Игровые технологии на уроках русского языка

Среди современных педагогических технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место  занимают игровые технологии.Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения .стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистические игры на уроке

По словам автора знаменитой сказки «Приключения Чипполино», «одно из самых закоренелых и трудно преоборимых представлений о педагогическом процессе заключается... в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо» (Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978. - С. 30). Приобретение знаний, научение - удовольствие само по себе, безотносительно к оценке. Способность получать наслаждение в процессе познания дана человеку от рождения.

Дидактические игры в самом общем виде можно определить как такие приемы работы, которые служат для умственного и эмоционального раскрепощения учащихся с помощью свежих, порой неожиданных и парадоксальных учебных ситуаций и средств, не успевших стать для детей привычными, стандартными, скучными.

Что движет дидактическую игру? Как она возникает? Прежде всего меняются стимулы деятельности. Стимул оценки перестает быть ведущим и заменяется другими формами поощрения: стимулом приоритета (кто первый?), количества (кто больше сделает, кто больше наберет баллов?), качества (кто лучше, быстрее получит результат, а значит - кто сообразительней?), награды (а что мне или моей команде за победу будет, какой сувенир вручат?), одобрения сверстников. Включение од  ного игрового стимула или их набора создает характерную для игры «мнимую ситуацию» (см.: Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопр. психологии. - 1966. - № 6. - С. 65), когда одна цель (научение) подменяется другой - удовольствием за счет возможности проявить свою находчивость, умение быстро работать и побеждать.

Дидактическая игра негласно меняет приоритеты в соотношении знаний и умений: чтобы победить в игре, важно не столько знать (выучить, вызубрить), сколько уметь. Так что «слабый» по теоретической подготовке ученик может оказаться победителем, если он смышлен и обладает быстрой реакцией. Равенство исходной позиции дает возможность каждому ребенку раскрыть себя, а в атмосфере общей увлеченности учебный материал усваивается незаметно и (самое главное!) не абстрактно-теоретически, а действенно-практически, что особенно необходимо для предупреждения разрыва между теорией и практикой.

Важнейшие условия эффективности обучающих игр - тщательный отбор дидактического материала и наглядных пособий, детальное продумывание техники выполнения игровых упражнений на уроке, полная естественность и непринужденность поведения учителя. Предлагаем некоторые материалы и наглядные пособия для дидактических игр по теме «Словообразование»:

«Лингвистические дуэли и лингвистические бои» могут проводиться между командами учащихся по различным схемам: «от термина к термину», «задание - пример», «вопрос - ответ» и др. Учащиеся поочередно спрашивают у противника: Что такое...? Приведите пример... Как называется...? Чем отличается...? и т. п. Соперник, дав ответ, немедленно задает следующий вопрос. Победитель определяется по сумме штрафных очков, которые засчитываются как за неверный ответ, так и за некорректно сформулированный вопрос.

Лингвистический «бой», строящийся по схеме от термина к термину, как правило, завершает цикл терминологических работ, который складывается из толковых и иллюстративных, обучающих и проверочных, устных и письменных диктантов по терминологии и серии работ с учебником. В основе терминологической работы - сводный список изучаемых понятий, который помещается в кабинете русского языка и имеет вид словарной таблицы:

Состав слова и словообразование

Термин

Толкование

Примеры

Суффикс

Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов

-ник

-ин(ый)

Основа

Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово

пребога-

пальто

Окончание

Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении

-его

-ут, -ть

-е, -ом

Корень

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

-бир- /-бер-

-лёт-

Приставка

Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит дня образования слов

при-

раз-

Однокоренные слова

Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень

поле, полевод, полевой

Приставочный способ

Образование слов путем прибавления к производящей основе приставки

прыгать → попрыгать

Суффиксальный способ

Образование слов путем прибавления к производящей основе суффикса

прыгать→ прыгун

Бессуффиксный способ

Образование слова без использования суффиксов или приставок

переходить →переход

Приставочно-суффиксальный способ

Образование слов путем присоединения приставки и суффикса одновременно

единый →соединять

Сложение основ

Образование слов путем сложения производящих основ

колоть лед →ледокол

Материалы этой таблицы могут служить основой для устных и письменных, обучающих и контрольных терминологических работ. Разрежем таблицу по вертикали на три части или просто закроем ненужное. Дадим ученику одну (любую) из частей и предложим восстановить отсутствие. Скажем, если ученик получил первую колонку, он должен расшифровать термин и подобрать иллюстрирующие его примеры. Таблицей удобно пользоваться во время устных терминологических работ, в том числе для «разминки» во время повторительно-обобщающей беседы, для проверки восприятия, фронтального опроса, при подведении итогов урока и в других дидактических ситуациях.

