Элективный курс в 9 кл."Символика Российского государства"
Обращение к теме государственных символов имеет громадное воспитательное значение, так как через накопление знаний
о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному
опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Символика Российского государства" 9 кл. | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Никулинская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Никулинская ООШ»
_____________________И.А.Мартынова
«__1__»_сентября______2015____г.
Рабочая программа элективного курса
«Символика Российского государства»
_____9_____ класс
Составитель: Степанова Надежда Афанасьевна,
учитель высшей категории
2015 г
Пояснительная записка
Основная цель элективного курса «Символика Российского государства» – в доступной и лаконичной форме, используя исследования известных специалистов по истории отечественной символики В. Артамонова, Г. Вилинбахова, В. Лебедева, Н. Соболевой и др., рассказать об истории возникновения, утверждения и эволюции главных символов российской государственности – герба, флага и гимна.
Одна из важных задач курса – не оставить ребят равнодушными, вызвать у них уважительное отношение к государственным символам России, её многовековой истории, чувство гордости за своё Отечество.
Государственные символы нашей Родины – это часть Отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни народов нашей страны.
Обращение к теме государственных символов имеет громадное воспитательное значение, так как через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.
К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственный герб, флаг и гимн. Эта триада символов возникла не сразу. Только в двадцатом веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.
Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета – вопросам актуальным и ещё недостаточно изученным.
Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг, и гимн родной страны, но и понимать символику. А для этого нужно иметь представление об её истории, о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При Великом князе Иване Третьем средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Пётр Великий закрепил за Россией трёхцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая Первого. Все эти символы российской государственности отражали мировоззрение не только самодержцев и высшего сословия, но и всего российского общества.
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет значимую роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества
Примерное тематическое планирование
(0,5 ч. в неделю, всего 17 ч.)
№ | Наименование тем и подтем | Кол-во часов | Виды деятельности |
Раздел первый. Из истории государственного герба России (9 часов) | |||
Тема №1. Государственный герб. Предыстория.(5 часов) | |||
1 | Что такое герб? | 1 | Лекция |
2 | Составные части герба. | 1 | Практикум |
3 | Знаки и эмблемы Руси. | 1 | Видео урок |
4 | Печать 1497 . Всадник и Святой Георгий. | 1 | Лекция |
5 | Предыстория двуглавого орла. | 1 | Беседа |
Тема №2. История герба России 16-20 веков. ( 4 часа) | |||
6 | Российский герб в 16-ом - середине 19-го веков. | 1 | Лекция |
7 | Большой государственный герб Российской империи. | 1 | Видеоурок |
8 | Государственный герб нашей страны в 1917-1993 гг. | 1 | Лекция |
9 | Современный государственный герб Российской Федерации | 1 | Беседа |
Раздел второй: Из истории государственного флага (9 часов) | |||
Тема №1. Государственный флаг. Предыстория. (3 часа) | |||
10 | Флаг и знамя. | 1 | Лекция |
11 | Знамёна допетровской Руси. | 1 | Видеоурок |
12 | Рождение российского флага | 1 | Лекция |
Тема № 2. От первого императора до наших дней. (3 часа) | |||
13 | От Петра I до Николая II. | 1 | Заочная экскурсия |
14 | Флаги советской эпохи. | 1 | Лекция |
15 | Современный государственный Флаг России. | 1 | Беседа |
Раздел третий. Из истории государственного гимна. (1 час) | |||
Тема № 1. Государственный гимн. (1 час) | |||
16 | Гимн - символ страны. Государственный гимн Российской Федерации | 1 | Беседа с элементами практикума |
17 | Итоговое занятие: «Презентация проектов символов школы» | 1 | Защита |
- Краткое содержание курса по темам
Занятие №1
Что такое герб?
(Понятие положения «герб». Условия, которым он должен отвечать, чтобы стать таковым. Эмблемы античных государств. Зарождение геральдики в Европе и с чем это было связано. Исторические данные о крестовых походах и рыцарских турнирах.)
Занятие №2
Составные части герба.
(Щит и внешняя часть герба, их происхождение. Наиболее распространённые формы щита. Геральдические металлы и финифти. Основные правила составления гербов. Геральдические и негеральдические фигуры.)
Занятие №3
Знаки и эмблемы Руси.
(Родовые знаки древнерусских князей. Родовой знак первых Рюриковичей. Определение положения «сфрагистика», что она изучает. Важность находок древних печатей для историков. Причины отсутствия единой эмблемы на Руси в 13-15 вв.)
Занятие №4
Печать 1497 года. Всадник и Святой Георгий.
