Факультативы по русскому языку в 5-9 классах
Программы факультативов по русскому языку для работы с учащимися в 5-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Кладовая слов русского языка", 5 кл | 111.5 КБ |
"Секреты русской орфографии", 7 кл. | 76.5 КБ |
"Секреты синтаксиса и пунктуации", 9 кл. | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом
на заседании ШМО Зам.директора по УР МКОУ «Никулинская ООШ» учителей гумани- Сорочинская Ю.В. Мартынова И.А.
тарного цикла ________________ ________________
Руководитель ШМО: «_____»______2013г. «_____»________2013 г.
_________________
Протокол №______
от «____»______2013г.
КЛАДОВАЯ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Программа факультативных занятий
по русскому языку
V класс
2013 г.
Пояснительная записка
Русский язык в своих лексических единицах, в грамматике, в произведениях устного народного поэтического творчества, в художественной и научной литературе, в формах устной и письменной речи отражает, хранит и передаёт от поколения к поколению культуру народа, его историю, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей. При этом особая роль принадлежит слову – фундаменту языка, его смысловой и культурно-ценностной основе. В слове закреплены лучшие моральные качества народа, особенности его менталитета и мировосприятия.
Точность и выразительность речи определяются во многом богатством и разнообразием словарного запаса, умением правильно и коммуникативно целесообразно употреблять слова в речи. Одним из важнейших направлений работы по развитию речи является обогащение словарного запаса учащихся. В процессе обучения русскому языку чрезвычайно важно системно и последовательно пополнять словарный запас учащихся, формируя при этом внимательное и бережное отношение к слову как непременному условию овладения культурой речи и культурой поведения. Это достигается целенаправленной и последовательной работой со словом в процессе всего курса обучения учащихся русскому языку, в том числе и на факультативных занятиях.
Предлагаемая программа факультативных занятий реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
Цель факультативных занятий: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;
Задачи факультативных занятий:
- овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
- обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
- формировать умения проводить сравнительный анализ русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различий в их значении и назначении, установления своеобразия употребления в речи;
- формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
- развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.
Рекомендуемые формы проведения занятий:
– увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,
демонстрируют умения выразительного чтения и инсценирования произведений.
Рекомендуемые виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– сравнение русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, выявление специфических особенностей и своеобразия их употребления в речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Учебный материал на факультативных занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.
ПРОГРАММА
Слово красит человека: речевой этикет
4 ч
Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.
Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.
Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.
Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.
Вглубь слова
4 ч
Назначение слов в языке и речи.
Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.
Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.
О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.
Слова родные и пришедшие из других языков
2 ч
Жизнь исконно русских слов в языке.
Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.
Национально окрашенные слова в языке
2 ч
Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.
Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.
Крылатые слова
2 ч
Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.
Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.
Золотые россыпи народной мудрости
3 ч
Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.
Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.
Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.
Жизнь слова во фразеологизме
3 ч
Культурный смысл фразеологизмов.
Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.
Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.
Тайна слова в загадках
2 ч
Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа.
Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках.
Чарующее сказочное слово
4 ч
Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта: светлая горница; лавки, крытые ковром; печь с лежанкой изразцовой и др. Волшебная сила слов, обозначающих предметы быта: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, меч-самосек, шапка-невидимка и др. Особенности употребления слов в зачинах, повторах, концовках русских народных и литературных сказок.
Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов: грусть-тоска, путь-дороженька, царство-государство, спать-почивать; сочетаний однокоренных слов: диво-дивное, чудо-чудное, молодец молодцом, крепко-накрепко, жить-поживать и др.; повторов: жил-был; постоянных эпитетов: русский дух, дубовый стол, серебряное блюдечко, наливное яблоко, кисельные берега, добрый молодец, красна девица и др.; эпитетов-прозвищ: Иванушка-дурачок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок – золотой гребешок, крошечка-хаврошечка и др.; уменьшительно-ласкательных слов: братец Иванушка, сестрица Алёнушка, козлятушки, курочка-ряба, лисичка-сестричка и др.; глаголов движения и антонимических пар, указывающих на пространство и время: «Долго ли, коротко ли», «Близко ли, далеко ли»; выразительных сравнительных оборотов: «Стань передо мной, как лист перед травой!» и др., слов, обозначающих неодобрительные оценки: ворчунья, ленивица, упрямица и др.
Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др.
Разнообразие названия животных в сказках: Лиса Патрикеевна, лиса-кумушка, Лисафья, лисица – масляная губица; Котофей Иванович, кот-баюн, кот-красавец и др.
