ОП 06 Основы агрономии
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Крнтрольно оценочные средства | 34.56 КБ |
Рабочая программа | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к ООП по профессии
35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники
и оборудования
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ОП.06 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ
2023 г
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Основы агрономии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2022 N 235
Организация-разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Междуреченский агропромышленный колледж».
Разработчик:
Бакланова Екатерина Владимировна, мастер производственного обучения
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ОП.06 «Основы агрономии».
В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
Таблица 1
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. | Полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии. Не менее 75% правильных ответов. Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений (%): 90 ÷ 100 «5» отлично 80 ÷ 89 «4» хорошо 70 ÷ 79 «3» удовлетворительно менее 70 «2» не удовлетворительно | Текущий контроль: тестирование; устный опрос на теоретических занятиях; наблюдение и оценка на практических занятиях; работа с литературой в ЭБС, наблюдение демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий. Использование сервисов: https://docs.google.com/ https://learningapps.org/ https://puzzle-english.com/ https://www.britishcouncil.ru/ https://videouroki.net/ Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -тестирование. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям. Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий. Точность оценки. Соответствие требованиям инструкций, регламентов. Рациональность действий. |
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | Посвящение в студенты «Я – студент профтеха!» | Педагогическое наблюдение |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | Праздничный концерт «Для тех, кто из профтеха» | Педагогическое наблюдение |
1.2. Организация контроля и оценивания
Форма промежуточной аттестации, другие формы контроля (в соответствии с учебным планом) | Организация контроля и оценивания | |
Дифференцированный зачёт | тестирование |
1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы агрономии» - плакаты по морфологическим признакам почвы, классификации сорняков, приемам обработки почвы, технологии возделывания культурных растений;
- образцы различных видов почвы;
- объемные модели органов культурных растений (плоды, семена, строение цветка);
- гербарии культурных и сорных растений и образцы семян;
- увеличительные лупы для изучения образцов почвы и растений;
- методические указания и контрольные задания для индивидуального проектного задания.
2. Комплект материалов для контроля и оценки освоения умений и усвоения знаний по учебной дисциплине
Дифференцированный зачет включает выполнение тестового задания
2.1 Задания для оценки освоения учебной дисциплины «Основы агрономии» (текущий контроль)
Тестовое задание
Тест № 1
Назовите правильный ответ: плотность почвы это:
- Твердость поверхностного слоя почвы;
- Масса абсолютно сухой почвы в ненарушенном состоянии с имеющимися порами в единице объема;
- Отношение массы образца влажной почвы к массе высушенного образца.
Тест № 2
Укажите правильный ответ: к сорнякам-засорителям относится:
- Сорняк, попадающий в урожай во время уборки и ухудшающий качества культурного растения;
- Культурное растение, произрастающее по какой-либо причине в основной возделываемой культуре;
- Сорное растение, способное значительно снизить производительность работы уборочных машин.
Тест № 3
Укажите правильную формулировку закона возврата питательных веществ:
- Все элементы минерального питания, используемые сельскохозяйственными растениями из почвы и потому отчуждаемые с урожаем, необходимо вносить с в почву с удобрениями;
- Все факторы жизни растений безусловно равнозначны;
- Ни один из факторов жизни растений не может быть заменен ни одним другим.
Тест № 4
Сорняк называется специализированным, если:
- Он имеет высокую семенную продуктивность;
- Способен произрастать лишь на отдельных видах почв;
- Способен произрастать лишь среди одного вида культурных растений.
Тест № 5
Укажите правильный ответ: основная обработка почвы это:
- Наиболее часто применяемый прием обработки почвы на данном поле;
- Обработка почвы, выполняемая для борьбы с сорными растениями после посадки культуры;
- Первая наиболее глубокая обработка почвы.
Тест № 6
Чередование культур в севообороте имеет целью:
- Рациональное использование полей с целью получения урожая разнообразных культур;
- Улучшение физических, химических и биологических свойств почвы;
- Повышение производительности уборочных машин и механизмов.