Для лингвистического боя, строящегося по схеме задание - пример, желательно заранее изготовить сигнальные плакаты или, если это затруднительно, тщательно продумать экономные записи на доске.

Ход игры. Учитель формулирует задание (например, образовать слова с заданным корнем), показывает сигнальный плакат с суффиксоидом (корневой морфемой, выступающей в функции суффикса) -лог. Команды поочередно называют слова, включающие этот корневой элемент (дважды одно слово повторять нельзя), скажем: анестезиолог, бактериолог, биолог, геолог, дерматолог... Команде, назвавшей последнее по очереди слово, на которое «контрслова» противники не нашли, записывается очко. А сигнальный плакат (или запись на доске) предлагает следующий элемент: -вед, затем -вод, -граф, -лед и т. д. Количество набранных очков однозначно укажет победителя. В «личном» первенстве можно работать письменно: кто сумеет записать в тетрадь больше названий профессий с разными регулярно встречающимися суффик  соидами, тот объявляется победителем.

Аналогично проводятся игры-соревнования по подбору, например, однокоренных слов с чередующимися и - е в корнях -пир-(-пер-), -мир-(-мер-) и др.; слов с полногласием и неполногласием: -оро-(-ра-), -оло-(-ло); слов с приставками пре- и при-, раз- и рас-, роз- и рос-, из- и ис- и т. д. Если игра проводится письменно, целесообразно сочетать записи на доске с работой в тетради.

К «лингвистическому бою», строящемуся по схеме вопрос - ответ, учащиеся должны готовиться основательно. Скажем, учитель сам заранее дает список или предлагает ребятам самостоятельно составить вопросники, включая в них не только серьезные, но и занимательные, шуточные и даже провокационные задания.

Ход игры. Команды, пользуясь учительскими или самостоятельно составленными заданиями, поочередно задают их соперникам. За каждую ошибку засчитывается штрафное очко, и победитель определяется по их минимуму.

Если в каждой команде установлена строгая очередность ответов, игра приобретает характер эстафеты. В основе такого соревнования может быть таблица, в которой нужно заполнить пустые клетки или заменить имеющиеся в ней примеры самостоятельно найденным языковым материалом. Каждая команда, передавая как эстафетную палочку мел или любой другой условный предмет, стремится выполнить задание.

Целесообразно использовать таблицы не только репродуктивного, но и проблемно-поискового типа. Например:

Откуда твоя фамилия?

барабан

барабанщик

Барабанщиков

?

?

Каретников

булка

булочник

Булочников

?

?

Кожевников

?

?

Ведерников

?

?

Кожемякин

?

?

Воинов

?

?

Косарев

?

?

Дворников

?

?

Пушкарев

?

?

Дегтярев

?

?

Стрельцов

По этой таблице можно предложить задания:

Назовите слова, от которых образованы перечисленные фамилии.

Продолжите список распространенных фамилий, образованных от названий профессий.

Попытайтесь разобраться в истории своей фамилии.

Назовите русские фамилии, образованные от личных имен, от названий животных и т. д.

Всякое обучение, чтобы быть достаточно эффективным, должно носить аналитико-синтетический характер. Поэтому при планировании различных лингвистических «боев» необходимо привлекать не только упражнения с заданиями по морфемному и словообразовательному анализу, но и по словообразовательному синтезу (задается производное слово и требуется определить его значение, либо предлагается значение, которое нужно выразить, пользуясь словообразовательными средствами, и т. д.).

Следует иметь в виду, что задания первого типа (упражнения для словотолкования) осложняются двумя факторами: составляющие слово морфемы могут быть многозначными и значение производного слова может содержать «приращенные» смыслы. Так, если значение слов типа домик, столик, носик полностью укладывается в формулу «маленький» (что?), где маленький - словообразовательное значение, выражаемое суффиксом -ик, то значение слов типа плясун, ворчун не укладывается в формулу толкования «тот, кто (что делает?)», поскольку содержит «приращенный» компонент: ворчун - «тот, кто любит ворчать». Пример упражнения:

Объясните значения слов по одной из формул: «женщина (кто?)».

Образец: учительница - женщина-учитель.

После разбора образца учащиеся проводят лингвистический «бой» или «дуэль», поочередно предлагая «противнику» истолковать слово со значением «женскости» (портниха, полковничиха, городничиха, франтиха, поэтесса, профессорша, попадья, пловчиха). После окончания «боя» можно предложить дополнительные задания всему классу:

Распределите существительные со значением «женскости» на две группы в зависимости от их значения.

