Педмарафон педагогов дополнительного образования - 2013
В 2013 году областному Педагогическому марафону исполняется 10 лет. Это, бесспорно, событие для региональной системы образования. Педагогический марафон традиционно проходит в течение месяца с 07 по 30 октября с 2003г. Учитывая, что у истоков Педагогического марафона стояла кафедра естественно-географического и технологического образования, и тот факт, что 2013 год в РФ объявлен Годом окружающей среды, юбилейный XПедагогический марафон начался 07 октября 2013 года экологическим десантом одновременно в разных муниципальных районах, поддержавших эту инициативу. В нашем районе все школы включились в эту инициативу. В этот день были высажены деревья, кустарники, очищена от листьев территория школьных дворов, прошли митинги и флешмобы. митинги. Форум подвел итоги этого крупномасштабного мероприятия и обсудил результаты.
С 08 по 28 октября 2013 года в соответствии с программой Педагогического марафона прошли тематические дни. Основной темой обсуждения стали средства и способы эффективной деятельности педагогических и руководящих работников региональной системы образования с учетом требований ФГОС и положений ФЗ «Об образовании в РФ». Днем дополнительного образования стало 24 октября. От нашего Центра детского творчества в Педмарафоне приняли участие Баженова Зоя Николаевна, Мальцева Лидия Николаевна, Шварцкопф Татьяна Александровна и Хохлова Наталья Николаевна
Предлагаем вам как материалы участников Педмарафона, так и работы участников обласного Форума "Инновации в дополнительном образовании детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Левенец Светлана Васильевна,
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье,
педагог дополнительного образования
Использование современных педагогических технологий
на занятиях студии «Флоренталь»
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Занятия флористикой в полной мере позволяют решить эти задачи.
Актуальность программы – это возросший интерес, популярность и широкая востребованность такого вида искусства, как флористика.
Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.
В своей работе применяю следующие педагогические технологии:
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным темам программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).
В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
1) всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
♦ психолого-педагогическая диагностика обучающегося;
♦ сетевое планирование;
♦ разноуровневый дидактический материал.
Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:
уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление о предмете;
уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;
уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.
Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в:
- делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям)
- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
- оценивании деятельности обучающихся
Применение разноуровневого обучения помогает достичь следующих целей:
Для первой группы (группа «А»)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа « С»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся.
Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Например, плетение из рогоза: обучающиеся уровня А – изучение способа обработки рогоза, плетение косичек;
обучающиеся уровня В - изучение способа обработки рогоза, плетение косичек, ковриков;
обучающиеся уровня С - изучение способа обработки рогоза, плетение косичек, ковриков, плетение рамки, полуобъемных форм.
Коллективный способ обучения – это включение в учебный процесс, работу диалогических пар, динамических групп. Принципы такого обучения: завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям.
Особенности методики КСО:
- коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в сотрудничестве;
- коллективная учеба включает каждого обучающегося в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
- коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;
- коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние обучающихся: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
- коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого обучающийся и всю группу в целом в субъекты самообучения.
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
- наличие сменных пар обучающихся;
- их взаимообучение;
- взаимоконтроль;
- взаимоуправление.
Например, воспитанник пропустил занятие, на котором проходили новую тему. На следующем занятии обучающиеся, которые изучили эту тему, объясняют последовательность работы изготовления изделия и тому подобное, тем самым обучаясь грамотно и правильно объяснять товарищу последовательность работы, и в то же время закрепляя знания по данной теме. По ходу выполнения работы тот обучающийся, который объяснял тему, контролирует действия товарища, поправляя и направляя его действия в правильном направлении.
Технология модульного и блочного обучения
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
В состав модуля входят:
- целевой план действий;
- банк информации;
- методическое руководство по достижению дидактических целей.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности обучающийся.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи педагога - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в направлениях, которые я использую на занятии:
1. Поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на обучающийся с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для обучающихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на обучающихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
2. Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Обучающиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.
3. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Например,тематический план программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» представлен в виде модулей:
Использование тетрапаков в работе с природным материалом (изготовление закладок, открыток, вееров, салфеток из тетрапаков);
Изготовление цветов из кукурузных листьев (розы, лилии, хризантемы);
Плетение (косички, коврики, рамки из рогоза, корзиночки из ниток, пеньковой веревки, плетение из газетных трубочек).
Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающегося. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно- воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса учебного процесса и физической активности обучающихся;
- разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые на занятиях и во внеурочной деятельности педагогами.
От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях занятия, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и педагога.
Анализируя собственную педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что на каждом учебном занятии у меня присутствует не одна, а несколько педагогических технологий, т.к. многие отдельно взятые элементы технологий плавно вписываются в учебный процесс, при организации которого любой творческий педагог ставит основной целью повысить уровень знаний и развить интерес к изучаемому предмету. А в любом обучении, на любом занятии основным фактором является здоровье, поэтому здоровьесберегающие технологии должны присутствовать на каждом занятии, особенно если на занятии применяются средства ИКТ и мультимедийные приложения. Технология КСО позволяет педагогу повысить самооценку у обучающегося, развивать его логическое и критическое мышление, а также ориентацию (приспособленность) в социуме. В связи с этим, считаю невозможным применять одну и только одну какую-либо технологию на занятии. Но каждый педагог при конструировании занятия должен определить для себя, какая, все же, педагогическая технология для него является основополагающей.
Предварительный просмотр:
Мальцева Лидия Николаевна,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье
Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения
В наше время необходимо уделять больше внимания воспитанию подрастающего поколения, профилактике детской наркомании, токсикомании, алкоголизма. Решение этих проблем жизненно необходимо, так как это непосредственно касается физического развития наших детей. Но не менее важной задачей является его нравственное здоровье. Какие нравственные ценности признает подрастающее поколение сегодня, какие моральные понятия ему близки и понятны, каким образом происходит становление ребенка как личности в современной жизни? Эти и другие вопросы сейчас остро стоят перед обществом.
В настоящее время я, как педагог, наблюдаю возрождение традиций патриотического воспитания. В нашем Центре детского творчества проводятся различные воспитательные мероприятия, посвященные событиям и Победе в Великой Отечественной войне.
Воспитанники студии «Акварелька», руководителем которой я являюсь, принимают активное участие в них.
Так, воспитанники студии участвовали в районном проекте «Часовые памяти», и в конкурсе рисунков «Слава защитникам Родины» воспитанница студии Кислицына Мария заняла I место.
Также участвовали в районном конкурсе открыток, посвященном Дню вывода войск из Афганистана, воспитанница студии «Акварелька» Силина Татьяна заняла I место.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 гг.» и проектом «Создание Центра патриотического воспитания «Патриотизм 21 века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта» при областном Совете ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов» проведен областной конкурс детского рисунка «Мы помним мир спасенный», «Мы - дети твои, Россия».
Юные художники студии «Акварелька» приняли активное участие в этом конкурсе, представив лучшие рисунки, посвященные объявленной теме.
В октябре 2011 года в актовом зале ЦДТ в присутствии всех воспитанников и педагогов Центра состоялось торжественное вручение наград и подарков. По поручению Президиума Совета Омской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Председатель Совета ветеранов Большереченского района Ивлева Г.С. вручила Благодарственные письма за сохранение памяти о героических событиях истории, о воинах-земляках, отдавших свою жизнь за нашу Родину и наше будущее Кислицыной Марии, Сидоровой Елизавете и Рыбалочкиной Марине. Каждому из них также были вручены и подарки - содержательные и красочные энциклопедии по различным направлениям. Получив награды и поздравления, девочки выразили общее мнение о том, что каждому человеку нужно помнить и уважать подвиги предков, по возможности отражать это в разных формах, например, рисунках, а также передавать свои знания и умения следующим поколениям.
В рамках подготовки к 67-летию Великой Победы, в знак глубокого уважения к ветеранам войны и труженикам тыла, Центр детского творчества совместно с комитетом по молодежной политике проводил акцию «Подарок ветерану».
Ребята студии «Акварелька» делали своими руками небольшие сувениры и вместе с отрядом волонтеров посещали на дому участников ВОв и поздравляли их с этим знаменательным днем. В какую бы квартиру не зашли ребята – везде их принимали с радостью. Ветераны делились своими воспоминаниями о том, как вынесли на своих плечах все тяготы и лишения, пережили умом, сердцем и душой такие муки, каких не знал никто.
Крайне важно для ветеранов и то, чтобы наша молодежь, наше будущее поколение знало и хранило в памяти, какой ценой досталась Победа, и кто ее одержал.