(Отражение событий времени правления Ивана Третьего в символах государственной власти России. Символы власти западноевропейских монархов. Описание печати 1497 года.
Изображение всадника на печатях древнерусских князей в 13-14 вв. Объяснение жителями Московского государства символики своего герба в 16-17 вв. История московского герба в 18-20 вв.)
Занятие №5
Предыстория двуглавого орла.
(Версии о происхождении российского двуглавого орла. Что символизировал орёл в древнем мире? Перечень государств, где двуглавый орёл использовался как геральдический символ. Страны, кроме России, в гербах которых присутствует двуглавый орёл.)
Занятие №6
Российский герб в 16-ом – середине 19-ого веков.
(Причины изменения изображения и атрибутов российского герба в 16-17 вв. Изменения в государственном гербе при Петре Первом. Орден Андрея Первозванного. Павловские крест и корона Мальтийского ордена в российском гербе. Изменения в государственном гербе России в первой половине 19-ого века.)
Занятие №7
Большой государственный герб Российской империи.
(Сложная структура Большого государственного герба Российской империи. Старинные гербы русских городов, вошедшие в Большой государственный герб. Значение Большого государственного герба не только для российской, но и для европейской геральдики.)
Занятие №8
Государственные гербы нашей страны в 1917-1993 гг.
(Государственный герб России после февральской революции 1917-ого года. Эмблемы, размещённые на гербе РСФСР. Описание герба СССР, идеи, которые он выражает.)
Занятие №9
Современный государственный герб Российской Федерации.
(Дата принятия современного герба Российской Федерации. Описание современного герба России. Где можно увидеть изображение герба нашей Родины?)
Занятие №10
Флаг и знамя.
(Определение положений «флаг», «знамя»; различия, между ними. Значение государственного флага. Формы знамён.)
Занятие №11
Знамёна допетровской Руси.
(Название знамён в Древней Руси, происхождение названия этих древних знамён. Изображения, помещённые на русских средневековых знамёнах. Значение знамён в войсках. Цвета полотнищ знамён. Существовал ли в России до 18-ого века государственный флаг?)
Занятие №12
Рождение Российского флага.
(Причины появления расцветки государственного флага. Взаимосвязь рождения российского флага с русским флотом. Происхождение российского триколора. Что символизируют изображённые на флаге цвета?)
Занятие №13
От Петра Первого до Николая Второго.
(История появления сочетания чёрного, жёлтого и белого цветов в российской символике. Официальное принятие чёрно-жёлто-белого флага. Возвращение страны в 1883-ем году к петровскому триколору. Геральдические цвета, популярные в годы гражданской войны в армии белых.)
Занятие №14
Флаги советской эпохи.
(История появления в России первого красного знамени как символа революционной борьбы. Описание государственного флага России (февраль-октябрь 1917-ого года. Государственный флаг СССР.)
Занятие №15
Современныё государственный флаг России.
(Принятие нового государственного флага в Российской Федерации - дата, описание. Отношение граждан России к своему государственному флагу.)
Занятие №16
Гимн – символ страны.
(Определение положения «гимн». Из истории первых государственных гимнов: время появления, причины возникновения. Идеи, выражаемые гимном.)
Занятие №17
Государственный гимн Российской Федерации.
(Гимн России в 1990-ом году, его авторы. Современный российский гимн. Правила поведения граждан при исполнении государственного гимна.)
Список используемой литературы:
- Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.80.
- Можейко И.В. и др. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие.- М.: ЦНСО, 2003, с. 224.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М.: Русское слово, 2002, с. 224.
- Серов Б.Н. Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг. – М.: Вако, 2005, с.192.
\
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол заседания № 1 «_____»_____________201___г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ______________И.А.Ядревская «_____»___________201__г. |
Что такое герб?
(Понятие положения «герб». Условия, которым он должен отвечать, чтобы стать таковым. Эмблемы античных государств. Зарождение геральдики в Европе и с чем это было связано. Исторические данные о крестовых походах и рыцарских турнирах.)
Составные части герба.
(Щит и внешняя часть герба, их происхождение. Наиболее распространённые формы щита. Геральдические металлы и финифти. Основные правила составления гербов. Геральдические и негеральдические фигуры.)
Что такое герб?
(Понятие положения «герб». Условия, которым он должен отвечать, чтобы стать таковым. Эмблемы античных государств. Зарождение геральдики в Европе и с чем это было связано. Исторические данные о крестовых походах и рыцарских турнирах.)
Составные части герба.
(Щит и внешняя часть герба, их происхождение. Наиболее распространённые формы щита. Геральдические металлы и финифти. Основные правила составления гербов. Геральдические и негеральдические фигуры.)