Слово поэтическое
2 ч
Образность и вдохновенность поэтического слова.
Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.
Звучащее слово
2 ч
Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.
Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.
Слово сквозь призму написания
4 ч
Зри в корень: загадки правописания в корне слова.
Постоянство и непостоянство приставок.
Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.
Обобщение и систематизация изученного материала
1 ч
Календарно- тематическое планирование.
1час в неделю.
Всего- 34 часа.
№ занятия | Дата проведе- ния |
Содержание | Кол-во часов. |
1. | 04.09 | Тема 1.Слово красит человека: речевой этикет Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха | 4 ч. 1ч. |
2. | 11.09 | Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения | 1ч. |
3. | 18.09 | Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации. | 1ч. |
4. | 25.09 | Правила речевого этикета. | 1ч. |
5. | 02.10 | Тема 2. Вглубь слова. Назначение слов в языке и речи. | 4 ч. 1ч. |
6. | 09.10 | Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. | 1ч. |
7. | 16.10 | Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. | 1ч. |
8. | 23.10 | О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги. | 1ч. |
9. | 06.11 | Тема 3. Слова родные и пришедшие из других языков. Жизнь исконно русских слов в языке. | 2ч. 1ч. |
10. | 13.11 | Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке. | 1ч. |
11. | 20.11 | Тема 4. Национально окрашенные слова в языке. Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта. | 2ч. 1ч. |
12. | 27.11 | Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа. | 1ч. |
13. | 04.12 | Тема 5. Крылатые слова. Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле. | 2ч. 1ч. |
14. | 11.12 | Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова | 1ч. |
15. | 18.12 | Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости. Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. | 3ч. 1ч. |
16. | 25.12 | Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. | 1ч. |
17. | 15.01 | Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей. | 1ч. |
18. | 22.01 | Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме. Культурный смысл фразеологизмов. | 3ч. 1ч. |
19. | 29.01 | Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. | 1ч. |
20. | 06.02 | Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных. | 1ч. |
21. | 12.02 | Тема 8. Тайна слова в загадках. Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа. | 2ч. 1ч. |
22. | 19.02 | Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках. | 1ч. |
23. | 26.02 | Тема 9. Чарующее сказочное слово Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта. | 4ч. 1ч. |
24. | 05.03 | Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов др. | 1ч. |
25. | 12.03 | Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др. | 1ч. |
26. | 19.03 | Разнообразие названия животных в сказках. | 1ч. |
27. | 02.04 | Тема 10. Слово поэтическое. Образность и вдохновенность поэтического слова. | 2ч. 1ч. |
28. | 09.04 | Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке. | 1ч. |
29. | 16.04 | Тема 11. Звучащее слово. Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. | 2ч. 1ч. |
30. | 23.04 | Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах. | 1ч. |
31. | 30.04 | Тема 12. Слово сквозь призму написания. Зри в корень: загадки правописания в корне слова. | 3ч. 1ч. |
32. | 07.05 | Постоянство и непостоянство приставок. | 1ч. |
33. | 14.05 | Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы. | 1ч. |
34. | 21.05 | Обобщение и систематизация изученного материала. | 1ч. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должен знать:
- назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
- формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
- выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
- правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
- постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
уметь:
- находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
- правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
- выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
- разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
- находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Рекомендуемая литература
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово : кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск : ТетраСистемс, 2006.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.
Михневич, А. Е. Слово человеческое / А. Е. Михневич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008.
Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2009.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.
Русецкий, В. Ф. Ключ к слову: Беседы о языке художественной литературы : пособие для учителей / В. Ф. Русецкий. – Минск : Экоперспектива, 2000.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова : кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.
Словари
Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.
Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М. : Флинта; Наука, 2003.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).
Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).
Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Никулинская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Никулинская ООШ»
_____________________И.А.Мартынова
«__01__»_сентября_________2015_г.
Рабочая программа факультатива
«Секреты русской орфографии»
____7______ класс
Составитель: Степанова Надежда Афанасьевна,
учитель высшей категории
2015г.
Рабочая программа факультативного курса «Секреты русской орфографии» для 7 класса.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы общеобразовательных учреждений. Русский язык . 5-9кл. (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.).-М.: Просвещение, 2009.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем факультативного курса, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, учебно-методическое обеспечение для учащихся и учителей, литература.
Цели: владение нормами орфографии, предусмотренными для курса 7 класса;
повышение уровня грамотности учащихся.