Тест № 7
Назовите верный ответ: альтернативные системы земледелия характеризуются:
- Учетом зональных особенностей возделывания культур;
- Использованием естественных процессов повышения плодородия почвы;
- Использованием интенсивной технологии обработки почвы.
Тест № 8
Укажите, какой из следующих видов мелиорации не применяется в сельском хозяйстве:
- Лесотехническая мелиорация;
- Химическая мелиорация;
- Физическая мелиорация.
Тест № 9
Какой из перечисленных видов эрозии почвы назван не верно:
- Полевая эрозия
- Луговая эрозия
- Сетевая эрозия
Тест № 10
Укажите верный ответ: Что такое «сидераты»?
- Свежая растительная масса, используемая, как удобрение;
- Вид сорных растений, паразитирующих на стеблях различных культур;
- Вид орудий для поверхностной обработки почвы.
Тест № 11
Укажите верный ответ: к каким сельскохозяйственным культурам относится соя?
- Зерновым
- Зернобобовым
- Масличным
Тест № 12
Какой из законов земледелия является основой севооборота:
- Закон возврата питательных веществ;
- Закон минимума, оптимума и максимума;
- Закон плодосмена.
Критерии оценивания
Оценка в пятибалльной шкале | Критерии оценки | Количество правильно данных вопросов |
«2» | Выполнено менее 70% задания | Даны верные ответы менее, чем на 21 вопрос |
«3» | Выполнено70-79% задания | Даны верные ответы на 21 - 24 вопроса |
«4» | Выполнено 80-89% задания | Даны верные ответы на 25 - 27 вопросов |
«5» | Выполнено более 90% задания | Данные верные ответы на 28 вопросов и более |
3.2.2. Устные вопросы для проверки усвоения материала
- Что такое почва и каковы ее основные свойства?
- Факторы жизни растений. Требования культурных растений к основным факторам жизни.
- Перечислить законы земледелия и охарактеризовать их суть.
- Пояснить разницу между простым и расширенным воспроизводством почвенного плодородия. Способы улучшения плодородия почвы.
- Что такое сорняк? Классификация сорных растений по способу питания.
- В чем разница между случайными и настоящими сорняками? Что такое засоритель? Привести примеры.
- Классификация сорных растений по способу размножения и продолжительности жизни.
- Перечислите основные вредные факторы и биологические свойства, которыми сорняки наносят вред сельскому хозяйству.
- Перечислите основные методы борьбы с сорняками. Какие из перечисленных методов борьбы с сорняками относятся к предупредительным:
- - предупреждение засорения полей через навоз;
- - механическое уничтожение;
- - провокация прорастания семян сорняков;
- - использование птиц, истребляющих семена сорняков.
- Перечислите основные приемы агротехнической борьбы с сорняками.
- Перечислите основные приемы биологической борьбы с сорняками.
- В чем различие между гербицидами сплошного и избирательного действия?
- Обоснуйте необходимость чередования культур в севооборотах.
- Классификация севооборотов и принцип их построения. Как составляется ротационная таблица севооборота?
- Каковы задачи обработки почвы? Перечислите технологические операции при обработке почвы.
- Перечислите приемы основной и поверхностной обработки почвы.
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят культивацию почвы?
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят боронование почвы?
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят лущение почвы?
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят прикатывание (уплотнение) почвы?
- Что такое удобрения? Перечислите основные виды минеральных (неорганических) удобрений.
- Перечислите и охарактеризуйте основные виды органических удобрений.
- В чем разница между микро- и макроудобрениями? Приведите примеры микро- и макроудобрений.
- Что такое бактериальные удобрения и чем они отличаются от минеральных и органических удобрений и подкормок?
- Что такое система земледелия? Перечислите основные типы систем земледелия.
- Что такое альтернативная система земледелия? Чем обусловлено появление этой системы земледелия в настоящее время?
- Перечислите основные достоинства и недостатки интенсивной и альтернативной систем земледелия.
- Что такое мелиорация земель? Перечислите задачи мелиорации земель.
- Перечислите основные виды мелиорации земель.
- Что такое эрозия почвы? Перечислите основные методы борьбы с эрозией почвы.