В акции «Вчера была война» участвовали воспитанники, педагоги, методисты Центра детского творчества и с увлечением собирали экспонаты для музея. Это были вещи, напрямую связанные с боевыми действиями: осколки мин, гильзы и ящики от патронов, фронтовые фляжки, кружки и котелки, гимнастерка, брюки-галифе, вещмешок, письма-треугольники и много другое. Также предметы послевоенной поры: фотографии, этажерка, патефон, старые пластинки, настольная лампа, чернильница, ручка с пером, пяльцы, посуда, книги, телефон, гобелен, тканые половики, заправленная кровать с подзором, вышитые изделия – половички, наволочки, салфетки, шторки-задергушки. В выставочном зале была оформлена выставка из этих вещей. Открывая в зал дверь, мы попадали в другое измерение – послевоенные годы XX века. Думаю, что современным детям важно знать, иметь представление о том тяжелом времени.
Кроме того, педагоги и кружковцы собрали материал и оформили альбом о женщинах-большереченках, участницах Великой Отечественной войны. Главным для них была Победа, и они сделали для нее все, что могли. Этот альбом мы назвали «Женское лицо войны».
В 2012 году воспитанники Центра детского творчества накануне Дня Победы провели акцию «Наше знамя Победы». На маленьком красном платочке каждый вышил фамилию и инициалы родственника, ушедшего воевать. Сейчас эти платочки сшиты в одно большое красное знамя, оно занимает почетное место в Большереченском историко-этнографическом музее. А 9 мая под этим стягом педагоги и воспитанники вышли на торжественный юбилейный митинг.
Совместно с мальчиками из кружков технического направления юные художники приняли участие в акции «Вахта памяти»: в Парке Победы в Большеречье прикрепили к деревьям памятные таблички с именами воинов-большереченцев, а также ежегодно проводим в этом парке субботники со всеми кружковцами Центра.
Для ребят такие мероприятия имеют огромное воспитательное значение.
Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитывать в нем патриота. Гордость за свой народ, любовь к Родине, готовность защищать ее, преклонение перед подвигом героев – все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.
А.Н. Толстой писал: «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь».
Хотелось бы верить, что нынешнее подрастающее поколение будет таким же крепким морально и физически. В этом свою положительную роль сыграет патриотическое воспитание школьников, которое зависит от нас, взрослых: родителей, учителей, педагогов.
Предварительный просмотр:
Шварцкопф Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
I I квалификационной категории
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье
Педагогические технологии на учебных занятиях «Тряпичного гнома»
Проанализировав свои учебные занятия в рамках образовательной программы «Тряпичный гном» с позиции использования педагогических технологий, я пришла к выводу, что в моем учебном занятии чаще всего присутствует не одна, а несколько педагогических технологий, т.к.многие отдельно взятые элементы технологий плавно вписываются в учебный процесс, при организации которого я как педагог ставлю основной целью повысить уровень знаний и развить интерес к изучаемому предмету. А так как тенденция последнего времени - это практическая направленность и умение применять полученные знания (компетентности) в различных ситуациях, то на первом месте будут следующие технологии: Портфолио, КСО, проектный метод. Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанника;
2. формировать умение– ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;
5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации воспитанников.
2010-2011 учебный год - Горовцова Елена приняла участие и стала призером в конкурсе МКОУ ДОД «Центр детского творчества» - «Лучшее портфолио воспитанника ЦДТ».
В методике КСО меня привлекает то, что коллективная учеба формирует и развивает мотивацию воспитанников в сотрудничестве; коллективная работа включает каждого ребенка в активную работу на все занятие, в сменных парах и микрогруппах; коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта. Также коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние обучающихся: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга! Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого воспитанника и всю группу в целом в субъекты самообучения. При оценке успешности воспитанника в проекте самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно и для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
2010 год - Горовцова Елена приняла участие и стала призером в районном конкурсе проектов;
2011 год - Горовцова Елена приняла участие и стала призером в в конкурсе «Лучшее портфолио воспитанника ЦДТ»;
2013 год - Шварцкопф Максим принял участие в фестивале-конкурсе «Народной игры» в номинации: «Народная игрушка» (исследовательская работа) и занял 1 место. А в любом обучении, на любом учебном занятии основным фактором является здоровье - поэтому здоровьесберегающие технологии стараюсь применять на каждом занятии. Технологии КСО, проблемного обучения, диалоговые, игровые - позволяют педагогу повысить самооценку обучающегося, развивать его логическое и критическое мышление, а так же ориентацию (приспособленность) в социуме. В связи с этим, считаю невозможным применять одну и только одну какую-либо технологию на учебном занятии.
