Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"
презентация к уроку
Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.
Уже,с первых дней обучения учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для преподавателя - обучающиеся отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит преподаватель, не прилагают усилий для выполнения аудиторных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или наоборот, начинают проявлять полную апатию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация дана в сокращенном виде | 2.48 МБ |
Вариант доклада | 654 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.
Формирование представлений о медицинской деятельности (%):
Мотивы учебной деятельности: № п/п Учусь потому, что 1С5/23 1С6/24 1С7/20 1С8/20 87 чел 1 На занятиях интересно 22/95% 20/83% 20/100% 14/70% 72/83% 2 Заставляют родители 1/5% 1/4% 0 3/15% 5/5% 3 Хочу получать хорошие отметки 21/91% 23/95% 18/90% 17/85% 79/91% 4 Подготовиться к будущей профессии 23/100% 22/92% 20/100% 19/95% 84/97% 5 В наше время учатся все 10/43% 18/75% 11/55% 14/70% 53/61% 6 Завоевать авторитет у товарищей по учебе 3/13% 2/8% 2/10% 4/20% 11/13% 7 Нравится узнавать новое 23/100% 21/88% 19/95% 14/70% 77/89% 8 Нравится преподаватель 19/83% 21/88% 13/65% 18/90% 71/82% 9 Хочу избежать плохих отметок 12/52% 21/88% 17/85% 17/85% 67/77% 10 Хочу больше знать 22/96% 22/92% 20/100% 17/85% 81/93% 11 Люблю мыслить, думать, соображать 17/74% 21/88% 10/50% 14/70% 62/71% 12 Хочу быть первым студентом 14/61% 10/42% 2/10% 6/30% 32/37%
Мотивы учебной деятельности:
Сравнительный анализ побудительных мотивов избрания медицинской профессии (%): № п/п Что определило выбор Вашей профессии? Да Студенты 1 курс. Да Студенты 4 курс Нет Студенты 1 курс. Нет Студенты 4 курс 1. Высокая общественная значимость труда медработника 56 52 44 48 2. Желание своим трудом приносить пользу людям (работать непосредственно с пациентом) 94 98 6 2 3. Желание добиться общественного признания 40 47 60 53 4. Стремление к самостоятельности и самоуверенности 84 61 16 39 5. Интерес к медицинским знаниям 93 91 7 9 6. Желание получить среднее специальное образование 73 73 27 27 7. Желание подготовиться к поступлению в мединститут 63 50 37 50 8. Необходимость где-то учиться 38 27 62 73 9. Привлекает сам процесс труда 91 80 9 20 10. Привлекают внешние стороны (работа в белом халате) 71 58 29 42
Что определило выбор Вашей профессии?
Исследование уровня тревожности по тесту Филлипса: № п/п Содержание 1С5/22 1С6/24 1С7/18 1С8/14 Чел. Чел. < 50% > 50% 1 Общая тревожность 18/4 16/8 12/6 8/6 54 24 31% 69% 2 Переживание соц. стресса 20/2 22/2 18 10/4 70 8 10% 90% 3 Фрустрация потребностей в достижении успеха 22 24 16/2 13/1 75 3 4% 96% 4 Страх самовыражения 18/4 20/4 14/4 9/5 61 17 22% 78% 5 Страх ситуации проверки знаний 12/10 12/12 2/16 8/6 34 44 44% 56% 6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 18/4 15/9 9/9 8/6 50 28 36% 64% 7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 18/4 21/3 15/3 11/3 65 13 17% 83% 8 Проблемы и страхи в отношениях с преподавателями 21/1 20/4 10/8 9/6 60 18 23% 77% 4 группы 78 чел.