Ответьте, почему слова попадья и учительница, городничиха и франтиха оказались в разных группах? Почему слово музыкантша можно включить в обе группы?

Заметим, что задание образовать производное слово с нужным значением может не иметь решения на словообразовательном уровне. Этот факт предоставляет богатые возможности для развития эвристического мышления и установления связей между лексикой и словообразованием, словообразованием и синтаксисом (внутрипредметные связи). Скажем, нельзя образовать от существительного лошадь производное слово со значением «невзрослая лошадь», а от глагола рубить - существительное, обозначающее «орудие для рубки», так как соответствующие значения выражаются непроизводными словами - жеребенок и топор.

Можно предложить такое упражнение:

Образуйте от данных глаголов названия орудий для выполнения действий; назовите суффикс, которым вы воспользовались.

Образец: веять - веялка (суффикс -лк).

Учащиеся поочередно предлагают команде-сопернице производящие глаголы (будить, молотить, паять, мести, ковать, сеять, пилить, жать, светить, точить, сушить). Среди них могут оказаться и такие, от которых производные существительные со значением орудийности не образуются. В таком случае важно, чтобы «дуэлянт», делающий провокационный выпад, сам заранее продумал возможное решение, иначе он получает штрафное очко.

Хорошо зарекомендовали себя в педагогической практике ролевые игры с опорой на обобщающие таблицы. В их основе - смена ролевых позиций учащихся. Известно, что одна и та же роль «объекта обучения» детей утомляет. Пусть они почувствуют себя «спортсменами», пришедшими на «тренировку» по русскому языку, «экспертами», консультирующими «непонятливого» учителя, учеников, родителей, младших товарищей по школе, станут ненадолго «учителями», которым великодушно уступили кафедру (позволили не только спрашивать и объяснять, но, может быть, даже оценки ставить), «авторами», разрабатывающими новые материалы для современного учебника русского языка.

Не всегда ролевые игры на уроке русского языка удаются. Обычная причина неудач - отсутствие зрительной наглядности, которая была бы для учащихся, взявших на себя, скажем, роль учителя, ненавязчивой и естественной подсказкой (скажи о том, спроси об этом). Другая причина - недостаточная подготовительная работа: детей нужно сначала приучить к мысли, что они не только могут - обязаны объяснять материал (и задавать вопросы) не хуже самого учителя, затем добиться этого «не хуже» и лишь потом уступить школьнику свое место.

В большинстве случаев сложным для детей оказывается задание просто «прочитать» такие, например, таблицы:

Аффиксальные способы словообразования:

Переход слов из одной части речи в другую:

прил.

сущ.:

рабочий

человек

опытный

рабочий

приставочный

(пра-бабушка),

сущ.

         нар.:

доволен

теплым

утром

встретились

утром

суффиксальный

(слон-енок),

сущ.

   предлог:

плыть

удобным

путем

убедить

путем

доказательств

приставочно-суффиксальный

(под-снеж-ник),

бессуффиксный (синий - синь),

приставочно-бессуффиксный (седой - проседь).

Чтобы подготовить класс к текстовой расшифровке таких таблиц, целесообразно организовать коллективную работу по плану: 1) коллективное «чтение» таблицы по вопросам учителя; 2) образцовое «чтение» учителя или хорошо подготовленного ученика; 3) творческие работы с таблицей: воспроизведение таблицы по памяти, заполнение ее новым материалом (из учебника, из других печатных источников, самостоятельно найденных; перестройка таблиц по заданию, в том числе расширение или сужение, переоформление за счет введения разных шрифтов, выделений, рисунков и т. п.); 4) опрос класса учащимся-«учителем» по таблице - исходной или видоизмененной (в том числе разработанной самим учеником в роли учителя).

Важно, чтобы в ходе ролевых игр ученики привыкли задавать друг другу вопросы типа «почему», предлагать задания типа «докажите». Например:

Докажите, что слово утром в первом и втором словосочетаниях - разные слова. Почему аффиксальное словообразование и переход слов из одной части речи в другую - разные типы словопроизводства?

Докажите, что слово проседь образовано приставочно-бессуффиксным способом.

Названные дидактические игры и обеспечивающие их пособия и материалы по теме «Словообразование» ни в коей мере не претендуют на исчерпывающий обзор всех возможных вариантов. Это, в лучшем случае, лишь исходная точка для самостоятельного творчества учителя.

Хотелось бы подчеркнуть: внедрение в педагогическую практику дидактических игр связано с глубокой внутренней перестройкой не столько учащихся, сколько самого учителя: от установки на поучение и наказание - к дружеской помощи и сотрудничеству, от скованности и отчужденности - к естественности общения и реакций, а в целом - к сближению школьной работы с реальной жизнью.



