Программа психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсника "На пути к взрослой жизни"
рабочая программа
Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых, которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала.
Данная программа направлена на помощь вчерашним школьникам хорошо адаптироваться в новой образовательной среде сегодня, чтобы стать успешным специалистом своего дела завтра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_puti_k_vzrosloy_zhizni_adaptatsiya.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский промышленно- гуманитарный колледж»
Программа
психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсников
«На пути к взрослой жизни »
о.Муром
Паспорт программы
Наименование программы | Психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсников «На пути к взрослой жизни » |
Наименование учреждения | ГБПОУ ВО «МПГК» |
Автор программы | Педагог- психолог Ефремова Юлия Евгеньевна |
Цель программы | Создать условия для успешной адаптации учащихся 1 курса |
Задачи | 1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии, профессиональных компетенциях. 2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе. 3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе. 4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию. 5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей учащихся, способности к рефлексии. 6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности. 7. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. |
Направления программы | 1. Просветительское направление: -организационные мероприятия для классных руководителей и мастеров групп, по воспитательной работе со студентами первого курса; -информирование преподавателей, мастеров и классных руководителей о психологических особенностях первокурсников. 2. Диагностическое направление: -изучение индивидуально – психологических особенностей студентов, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии; -мероприятия по исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявление дезадаптации; -определение профессиональных склонностей, исследование творческих способностей. 3. Профилактическое направление: -мероприятия в форме классных часов, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов направленных на успешное протекание социально-психологической адаптации первокурсников; -организация воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии; -мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации первокурсников. 4. Коррекционно – развивающее направление: -организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации студентов первого курса. |
Срок проведения | 2020-2021 учебный год |
Ожидаемые результаты | 1. Создание единой адаптационной среды. 2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации. 3. Осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами. 4. Осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию. 5. Сохранность контингента. |
Исполнители программы | Заместитель директора по УВР Заместитель директора по УМР Педагог – психолог Социальный педагог Мастера производственного обучения Классные руководители Медицинский работник Воспитатель общежития |
Нормативно-правовое обеспечение программы
Нормативно-правовой базой для разработки программы адаптации первокурсников являются следующие документы:
1. Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Муромский промышленно- гуманитарный колледж»
2.Локальный акт о психологической службе.
3.Локальный акт о внутриколледжном контроле.
4.Локальный акт о постинтернатном сопровождении в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в Муромском промышленно- гуманитарном колледже.
5.Локальный акт о студенческом общежитии Муромского промышленно- гуманитарного колледжа.
6.Правила внутреннего распорядка Муромского промышленно- гуманитарного колледжа.
Пояснительная записка
Каждый год наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива обучающихся, которые поступают из разных сельских и городских школ, становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих обучающихся переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.
Новый коллектив, новые преподаватели, новый учебный процесс отличающийся от школьного, порой неопределенность в выборе профессии, неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами) ,социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких. Все это приводит к возникновению психологических проблем, к затруднению в адаптации.
Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых, которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала.
А начинаться все должно с адаптации обучающегося в той среде, в которую он пришел, не важно сделал он выбор самостоятельно или при помощи взрослых, которые за него решили. Помогать и сопровождать вчерашнего школьника должны все те же взрослые, которые берут на себя ответственность в данный период его жизни, его жизненного становления, как творческой личности, как будущего профессионала. Поэтому в период адаптации на весь коллектив ложиться большая ответственность в создании условий для успешной адаптации, безболезненного принятия той новой обстановки, которая существует в учебном заведении и которая благоприятно влияет на психологическое состояние человека.
Вчерашние школьники, поступившие в колледж, ещё только на пути к самоопределению, они по-разному относятся к своей будущей профессии, а также к обучению в учебном учреждении. Поэтому очень часто возникают трудности и неудачи, которые приводят к разочарованию, утрате интереса, пассивности, не желанию учить и учиться, а также посещать колледж. Все они очень разные, каждый имеет за плечами свой багаж знаний и умений, каждый обладает определенным уровнем коммуникабельности, уверенности в себе и ответственности, но все они пришли за одним и тем же, за профессией, которую выбрали, поэтому наша главная задача не только адаптировать их, но и сформировать желание получить данную профессию, чтобы в будущем стать хорошим квалифицированным специалистом.
Цель: создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.
Задачи:
1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии, профессиональных компетенциях.
2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.
5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей учащихся, способности к рефлексии.
6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.
7. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Формы работы:
- Анкетирование;
- Социологические опросы;
- Диагностирование;
- Лекционно-практические занятия;
- Тренинги;
- Ролевые и ситуативные игры;
- Дискуссии;
- Беседы;
- Социально-педагогическое сопровождение;
- Психологокоррекционное воздействие;
- Включение студентов во внеучебную деятельность.
Механизм реализации:
1 этап – входная диагностика (сентябрь- октябрь) : Среди обучающихся – первокурсников и классных руководителей проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной саморегуляции поведения, уровень притязаний, коммуникативные особенности обучающихся – первокурсников. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной работы со студентами по адаптации.
2 этап – социально-психологическое воздействие (ноябрь- январь): Проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации обучающихся. Психокоррекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с классными руководителями.
