Урок-игра Сказки Г.Андерсена
план-конспект занятия на тему

Представлены несколько сказок Г.Андерсена, разгадывание кроссворда, конкурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_gansa_hristiana_andersena.rar33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки Ганса Христиана Андерсена

Цель: познакомить с биографией и творчеством замечательного классика датской литературы Г.Х. Андерсена и его сказками, проникнутые необыкновенной теплотой и мягким юмором, сказками о могуществе любви и верности, силе дружбы и взаимной поддержки, сказками об истинной красоте человека.

Подготовительная работа

  • Оформить выставку книг, озаглавить ее «Северный волшебник»,
  • Вывесить плакаты «Жизнь моя была прелестной сказкой, богатой и счастливой»(Г.Х. Андерсен),      «Нет сказок лучше, которые создает сама жизнь»(Г.Х. Андерсен)
  • Портрет писателя
  • Видеофильм «Русалочка»
  • Карточки с незнакомыми словами.
  • Дети выполняют иллюстрации к любимым сказкам,
  • Готовят костюмы,
  • Записочку для Дюймовочки

 

План урока

1. Биография писателя

2. Инсценирование эпизодов сказок

3. Просмотр видеофильма

4. Итог

Ход урока

I      Класс разбит на 7 команд по 3 человека. Каждая команда готовит эпизод из биографии и инсценировку.

(просмотр отрывка о городе Копенгагене видеофильм)

(звучит мелодия Сириус и на фоне музыки дети рассказывают)

II       1. Замечательный сказочник Ганс Христиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало никаких оснований. Он родился 1805 году в старом городке Оденесе на севере Дании. Этот городок похож на игрушечный, будто вырезанный из картона, лежит на острове Фюн.

2. Андерсена в детстве окружали перезвон колоколов и стук отцовского молотка, лихая дробь барабанов около казармы, свист флейты бродячего музыканта, хриплые песни матросов.

(девочка играет на флейте мелодию) 

III        Инсценировка сказки

Стойкий оловянный солдатик

Ведущий:

Пробило 12. И вдруг – щелк! Раскрылась табакерка. В этой табакерке никогда не пахло табаком, а сидел маленький Тролль. Он выскочил из табакерки, как на пружине и огляделся вокруг.

- Эй, ты! Не больно заглядывайся на Плясунью! Она слишком хороша для тебя.

-Ах, вот ты как! Ладно, ты еще меня вспомнишь.

Ведущий:

Вдруг окно распахнулось и он выпал

IV   КОНКУРС «СКАЗКА НАЧИНАЕТСЯ ... А КАК ОНА НАЗЫВАЕТСЯ?»

Вопросы

1. « Далеко - далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь». («Дикие лебеди». )

2. «Шел солдат по дороги. Раз- два! Раз- два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма». («Огниво». )

3. «К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит так криво, что можно свободно проскользнуть через эту щель в избушку. Так он и сделал» («Гадкий утенок».)

4 «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил был тролль, злой- презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная королева».)

5 «Жил- был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но

только настоящую .. .». («Принцесса на горошине»).

6. «Однажды вечером поднялась сильная буря. Засверкали молнии, загремел гром, а дождь полил как из .ведра. Вдруг кто-то постучал в ворота дворца, и старый король пошел открывать. у ворот стояла. . .». («Принцесса на горошине».)

7. «И вдруг она увидела, как из моря поднялись её cёcтpы они были бледны, как и она, но их длинные роскошные волосы не развевались больше по ветру- они отдали волосы ведьме, а она

дала им нож...». («Русалочка».)

V    Подведение итогов конкурса. ( В этом и последующих конкурсах команды. за каждый правильный ответ получают по одному баллу)

VI        (звучит мелодия Сириус и на фоне музыки дети рассказывают)

3. В домике, где прошло детство писателя, жила бедность, которая прикрывалась чистотой жилища и книгами. Отец Андерсена, хотя и был простой башмачник, но страстно любил читать. И часто по вечерам в тесной каморке слышалось чтение сказок.

4.  В такие вечера всем соседским детям не хотелось играть. Они спешили поскорее закончить скромный ужин, усесться в кружок и ждать чуда, когда со страниц сходили добрые и злые силы, рыцари и феи, спешившие на помощь бедным, оживали страны и государства, моря и горы наказывалось зло, торжествовало добро.

VII      (звучит песенка «Милый Августин» в исполнении ученицы класса)

Инсценировка сказки

Свинопас

Принц:

 - Я влюбился в Принцессу, но она отвергла мою любовь. Тогда я попросил Его Величество найти работу для меня.

Так я остался во дворце. Затем я смастерил этот горшочек. Правда, он забавный! Он наигрывает песенку. Послушайте.