- Какие культуры относятся к зерновым? Перечислите известные вам виды зерновых культур и назовите ценные свойства этих растений.
- Какие культуры относятся к зернобобовым? Перечислите известные вам виды зернобобовых культур и назовите ценные свойства этих растений.
- Какие культуры относятся к корнеплодам и в чем их отличие от клубнеплодов? Перечислите известные вам виды корнеплодов и назовите ценные свойства этих растений. Перечислите агротехнические требования к посадке и хранению картофеля (как следует сажать и хранить картофель?).
- Перечислите известные вам прядильные и масличные культуры. Какие из них возделываются на территории России?
- Что такое кормовые травы и для каких целей они возделываются? Перечислите приемы и способы заготовки натуральных растительных кормов для животных (какими способами сохраняют сено и корма?).
- Какие мероприятия включаются в агротехническую часть технологической карты возделывания сельскохозяйственных культур?
- К какому типу культурных растений относится сахарная свекла? Перечислите основные ценные свойства сахарной свеклы, благодаря которым она возделывается человеком.
- К какому типу культурных растений относится гречиха? Перечислите ценные свойства этого растения.
- К какому типу культурных растений относится соя? Перечислите основные ценные свойства этого растения.
- К какому типу культурных растений относится рис? В чем особенности выращивания этой культуры? Перечислите основные ценные свойства риса.
45. К какому типу культурных растений относится картофель? Перечислите основные ценные свойства картофеля и условия его длительного хранения.
3.2.3. Билеты для контрольных работ и экзамена
Билет № 1
- Что такое почва и каковы ее основные свойства?
- К какому типу культурных растений относится картофель? Перечислите основные ценные свойства картофеля и условия его длительного хранения.
Билет № 2
- К какому типу культурных растений относится рис? В чем особенности выращивания этой культуры? Перечислите основные ценные свойства риса.
- Факторы жизни растений. Требования культурных растений к основным факторам жизни.
Билет № 3
- Перечислить законы земледелия и пояснить их суть.
- К какому типу культурных растений относится соя? Перечислите основные ценные свойства этого растения.
Билет № 4
- К какому типу культурных растений относится гречиха? Перечислите ценные свойства этого растения.
- Пояснить разницу между простым и расширенным воспроизводством почвенного плодородия. Способы улучшения плодородия почвы.
Билет № 5
- Что такое сорняк? Классификация сорных растений по способу питания.
- К какому типу культурных растений относится сахарная свекла? Перечислите основные ценные свойства сахарной свеклы, благодаря которым она возделывается человеком.
Билет № 6
- Какие мероприятия включаются в агротехническую часть технологической карты возделывания сельскохозяйственных культур?
- В чем разница между случайными и настоящими сорняками? Что такое засоритель? Привести примеры.
Билет № 7
- Классификация сорных растений по способу размножения и питания.
- Что такое кормовые травы и для каких целей они возделываются? Перечислите приемы и способы заготовки натуральных растительных кормов для животных (какими способами сохраняют сено и корма?).
Билет № 8
- Перечислите известные вам прядильные и масличные культуры. Какие из них возделываются на территории России?
- Перечислите основные вредные факторы и биологические свойства, которыми сорняки наносят вред сельскому хозяйству.
Билет № 9
- Перечислите основные методы борьбы с сорняками. Какие из перечисленных методов борьбы с сорняками относятся к предупредительным:
- предупреждение засорения полей через навоз;
- механическое уничтожение;
- провокация прорастания семян сорняков;
- использование птиц, истребляющих семена сорняков.
- Какие культуры относятся к зернобобовым? Перечислите известные вам виды зернобобовых культур и назовите ценные свойства этих растений.
Билет № 10
- Какие культуры относятся к корнеплодам и в чем их отличие от клубнеплодов? Перечислите известные вам виды корнеплодов и назовите ценные свойства этих растений.
- Перечислите основные приемы агротехнической борьбы с сорняками.
Билет № 11
- Перечислите основные приемы биологической борьбы с сорняками.
- Какие культуры относятся к зерновым? Перечислите известные вам виды зерновых культур и назовите ценные свойства этих растений.
