Порядок
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.
Регистрационный № 30468
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
“Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26 июня 2012 г. № 504 “Об утверждении Типового положения об образовательном
учреждении дополнительного образования детей”(зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный № 25082).
Министр Д.В. Ливанов
Приложение
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует организацию и
осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы
(дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные
программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие
образовательную деятельность).
3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-
патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
2
2
Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”*(1).
5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией,
осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных
предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и
утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с
федеральными государственными требованиями*(2).
6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют
дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая
каникулярное время.
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют
образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях
по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например,
клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли,
театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в
порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей
образовательную деятельность*(3).
9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-
спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения*(4).
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не
установлено законодательством Российской Федерации*(5).
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных
общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых
форм их реализации*(6).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение*(7).
3
3
Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих
образовательных технологий*(8).
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов
и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью учащихся, запрещается*(9).
11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют
дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная
деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на
государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках
народов Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с
дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном
законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации,
осуществляющей образовательную деятельность*(10).
13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей
образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и
возрастных особенностей учащихся.
14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации,
осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые
мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся,
родителей (законных представителей).
15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав.
16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые
проводятся по группам или индивидуально.
17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы
аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной
аттестации учащихся.
18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов
организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный
процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей
психофизического развития указанных категорий учащихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать
специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных
общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой
реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
4
4
Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)
(помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными
возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами*(11).
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным
предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического
развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.
19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации,
осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением
их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах
и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о
расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв
не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована
шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря,
к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом
для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры
и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-
технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в
учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей
образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-
барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся
с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и
инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-
инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и
инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, так и по месту жительства.
21. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и
5
5
Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)
воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(12).
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких
учащихся.
Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по
дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для
обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной
педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую
переподготовку.
22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с
ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются
бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(13).
С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей
инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать
помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации
дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной
деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и
организациям на договорной основе.
_____________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19,
ст. 2326
*(2) Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(3) Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(4) Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(5) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(6) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(7) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(8) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(9) Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
6
6
Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(10) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(11) Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(12) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326
*(13) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikaz_dop.pdf | 157.76 КБ |