Предварительный просмотр:

Эффективность использования  методов и  приёмов  игровых технологий  для                     повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, формирования и развития личности, обеспечения качественного  образования учащихся.

  «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются  в прах, если у ученика нет желания учиться»,- писал русский педагог В. А. Сухомлинский. Трудно не согласиться с данным высказыванием. Мотивация учения, формирование интереса ученика к предмету –  очень сложная проблема , с которой приходится работать всем педагогам.  

 Пример. Урок в 5 классе. Тема: « Правописание согласных в словах».

Учитель:  Встретились  однажды принцесса Грамматика  и фон Этик. В беседе Принцесса  произнесла:

«Я не люблю (л’э с’т). На что сторонник свободы в написании слов заметил: «Я не понял, что вы не любите!»   

 Учебная задача:1)Почему фон Этик не понял Грамматику?

2)Что необходимо знать фон Этику, чтобы понять Грамматику?

При построении урока с использованием игровых технологий  должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Импульсом к поисковой деятельности могут быть вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Необходимое преодоление противоречия - самый мощный двигатель мысли.

Например: Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка?

 По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья. Из мрачных туч падала изморось.

Вывод: в основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних  интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе   самоанализа    педагогической деятельности   были   выработаны  новые принципы проведения урока:

- принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка  предполагает использование учителем таких методов и приемов, такого рода упражнений, при выполнении которых у учащихся одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, например:  развитие словесно–логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.

- принцип действенного подхода к обучению предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий;

- принцип обоснованного ответа    предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими упражнений;

- принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников.

При использовании игровых технологий на уроках  русского языка необходимо соблюдение   условий:  

1)соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2)доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр.
 

 Программа по русскому языку  составлена так, что процесс обучения школьника постепенно усложняется. Соответственно и формы игровых  уроков   меняются.

Для учащихся 5-6 классов эффективными будут уроки - путешествия, уроки – аукционы, уроки – экскурсии, в 7классе с повышенным интересом проходят деловые игры; урок-диспут интересен для учащихся 8-9классов.

Уроки-путешествия разработаны мною по темам «Второстепенные члены предложения», «Причастие , «Имя числительное». Работу на уроке организует мультимедийная презентация, которая предлагает «маршрут» с преодолением воображаемых препятствий. Проводился урок-диспут по теме «Строение текста. Стили речи». По вопросу обозначенной проблемы, вынесенной на всеобщее обсуждение, оппоненты озвучивали разнообразные личные мнения, оценивали происходящее с позиции жизненного опыта. В ходе занятия использовалась не только диалогическая речь, но и монологическая.    

 Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд  других функций:

 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к  русскому языку;

 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится  как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

 Задания в игровой форме используются мною на уроках в ходе изучения различных разделов русского языка.  

                                    Примеры игр по русскому языку

1. Орфоэпия (игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм).

Обучение русскому языку  подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка « Говори по – русски  правильно». В каких формах можно предложить задание детям? В виде Ролевой  игры «Званый обед»

 Цель: озвучить меню обеда,   включив в него слова: тефтели, щавель, сливовый компот. 

Ролевая  игра-диалог «Магазин», где один – продавец, а другой - покупатель. При изучении существительного нельзя обойти вниманием такие морфологические трудности, как варианты  окончаний формы родительного падежа множественного числа (сапоги –сапог) Справиться с проблемой поможет задание - использовать как можно больше слов данной группы. Побеждает пара, использовавшая большее количество слов, при этом оценивается соблюдение правил речевого этикета.

Обучающая  игра «Допиши словечко»:

Мама любит нас ласкать,

Но не хочет… ( баловать)

Папа тоже не…( балует):

Пожурит и поцелует.

2. Фонетика и Графика:  в  преобладающем большинстве использую метод наблюдения над языковыми фактами, в частности над звучащей речью говорящего человека. В процессе осуществления подобной деятельности происходит сравнение различных букв со звуками. Кроме того, в процессе работы с данными разделами учащиеся изучают ещё и самые разнообразные правила орфографии (правописание  безударных гласных в корнях слов, написание приставок, оканчивающихся на–з или–с). Основным приёмом при изучении данного раздела является составление разнообразных схем и многочисленных таблиц, иллюстрирующих определённые правила.  

Игровое задание№1: Слово,  которое начинается с  буквы А , случайно потеряло своё продолжение. Присоедините к ней ещё 4 буквы и запишите получившиеся слова. Кто придумает больше всех слов? Перечислите в них все гласные и согласные.