Билет № 12
- Что такое эрозия почвы? Перечислите основные методы борьбы с эрозией почвы.
- В чем различие между гербицидами сплошного и избирательного действия?
Билет № 13
- Обоснуйте необходимость чередования культур в севооборотах.
- Что такое мелиорация земель? Перечислите задачи мелиорации земель.
Билет № 14
- Классификация севооборотов и принцип их построения. Как составляется ротационная таблица севооборота?
- Перечислите основные виды мелиорации земель.
Билет № 15
- Перечислите основные достоинства и недостатки интенсивной и альтернативной систем земледелия.
- Каковы задачи обработки почвы? Перечислите технологические операции при обработке почвы.
Билет № 16
- Перечислите приемы основной и поверхностной обработки почвы.
- Что такое альтернативная система земледелия? Чем обусловлено появление этой системы земледелия в настоящее время?
Билет № 17
- Что такое удобрения? Перечислите основные виды минеральных (неорганических) удобрений.
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят культивацию почвы?
Билет № 18
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят боронование почвы?
- Что такое бактериальные удобрения и чем они отличаются от минеральных и органических удобрений и подкормок?
Билет № 19
- Что такое система земледелия? Перечислите основные типы систем земледелия.
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят лущение почвы?
Билет № 20
- С какой целью и какими сельхозорудиями проводят прикатывание (уплотнение) почвы?
- Перечислите и охарактеризуйте основные виды органических удобрений. В чем разница между микро- и макроудобрениями? Приведите примеры микро- и макроудобрений.
Билет № 21
- Перечислите агротехнические требования к посадке и хранению картофеля (как следует сажать и хранить картофель?).
- К каким типам сельскохозяйственных культур относятся перечисленные ниже растения:
- горох;
- сахарная свекла;
- помидоры;
- рожь;
- морковь.
Билет № 22
- Какие из сельскохозяйственных культур отличаются самым высоким содержанием:
- белка;
- крахмала;
- сахара;
- масел
- Перечислите способы поверхностной обработки почвы.
Предварительный просмотр:
Приложение
к ООП по профессии
35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники
и оборудования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ
2023
Содержание
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации учебной дисциплины 12
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ. 09 Основы агрономии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2022 N 235 (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2022 N 68567)
Организация-разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Междуреченский агропромышленный колледж».
Разработчик:
Бакланова Екатерина Владимировна, мастер производственного обучения.
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы агрономии» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Учебная дисциплина «Основы агрономии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 07.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель - формирование у обучающихся знаний и умений, практического опыта необходимых для формирования общих и профессиональных компетенций, указанных в ФГОС СПО по профессии 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ПК.2.1 | настраивать и регулировать агрегаты для выполнения основной обработки и предпосевной подготовки почвы; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов; выбирать скоростной режим, различные виды движения машинно-тракторных агрегатов с учетом допустимых по агротехническим требованиям в зависимости от конфигурации поля и состава агрегата | основы технологии механизированных работ в растениеводстве; технологии, приемы основной и предпосевной обработки почвы с учетом агротехнических требований; принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для выполнения подготовки и обработки почвы; контроль и оценка качества основной и предпосевной подготовки почвы правила и нормы охраны труда |
ПК.2.2 | настраивать и регулировать агрегат для внесения удобрений на заданный режим работы с учетом агротехнических требований; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов | виды минеральных и органических удобрений; технологические схемы, агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений; принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для внесения минеральных и органических удобрений; контроль и оценка качества внесения удобрений; правила и нормы охраны труда |
ПК.2.3 | настраивать и регулировать машинно-тракторный агрегаты по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов; пользоваться надлежащими средствами защиты | агротехнические требования, технологии, способы ухода за посевами и посадками сельскохозяйственных культур, в т.ч. с использованием оборудования для точного земледелия; принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для выполнения посева и посадки сельскохозяйственных культур; контроль и оценка качества выполняемых механизированных работ по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами; правила и нормы охраны труда |
