Главные вкладки
Трофимова Наталья Александровна
Сайт воспитателя дошкольного учреждения
Профессия: Воспитатель
Профессиональные интересы: Использование игровых технологий для всестороннего развития детей
Увлечения: фотография,рисование,спорт,чтение художественной литературы
Регион: Амурская область
Населенный пункт: г. Шимановск
Место работы: МАДОУ №16
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/trofimova-n-a"Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя."
О себе
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Мои достижения
Моё портфолио
Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группе
Способности человека не остаются неизменными, они формируются в деятельности, в творчестве. Даже весьма скромные способности могут быть замечательны развиты. Однако не всякая деятельность формирует способности, нужна ее правильная организация. Обстановка, условия, атмосфера, фон, окружение – это та среда, которую необходимо целенаправленно создавать в любом трудовом коллективе, в том числе и в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема среды как педагогического фактора рассматривается в работах видных ученых П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Существует узкий подход к пониманию среды и ее влияния на становление личности человека. Согласно этому, среда – это непосредственное предметное окружение. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни. В современной педагогике существует понятие "развивающая среда".
Н.В. Микляева утверждает, что предметно–развивающая среда – это составная часть развивающей среды детского сада.
Современный философский взгляд понимает ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно-воспринимающую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою "вторую жизнь" в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом.
Предметно–развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним:
- информационную функцию (предмет несет определенные сведения);
- стимулирующую функцию (интерес, действия, исследование),
-функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, принцип учета возрастных и гендерных различий детей.
С введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно - развивающей среды, которая строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, при этом учитывая склонности и интересы каждого малыша.
Для детей 2-3 лет главное - это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности, кроме этого, важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным и соответствовало методическим требованиям.
Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе, отвечая требованиям ФГОС, является:
• насыщенной (соответствует возрастным возможностям детей и требованиям Программы, позволяет реализовать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников);
• трансформируемой (в зависимости от образовательной ситуации);
• полифункциональной (дает возможность разнообразного использования различных составляющих);
• вариативной (обеспечивающей наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
• доступной;
• безопасной.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в 1-й младшей групп №3 «Горошинки».
Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан уголок уединения (ширма и диванчик).
Предметно-пространственная среда в группе, соответствует возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
-двигательная активность.
Реализация ОП ( осн. принципов) ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде группы «Горошинки» отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- Социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Зонирование группы "Горошинки":
Уголок «Ряжения»
Содержит тематические комплексы для с\р игр: «Больница», «Дом», «Строители», «Автомастерская», «Парикмахерская», в которые входят одежда, постельные принадлежности, мебель и предметы оперирования (инструменты, посуда). Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
Уголок музыкального развития
Набор игрушечных музыкальных инструментов: дудочка, саксофон, 2 барабана разной величины, гитара, ложки, , погремушки, переносная музыкальная колонка, флешка с подборкой детских песен и музыки, диски с музыкой и сказками,DVD,TV, картотека музыкальных игр.
Книжный уголок
- Книги, подобранные по возрасту и текущей теме.
Уголок познавательно – исследовательской деятельности.
Объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей при необходимости. Имеется в наличии и систематически используется «Картотека опытов». В уголке также имеются: 1.Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.);
2. Набор для экспериментирования с водой: поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания (черпачки, сачки).
3. Набор для экспериментирования с песком: поднос -песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки.
4.Набор для опытов с мыльными пузырями.
Уголок конструктивной деятельности
- мягкий конструктор;
-конструктор «Лего»;
-кубики, мозаика крупного и среднего размеров.
Мелкий строительный материал насыпан в пластмассовые ящики. В корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании. Конструкторы и кубики размещены в открытых шкафах в небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.
Уголок сенсорного развития (игры меняются)
- Пирамидки, окрашенные в основные цвета;
- Сенсорная доска;
- Доски вкладыши с основными формами;
-Матрешки из 3-х элементов;
-Рамки для шнуровки;
-Разрезные предметные картинки из 2-4 частей;
-Набор д\игр по сенсорному развитию, и т.д.
Уголок художественно – эстетического развития и продуктивной деятельности
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
-Бумага для рисования;
-Цветные карандаши ( 6 цветов), кисти, ватные палочки, штампы;
-Гуашь, пальчиковые краски;
-Мягкий пластилин;
-Салфетки тканевые, салфетки влажные одноразовые;
-Непроливайки, доски для лепки, подкладные листы для рисования;
-Раскраски, соответствующие возрасту;
-Восковые карандаши и т.д.
Уголок физического развития
- Мячи большие, средние, маленькие
- Обручи 2-х размеров
- Флажки
- Гимнастический мяч
- Кольцебросы
- Мешочки для метания
- Кегли
- Дорожка здоровья
- Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
Уголок речевого развития
- Настольно-печатные игры по развитию речи;
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками;
- Маски – шапочки персонажей сказок и подвижных игр;
-Настольно – печатный театр;
-Муляжи фруктов и овощей;
-Фланелеграф с набором предметных картинок и нескольких сказок;
-Наборы предметных картинок;
-Картотека подвижных игр;
-Тематические подборки картинок («Одежда», «Посуда», «Транспорт»);
-Мягкие игрушки для использования в ООД и режимных моментах.
Уголок уединения
Ширма, диванчик на котором сидят дети и куклы.
Уголок природы
-Цветы с крупными и мелкими листьями;
-Лейки, тряпочки;
-Набор игрушек животных, насекомых;
-Магнитная игра «Животный мир».
Уголок нравственно – патриотического воспитания
-Кукла в национальном костюме;
-Образцы народного творчества с декоративной росписью;
-Папки с фотографиями пап и мам, а также рисунков детей;
-Альбомы: «Мой дом», «Моя любимая игрушка»;
-Подборка сюжетных картинок по теме «Чем занимаются дети в д\с, дома, на прогулке?».
Уголок ПДД
-Макет дороги;
-Набор дидактических и п\игр;
-Машины разных размеров
В группе также имеется круг полифункциональных материалов: это небольшое количество набивных модулей в виде светофоров и транспортных средств, которые маленький ребенок может свободно перемещать. Они также используются для огораживания пространства, в с\р играх, ООД, самостоятельной деятельности детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия. А еще первый опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, понимая и оценивая их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Спасибо за внимание!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 города Шимановска»
Доклад:
« Организация развивающей предметно-пространственной
среды в 1-й младшей группе»
Подготовила: воспитатель1мл. группы
Трофимова Н.А.,
г. Шимановск 16.12.16г.