Предварительный просмотр:
Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
В 1991 году, в ответ на многочисленные запросы родителей детей дошкольного возраста, в Центре детского творчества была создана Студия раннего развития «Солнышко», основной целью которой было удовлетворение запросов семьи на помощь в формировании у дошкольников знаний, умений и навыков, необходимых для поступления в школу.
Основателем студии раннего развития «Солнышко» является педагог дополнительного образования Шишковская Ольга Николаевна. И на протяжении 22 лет она продолжает учить детей читать, писать, считать, вышивать, вырезать. Вместе с ней обучают детей замечательные педагоги – это Торговичева Ольга Валерьевна, учитель- логопед, Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования, Мальцева Лидия Николаевна, педагог дополнительного образования, а руководит работой студии методист Отраднова Оксана Геннадьевна.
Педагоги считают, что на раннем этапе обучения и воспитания важно сформировать у детей систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, воспитать культуру восприятия чувств.
Известно, что психологическое созревание не всегда соответствует возрасту физическому, что соответствие зависит от целого ряда факторов, таких как: условия детской жизни, обучение и воспитание в семье и дошкольных учреждениях, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. От наличия этих факторов, от оптимальности их реализации в дошкольном возрасте зависит уровень сформированности психологической готовности ребенка к школе.
Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет) - период активного развития и становления познавательной деятельности, поэтому педагоги в этом возрасте закладывают основы будущей личности: формируют устойчивую структуру мотивов; зарождают новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников формируют интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; формируют потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д).
Заниматься в студию раннего развития «Солнышко» приходят дети в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия проводятся по 35 минут 2 раза в неделю для каждой группы
Принимаются все дети, которым на сентябрь месяц исполнилось 5 лет в старшую группу, а дети 6 лет принимаются в подготовительную группу. В течение года группы могут частично перекомплектовываться в целях обеспечения психологического комфорта каждого отдельного ребенка и учебной группы в целом.
Обучение в Студии проходят воспитанники в течение двух лет.
К концу первого года обучения у ребенка начинает преобладать стремление найти партнера по игре, ребенок способен на организацию совместной деятельности, в группе складываются отношения товарищества и взаимопомощи.
Активизируется любознательность, ребенок с удовольствием занимается на всех занятиях, возрастает объем памяти, ребенок способен запомнить большое количество материала из разных областей знаний, происходит накопление большого запаса представлений, увеличивается активный словарь, речь становится более четкой.
Ребенок активно участвует в коллективно-творческих занятиях, не боится элементов соревновательности.
К концу второго года обучения у ребенка сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, ребенок осознает процесс обучения, испытывает удовольствие от освоения нового материала.
Ребенок способен обобщать имеющиеся у него знания, использовать их в разных ситуациях, на всех занятиях проявляет познавательную и творческую активность, умеет выражать свои чувства и мысли посредством речи.
В группе складываются устойчивые дружеские связи, «мы» начинает преобладать над «я».
Ребенок имеет большой запас знаний, умений и навыков, предусмотренных предметными программами, активно использует их на коллективно-творческих занятиях и в самостоятельной деятельности. Ярко выражено желание и готовность идти в школу.
Важнейшим условием для достижения поставленной цели – подготовка к школьному обучению, является тесное сотрудничество с родителями.
Дети еще не могут рассказать и объяснить родителям, что они делали на занятии. Для них все занятие - это увлекательное игровое действо, в процессе которого они получают удовольствие от общения с педагогом и сверстниками, удовлетворение от своих личных и коллективных достижений. Процесс обучения, происходящий при этом, детьми (особенно в старшей группе) осознается далеко не всегда. Да и все 35 минут занятия ребенком сознательно не запоминаются (к тому же в день проходит 3-4 занятия по разным предметам). На вопрос родителей о том, что делали на занятии, ребенок, как правило, рассказывает о своем самом ярком впечатлении («Я был котом», «А у Оли звуковичок самый первый прилетел», «Мы играли, и меня воротики не поймали» и т.п.) Поэтому самое первое и необходимое условие для успешного обучения - это информация родителей о том, что дети делают на занятии. Не менее важно не только информировать родителей о том, что делают дети на занятии, но и зачем. В большинстве своем родители имеют смутные воспоминания из собственного детства о том, как их учили правильно говорить, читать, писать, считать и т.д. Причем, как правило, эти воспоминания связаны со школой, система обучения в которой существенно отличается от системы занятий в Студии.