ПК.2.4 | настраивать и регулировать машинно-тракторный агрегат для проведения уборочных работ; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов | агротехнические требования к уборке сельскохозяйственных культур принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка, правила комплектования машин для проведения уборочных работ; технологии и организация работ по уборке зерновых и зернобобовых культур, масличных культур, овощных культур, сахарной свеклы, кормовых культур в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства |
ОК.01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК.02 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. |
ОК.07 | соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона. | правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. |
ЛР.9 ЛР.11 | добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности |
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | Посвящение в студенты «Я – студент профтеха!» | Педагогическое наблюдение |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | Праздничный концерт «Для тех, кто из профтеха» | Педагогическое наблюдение |
Ведущие педагогические технологии, используемые преподавателем:
В целях формирования умений, знаний, общих и профессиональных компетенций при организации образовательного процесса будут использованы современные педагогические технологии: развивающего обучения; проблемного обучения; коллективная система обучения; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии
2. Структура и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 43 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 10 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 22 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа [1] | 11 |
Промежуточная аттестация диф.зачёт | 4 |
Конкретизация результатов освоения дисциплины
Разделы | З1 | З 2 | З 3 | З 4 | У 1 | У 2 | У3 | У 4 |
Тема 1.1. Культурные растения | + | + | ||||||
Тема 2.1. Почва, ее состав и свойства | + | + | ||||||
Тема 2.2. Сорные растения, вредители, болезни и меры борьбы с ними | + | + | ||||||
Тема 2.3. Удобрения и их применение | + | + | ||||||
Тема 2.4. Системы обработки почвы и севообороты | + | + | ||||||
Тема 3.1. Традиционные и современные агротехнологии | + | + | ||||||
Тема 3.2. Зерновые культуры | + | + | ||||||
Тема 3.3. Зерновые бобовые культуры | + | + | ||||||
Тема 3.4. Корнеплоды, клубнеплоды | + | + | ||||||
Тема 3.5. Кормовые сеяные травы | + | + | ||||||
Тема 3.6. Сенокосы и пастбища | + | + |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Культурные растения | |||
Тема 1.1 Происхождение и одомашнивание культурных растений | Содержание учебного материала | ОК 01 ОК 02 ОК 07 | |
Агрономия как важнейший раздел биологии. Классификация культурных растений. Приемы и методы растениеводства. Центры происхождения по Н.И.Вавилову. Хозяйственное использование культурных растений. Современное растениеводство в различных странах на планете. | 2 | ||
Тематика лекционных занятий | |||
1.Культурные и сорные растения | 1 | ||
2.Одомашнивание растений | 1 | ||
Раздел 2. Основы земледелия | |||
Тема № 2.1. Почва, ее состав и свойства | Содержание учебного материала | ОК 01 ОК 02 ОК 07 | |
Понятие о почве и ее плодородии. Факторы почвообразования. Морфологические признаки почвы. Состав почв и ее основные свойства. Основные сельскохозяйственные почвы России и региона. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4 | |
Тематика лекционных занятий | |||
1.Виды плодородия почв | 1 | ||
2. Понятие о классификации почв, морфология почв | 1 | ||
Тема № 2.2. Сорные растения, вредители, болезни и меры борьбы с ними | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4 |
Понятие о сорняках и засорителях. Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями. Биологические особенности сорняков. Биологические особенности вредителей и болезней культурных растений. Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве. Методы защиты растений от вредителей и болезней. Требования техники безопасности при работе с пестицидами и охрана окружающей среды. | |||
Тематика лекционных занятий | |||
1. Понятия о сорных растениях | 1 | ||
2.Методы борьбы с сорными растениями и болезнями | 1 | ||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4 | ||
Практическое занятие. Разработка мер борьбы с сорняками и вредителями и болезнями. Расчет доз гербицидов при обработке почвы. Практическое занятие. Определение основных видов удобрений. Разработка систем применения удобрений. Нормы внесения на планируемый урожай. | 4 | ||