Ответы учеников:

-астра – здесь два гласных звука «а» и три согласных «с, т, р ».  Чаще всего это задание выполняется на этапе повторения и закрепления нового материала по теме « Гласные и согласные» Это задание систематизирует  недавно полученные новые знания, развивает навыки устной монологической речи, познавательные, творческие и коммуникативные способности. Кроме того, в подобном задании содержится элемент состязательности, ведь пятиклассники стараются придумать как можно больше слов.

Игровое задание№2  Расшифруйте и запишите слова-ответы в предлагаемых весёлых примерах, которые одновременно являются как грамматическими, так и математическими : к первому слогу по  + электрический разряд = общее, целенаправленное движение чего-либо в определённую сторону. Как показывает собственный опыт, такие задания в игровой форме воспринимаются школьниками с высокой степенью заинтересованности, вызывая положительные эмоции. Всё это значительно активизирует познавательную деятельность учащихся.

Игровое задание№3:Напишите небольшое по объёму сочинение в сказочном жанре на тему «Почему гласные ы, ю, я не  хотят жить по соседству с согласными шипящими звуками? Написание данного сочинения – миниатюры в сказочном жанре развивает образное мышление и творческие способности, учит креативно мыслить и делать правильные выводы. Когда пятиклассники напишут свои волшебные сказки, я предлагаю их прочитать в порядке очерёдности, после обсуждают и анализируют их самое главное то, что обозначают три лучших работы, аргументируя своё мнение.

Игровое задание№4. Как вы считаете, твёрдые или мягкие согласные звуки будут читаться в положении перед гласной е  в словах:

                        безе, альтернатива, бизнес, бутерброд?

 Данное практическое задание даётся в начале учебного года в ходе обобщающего повторения изученного ранее материал. Подобный вид деятельности помогает систематизировать знания, полученные в предыдущих классах, продолжает развитие навыков устной монологической речи, памяти, расширяет  лексический запас школьников.

3.Лексика. Фразеология (игровые задания для изучения лексики и фразеологии выбираются с учётом воспитания общечеловеческих качеств). Необходимо показать, что русский  язык постоянно  развивается, претерпевает многочисленные изменения.

Игровое задание№5 можно использовать на уроках в 6, 7,8 классах.

  Вспомните и назовите как можно больше известных вам фразеологизмов, которые заимствованы из библейских сюжетов. Объясните значение каждого фразеологического оборота.

Данное задание рекомендую на этапе закрепления нового материала  сразу после изучения темы «Источники фразеологизмов». Подобный вид деятельности активизирует  учебно-познавательную деятельность, воспитывает конкретные общечеловеческие качества характера.

4. Морфемика и Словообразование (в процессе изучения раздела « Морфемика  и словообразование» главная  задача учителя – это расширить лингвистический кругозор и существенно разнообразить словарный запас школьников. Используются эффективные методы: самостоятельная работа школьников, рассказ учителя, который станет особенно уместным при наиболее детальном исследовании состава слова с точки зрения исторического анализа.

 Например: Игра «В компании со словарем»  (команда получает орфографический словарь, за определенное время надо  закончить начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме).

1.Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения, нужны верные…

 2.Пространство с чётко очерченными границами называют…

3.Большая удача для коллекционера-приобрести  редкий…

(ор…ентир, экз…мпляр…те(р.рр)тория, …тм…сфера)

Игровое задание№6 можно дать ученикам 6,7,8 классов.

Объявляется соревнование на то, кто быстрее всех полностью расшифрует перечисленные сложносокращённые слова:

ГЭК, ООН, РАН, ЦГАЛИ и др.

Данный вид деятельности используется в ходе проведения традиционных уроков русского языка  в 6 классах на этапе закрепления нового материала по теме «Сложносокращённые слова», а также результативно используется среди семиклассников в начале года в процессе обобщения ранее изученного.

На протяжении соревнования прослеживается наличие межпредметных связей, такая работа развивает логическое  мышление, познавательные и интеллектуальные способности, память, навыки устной монологической речи.

 В своей работе использую  приём сотворчества. В классе пишется  коллективное мини - сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внёсшего в текст 1 предложение, затем пишет 2 ученик. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, контролируется развитие темы. По завершении работы текст выразительно читается.

Для реализации системы мер по речевому и интеллектуальному развитию   школьников используются на каждом уроке  различные виды упражнений. Удачным приёмом при  изучении темы является использование весёлых стихотворений.

Например: при изучении темы «Состав слова» в 5классе использую Игру «Угадай-ка» в стихотворной форме на каждую изученную морфему.