Проводятся индивидуальные консультации (по запросу родителей и по инициативе педагога). На них обсуждаются проблемы, касающиеся отдельного ребенка, трудностей, возникающих при работе дома, оказывается помощь детям, которые из-за болезни пропустили новую тему.
Очень важной формой работы являются открытые занятия для родителей. На этих занятиях родители часто видят своего ребенка совсем не таким, как дома. Как правило, дети в глазах родителей оказываются на открытых занятиях более самостоятельными, умелыми, коммуникабельными. Кроме того, родители могут увидеть в действии ту методику, о которой они узнали на консультациях, увидеть стиль общения педагога с детьми, детей между собой. Во многом это помогает родителям при дальнейшей самостоятельной работе дома. В конце каждого года обучения проводятся итоговые открытые занятия с целью показа родителям достижений детей за год. Этот момент очень важен. Итоговые открытые занятия способствуют тому, что родители вместе с детьми испытывают удовлетворение и радость за детские достижения, в которых немалая заслуга не только педагога, но и родителей.
Одним из основных показателей результатов деятельности педагогов является успешное поступление выпускников студии раннего развития «Солнышко» в выбранные общеобразовательные учреждения, а так же дальнейшее развитие творческих способностей детей в коллективах и учреждениях дополнительного образования:
— не менее 70% выпускников занимаются дополнительным образованием в музыкальных и художественных школах, хореографических студиях и ансамблях, спортивных секциях и творческих коллективах МКОУ ДОД «Центр детского творчества».
Не менее значимым показателем уровня образовательной деятельности Студии является и то, что в последние годы многие родители приходят со своими детьми в Студию по рекомендации знакомых, чьи дети занимаются в Студии или уже закончили ее и учатся в школе. Многие семьи обучали в Студии двоих и даже троих своих детей. Некоторые школы рекомендуют будущим первоклассникам пройти курс подготовки к школьному обучению в Студии.
методист Отраднова Оксана Геннадьевна
Предварительный просмотр:
Баженова Зоя Николаевна,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье
Проектная технология в системе деятельности детского объединения
Включение проектной технологии в систему деятельности детского объединения «Флористика» является показателем адаптации к стремительно изменяющимся условиям времени. Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование - особый вид деятельности, позволяющий осуществить изменения в социальной среде. Эта форма применяется при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов чаще предлагается самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы.
«Все новое - хорошо забытое старое» - гласит пословица. Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребованными в современной школе, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими нужными на определенном этапе развития общества и системы образования. Метод проектов - яркая иллюстрация этого явления.
Он возник еще в 20-е годы минувшего столетия в США и назывался методом проблем.
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельного конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технички, технологии, творческих областей.
Творчество, Самостоятельность, Активность являются условиями проектной деятельности. А практически - деятельностная направленность при осуществлении проекта делает целеполагание и действия учащихся более осмысленными, конкретно ориентированными, а в конечном итоге личностно ориентированными.
Проектная деятельность активизирует и мотивирует обучение. Идет становление самостоятельности, понимания социальной востребованности и значимости личности. Процессы воспитания и обучения сливаются. Они не идут параллельно, а становятся единым процессом образования новой личности, социализации будущего гражданина. Проектная технология превращает образовательный процесс в продуктивный.
Культуротворческая деятельность школьника, развитие навыков планирования, рефлексии позволяют ему выходить на качественно новый уровень не только в отношениях ученик-ученик, но и в отношениях ученик - учитель. Достигнув должного уровня самостоятельности, ученик может корректировать эти отношения, «использовать» учителя в качестве одного из источников информации в поисках решения проблемы. Таким образом, проектный метод (технология) обучает не столько навыкам решения образовательной проблемы, сколько проектированию своих личных жизненных планов. А значит, социальная функция и востребованность этого метода очевидна.
Цель метода - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.
Процесс социализации (освоения человеком социальных ролей и культурных норм) идет наиболее полно: через теорию и практику.
Какие общественно значимые навыки, знания и умения получает ребенок, практикуясь в проектной деятельности?
• обретение ребенком своего «Я», самоопределение;
• обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной и тому подобной деятельности;
• умение самовыражаться;
• присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, , через осознание своего места в нем, через социальную позицию.