Задачи: закрепление орфографических навыков при изучении трудных тем в курсе 7 класса;
нахождение орфограмм в словах и обоснование их выбора.
Предполагаемые формы обучения.
Практические занятия, семинарские занятия, зачётные занятия.
Предполагаемые результаты.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся.
Место факультативного курса в федеральном базисном плане.
Согласно федеральному базисному плану на факультативный курс отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Трудные орфограммы в наречиях. | 4 |
3. | Орфограммы в причастиях. | 6 |
4. | Правописание деепричастий. | 3 |
5. | Правописание производных предлогов | 5 |
6. | Написание союзов. | 5 |
7. | Правописание частиц. | 5 |
8. | Различение на письме частиц НЕ и НИ | 5 |
9. | Резервное занятие. | 1 |
Содержание тем курса.
- Введение. Принципы русской орфографии.
- Буквы а и о на конце наречий. Правописание НН и Н в наречиях. НЕ с наречиями на о и е. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий.
- Правописание гласных перед суффиксами в и вш деепричастий. Не с деепричастиями. Различение деепричастий и наречий деепричастного происхождения.
- Правописание предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий.
- Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. Различение союзов и сочетаний местоимений и предлогов, наречий и частиц.
- Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.
Основные требования к учащимся 7 класса.
К концу 7 класса учащиеся должны:
-знать все трудные орфограммы в изученных в 7 классе и ранее частях речи;
-находить и исправлять ошибки в словах;
-правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку,7 класс, М. , Просвещение,2005.
Для учителя.
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. М., Просвещение, 2006.
Львова С.И. Практикум по русскому языку,7 класс, М.,Просвещение,2006.
Литература.
- Вялкова Н. М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова и др.; А.И.Власенкова).- М.: Глобус, 2011.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 -9 классы.- М.: Просвещение, 2015
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Секреты русской орфографии»
№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Введение. Принципы русской орфографии. | 02.09 | |
2. | Суффиксы О и А на конце наречий. | 09.09 | |
3. | Слитные и раздельные написания наречий. | 16.09 | |
4. | Слитные и раздельные написания наречий. | ||
5. | Дефис в наречиях. | ||
6. | Правописание падежных окончаний причастий. | ||
7. | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. | ||
8. | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. | ||
9. | НЕ с причастиями. | ||
10. | Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени | ||
11. | Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. | ||
12. | НЕ с деепричастиями. | ||
13. | Различение наречий и деепричастий типа стоя, лёжа. | ||
14. | Правописание гласных перед суффиксами деепричастий в и вши. | ||
15. | Дефис в предлогах. | ||
16. | Различение наречий и предлогов типа около, кругом. | ||
17. | Слитные и раздельные написания производных предлогов. | ||
18. | Слитные и раздельные написания производных предлогов. | ||
19. | Различение производных предлогов и существительных, от которых они образованы. | ||
20. | Слитные и раздельные написания союзов. | ||
21. | Слитные и раздельные написания союзов. | ||
22. | Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же. | ||
23. | Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же. | ||
24. | Отличие союза ТАКЖЕ от наречия так с частицей же. | ||
25. | Правописание частицы не с существительными, прилагательными, наречиями на о и е. | ||
26. | НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях. | ||
27. | Правописание частицы НЕ с числительными, местоимениями(кроме отрицательных), глаголами. | ||
28. | НЕ со словами на-мый. | ||
29. | НЕ со словами на-мый. | ||
30. | Ни как отрицательная частица. | ||
31. | Ни как усиливающая отрицание частица. | ||
32. | Ни как утвердительная частица | ||
33. | Различение на письме частиц Не и НИ. | ||
34. | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | ||
35. | Резервное занятие.. |
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол заседания № 1 «__31___»__08___201_5__г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ______________И.А.Ядревская «__01___»__09___201_5_г. |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом
на заседании ШМО Зам.директора по УР МКОУ «Никулинская ООШ» учителей гумани- Сорочинская Ю.В. Мартынова И.А.
тарного цикла ________________ ________________
Руководитель ШМО: «_____»______2013г. «_____»________2013 г.
_________________
Протокол №______
от «____»______2013г.
СЕКРЕТЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
Программа факультативных занятий
по русскому языку
IX класс
2013 г.
Пояснительная записка
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативных занятий по синтаксису.
Предлагаемая программа факультативных занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Основная цель факультативных занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;
обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;
формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;
знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.
Факультативные занятия выполняют следующие функции:
обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);
развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.
Программа рассчитана на 17 часов факультативных занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Что изучает синтаксис?