Сравнение результатов исследования уровня тревожности:
Формирование коллектива Сестринское дело:
Формирование коллектива Акушерское дело:
Условия психологической подготовки обучающихся к медицинской деятельности: Психологические условия – обеспечение диагностики личности для дальнейшей личностной и профессиональной самореализации - это обращенность сознания обучающегося на самого себя как на личность и субъект профессиональной деятельности; переживание и вербализация личностного смысла в сфере профессиональной деятельности; формирование адекватного оценочного отношения к себе, к другим, к деятельности, развитие рефлексии; Социально-психологические условия – ориентация процесса профессионального развития на обеспечение гуманистических отношений в системе «медработник-пациент». Среди них: профессиональная направленность личности обучающегося; использование совместных форм деятельности; вовлечение обучающихся в различные виды профессионально-нормативных отношений; собственная активность обучающегося в овладении избранной профессией. Педагогические условия –профессиональная направленность образовательного процесса.
Адаптация обучающихся нового набора к учебному и творческому процессу 2017-2018 год. «Неделя социально-психологической адаптации»: «Экскурсия в библиотеку» «Молодежь против наркотиков»
Профилактическое мероприятие СП3 ГБПОУ ДЗМ «МК6» и «ГКУЗ МНПЦ наркологии ДЗМ» Филиал №5 «Профилактика наркомании в молодежной среде»:
Мероприятие, посвященное Всемирному дню музыки:
Конкурс на день Всемирной борьбы со СПИДом:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6» СП №3
Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора.
Процесс подготовки будущих специалистов обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления и осознание значения получаемой профессии.
В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику медицинского училища, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность, умение сочувствовать, навыки общения на основе взаимопонимания, знание медицинской этики и деонтологии.
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем обучения. Это область психологического исследования к которой можно подойти с разных сторон.
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие познавательной мотивации студента.
Уже, с первых дней обучения учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для преподавателя – обучающиеся отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит преподаватель, не прилагают усилий для выполнения аудиторных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или наоборот, начинают проявлять полную апатию.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.
Испытываемые студентами трудности в процессе адаптации
- Отрицательные эмоциональные переживания
- Неопределенность мотивации выбора профессии
- Неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения
- Поиск оптимального режима труда и отдыха
- Отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать
Задача педагогического коллектива колледжа помочь студенту адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.
В качестве результатов реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации выступают:
- определение «группы психолого-педагогического сопровождения студентов 2017-2018»
- продуктивное усвоение студентами общих и профессиональных компетенций; закрепление мотивов образовательной деятельности и профессионально важных личностных качеств
- удовлетворенность образовательной средой (анализ результатов анкетирования студентов за 2017-2018 уч. год)
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их устойчивую включенность:
- в новую социальную среду
- в образовательный процесс
- в новую систему отношений
Эффективность деятельности зависит от силы мотивации
Закон Йеркса – Додсона
Способы мотивации
- Нормативная мотивация – побуждение посредством убеждения, внушения, информирования, психологического заражения
- Принудительная мотивация основанная на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей
- Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов , оценок, побуждающих к определенному поведению
В рамках профилактической работы проводят:
- Информационные беседы
- Часы психолога (тематические)
- Тренинги
Показатели сформированной мотивации:
- Неподдельный интерес в овладении профессиональными знаниями и умениями
- Активность познавательной деятельности
- Самостоятельность и инициативность
- Работоспособность
- Конструктивные взаимоотношения с окружающими
- Адекватное поведение
- Чувство самоудовлетворения, самоуважения
- Оптимистичные планы на будущее
Выбор медицинской профессии происходит под влиянием комплексных
факторов. Среди них часто встречающиеся: влияние семьи, друзей, фильмов, советы родных и т.д.
Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов:
- социально-психологических
- социально-педагогических
Особенности познавательных процессов
Низкий уровень произвольного внимания – 50,4%
Низкий показатель кратковременной зрительной памяти -40,0%
Ведущие мотивы учебной деятельности
Узнать об отношении мотива к содержанию деятельности стало возможным в результате проведения анкетирования 1-х курсов
Всего было опрошено 64 человека.
Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа речь идет о внешних мотивах. Но сами внешние мотивы могут быть положительными(мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты
Положительные (широкие социальные внутренние мотивы):
Подготовиться к будущей профессии -79%
Нравится узнавать новое - 91%
Люблю мыслить, думать, соображать - 77%
Отрицательные (узкие социальные внешние мотивы):
Заставляют родители, хочу избежать плохих оценок и неприятностей -41%
Ведущие мотивы учебной деятельности студентов.
Широкие социальные мотивы ( учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии, в наше время учатся все) –2017г. – 79%, 2016 г. – 69%, 2015 г. – 68%;
Мотивация благополучия (на занятиях интересно, люблю мыслить, думать соображать) –2017г. – 77%, 2016 г. – 86%, 2015 г. – 74% ;
Престижная мотивация (хочу завоевать авторитет у товарищей по учебе, хочу быть первым студентом) – 2017г. – 25%, 2016 г. – 29%, 2015 г. – 60%;
Мотивация содержания (нравиться узнавать новое, хочу больше знать) – 2017 г. – 91%, 2016 г. – 90%, 2015 г. – 62%;
Мотивация прессом (заставляют родители, хочу избежать плохих оценок и неприятностей) –2017г. – 41%, 2016 г. – 37%, 2015 г. – 39%;
Узкие социальные мотивы (хочу получать хорошие отметки, нравится преподаватель) – 2017г. – 86%, 2016 г. – 80%, 2015 г. – 56%.
Наиболее высокая мотивация к учебной деятельности наблюдается у всех обучающихся ( подготовиться к будущей профессии, нравиться узнавать новое, хочу больше знать, люблю мыслить, думать, соображать).
Большую роль в адаптации обучающихся к получаемой профессии играет «Сравнительный анализ побудительных мотивов избрания медицинской профессии (%)».
1место
- желание своим трудом приносить пользу людям – 94%
- интерес к медицинским знаниям -93%
2 место
- желание получить образование -73%
- стремление к самостоятельности -84%
3 место
- привлекают внешние стороны труда -71%
- Необходимость где-то учиться -71%
Участие в опросе принимали обучающиеся 1-х и 4-х курсов (1 курс – 103чел., 4 курс – 128 чел.).
1.Высокую общественную значимость труда медработника отмечают в 2017г. – 56% обучающихся 1 курса и 52% 4 курса, 2016г. - 50% обучающихся 1 курса и 75% - 4 курса, в 2015г. -88% -обучающихся 1курса и 90% - 4 курса. (социальные мотивы)
2.Желают своим трудом приносить пользу людям, работать непосредственно с пациентом в2017г. – 94% 1 курс и 98% 4 курс, 2016г. – 95% 1 курс и 97% 4 курс, в 2015г. - 94% -обучающихся 1 курсе и 95% -4 курса. (социальные мотивы)
3.Общественного признания хотят добиться в 2017г. – 40% - 1 курс и 47% 4 курс, 2016г. – 47% 1 курс и 66% - 4курс в 2015 г. – 49% 1 курс и 72 % - 4 курс. (престижные мотивы)
4.Указывают, что обучение приводит к самостоятельности и самоуверенности в 2017г. – 84% 1 курс и 61% 4 курс, 2016г. – 85% 1 курс и 92% -4 курс в 2015г. - 89% обучающихся1 курса и 100% -4 курса. (социальные мотивы)
5.Необходимость в получении медицинских знаний отметили в2017г. – 93% 1 курс и 91% 4 курс, 2016г. – 100% 1 курс и 97% - 4 курс в 2015г. -96% обучающихся 1 курса и 95% -4 курса. (познавательные мотивы)
6.Значимость в жизни получения среднего специального образования отметили в2017г. 73%1 курс и 73% 4 курс, 2016г. 73% - 1 курс и 75% - 4 курс, 2015г. - 88% обучающихся 1 курса и 100% - 4 курса. (социальные мотивы)
7.Желание , обучаясь в МК, подготовиться к поступлению в ВУЗ отметили в 2017г. – 63% 1 курс и 50% 4 курс, 2016г. – 72%- 1 курс и 35% - 4 курс, в 2015г. - 76% обучающихся 1 курса и 41% - 4 курса.(познавательные мотивы)