Таким образом, социальное проектирование в современных условиях - это важнейшая составляющая формирования гражданского общества. Это деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества ОУ с органами власти и общественностью.
Во время обучения на курсах повышения квалификации в ИРООО, мною в составе группы слушателей был составлен социальный проект «Вместе - мы сила!», направленный на повышение активности родителей. (Содержание прилагается).
В учебной деятельности одной из форм работы является разработка и презентация детских творческих проектов.
Так, в 2010 году был разработан проект «Флористическая картина». Автор проекта воспитанница кружка Шанова Елена.
В 2011 году - разработан проект «Картина из соломки», автор - Русинова Надежда, который был представлен на районном конкурсе проектов и отмечен Дипломом 3-ей степени (Проекты прилагаются).
Предварительный просмотр:
Хохлова Наталья Николаевна,
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п.Большеречье,
заведующая методическим отделом
Проект «Каждому педагогу - по блогу!»
Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Проект «Каждому педагогу – по блогу!» (создание условий для совершенствования ИКТ- компетентности педагога дополнительного образования) по организации новой образовательной практики, направлен на совершенствование учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности педагогов МКОУ ДОД «Центр детского творчества».
Проект был реализован в период период с сентября 2012 уч.года по апрель 2013 уч.года.
Этапы реализации Проекта «Каждому педагогу – по блогу!»
1.Подготовительный
2.Диагностический
3. Обучающий
4.Деятельностный
5.Итоговый
На Подготовительном этапе (сентябрь 2012) методистами была изучена литература по теме; создан электронный методический комплекс по формированию ИКТ-компетентности для самобразования педагогов ЦДТ. Проект обсужден на педсовете и методсовете ЦДТ, осуществлен договор с ИМЦ Большереченского комитета по образованию. Создана методическая база и разработаны методы стимулирования педагогов при реализации проекта.
На Диагностическом этапе по итогам анализа анкет для определения степени использования информационно-компьютерных технологий:
Имеют дома компьютеры: 15чел. – из 18 - 83,25% , 16,75 – не имеют
Самостоятельно изучили компьютер: 11 чел.- из 18 = 61,05% Получили специальное обучение: 4чел.из 18 - 27,75 %. Не знакомы с Компьютером- 16,750%
Используют компьютер при подготовке к занятию; для самообразования 83,25%;
11,10% считают, что в ЦДТ не созданы условия для использования ИКТ,
27,75% считают, что условия частично созданы или создаются
22,20 указали конкретные причины:
Условий мало, т.к. из оборудования есть только компьютеры, все остальное берется из других организаций;
Мало компьютеров, нет выхода в Интернет, нет ноутбука, проектора, экрана, цветного принтера
Нет Интернета
5,55% внесли предложение: Нужно сделать все более доступным
Используют сеть Интернет – 66,60%, однако только у 49,95 % есть свои электронные адреса, только 27,75% зарегистрированы в Профессиональных педагогических сетях , таких как Pedsovet.org, it-n.ru, nsportal.ru, NUMI.ru, сайт ИРООО и т.п., иногда посещают такие сайты 22,20%
Публикации на профессиональных сайтах имеют только 22,20%, 16,65% имеют свои профессиональные мини-сайты на nsportal.ru, 5,55% имеет свой обновляющийся блог на портале nsportal.ru.
16,65% ждут помощи в создании собственного блога,
22,20 % советуют:
- разработать пару часов для обучения на ПК,
- организовать курсы ПК,
- разработать серию семинаров для педагогов по обучению размещению материалов на различных сайтах, созданию блого в.
- каждому педагогу – по ноутбуку и выходу в Интернет!
На основании вышеизложенного для совершенствования владением педагогами ЦДТ информационных компьютерных технологий методкабинет ЦДТ предполагает предпринять следующие шаги:
1.Сформировать группы педагогов по степени обученности ПК и мотивации к обучению;
- Разработать индивидуальные Путевые листки для самостоятельного изучения ПК (Первый уровень)
- с использованием самообразования на основе электронной папки «Я и компьютер»,
- с использованием более продвинутых педагогов ЦДТ,
- с балльной системой оценки деятельности педагога
- Разработать индивидуальные Путевые листки Второго уровня для освоения педагогами деятельностного этапа проекта «Каждому педагогу – по блогу!» с балльной шкалой.