1.(Синтаксис как раздел науки о языке) - 1 ч
Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.
Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,
В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)
2.«А всё-таки она хорошая!»
(Русская пунктуация как система) - 2 ч
Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.
Сочетание знаков препинания.
Факультативные и вариативные знаки препинания.
Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.
Основные справочники и пособия по пунктуации.
«Это непростое простое предложение»
3.(Простое предложение как синтаксическая единица) - 1 ч
Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.
Кто из главных членов предложения главнее?
4. (Главные члены предложения) -1 ч
Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?
Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?
Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.
Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?
В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Бывают ли обстоятельственные определения?
5.(Второстепенные члены предложения) - 1 ч
Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?
Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).
Как разграничить приложение и определяемое слово?
Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?
«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).
Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?
Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?
6.(Односоставные предложения. Неполные предложения) - 1 ч
В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?
Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?
Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?
Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?
Чем может осложняться простое предложение?
7.(Осложнённое простое предложение) -1 ч
Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.
Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?
8.(Однородные члены предложения) - 1 ч
Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?
Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?
Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?
Однородными могут быть только члены простого предложения?
Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?
Что такое обособление?
9.(Обособленные члены предложения) - 1 ч
Что значит «обособить»?
Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?
В чем разница между уточнением и пояснением?
Всегда ли союз или имеет разделительное значение?
Чем отличаются вставные конструкции от вводных?
10.(Вводные слова, словосочетания, предложения) - 1 ч
Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?
Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?
Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?
Вводные единицы как выразительное средство.
«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»
11.(Обращение) - 1 ч
Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.
Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Знаки препинания при обращении.
Есть ли в русском языке звательный падеж?
«Камень преткновения»
12.(Конструкции с как) - 1 ч
Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?
Всегда ли как имеет сравнительное значение?
Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?
Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?
Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.
«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?
13.От простого к сложному (Сложное предложение) - 2 ч
Как правильно определить количество частей в сложном предложении?
Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?
Как правильно построить структурную схему сложного предложения?
Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?
От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?
Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?
Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?
«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.
Кто говорит?
14.(Чужая речь) - 1 ч
Какие способы передачи чужой речи мы знаем?
Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?
Владеете ли вы правилами речевого этикета?
Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?
Пунктуационное оформление диалога.
Что нам стоит текст построить!
15.(Текст как синтаксическая единица) - 1 ч
Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.
Какие бывают тексты? Классификация текстов.
Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.
Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.
Календарно - тематическое планирование.
1час в 2 недели.
Всего- 17 ч.
№ занятия | Дата проведения | Содержание | Кол-во часов |
1. | 05.09 | Синтаксис как раздел науки о языке | 1ч. |
2. | 19.09;03.10 | Русская пунктуация как система | 2ч. |
3. | 17.10 | Простое предложение как синтаксическая единица | 1ч. |
4. | 14.11 | Главные члены предложения | 1ч. |
5. | 21.11 | Второстепенные члены предложения | 1ч. |
6. | 05.12 | Односоставные предложения. Неполные предложения | 1ч. |
7. | 19.12 | Осложнённое простое предложение | 1ч. |
8. | 23.01 | Однородные члены предложения | 1ч. |
9. | 06.02 | Обособленные члены предложения | 1ч. |
10. | 20.02 | Вводные слова, словосочетания, предложения | 1ч. |
11. | 06.03 | Обращение | 1ч. |
12. | 20.03 | Конструкции с как | 1ч. |
13. | 03.04;17.04 | От простого к сложному | 2ч. |
14. | 08.05 | Чужая речь | 1ч. |
15. | 22.05 | Текст как синтаксическая единица | 1ч. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
виды чужой речи;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
Рекомендуемая литература
1.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.
2.Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987.
3.Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. – Минск : НИО; Аверсэв, 2009.
4.Золотова, Г. А. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс : учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М. : Дрофа, 2002.
5.Концепция учебного предмета «Русский язык» // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 3–8.
6.Конюшкевич, М. И. Синтаксис русского и белорусского языков: сходство и различия:: пособие для учителя / М. И. Конюшкевич, М. А. Корчиц, В. А. Лещенко. – Минск : Народная асвета, 1994.
7.Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V—IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск : Аверсэв, 2005.
8.Михальчук, Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум : учеб. пособие / Т. Г. Михальчук. – Минск : Асар, 2009.
9.Олимпиады по русскому языку: пособие для учителя / Ф. М. Литвинко [и др.]. – Минск : Экоперспектива, 2000.
10.Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
11.Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск : Аверсэв, 2008.
12.Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.
13.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.