Тема № 2.3. Удобрения и их применение | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Роль удобрений для растений. Классификация, характеристика и способы применения удобрений. Минеральные удобрения. Органические удобрения. Хранение, нормы, сроки и способы внесения. Система применения удобрений. Мероприятия по охране окружающей среды и контроль за качеством продукции растениеводства. | |||
Тематика лекционных занятий | |||
1.Классификация удобрений и их применение. Органические и минеральные удобрения | 1 | ||
Тема № 2.4. Системы обработки почвы и севообороты | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Понятие о севообороте и его элементах. Предшественники и их агрономическая оценка. Пары, их классификация и значение. Промежуточные культуры, их значение и виды. Классификация севооборотов. | |||
Тематика лекционных занятий | |||
1. Научные основы чередование культур. Значение чередование культур. Возможность повторных посевов сельскохозяйственных культур | 1 | ||
2.Пары их свойства и классификация | 1 | ||
Тематика практических занятий | |||
Практическое занятие. Разработка схем севооборотов и ротационных таблиц. Разработка систем обработки почвы. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4 | |
Раздел 3. Технологии возделывания культурных растений | |||
Тема № 3.1. Традиционные и современные агротехнологии | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Морфологические признаки и посевные качества семян. Государственный стандарт на посевные качества семян Традиционные и современные агротехнологии. Интенсивные технологии, ее сущность и особенности возделывания культур. | |||
Тематика лекционных занятий | |||
1. Семена, их посевные и сортовые качества | 1 | ||
2. Стандарты | 1 | ||
Тема № 3.2. Зерновые культуры | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур хлебов первой группы. Озимая пшеница. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая. | |||
Общая характеристика хлебов второй группы. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая). | |||
Тематика лекционных занятий | ОК 01 ОК 02 ОК 07 | ||
1. Морфологические признаки и биологические особенности зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур: пшеницы, ячменя и овса | 2 | ||
Тема № 3.3. Зерновые бобовые культуры | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Общая характеристика зерновых бобовых культур. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая). | |||
Тематика лекционных занятий | |||
Морфологические признаки и биологические особенности зернобобовых культур. Технология возделывания основных зернобобовых культур | 2 | ||
Тема № 3.4. Корнеплоды, клубнеплоды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Общая характеристика корнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности корнеплодов. Агротехника возделывания. Общая характеристика клубнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности клубнеплодов. Агротехника возделывания. | |||
Тематика лекционных занятий | |||
1. Корнеплоды, их значение как пищевых и кормовых культур. Виды корнеплодов, их морфологические признаки, биологические особенности и кормовая ценность. | 1 | ||
2. Клубнеплоды, их значение как продовольственных, технических и кормовых культур. Технологии возделывания картофеля. Экономическая эффективность возделывания клубнеплодов | 1 | ||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания корнеплодов. Составление агротехнической части технологической карты возделывания клубнеплодов. Составление агротехнической части технологической карты возделывания масличных культур. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4 | |
Тема № 3.5. Кормовые сеяные травы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Общая характеристика сеяных трав. Морфологические и биологические особенности кормовых сеяных трав. Агротехника возделывания. | |||
Тематика лекционных занятий | |||
1. Кормовые травы. Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое значение. Многолетние бобовые и злаковые травы, их значение для производства высококачественного белкового корма. Морфологические признаки и биологические особенности многолетних трав. Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. | |||
Тема № 3.6. Сенокосы и пастбища | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 |
Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их ценность, морфологические признаки и биологические особенности. Типы сенокосов и пастбищ в хозяйствах зоны, их характеристика. | |||
Тематика лекционных занятий | |||
1. Способы уборки, сушки и хранения сена. | 3 | ||
Консультация | |||
Промежуточная аттестация в форме зачёт | 2 | ||
Всего: | 43 |
Условия реализации учебной дисциплины
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет «Агрономии и зоотехнии», котрый оснащен оборудованием: стол учительский (1 шт.)
Стул учительский (1 шт.)
Столы ученические (15 шт.)
Стулья ученические (30 шт.)
Доска магнитная (1 шт.)
Шкаф вытяжной (1шт.)
Шкафы для хранения учебных и наглядных пособий (4 шт.)
Учебно-методический комплекс(1шт.)