В рамках Диагностического этапа (октябрь 2012):
- Созданы и обработаны первичные диагностические карты по изучению уровня ИКТ-компетентности педагогов ЦДТ;
- Сформированы группы педагогов на основании данных обработки диагностических карт;
- Осуществлена персональная разработка индивидуальных образовательных траекторий
Обучающий этап (ноябрь 2012-январь 2013):
Осуществлено разноуровневое обучение педагогов ЦДТ:
на базе методкабинета ЦДТ более продвинутыми педагогами, методистами, самообразование с помощью продвинутых родственников, на базе ИМЦ Комитета по образованию, а также - методистами ЦДТ, с помощью электронного методического комплекса по формированию ИКТ-компетентности
Деятельностный этап осуществлялся в январе -марте 2013:
В это время был подготовлен и проведен Конкурс «Педагог года – 2013», включавший в себя конкурсы методической продукции педагогов нашего Центра: Конкурс презентаций в Power Point дополнительных образовательных программ педагогов ЦДТ, Конкурс пособий по своему направлению, разработанных педагогами в Office Publisher, Конкурс буклетов для родителей в Office Publisher. А также Конкурс электронных портфолио педагогов ЦДТ, в котором учитывалось наличие публикаций и участие конкурсах в электронных СМИ, наличие мини-сайтов и активных блогов на сайте nsportal.ru (Социальная сеть работников образования).
Итоговый этап - апрель -май 2013:
Проведена оценка результатов проекта, создан сайт Центра детского творчества на nsportal.ru\site\313858 и 19 мини- сайтов педагогов дополнительного образования ЦДТ (это 100% всех наших педагогов) на nsportal.ru. Восемь педагогов Центра получили электронную Благодарность за активное участие в работе Социальной сети работников образования nsportal.ru. Четыре педагога разместили свои материалы на педагогических сайтах Pedsovet.org и NUMI.ru. А пять педагогов приняли участие в интернет - конкурсе и получили Сертификаты участников Всероссийского конкурса образовательных программ дополнительного образования «Калейдоскоп -2013» интернет- площадки центра педагогических технологий имени К.Д.Ушинского «Новое образование». Педагог С.В.Левенец получила Диплом Всероссийского конкурса образовательных программ дополнительного образования «Калейдоскоп - 2013».
Создан электронный сборник методической продукции педагогов ЦДТ, разработанной в ходе реализации проекта «Каждому педагогу – по блогу!».
В новом учебном году у проекта определилось его дальнейшее развитие:
- для проведения Декады открытых дверей каждым педагогом самостоятельно был подготовлен рекламный материал в виде презентаций в РР, буклетов - приглашений в кружки и визиток;
- четверо педагогов успешно приняли участие в Педмарафоне, самостоятельно подготовив электронные версии своих работ, идет уверенная подготовка к Форуму педагогов УДОД «Инновационный потенциал учреждений дополнительного образования»;
- для проведения мастер-классов по своему профилю на Осеннем экологическом сборе детского актива РДЮО «Хрустальный мир» каждым педагогом были подготовлены буклеты с методическими разработками занятий.
- используя свой электронный адрес, педагоги ЦДТ регистрируются в системе http:sisso.org, предоставляя свои дополнительные образовательные программы для Всероссийского реестра программ дополнительного образования детей;
- педагоги самостоятельно путешествуют по профессиональным сайтам, обмениваются информацией, участвуют в форумах и конкурсах;
- в методкабинете Центра детского творчества оборудованы дополнительно два новых рабочих стола с компьютерами (был один компьютер для свободного доступа), приобретен для общего пользования фотоаппарат, ведется работа по созданию локальной сети , которая объединит 5 имеющихся в методкабинете компьютеров и три принтера.
В прошлом учебном году мы использовали nsportal.ru как своеобразный «лягушатник» или тренажер для более уверенного «плаванья» наших педагогов по Интернет-пространству. А в этом учебном году мы планируем на сайте Центра детского творчества http://dodcdt.bol.obr55.ru зарегистрированным на нем педагогам предоставить права модераторов своей странички с возможностью наполнять ее своим содержанием. Надеемся, что после обучения «Блогостроительству» на базе ИМЦ каждый педагог сможет продуктивно работать в своем блоге.
Интерес к этой стороне деятельности у моих коллег устойчивый, и теперь уже многие педагоги нашего Центра уверены, что компьютерная грамотность в большой мере способствует росту профессионального мастерства.