схеме:              , и

1. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей.

2. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас  исчез.  

3. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.

4. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку.

8 этап. Диктант «Проверяю себя»

Спишите текст, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните в тексте однородные члены предложения. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Книга   наш сове..чик и дру… Из книг журналов и брошюр мы узнаем много интересного о жизн.. на земл... Над созданием книг трудят..ся писатели художники печатники. Тру.. их сложен но важен и почётен. Ты помни об этом и береги книги!

Проверь себя:

Книга - наш советчик и друг. Из книг, журналов и брошюр мы узнаем много интересного о жизни на земле. Над созданием книг трудятся писатели, художники, печатники. Труд их сложен, но важен и почётен. Ты помни об этом и береги книги! (побуд., воскл., простое, двусост, распростр., осложнено однородными сказуемыми).

Работа на компьютере.

Член от каждой команды выполняет задания на компьютере.

9 этап. Подведение итогов. Награждение  победителей.

Этапы

путешествия

Абрамов Сергей

Жигалкина Инна

Лавриненко Надежда

Миляева  Дарья

Пилявская  Мария

Трофимова Елена

Хмиловец

Александр

Итог

1.Подготовка к путешествию

2.Найди

ошибки

3.Веселая семейка

4.Новое препятствие

5.Бурная

река

6.Неприступный замок

7.Ключ к замку



Предварительный просмотр:

  1. МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»
  2. Р а з р а б о т к а
  3. урока русского языка
  4. в 5 классе
  5. Тема: «Многозначные слова и омонимы».
  6. Урок-практикум
  7.  Учитель:Степанова Н.А.
  8.                                           2013 уч.г.

  1. "Интеллектуальный бой" — одна из нетрадиционных форм урока русского языка

Тема: “Лексика. Многозначные слова, омонимы».

Тип урока: Обобщающий урок – «Интеллектуальный бой».

Форма: нетрадиционная.

Класс: 5

Цели: Обобщить, систематизировать и пополнить знания учащихся по теме “Лексика”.

-Развивать творческую активность, умение работать командами, в группах, самостоятельно добывать информацию и публично её излагать, прививать любовь к слову, повысить интерес к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Компьютерная презентация «Интеллектуальный бой»
  3. Компьютер, проектор, экран.
  4. Толковые словари.

Подготовка к проведению урока:

Класс делится на три команды. Выбираются капитаны. Парты расставляются для работы в группах. В каждой группе по 6 человек разных учебных возможностей.

Выставление и объявление отметок:

Учитель читает стихотворение: (или ученик)

Учились мы старательно
Сегодня на уроке,
Ведь это замечательно
И очень увлекательно –
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
Но впереди ждёт интересный путь
Пускай пока нас тайны подождут.

Всем спасибо за урок!