тематический час "ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ..."
план-конспект занятия
Что такое семья? Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники. Это любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции.
Могущество народа - в семье. Силён тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно. Счастлив человек, который знает и ценит свои корни, а значит - гордится своей семьёй.
Речь идет о правах и обязанностях родителей и детей, об обстановке в семье, звучат красивые стихи о доме. Совершается небольшой экскурс в историю брака, разъясняются права (личные и имущественные) и обязанности супругов, основания лишения родительских прав, знакомство с брачным контрактом.
В заключение делается вывод, что мир и согласие в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_semya.docx | 71.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЧАС «ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ…»
Цель: семейное воспитание, знакомство с Семейным кодексом.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из отчего дома, вышли из семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло.
Семья - это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья, какое короткое и в тоже время великое слово! Слово, зачастую включающее в себя историю нескольких поколений. Тема семьи волновала людей во все времена. Волнует и сегодня. И наш информационный час «Все начинается с семьи» посвящен семье, правам и обязанностям в семье родителей и детей. Их знание необходимо не только взрослым, но и детям. Ведь сейчас вы дети, а в будущем сами станете родителями.
Что такое семья? Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».
«Всё начинается с семьи –
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть
Всё начинается с семьи…».
Могущество народа – в семье. Силён тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно. Счастлив человек, который знает и ценит свои корни, а значит – гордится своей семьёй. Существует огромное количество пословиц о семье. Может, вы назовете несколько пословиц. Или продолжите за нами.
«Муж да жена – одна душа»,
«Муж и жена из одного кремня искры»,
«Муж да жена – одно дело, одно тело, один дух»,
«Где в семье лад, не нужен и клад»,
«Дети – зеркало семьи»,
«Наши дети – наша старость»,
«Семья без детей, что дерево без корней»,
«В какой семье любовь да совет, в той и горя нет»,
«Дружная семья гору сдвинет».
Семья - это любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. Семья - маленькое государство, у руля которого может стоять отец, а может мать, а бывает, что они вдвоём берутся за управление семейным кораблём. Но совсем не главное, кто капитан этого корабля, главное, чтобы в доме не было сквозняков и ветров бездумья, отчуждения, чтобы жилось в нём уютно, комфортно и спокойно.
Каждый из нас является членом семьи. В ней воспитываются дети, заботятся о старших, организуется быт и отдых Мать и отец – первые и главные воспитатели. Они учат детей понимать людей и ценить жизнь, передают детям лучшее. У них должна быть общая цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми. Как правило, отец прививает детям привычки, требующие напряжения волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в них чувство долга и ответственности. Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное.
Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку. Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы. От обстановки в семье во многом зависит, как ребенок будет развиваться, учиться, работать, вести себя в быту, в обществе. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей. А крепкие кирпичики – это крепкий дом.
Дом - это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, грустным, нежным, злым,
Еле живым.
Дом - это там, где все поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».
Вступление в брак обусловлено не только правовыми нормами, но и более значимыми отношениями: личностными, моральными, этическими, экономическими и др.
Брак можно определить как добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, для создания семьи, и порождающий для них взаимные личные права и обязанности, заключаемый в соответствии с установленным законом порядке. При вступлении в брак запрещены любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается подачей ими совместного письменного заявления о вступлении в брак в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Законом не допускается заключение браков по доверенности, через представителя либо заочно. Брачный возраст в РФ установлен ст. 13 СК с 18 лет. Законы субъектов РФ позволяют при исключительных обстоятельствах заключать брак с 16 лет и раньше.
В российском семейном законодательстве нет единого понятия семьи.
Семья характеризуется как малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, задачами воспитания детей, взаимной поддержкой.
Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства брак заключался похищением невесты женихом без ее согласия, покупкой ее у родственников. Развод производился свободно. Жена имела свое имущество, дочь не получала наследства, но родители давали ей приданное.
С принятия христианства на Руси действуют нормы византийского семейного права. Высшие слои общества с 11 в. венчались в церкви, остальное население заключало брак обрядом у воды. Юноши вступали в брак с 15 лет, а девушки с 13 лет. Основой отношений между мужем, женой и детьми являлась власть мужа и отца.
В Российской Империи брак между лицами христианских вероисповеданий должен был происходить в форме церковного венчания, в противном случае брак мог быть недействительным.
Православные лица, которые желали вступить в брак, должны были уведомить об этом священника своего прихода. Ему предоставлялись все данные о том, что препятствий к вступлению в брак не имеется. Согласно указу Св. Синода, если у священника не возникало сомнения в том, что вступающие в брак достигли брачного возраста, то не было основания требовать представления метрических свидетельств жениха и невесты. Священнику представляли паспорт или полицейское свидетельство для удостоверения личности жениха и невесты или для удостоверения священника в отсутствии брачных уз, связывающих жениха или невесту. От лиц, состоящих на гражданской или военной службе, священник был обязан потребовать письменное разрешения со стороны начальства на вступление в брак. Удостоверившись в отсутствии препятствий, священник делал троекратное оглашение в ближайшие воскресные и другие праздничные дни для того, чтобы каждый, кто знал о существовании препятствий, мог своевременно об этом заявить.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться.
Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
До 1845 г. муж мог подвергнуть жену физическому наказанию или насильственно постричь в монахини.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: во-первых, был выпущен декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. Во-вторых, был выпущен декрет «О расторжении брака», на основании которого бракоразводные дела передавались во введение местных судов.
Интересно, что первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 8 веке до н.э. С тех пор было принято множество законов о расторжении брака. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. По статистике распадается каждый третий брак, заключенный в нашей стране.
Брак расторгается как в Загсе, так и в суде. Причём в одном-единственном случае супруг, по закону, не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка.
Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом.
1 марта 1996 г введен в действие новый Семейный кодекс, который наряду с Конституцией и Гражданским кодексом РФ, Конвенцией о правах ребенка – является основным источником семейного права. Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства.
В СК РФ сформулированы основные принципы семейного законодательства, на которых строится семья и семейные отношения.
Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе: обеспечивает продолжение человеческого рода, воспитывает детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на взрослых членов семьи. Семья удовлетворяет потребности человека в любви, во взаимопомощи, моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, она заботится о малолетних и престарелых членах семьи.
Со дня государственной регистрации заключения брака супругами в органе ЗАГС между ними возникают права и обязанности. (ч. 2 ст. 10 СК РФ). Семейное право делит все права и обязанности супругов на две группы - личные и имущественные.
Личные права и обязанности затрагивают личные интересы супругов. Они не могут быть отменены или ограничены соглашением между супругами. Основываются на обще конституционных правах человека.
Личные права супругов:
- право на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;
- право на совместное решение вопросов семейной жизни;
◊ право выбора супругами фамилии.
Личные обязанности супругов носят лишь декларативный характер и представляют одобряемую государством модель поведения супругов в семье.
» строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения;
» содействовать благополучию и укреплению семьи;
» заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами, в том числе и защищать их.
Некоторые семейные права являются одновременно и обязанностью их носителя: родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка (детей).
Имущественные отношения супругов:
- возникают между супругами по поводу совместного имущества, и алиментных обязательств;
- отношения между родителями и детьми, другими родственниками по поводу предоставления содержания.
Свои имущественные права и обязанности в период брака и после его расторжения супруги определяют самостоятельно. Существует законный и договорной режим имущества. Имущество супругов, не оформивших брачный договор, формируется на режиме их совместной собственности,
т. е. на основании закона. Совместная собственность супругов появляется сразу же после заключения брака. Свадебные подарки уже входят в состав общего имущества супругов, если они не адресованы лично одному из них.
Супруги могут заключить между собой соглашение (брачный договор), определяющий их имущественные права и обязанности в браке и при его расторжении. Кстати, мода на контракты началась на Западе. Брачные контракты заключали в свое время Наполеон Бонапарт, Вольфганг Амадей Моцарт. Возможность заключения брачного контракта в России появилась 10 лет назад, когда был принят новый СК.
С момента рождения ребенка у супругов возникают родительские права и обязанности по отношению к ребенку. После государственной регистрации рождения ребенка в органах ЗАГСА его происхождение становится юридическим фактом и порождает правовые последствия. Родительские правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей и носят двусторонний характер, поскольку права и обязанности существуют и у родителей, и у ребенка. Родители – это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (ст. 38 Конституции РФ).
Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей. При этом не имеет значения, в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство признано в добровольном порядке или установлено судом. Во-вторых, родительские права ограничены во времени. Если ребенок достиг совершеннолетия или стал дееспособным несовершеннолетним, родительские права и обязанности прекращаются. Но родители обязаны содержать нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка.
В-третьих, должен соблюдаться приоритет интересов ребенка. Нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют его права.
И четвертая особенность: родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.
Именно родители каждый день общаются с ребенком, лучше понимают его и его потребности. Поэтому на них ложится основная нагрузка по обеспечению прав и законных интересов ребенка. Родители вправе выбирать, где будет проживать ребенок, где учиться и лечиться, где отдыхать. Родители контролируют, какие фильмы и передачи смотрит ребенок, в какое время он ходит гулять, успевает ли делать уроки, не посещает ли места, запрещенные для посещения детей. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.
Ребенок – это, по общему правилу, сформулированному в ст. 1 Закона о гарантиях прав ребенка, лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Глава 11 СК РФ посвящена правам несовершеннолетних детей, которые принято делить на личные неимущественные и имущественные права.
Личные неимущественные права ребенка неразрывно связаны с личностью носителя. Их нельзя продать, передать, подарить, завещать и т.д.