После корня я иду,

На слова влиять могу(суффикс)

 Приём «Прогнозирование»- используется при сообщении темы урока и его цели

Например: последовательно называется несколько произведений, определяется  жанр произведения, с которым будем работать на уроке.

Приём «Отсроченная отгадка» (загадка даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие)

Например: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем  и самой большой почкой, которая растёт на огороде.

 Приём смысловых ассоциаций 

   Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

1.Делу время                3)лучше ста слов

2.Волков бояться         2) в лес не ходить

3.Добрый пример        1)потехе час

4.Добрые дела              7) человека красят

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Например:   1-й этап.  При  актуализации знаний в 5классе  по теме: «Звонкие и глухие согласные использую игру «Эхо»

Игра «Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это - ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные. На этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского - рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

        Игра «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы  О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например:

 ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины - мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5-10 слов). Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе провожу  обучающую игру с привлечением сказочных персонажей. Например, урок в 6 классе по теме « Правописание приставок пре- и при-» проводила урок – исследование, задания на усвоение нового материала предлагались героями из сказок.

Цель: формирование умения определять значение приставки для правильного выбора и написания букв е-и в приставках.  

 3 - 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

 При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке использую игровое задание «Путаница»

Разберитесь в путанице - что в каждой паре слов перепутано? Придумайте подобные примеры самостоятельно и предложите одноклассникам разобраться в вашей путанице.

1.перв-о-плав-а-тель-мор-е-про-ход-ец

2.пар-о-лёт-сам-о-воз

  Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.                                    

 Пример: Игра « Составь слово»

Цель: развитие навыка словообразования

  Предлагается составить слово, взяв морфемы из других, данных учителем слов. Вначале учащиеся устно составляют слово, затем записывают в столбик названные учителем слова,  выделяют в них указанные морфемы (от глагола дарить взять корень, от глагола понёс - приставку, от существительного кружок-суффикс). Поучилось слово-подарок.

Целесообразность использования  дидактических игр на уроках русского языка  зависит от  типа урока, целей  и задач.  

  Разгадывание кроссвордов позволяет решить ряд педагогических задач:

а) Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;

б) Воспитывать вкус к работе со словом, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

    2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию, с успехом использована во взаимодействии педагога с любой возрастной группой учащихся. В основе технологии игры – путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по И.П.Иванову. Они способствуют систематизации знаний, мыследеятельности,  коммуникации детей и педагогов.



Предварительный просмотр:

Игровые  технологии

на уроках русского языка и литературы

Рассыпанные  карточки

Учитель сообщает детям, что по дороге нечаянно рассыпал карточки, или ветер все перемешал. Необходимо собрать правильно материал.

Так,  на  уроке,  используя  набор  иллюстраций  по сказкам Пушкина, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные  иллюстрации в такой последовательности, чтобы  восстановить  содержание сказки.  Или при  изучении одушевленности-неодушевленности существительных  предлагаю разложить  карточки в зависимости от категории. Например, при изучении простого предложения, предлагаю собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение.

Подскажи словечко

Необходимо добавить необходимое слово. Этот прием эффективен при изучении фразеологизмов, паронимов, пословиц и т.д.

Разброс мнений

         " Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме. Учитель подготавливает карточки с незаконченными высказываниями по теме урока. Карточек должно быть столько, сколько учеников. Начало фразы должно быть проблематично. Ответ подразумевает гипотезу и ее аргументирование.

Например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаются высказывания:

Добро – это… .

Добро не есть… .

Любить словно…

Победа над собой – это… .

Потерянные вещи

 Дети должны угадать, из какой сказки  данная  вещь. Это  может  быть  хрустальный  башмачок или перо Жар-птицы, золотой  ключик или  горошинка, яблоко  или  зеркальце, корыто или лук, цветик - семицветик.  Можно дать задание  придумать, что  они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.

Эрудит

Могут быть разные варианты заданий

1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

2. Объясни разницу в значении слов.

3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

Ромашка (цветик-семицветик)

На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками. Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.

Толковый словарь

Предлагается по определению отгадать слово или, наоборот, дать лексическое значение слова. Хорошо применять такой прием во время изучения лексики.

Вытащи вопрос

         Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

    Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

    Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на карточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".

    После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

    -какие вопросы ученикам понравились,

    -какой ответ показался более удачным,

    -какие вопросы были трудными,

    -доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.

    Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.

Узнай себя

Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода  и т.д.

Собери слово

Предлагается составить слово, взяв из указанных слов значимые части.

Предлагается составить слово по схеме( приводятся необходимые морфемы).

    Незавершенность     

    У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.

