«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»
статья
Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности.
В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России
обучаться в общеобразовательных учреждениях могут все граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Муниципальные органы образования должны брать под контроль всех детей беженцев и вынужденных переселенцев на своей территории и обеспечить их обучение в общеобразовательных учреждениях.
Нашу школу, как и многие школы Хабаровска эта проблема не обошла стороной. К ее решению активно подключаются не только педагоги, психологи, но и классные руководители.
С моей точки зрения, как классного руководителя адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
В моем классе есть такие проблемы, как:
- увеличение количества детей, не усваивающих школьную программу,
- приоритет знаний среди людей разных национальностей,
- трудности в адаптации вынужденных переселенцев из бывших союзных республик,
- низкий уровень готовности детей к обучению в школе
- несоответствие качества обучения пребывающих детей фактическому уровню знаний.
Основные варианты семейной ситуации детей-мигрантов таковы: Такие семьи, как Каримова Абдуллоха и Петросян Спартака связывают дальнейшую жизнь и обучение ребенка с Россией, а это значит, что они осознают, что детям необходимо адаптироваться к российской системе образования. Семья Буриева Дильшодбека приехала на время всвязи с поиском работы, чтобы содержать свою большую семью. Ребенку родители не планируют, что он будет заканчивать школу в России. Поэтому Дильшодбек часто пропускает уроки, имеет очень низкую учебную мотивацию, плохо проходит процесс адаптации.
Контингент обучающихся моего класса многонационален. Подавляюшее большинство обучающихся класса - представители славянской — русские, а так же узбеки, армяне, буряты, корейцы, цыгане.
Абдуллох, Спартак и Дильшодбек испытывают значительные трудности как в адаптации к новым условиям обучения, так и во взаимоотношениях в классе с детьми.
Ведь ребенок, попадая в незнакомую ему среду, сталкивается со многими трудностями: культуры, языка, взаимоотношений взрослых между собой, общения со сверстниками. Таким образом, ребенок зачастую находится в психотравмирующей ситуации, в состоянии постоянного стресса. Сама среда для ребенка становится фактором жестокости, конфликтности.
Погружение в «чужую» языковую среду неизбежно приводит детей мигрантов к проблемам, чаще всего психологического характера, поскольку они не могут на равных общаться с одноклассниками и плохо понимают изучаемый материал. В свою очередь это порождает страх, боязнь ошибок и как результат - дети замыкаются, отказываются отвечать на уроках и общаться. В течение 2 лет веду работу по адаптации этих детей в образовательную среду.
Петросян Спартаку очень трудно в процессе обучения, ребенок в школу пришел уже заключением МПМПК. По заключению комиссии у ребенка ЗПР органического генуа, СДВГ, ПШОП и языковой барьер.
Несмотря на все трудности и особенности этих детей, понимаю, они с разными возможностями должны выполнять образовательную программу, комфортно чувствовать себя в классе и школе, найти свое достойное место в жизни, успешно себя реализовать в настоящей школьной жизни и будущей взрослой.
И одним из путей выхода вижу в реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которое решает вопросы создания бесконфликтной среды в классе, а так же созданию благоприятного психологического климата:
- создание благоприятного психологического климата в классном коллективе,
- обеспечение психологически безопасного пребывания ребенка в школе,
- формирование жизнестойкости в кризисных ситуациях.
Поэтому стараюсь вовлекать в урочную и внеурочную деятельность нашего класса, которая включает в себя например:
- работа над проектами по разделам пройденным по каждому предмету;
- посещение кружков: Каримов Абдуллох — «Живые буквы», «Психологическая азбука»; Буриев Дильшодбек - «Живые буквы», «Дорогою добра».
- участие в классных часах: «Здоровье и вредные привычки», «Наша страна — Россия» и другие.
- конкурсы рисунков: «Мой город», «Мир детства»,«ГТО» и другие,
- участие в школьной «Осенней ярмарке», где с удовольствием принял участие Буриев Дильшодбек, приносил свой национальный пирог, который спекла мама, букет цветов для украшения праздничного стола.
- выезды по музеям города,
- классные и школьные утренники, где дети тоже принимают посильное участие,
- акция «Посылка воину» и многие другие мероприятия с участием этих детей.
Вовлекаю родителей в образовательный процесс через совместный план взаимодействия классного руководителя и родителя, через «Родительскую школу», на которой решаются вопросы, касающиеся оптимизации детско-родительских отношений, способы решения конфликтных ситуаций.
Субъектом (или носителем) проблемы развития ребенка выступает и сам ребенок, и его ближайшее окружение, родители, педагоги.
Содержание работы по каждому направлению работает на цель школы: Способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке личности школьника как носителя национальной и общечеловеческой культуры, как ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
А так же концепции: Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность, направленных на развитие поликультурного образовательного пространства, способствующего гармонизации отношений между представителями всех социокультурных и этнических групп обучающихся в интересах развития их российской гражданской идентичности.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Один из критериев профессиональной компетентности учителя сегодня - это умение создавать определенные условия для приобретения обучающимися опыта конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающего достижение ими высокого уровня личностного, интеллектуального и социального развития.
Таким образом, считаю, что модель психолого-педагогического сопровождения классным руководителем детей-мигрантов и их семей является действенным инструментом интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство класса, школы и города.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Доклад на тему
«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»
Выполнила: Сулимова О. В.
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
г. Хабаровск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
В статье представлены материалы по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья из числа лийц глухих и слабослышащих...
«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»
Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...
Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей
В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.
В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал буде...
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"
Разрабатываемая программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы в решении значимых для их возраста и положения п...