♦ право ребенка жить и воспитываться в семье;
♦ право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;
♦ право на защиту своих прав и законных интересов;
♦ право выражать свое мнение;
♦ право на имя, отчество и фамилию.
За ребенком признается также право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право на общение с родителями и другими родственниками сохраняется, в случае расторжения брака между родителями, признание брака не действительным.
Имущественные права ребенка:
- право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.
- право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.
Итак, дети – это самостоятельные граждане, обладающие самостоятельными семейными правами. Государство не наделяет их этими правами, они принадлежат детям от рождения, но создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты прав, исходя из интересов и потребностей каждого ребенка.
24.07. 1998 был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью административного, гражданского, уголовного, трудового права и других.
СК РФ установлен круг лиц, обязанных защищать права и интересы несовершеннолетних - это родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, а так же органы опеки и попечительства, прокурор, суд.
Между родителями и детьми также существуют личные и имущественные правоотношения. К личным правоотношениям относятся:
1. право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию;
2. право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей,
3. право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов.
Имущественные правоотношения регулируются гражданским правом, а алиментные - семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут вступать между собой во все дозволенные законом сделки. В отношениях с несовершеннолетними детьми самым распространенным является договор дарения.
СК РФ родителям запрещено:
- причинять вред физическому и психическому здоровью детей;
- причинять вред нравственному развитию ребенка;
- применять способы воспитания, связанные с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком;
- наносить оскорбления ребенку;
- применять эксплуатацию детей.
Ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:
- когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителей (одного из них). К таким обстоятельствам относятся психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств, серьезные физические дефекты и др.;
- если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав.
Лишение родительских прав происходит, если родительские обязанности осуществляются в противоречии интересам детей и производится в судебном порядке. Эта мера крайняя, исключительная и применяется тогда, когда другие способы воздействия не дали результатов.
СК РФ предусматривает административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится. Органы опеки и попечительства наделены правом немедленного отобрания ребенка у названных лиц при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка. Также правовым основанием отобрания ребенка является постановление (распоряжение) органа местного самоуправления.
Основания лишения родительских прав:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей, злостное уклонение от уплаты алиментов.
- отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, лечебного, воспитательного учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
- злоупотребление родительскими правами, использование этих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т. п.);
- жестокое обращение с детьми, осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность, грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация детей, не предоставление детям продуктов питания и др.
- хронический алкоголизм или наркомания родителей, подтвержденные соответствующим медицинским заключением.
- совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей либо супруга.
Ребята, как вы считаете, с какого возраста ребенок имеет право на выражение собственного мнения? Обязаны ли органы власти учитывать это мнение?
Возраст не ограничен законом. Конвенция требует, чтобы государство предоставляло право на выражение собственных взглядов любому ребенку, который способен сформулировать собственное мнение.
При решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка, он вправе выражать свое мнение. Обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства по вопросам, затрагивающим его интересы. Если ребенку исполнилось 10 лет, его мнение учитывается в обязательном порядке. Изменение имени и фамилии ребенка, восстановление прав родителя, лишенного родительских прав, усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка, передача ребенка на воспитание в приемную семью возможны только с согласия ребенка, которому исполнилось 10 лет.
Ребята, мы очень много говорили о правах, а как вы считаете, есть ли у вас обязанности? Что вы должны делать, а что не должны?
Законом не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что они могут получать все от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Поэтому у школьников в семье обязательно должны быть свои обязанности:
- В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей).
- Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.
- Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
- Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
- Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
- Последовательно выполнять принятые решения.
- Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
- По возможности зарабатывать немного денег.
Ребята, а сейчас давайте вместе с вами подумаем, какой должна быть настоящая семья. Мы говорим букву, а вы называете слова.
С – счастливая, спортивная, современная,
Е – единственная, единая,
МЬ – многодетная, музыкальная, модная,
Я – яркая, ясная, …
В известной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют, где тебе всегда рады.
Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья должна быть местом, где заботятся друг о друге, образцом для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда начинается воспитание ребёнка
С чего начинается любовь к ребёнку? Воспитывать ребёнка нужно с пелёнок... и даже раньше....
Методическая разработка класного часа на тему: "Всё начинается с любви..."
Цели: формирование у студентов семейных духовно-нравственных ценностей, углубить представление о любви, формирование положительной нравственной оценки любви как высокого благородного чувства, пр...
Классный час "Семья начинается с меня"
Решение проблем современной семьи...
Программа по семейному воспитанию "Всё начинается с семьи"
Программа, по которой я работаю - семейное воспитание в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важны...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?»
Данные методические рекомендации,очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а могут закончиться такие отношения. Те...
Тематические схемы курса "Основы агрономии". Семена
Схема темы "Семена"...
Тематический классный час "Семья в жизни человека"
Классный час...