    Определяется, какой раздел учебника  необходимо изучить (время- 10 минут). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

Да-нетка

Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с «да», либо с «нет».

Театрализованное представление

Эффективен прием на уроках литературы, причем на любом этапе изучения произведения.

Мягкая посадка

Например, изучается тема «Род имен существительных». Учитель бросает ученику мяч, называет какое-либо существительное. Ученик ловит мяч, называет род существительного и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Третий лишний

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Лови ошибку

Предлагается текст, слова с ошибками. Кто увидит и объяснит (поймает) все ошибки?

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Игра «Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)»

   Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкину написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Coгласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное

слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкину написал слитно. «Это слово, - сказал

он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал».

4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявил Ошибкину.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под

ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так:

«Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не

изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго

склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке,

когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит

проверочное слово -рослый. А как надо?

Узнай героя по вещи (по описанию)

  • шинель Акакия Акакиевича Башмачкина из одноимённой повести Н.В. Гоголя,
  • ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской берёзы Павла Ивановича Чичикова из поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя,
  • гусли Бояна из «Слово о полку Игореве» или Садко из одноимённой былины,
  • заячий тулуп Петра Андреевича Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,
  • портрет Байрона и бюст Наполеона Евгения Онегина из одноимённого романа А.С. Пушкина.
  • рыжая рваная шляпа и топор Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,
  • шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал Григория Александровича Печорина из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Светофор

Работа с сигнальными карточками.

Игра «По щучьему велению»

Учащиеся по очереди высказывают пожелание,  указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих  товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

   Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся -ться- в глаголах». И др.

Переводчик

Кто быстрее и правильнее переведет все слова, подберет синонимы, заменит сленг общеупотребительными словами и т.д.

Следствие ведут знатоки

Необходимо отгадать, о какой профессии идет речь (текст с профессиональными словами), о чем речь (фразеологизмы).

Игра «Справочное бюро»

Учитель называет слово. А ученики ищут его в словаре (либо правописание слова, либо его толкование). Балл получает тот ученик, который быстрее нашел слово.

Диктанты:

Диктат-шутка.    Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» больную сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

   По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове эяслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на веселое шоу.

«Немой». Работа по карточкам (найти слова с ударением на 2 слог)

Диктант с продолжением (придумать слова на правило).

Творческий диктант-молчанка. Учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол- ..., пол.... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочередно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные на них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т.д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни,пол-яблока, полсливы и т. д.

Пунктуационный  (решить пунктуационные задачи).

Графический(+ -пишем с а; --пишем с о).

Распределительный (распределить в 2 столбика).

Зрительный (письмо по памяти).

«Предметные» (терминологические) диктанты.

Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант

Необходимо узнать лингвистический термин по определению.

Литературоведческий диктант

Необходимо узнать литературоведческий  термин по определению.

Математический диктант

Вытянутый квадрат (прямоугольник). Равносторонний прямоугольник

(квадрат). Линия, делящая угол пополам (биссектриса).

1000 грамм (килограмм). 100 килограмм (центнер). 1000

килограмм (тонна). 1000 метров (километр).

Исторический диктант

Вооруженное нападение одного государства на другое (агрессия). Власть народа (демократия). Отсутствие всякой власти (анархия). Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое (экспансия). Политика устрашения, насилия, подавления (диктатура).

Лингвистический футбол

   Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю десять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

Соколиный глаз

Письмо по памяти. В тексте встречаются слова  на изучаемую орфограмму.

Преступник ночью дом поджег,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе ожег.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.(О-е после шипящих.)

Клички

Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

  Детям дается установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ  на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых и  красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного]

называется главным. (Да.)

6) И - это схема сложносочиненного предложения с союзом.

(Нет.)

Итого ответов: 0 0 1 0 1 0.

Перевертыш

Необходимо подобрать слова-перевертыши к предложенным (антонимы, поменять прямое значение на переносное или наоборот).   Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.

Например: Мама белила стену. Рабочие используют для покраски белила.

Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.

Дерево мудрости

Одна группа учеников пишет на листках разного цвета вопросы по правилам учебника, другая группа (3-4 ученика) выходят к доске , срывают с дерева листочки с вопросами и отвечают на них.

Я начну, а ты продолжи.

Учитель начинает фразу, ученик заканчивает.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.

Мозговой марафон

Один ученик у доски должен ответить на 10  вопросов по теме и по повторению. Только в этом случае он «осилит» «мозговой марафон».

Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

Дерево жизни

Прикрепляются листочки с хорошими привычками, а листочки с вредными привычками бросаются в корзину. Можно подстроить под любое правило (например, не пишется слитно – прикрепляет на дерево; раздельно – бросаем в корзину).