8.Необходимость где-то учиться - в 2017г. – 38% 1 курс, 27% 4 курс, 2016г. – 28% 1 курс и 43% - 4 курс, 2015г. -24% обучающихся 1 курса и 64% -4 курса. (познавательные мотивы)
9.Привлекает процесс труда медработника - в 2017г. – 91% - 1курс,80% 4курс, 2016г. 93% 1 курс и 83% 4 курс, и в 2015г. –93% обучающихся 1 курса и 92% - 4 курса. (материальные мотивы, связанные с трудом)
10. Привлекают внешние стороны работы медработника - в2017г. – 71% - 1 курс, 58% -4 курс, 2016г. – 83% - 1 курс и 75% 4 курс, в 2015г. - 75% обучающихся 1 курса и 79% -4 курса. (утилитарные мотивы)
Эмоциональный фон адаптации
- Студенты не испытывают неблагоприятного психологического фона, не позволяющего развивать потребности -96%
- не боятся ситуации проверки знаний -56%
- не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих -64%
- отсутствует негативный фон в отношениях с преподавателями – 77%
Общий эмоциональный фон на котором происходила адаптация оценивался с помощью теста Филлипса (исследование уровня тревожности).
В исследовании принимали участие 66 обучающихся 1 курсов.
1.Общее положительное эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь МК составило – 2017г. – 69%, 2016г. - 82%, 2015г. - 51%, 2014г. - 84%;
2.положительное эмоциональное состояние на фоне которого развиваются контакты -2017г.- 90%, 2016г. – 94%, 2015г. – 43%, 2014г. – 90%;
3. не испытывают неблагоприятный психологический фон не позволяющий развивать свои потребности – 2017г. – 96%, 2016г. – 100%, 2015г. -73%, 2014г. – 95%;
4. не испытывают страха самовыражения, негативных эмоциональных переживаний, связанных с необходимостью самораскрытия – 2017г. – 78%, 2016г. – 92%, 2015г. – 37%, 2014г. – 61%;
5. не боятся ситуации проверки знаний -2017г. -56%, 2016г. – 62%, 2015г. – 68%, 2014г. – 61%;
6.не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих ( поступки, мысли ,оценки) как перед сокурсниками так и перед преподавателями и родителями –2017г. – 64%, 2016г. – 77%, 2015г. -68%, 2014г. – 80%, относится как к успешным так и отстающим обучающимся;
7. положительные особенности приспосабливаемости к стрессу показали – 2017г. - 83%, 2016г. – 89%, 2015г. – 76%, 2014г. – 85%;
8. негативный фон в отношениях с преподавателями отсутствует –2017г. – 77% , 2016г.- 91%; 2015г. – 65%, 2014г. – 82%
Согласно полученным данным, эмоциональный фон отношений обучающихся с педагогами в начале первого года обучения иногда носит негативный характер. Обусловлено это ожиданием негативных оценок, страхом не соответствовать требованиям педагогов. Выявлена невысокая выраженность коммуникативных мотивов учебно-познавательной деятельности у первокурсников. А также снижение их на протяжении адаптационного периода, объясняется это определяющим значением освоения новых видов деятельности, большей степенью сформированности готовности к познанию, чем к управлению межличностных отношений, в том числе с преподавателями.
Большое значение успешной адаптации принадлежит кураторам по формированию коллектива групп. (85чел.после 9 кл.) Сестринское дело
Как вы чувствуете себя в группе?
1.Чувствуют себя членом коллектива -90%;
2.Участвуют в делах коллектива - 5%;
3.Не чувствуют себя членом коллектива – 0%;
4.Предпочитают работать отдельно от других членов группы – 5%
Нравится ли вам как к вам относится ваша группа?
1.Полностью удовлетворен – 57%;
2.Удовлетворен – 37%;
3.Недостаточно удовлетворен – 3%
4.Совершенно не удовлетворен – 3%
Перешли бы вы учиться в другую группу?