Комплект учебно-наглядных пособий(1шт.)
Измерительные инструменты(15шт.)
Модели измерительных инструментов(15шт.)
Доска ученическая 1(шт.)
Экран для проектора 1(шт.)
Компьютер 1(шт.)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные печатные издания:
1. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г., Долгоуворов В.С. Технология производства продукции растениеводства. Учебник и учебное пособие для учащихся техникумов. –М.:Колос, 2018. -448 с., ил.
Основные электронные издания:
- Мазиров, М. А., Основы агрономии : учебник / М. А. Мазиров, Н. С. Матюк, В. Д. Полин, В. А. Николаев. — Москва : КноРус, 2022. — 213 с. — ISBN 978-5-406-08614-8. — URL: https://book.ru/book/940368 (дата обращения: 31.05.2023). — Текст : электронный.
- Евтефеев, Ю. В. Основы агрономии : учебное пособие / Ю.В. Евтефеев, Г.М. Казанцев. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 367 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-588-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1903249 (дата обращения: 31.05.2023). – Режим доступа: по подписке
- Глухих, М. А. Технологии производства продукции растениеводства / М. А. Глухих. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 148 с. — ISBN 978-5-507-45564-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/276386 (дата обращения: 15.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Колчина, Л. М. Современные технологии, машины и оборудование для возделывания овощных культур / Л. М. Колчина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11425-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495659 (дата обращения: 15.11.2022).
- Обработка почвы : учебное пособие для спо / О. И. Власова, Г. Р. Дорожко, В. М. Передериева, И. А. Вольтерс. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 88 с. — ISBN 978-5-8114-8445-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193259
- Основы агрономии : учебник для спо / И. Н. Гаспарян, В. И. Трухачев, В. Г. Сычев [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-8873-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/183230 .
- Таланов, И. П. Растениеводство. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. П. Таланов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 288 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08153-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492013 (дата обращения: 15.11.2022).
- Ториков, В. Е. Основы опытного дела в агрономии : учебное пособие для спо / В. Е. Ториков, О. В. Мельникова, А. А. Осипов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 128 с. — ISBN 978-5-8114-6814-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165820 .
Дополнительные источники
1. Сайт Научно-теоретического журнала "Проблемы агрохимии и экологии" [Электронный ресурс]: http://agroproblem.soil.msu.ru
- Онлайн энциклопедия кругосвет: [Электронный ресурс]: http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html
- Кирюшин, В. И. Агрономическое почвоведение [Электронный ресурс] : учебник / В. И. Кирюшин. – Санкт-Петербург : Квадро, 2016. – 686
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения[2] | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: | ||
Основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание. Возможности хозяйственного использования культурных растений. Традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы). Зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства. . | Знать: -основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание; -возможности хозяйственного использования культурных растений; -традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы); -зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства; агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений; приемы и методы мелиорации | Тестирование Устный опрос Письменный опрос Выполнение сообщений, рефератов, докладов, Составление конспектов Заполнение таблиц Собеседование Творческие задания Подготовка стендовых докладов Дифференцированные задания по карточкам Зачет |
Умения: | ||
Определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и агротехнических требований | Уметь: -определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и агротехнических требований применять технологии выполнения культуртехнических работ | Ролевая игра Ситуационные задачи Практические задания Кейс –задания Индивидуальные проекты Зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ по учебной дисциплине ОП.05. Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник
Тематические тесты предназначаются для контроля и оценки знаний и простых умений обучающихся при оценке знаний в течение всего периода изучения курса, соответствующих осн...
Рабочая программа по спец.дисциплине "Основы агрономии"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник
Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессиональной подготовки по профессии...
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Основы агрономии и зоотехнии"
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Основы агрономии и зоотехнии". Сформулированы знанияи умения, а так же компетенции, которые достигаются при изучении дисциплины, даны задания для теку...
Рабочая программа по Основам агрономии
Рабочая программа по Основам агрономии...
Рабочая программа дисциплины «Основы агрономии» для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Рабочая программа дисциплины «Основы агрономии» разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация с...