Умный редактор( «Корректор»)

Предлагается исправить речевые ошибки, орфограммы.

Неотправленное письмо. Предлагается написать письмо одному из литературных героев.

Эстафета восторга

Хорошо подходит при изучении глагола.

Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить существительные или прилагательные.

 Найдите друзей и врагов

Слово «правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»).

Лингвистическое  домино

Учащимся необходимо отыскать пары слов . Например , совершенный и несовершенный вид глаголов,   слова-синонимы и др.      

  Отними букву

   Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве. Составить рассказ с этими словами.

Например : Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.

   Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Te, которые шли впереди, ...ветви, мешающие идти. По дороге они... двух гадюк, ... их палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» - спросил самый молодой. «Ты ... это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы и самому знать».

Интеллектуальный штурм

 Быстрый фронтальный опрос.

Узнай чужое слово

Позволяет проверить интуитивное ощущение учеником стиля писателя. Например,  после изучения произведений   И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе»». На карточках ребятам предлагаются  несколько отрывков из текстов Тургенева. В некоторых предложениях вставлены чужие слова, ученики должны найти и выделить их, объясняя свой выбор. Можно вспомнить и авторские  слова, которые должны здесь быть.

Угадай автора

В старших классах   можно провести  игру, в которой по стилю ученики пытаются узнать автора. Для этой игры лучше подбирать отрывки или из незнакомых школьникам текстов, или не откровенно связанных с сюжетом.

Мини-интервью

 Работа в парах. В каждой паре «журналист»  задает вопросы своему «герою».

Прогнозирование по названию

Учащимся предлагается определить цели урока, о чем пойдет речь и т.д. по названию темы, произведения.

 Загадки-шутки

    В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет.) В каком 100 букв «й»? (Стой.) В каком - 100 букв «ю»? (Стою.)

 Бой в одиночку

Класс задает вопросы по теме(нескольким последним темам) ученику.

 Откуда взята эта фраза?

Применяется на уроках литературы. Хорош при повторении, обобщении.

Игра «Расшифруй текст»

 Например, весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками.

Игра «Верю-не верю».

Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».

Путешествие

Во время проведения уроков –путешествий  необходимо придумать названия географических объектов  с интересными названиями. Например, Пещеры Вопросов, море Новых слов, город Художников, глагольные луга, остров Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов, избушка падежей, река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с «двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений и др.

Кто больше?

   Записать как можно больше слов на заданное правило.

 Я напишу без ошибок

Индивидуальное задание по желанию учащегося. Задание выбирает сам ученик из нескольких предложенных.

Работа в группах, где есть Консультант, Проверяющий, Читающий, Хранитель времени (пишущий).

 Таблички

В разных частях класса висят таблички с заданиями (например, расскажи словечко, Н или НН? Слитно или раздельно?) на протяжении урока учащиеся должны выполнить все задания (удобен на уроке-путешествии).

Даем объявление

 Необходимо поместить «объявление», в котором раскрыть сущность понятия, его характерные признаки.

Запятые, не теряйтесь!

 Дан текст без запятых. Решить пунктуационные задачи.

Сеанс одновременной игры

 Дед Языковед и Лингварик против всего класса.

В две колонны становись!

На доске 2 таблички: вода, водить. Учащиеся получают по карточке. Учитель читает слова, а учащиеся, чье слово было названо, становятся под нужную табличку у доски.

Игра: «6  шляп»

Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.

Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.

Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.

Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.

Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.

Прочитайте слова:

  • Глазами;
  • Шепотом;
  • Вслух. (Хорош  прием при работе со словарными словами.)

Игра «В роли делового человека»

- Вы - руководитель. Должны знать значение данных слов…

 Аукцион

    Записать как можно больше  слов на определенное правило. Например, выставляется лот «Неодушевленные существительные». Победит тот, кто больше «предложит» слов на это правило.

Микроисследования

   Наиболее типичны следующие задания:

• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);

• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

З а д. а н. и е 1 . Подготовьте развернутый ответ- исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?

2. Что общего между капором, капюшоном  и капустой?

(По И. М. Подгаецкой.)

3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

З а д. а н. и е 2 . Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник но имени Йот. (Варианты : Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)

2. «Портреты» суффиксов (-чик- -щик, -тель), приставок (пре- / при-, раз- / рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

Задания «на засыпку»

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

• диктанты «на засыпку»;

• редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных

однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно

употребленными словами и конструкциями);

• подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных

слов и др.) к данной (по принципу «кто больше?»);

• упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

Кроссворды, чайнворды, ребусы

       Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка.

   Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

    Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

    Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

    Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.