«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»
статья

Ольга Викторовна Сулимова

Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности.

В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России
обучаться в
общеобразовательных учреждениях могут все граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Муниципальные органы образования должны брать под контроль всех детей беженцев и вынужденных переселенцев на своей территории и обеспечить их обучение в общеобразовательных учреждениях.

        Нашу школу, как и многие школы Хабаровска эта проблема не обошла стороной. К ее решению активно подключаются не только педагоги, психологи, но и классные руководители.

С моей точки зрения, как классного руководителя адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.

В моем классе есть такие проблемы, как:

  1. увеличение количества детей, не усваивающих школьную программу,
  2. приоритет знаний среди людей разных национальностей,
  3. трудности в адаптации вынужденных переселенцев из бывших союзных республик,
  4. низкий уровень готовности детей к обучению в школе
  5.  несоответствие качества обучения пребывающих детей фактическому уровню знаний.

Основные варианты семейной ситуации детей-мигрантов таковы: Такие  семьи, как Каримова Абдуллоха и Петросян Спартака связывают дальнейшую жизнь и обучение ребенка с Россией, а это значит, что они осознают, что детям необходимо адаптироваться к российской системе образования.  Семья Буриева Дильшодбека приехала на время всвязи  с поиском работы, чтобы содержать свою большую семью.  Ребенку родители не планируют, что он будет заканчивать школу в России.  Поэтому Дильшодбек часто пропускает уроки,  имеет очень низкую учебную мотивацию, плохо проходит процесс  адаптации.

Контингент обучающихся моего класса многонационален. Подавляюшее большинство обучающихся класса - представители славянской — русские, а так же узбеки, армяне, буряты, корейцы, цыгане.

Абдуллох, Спартак и Дильшодбек  испытывают значительные трудности как в адаптации к новым условиям обучения, так и во взаимоотношениях в классе  с детьми.

Ведь ребенок, попадая в незнакомую ему среду, сталкивается со многими трудностями: культуры, языка, взаимоотношений взрослых между собой, общения со сверстниками. Таким образом, ребенок зачастую находится в психотравмирующей ситуации, в состоянии постоянного стресса. Сама среда для ребенка становится фактором жестокости, конфликтности.

Погружение в «чужую» языковую среду неизбежно приводит детей мигрантов к проблемам, чаще всего психологического характера, поскольку они не могут на равных общаться с одноклассниками и плохо понимают изучаемый материал. В свою очередь это порождает страх, боязнь ошибок и как результат - дети замыкаются, отказываются отвечать на уроках и общаться. В течение 2 лет  веду работу по адаптации  этих детей в образовательную среду.

Петросян Спартаку очень трудно в процессе обучения, ребенок в школу пришел уже  заключением  МПМПК. По заключению комиссии у ребенка ЗПР органического генуа, СДВГ, ПШОП и языковой барьер.

        Несмотря на все трудности и особенности этих детей, понимаю, они с разными возможностями должны выполнять образовательную программу, комфортно чувствовать себя в классе и школе, найти свое достойное место в жизни, успешно себя реализовать в настоящей школьной жизни и будущей взрослой.

И одним из путей выхода вижу в реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которое решает вопросы создания бесконфликтной среды в классе, а так же созданию благоприятного психологического климата:

- создание благоприятного психологического климата в классном коллективе,

- обеспечение психологически безопасного пребывания ребенка в школе,

- формирование жизнестойкости в кризисных ситуациях.

        Поэтому стараюсь вовлекать в урочную и внеурочную деятельность нашего класса, которая включает в себя например:

  • работа над проектами по разделам пройденным по каждому предмету;
  • посещение кружков: Каримов Абдуллох — «Живые буквы», «Психологическая азбука»; Буриев Дильшодбек - «Живые буквы», «Дорогою добра».
  • участие в классных часах: «Здоровье и вредные привычки», «Наша страна — Россия» и другие.
  • конкурсы рисунков: «Мой город»,  «Мир детства»,«ГТО» и другие,
  • участие в школьной «Осенней ярмарке», где с удовольствием принял участие Буриев Дильшодбек, приносил свой национальный пирог, который спекла мама, букет цветов для украшения праздничного стола.
  • выезды по музеям города,
  • классные и школьные утренники, где дети тоже принимают посильное участие,
  • акция «Посылка воину» и многие другие мероприятия с участием этих детей.

Вовлекаю  родителей в образовательный процесс через совместный план взаимодействия классного руководителя и родителя, через «Родительскую школу», на которой решаются вопросы, касающиеся оптимизации детско-родительских отношений, способы решения конфликтных ситуаций.

        Субъектом (или носителем) проблемы развития ребенка выступает и сам ребенок, и его ближайшее окружение, родители, педагоги.

        Содержание работы по каждому направлению работает на цель школы: Способствовать  возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке личности школьника как носителя национальной и общечеловеческой культуры, как ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

        А так же концепции: Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность, направленных на развитие поликультурного образовательного пространства, способствующего гармонизации отношений между представителями всех социокультурных и этнических групп обучающихся в интересах развития их российской гражданской идентичности.

                Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Один из критериев профессиональной компетентности учителя сегодня - это умение создавать определенные условия для приобретения обучающимися опыта конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающего достижение ими высокого уровня личностного, интеллектуального и социального развития.

        Таким образом, считаю, что модель психолого-педагогического сопровождения классным руководителем детей-мигрантов и их семей является действенным инструментом интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство класса, школы и города.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Доклад на тему

«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»

Выполнила: Сулимова О. В.    

Учитель начальных классов      

I квалификационной категории

г. Хабаровск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями

В статье представлены материалы по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья из числа лийц глухих и слабослышащих...

«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал буде...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения п...