Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"
статья на тему
Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в процессе освоения образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologo-pedagogicheskaya_podderzhka_studentov.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ССУЗЕ
Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной стреде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в процессе освоения образовательной среды.
Определение подходов к организации психолого-педагогической поддержки студентов в период адаптации к учебному процессу требует решения ряда задач. Во-первых, необходимо осмысление психолого-педагогической сущности процесса поддержки, определение его содержания и механизмов. Во-вторых, необходимо рассмотрение целей и задач психолого-педагогической поддержки, которая в русле идей гуманизации образования выступает как один из элементов системы профессиональной поддержки наряду с поддержкой социальной и медицинской. В-третьих, описание особенностей психолого-педагогической поддержки студентов в период адаптации к учебному процессу.
В основе оптимизации адаптации при помощи психолого-педагогической поддержки личности лежит устранение противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта.
Среда поддержки студентов выступает как образовательная система в целом, которая характеризуется, как структурными, так и функциональными компонентами. В роли поддерживаемого элемента могут выступать либо студент, либо студенческая группа или микрогруппа, не обязательно связанная учебными рамками. Поддерживающая ситуация вызвана новизной, позитивностью и оптимальностью самой деятельности и условий, в которых она протекает.
Цель поддержки – формирование ситуации развития личности студента, как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы. На первом курсе наиболее важными качественными новообразованиями студентов в результате систематической психолого-педагогической поддержки являются:
- обретение чувства тождественности и целостности (идентичности) с контингентом студентов данной группы, учебного заведения, специальности;
- осознание нового качества своей социальной позиции;
- сохранение чувства собственного достоинства;
- стремление закрепиться и развиваться в этой новой для себя позиции;
- стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую, более высокую позицию;
- интерес и старательность в выполнении учебной и другой работы в стенах учебного заведения;
- развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточно высокий уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности;
- многообразие учебных и внеучебных интересов.
Нами разработана программа социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. При разработке программы мы предполагали, что для оказания такой помощи студентам с трудностями обучения и социального взаимодействия целесообразна организация комплексного воздействия на социальную систему «студент - социальное окружение», при которой в процесс работы со студентами вовлекаются все значимые участники процесса обучения и воспитания в учебном заведении, занимая при этом управляющую позицию. Стратегия работы по данной программе должна быть направлена на то, чтобы вывести ее членов из замкнутого и самоподдерживающегося круга неэффективных взаимодействий. В результате в данную модель вошли структурные единицы, связанные с работой с родителями и преподавателями, студентами и подразделениями ССУЗа. Это можно осуществить путем целенаправленного восстановления их контакта и формирования конструктивного взаимодействия в процессе обучения и воспитания первокурсника.
Очевидно, что перечисленные направления оптимизации адаптационного процесса в учебном заведении включают в себя, как собственно психологические, так и социальные, организационные и педагогические аспекты. Так как показатели адаптации на этих уровнях тесно связаны между собой, для наибольшей эффективности адаптации необходимо сотрудничество и координация действий соответствующих служб и подразделений.
Предлагаемая программа оптимизации адаптации характеризуется принципами системности и комплексности. Системный принцип реализуется в программе путем оказания помощи одновременно студенту и взрослым. Комплексный характер программы определяется тем, что на ее основе осуществляется одновременное воздействие на все сферы психической деятельности студента – двигательную, познавательную, эмоционально-волевую.
Проведение специальной групповой профилактической и направляющей работы с первокурсниками в период адаптации наиболее эффективно осуществляется в форме тренингов, которые для лучшего закрепления результатов адаптационной работы в учебной деятельности проводятся в виде серии диагностических и корректирующих занятий. В промежутке между тренинговыми циклами в течение 1-2 месяцев рекомендуется осуществлять активное консультирование преподавателей и родителей по вопросам проработки способов эффективного взаимодействия со студентами, обсуждаются вопросы выбора оптимального уровня учебной нагрузки студентов и возможности использования взрослыми подкрепляющих мероприятий.