3 этап - итоговая диагностика (февраль- март): заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников после проведения психокоррекционных мероприятий. Оценка эффективности проведения социально-психологической работы.
4-этап – углубленное психокоррекционное воздействие (апрель- июнь): Проводится по необходимости специалистами отдела по социально - воспитательной работе со студентами –первокурсниками имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально - психологической работы.
Календарно-тематическое планирование по реализации программы адаптации обучающихся –первокурсников
№ П/п этап | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные |
1. Аналитико- диагностическое направление | |||
1 | Изучение личных дел студентов | Сентябрь | Социальный педагог Педагог- психолог Классные руководители Мастера п/о |
2 | Сбор информации об учащихся( анкетирование учащихся, родителей) | Сентябрь | |
3 | Составление социальных паспортов групп, колледжа | Октябрь | |
4 | Определение степени адаптированности первокурсников к условиям колледжа | Ноябрь | |
5 | Определение степени установки на ЗОЖ, на степень осведомленности о вопросе ПАВ | Декабрь | |
6 | Выявление мотивации обучения, удовлетворенности учебно- воспитательным процессом | Январь | |
2. Организация учебного процесса | |||
1 | Взаимодействие с педагогами- предметника с целью изучения особенностей социально- психологической адаптации к специфике учебных предметов:
| В течение года | Классные руководители Заместитель директора по УМР и УПР |
3. Организация воспитательной деятельности | |||
1 | 1.Вовлечение учащихся в деятельность секций, кружков колледжа. 2.Формирование и развитие духовно- нравственных ценностей. 3.Формирование правовых знаний первокурсников. 4.Формирование навыков ЗОЖ. 5.Формирование эстетических ценностей. 6.Привитие трудовых навыков. 7.Участие в мероприятиях в рамках недели специальности, конкурсах по профессии, тд. 8Участие в общественной жизни колледжа, спортивных и культурно- массовых мероприятиях. | В течение года | Классные руководители Руководители кружков Заместитель директора по УВР и УПР Социальный педагог Педагог- психолог |
4. Взаимодействие с родителями | |||
1 | Родительские собрания (групповые, общеколледжные) по заданным тематикам: знакомство, адаптация, успеваемость | В течение года | Классные руководители Педагог- психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
2 | Индивидуальные консультации по возникающим вопросам | ||
3 | Взаимодействие родительского комитета группы и колледжа со всеми структурными подразделениями | ||
5.Организованные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно- бытовым условиям проживания в общежитии | |||
1 | Заселение в студенческое общежитие, ознакомление с правилами и нормами проживания в нем | Сентябрь- октябрь | Заместитель директора по УВР Воспитатели общежития Комендант общежития Социальный педагог |
2 | Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии | В течение года | |
6. Социально- психологическое сопровождение учащихся, родителей, педагогов | |||
1 | Классный час «Давайте познакомимся» с целью знакомства коллектива друг с другом, создание благоприятного психологического климата и выявление личностных качеств и навыков Социологический опрос по выявлению соцдемографических данных учащихся | Сентябрь | Классные руководители, педагог- психолог |
2 | Классный час с элементами тренинга «Я- первокурсник» с целью психолого- педагогическое сопровождение процесса адаптации Анкетирование по выявлению уровня учебной мотивации и адаптации | Октябрь | Классные руководители, педагог- психолог |
3 | Классный час «Наша группа» с целью сплочения коллектива учащихся, создания ощущения целостности, нужности каждого учащегося. Анкетирование учащихся по адаптированности к обучению в колледже, самооценке, тревожности | Ноябрь | Классные руководители, педагог- психолог |
4 | Проведение классных часов, занятий с элементами тренинга по профилактике трудностей адаптации с теми учащимися, которые испытывают те или иные трудности | Ноябрь-январь По запросу | Педагог- психолог |
5 | Психодиагностика по интересующим направлениям -адаптация -отношение к ЗОЖ - мотивация - удовлетворенность учебным процессом | В течение года | Педагог- психолог Классные руководители |
6 | Оказание консультационной помощи по возникающим вопросам учащимся, родителям педагогам | В течение года | Заместитель директора по УВР, педагог- психолог |
7 | Оформление информационного стенда, размещение информации на сайте «Я- первокурсник», изготовление буклетов для родителей | Сентябрь- октябрь | Заместитель директора по УВР, педагог- психолог |
Заключение
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности обучающегося, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа обучающегося. Задачей педагогического коллектива является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему квалифицированному рабочему «войти» в реальные условия современной жизни.
Поэтому помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у обучающихся и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность первокурсников, успеваемость и качество их знаний.
Литература
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн - Питер, 2008.
- Выготский Л.С. Психология.-М: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. (Серия «Мир психологии»)
- Грецов А.Г., Жукова Е.В. Из школы в жизнь: социально психологическая адаптация старшеклассников / Грецов А.Г., Жукова Е.В.: журнал «Психология и школа», 2002 -№ 1.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов - Питер, 2005.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
- Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., “Флинта”, 2003.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.,1996.
- Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн. - СПб., 2003.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь во взрослую жизнь
Каждая эпоха выдвигает свои типичные варианты жизненных целей и свои варианты их замены...
Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"
Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников
Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего ...
Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже
Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже...
«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»
Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей....
Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"
Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...
Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»
В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...