1.Нет 85%;
2.Скорее бы остался – 15%
Как вы оцениваете взаимоотношения между ребятами в группе?
1.Лучше, чем в других – 52%
2.Также как везде – 47%
3.Хуже чем в других – 1%
Есть ли в вашей группе поддержка и взаимовыручка?
- Да – 55%;
2.Скорее да, чем нет – 37%;
3.Скорее нет, чем да – 8%
Акушерское отделение
Как вы чувствуете себя в группе?
1.Чувствуют себя членом коллектива -95%;
2.Участвуют в делах коллектива 3%;
3.Не чувствуют себя членом коллектива – 0%;
4.Предпочитают работать отдельно от других членов группы – 2%
Нравится ли вам как к вам относится ваша группа?
1.Полностью удовлетворен – 88%;
2.Удовлетворен – 12%;
3.Недостаточно удовлетворен – 0
4.Совершенно не удовлетворен – 0
Перешли бы вы учиться в другую группу?
1. Нет 88%;
2. Скорее бы остался – 12%
Как вы оцениваете взаимоотношения между ребятами в группе?
- Лучше, чем в других – 73%
- Также как везде – 27%
Есть ли в вашей группе поддержка и взаимовыручка?
1.Да – 93%;
2.Скорее да, чем нет –7%;
Пути реализации целей и задач мотивационной сферы обучающихся
1) Формирование устойчивой мотивации достижения успеха.
2) Помощь в утверждении в посильных для студента видах деятельности.
3) Создать условия для переживания ребятами успеха и положительных эмоций.
4) Ставить перед ними такие задачи, которые будут им посильны, выполнимы, т.к. они соответствуют их возможностям.
5) Нужно стараться вычленить те виды деятельности в ходе выполнения которых, учащийся может проявить инициативу и заслужить признание в группе. Это позволит изменить отношение к нему педагогов, родителей и его товарищей в лучшую сторону.
6) Отмечать, поощрять малейшие удачи в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.
7) Говорить спокойно, доброжелательно, заинтересованно.
Помощь студенту влиться в новый учебный коллектив должна осуществляться всеми подразделениями колледжа (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей, выступающих перед студентами на первом курсе в МК №6, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, выработать привычку к дисциплине и труду.
Психологическая подготовка специалиста к медицинской деятельности возможна при соблюдении следующих условий:
Психологических условий – обеспечение диагностики личности для дальнейшей личностной и профессиональной самореализации - это
-обращенность сознания обучающегося на самого себя как на личность и субъект профессиональной деятельности;
- переживание и вербализация личностного смысла в сфере профессиональной деятельности;
- формирование адекватного оценочного отношения к себе, к другим, к деятельности, развитие рефлексии;
Социально-психологических условий – ориентация процесса профессионального развития на обеспечение гуманистических отношений в системе «медработник-пациент». Среди них:
- профессиональная направленность личности обучающегося;
- использование совместных форм деятельности;
- вовлечение обучающихся в различные виды профессионально-нормативных отношений;
- собственная активность обучающегося в овладении избранной профессией.
Педагогические условия –профессиональная направленность образовательного процесса.
Целесообразно использовать следующие методические приемы в обучении: реализовывать принцип действия в образовательном пространстве, когда обучающиеся чувствуют себя соавторами занятий, практиковать эвристические беседы, организовывать работу в микрогруппах , реализовывать индивидуальный подход к условно инертным обучающимся с целью активизации мыслительных процессов, поощрять самостоятельность, создавать положительную атмосферу сотрудничества и позиции «равенства» проводить обучение.
Педагог – психолог Соловьева И.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора
Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...
« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...
Дисциплина: Психолого-педагогический практикум. Тема: Психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Цель: Учить составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося....
Доклад на тему:"Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса"
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или ино...
Доклад На тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков»
ДокладНа тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков»...
Адаптация обучающихся нового набора 2021-2022 учебного года
Материалы выступения на педагогичеком совете ГБПОУ "БРИТ" № 2 от 12.02.2022...
Доклад на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся"
Доклад на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся"...