В процессе работы необходимо, в первую очередь, заинтересовать куратора в сотрудничестве, а затем с его помощью создать у студентов мотивацию на участие в групповом коррекционном процессе, что в дальнейшем обеспечит необходимые предпосылки для изменения характера их учебной деятельности. Несмотря на то, что мотивировать первокурсников на участие в тренинге, как правило, удается уже при проведении диагностического занятия, в процессе тренинга возможно возникновение трудностей и усиление акцента на дисциплинарных моментах и нормативности поведения студентов. Далее в таблице 1 представлена программа работы по оптимизации процесса адаптации первокурсников.
Таким образом, разработанная нами программ, внедрение которой зависит от усилий куратора, психолога, социального педагога, актива группы и самих студентов, направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.
Таблица 1
Программа работы по оптимизации процесса адаптации первокурсников
№ | Аспекты деятельности | Месяц | Название мероприятия | Цели и методы деятельности |
Социально-психологический (установление и поддержание социального статуса студента в новом коллективе) | Сентябрь Октябрь Ноябрь | «День знаний» Знакомство с группой Классный час «Откуда мы родом?» Классный час «В мире наших увлечений» Классный час «Любимец публики» | Цели: установление контакта куратора со студентами, создание доверительной атмосферы в группе Методы: тренинг, анализ личных дел Цели: воспитание патриотизма, чувства толерантности, привитие любви родному краю, формирование сплоченности в группе. Методы: беседа, общение Цели: повышение активизации студентов, ознакомление с интересами и увлечениями студентов, формирование сплоченности в группе. Методы: презентация увлечений, хобби Цели: формировать позитивное отношение к таким человеческим качествам, как общительность, открытость, доброжелательность, преодолеть неуверенность в себе и страх общения. Методы: командная игра | |
Психолого-педагогический (подготовка первокурсника к учебной деятельности) | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Классный час: «История колледжа» Родительское собрание с приглашением преподавателей-предметников Педконсилиум | Цели: ознакомление с историей ЯТЭК ПК, с Уставом и с другими документами. Методы: беседа, встреча с выпускниками, работниками системы потребительской кооперации Цели: знакомство с родителями, ознакомление родителей с учебной программой и требованиями. Методы: беседа, анкетирование, обмен мнениями Цели: подведение итогов рубежного контроля Методы: анализ контрольных работ | |
Мотивационно-личностный (формирование у студентов позитивных учебных мотивов и личностных качеств) | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Выборы актива группы Диагностика мотивации учебной деятельности студентов Диагностика духовно-нравственных качеств личности | Цели: создание организационной структуры группы. Методы: тестирование, выборы Цели: определение степени удовлетворенности учебными предметами и образовательной средой. Методы: анкетирование Цели: изучение уровня духовно-нравственного развития личности и определение изменений, происшедших в личности студента. Методы: наблюдение, анкетирование, интервью | |
Психофизический (предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта, связанного с учебной деятельностью) | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Тестирование «Акцентуация типов личности и выявление типа темперамента» «ЗОЖ – залог здоровья» Классный час с приглашением психолога «Управляй стрессом» | Цели: выявление особенностей характера, личностных ориентаций Методы: опросники Шмишека и Айзенка Цели: общение в неформальной остановке, раскрытие личностного потенциала Методы: Подвижные игры, соревнования Цели: проведение психоло-гического тренинга по стрессоустойчивости» Методы: беседа, тренинг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи воспитателя в адаптационный период
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)
В настоящее время каждый человек сталкивается с разными взглядами, убеждениями и интересами людей, которые его...
Игры для малышей в адаптационный период
Работаю в первой младшей группе, хочу поделиться некоторыми играми, помогающими в адаптационный период настроить деток на позитивный лад....
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период
В статье " Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период" описан алгоритм сопровождения семьи - от знакомства, основных этапов работы с ней...
Программа «Адаптационный период студентов 1-х курсов»
Программа «Адаптационный период студентов 1-х курсов» в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».Содержание и организация воспитания студентов, находящихся в ос...
Методы и способы прохождения адаптационного периода на производственной практике в СПО
Аналитический обзор проблем адаптации на производстве...
Сценарий квеста для студентов-первокурсников \2посвящение в студенты"
Организация досуга студентов, приобщение первокурсников к традициям колледжа, возможность узнать побольше о выбранных профессиях и специальностях....