- 10 поцелуев Принцессы. Да никак не меньше.

- Нет, спасибо! 100 поцелуев Принцессы, или горшочек останется у меня.

Ведущий:

Вот раз по саду прогуливалась Принцесса со своими Фрейлинами и вдруг услышала мелодию.

Принцесса:

-Ах, какая песенка! Ведь я могу играть эту песенку только одним пальцем. Пусть кто – нибудь попросит что стоит этот инструмент.

-Ну, что он сказал? Так шепни на ухо. Какой невежа!

-Послушай иди спроси может быть…

Фр.- Что возьмешь за горшочек?

-Это и выговорить невозможно! Это ужасно!

VIII        КОНКУРС «УГАДАЙ  ГЕРОЯ СКАЗКИ!»

1. Он испачкал себе лицо черной и бурной краской, нахлобучил шапку и постучался в императорский дворец. «Здравствуй император! - сказал он. - Не найдется ли у вас при . дворе какой - нибудь должности для меня?» (Принц из сказки. «Свинопас».)

2. Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками.. .(Обманщики из сказки «Новый наряд короля».)

3. Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья - ведь он теперь был богачом. ( Солдат из сказки «Огниво»)

4. Он важно шел во главе процессии под роскошным балдахином, а люди говорили: «Ах, наряд короля бесподобен! А шлейф - то какой красивый! А камзол- то как чудно сидит!». Кто этот нарядный герой? (Голый король из сказки «Новый наряд для короля».)

5. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах - голубой шарф, а на груди - блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки... ( Танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик». )

6. Она была так прекрасна, вся из ослепительного льда и все - таки живая! Глаза её сверкали, как звезды, но в них не было ни тепла ни красоты. (Снежная Королева из одноименной сказки)

7. Она расцарапала себе гpyдь; в котел закапала черная кровь, и скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие такие причудливые формы, что просто страх брал. ( Морская ведьма из сказки « Русалочка»)

IX      (звучит мелодия Сириус и на фоне музыки дети рассказывают)

5. Однажды маленький Христиан в городском театре впервые увидел пьесу, был в восторге и с тех пор полюбил театр на всю жизнь.

6. Но на театр не было денег, и мальчик помогал расклейщику афиш Петеру, за что он дарил Христиану по одной афише каждого спектакля. И мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми.

X              Инсценировка сказки

Принцесса на горошине.

- Простите, могу ли я у вас переночевать?

- Принцесса.

-Да, сама настоящая.

-Ах, ужасно плохо! Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня в постели. Я лежала на чем – то твердом, и теперь у меня, все тело в синяках. Это просто ужас что такое!

-Но кто вы?

- Принцесса?

Ну, это мы разузнаем.

-Ах, наконец – то утро. Как же вам спалось?

- О! Это настоящая принцесса.

XI           (звучит мелодия Сириус и на фоне музыки дети рассказывают)

7. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей. Когда Христиану исполнилось 12 лет, ему пришлось поступить на суконную фабрику, чтобы по вечерам учиться в бесплатной школе для бедных.

8. В его книгах много раз оживали лебеди, которых он видел на пруду еще в детстве. А в знаменитой сказке писатель рассказывал о себе.

XII               Инсценировка сказки

Гадкий Утенок

- Хорошо за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь. Овес зеленел, сено было сметано в стога, и по зеленому лугу расхаживал аист. И вот однажды…

А впрочем, тут и началась эта история.

-Ужасный урод! И совсем непохож на других.

-Какой гадкий! Это уж мы не потерпим.

-Оставьте его! Ведь он вам ничего не сделал. Он некрасив  - это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других.

XIII            КОНКУРС « КТО И КОМУ ГОВОРИТ?»

1. «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя - видишь, какие у меня острые белые зубы?» ( Мышь- Дюймовочке»)

2. «Лежи же смирно, не то я пырну тебя ножом!» (Разбойница - Герде.)

3. «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать

искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» ( Кот - Гадкому утенку.)

4. «Ишь какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (Старуха – разбойница - про Герду)

5 «Ты должна заплатить мне за помощь. И я недешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить, принца, но ты должна отдать его мне». (Ведьма - Русалочке.)

6 « Паспорт есть? Давай паспорт! (Крыса- Оловянному' солдатику )

7 0ни прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно!» Кто так радуется? (Фрейлины из сказки « Свинопас»)

XIV    (звучит мелодия при лунном свете и на фоне музыки дети рассказывают)

9. После смерти отца, когда ему было14 лет, Христиан отпросился у материи на сбереженные гроши уехал в столицу Копенгаген.

10. В Копенгагене Андерсен учился пению и балетному искусству, живя впроголодь и нужде. Юный Андерсен во время пребывания в столице очень много читал.

XV        Во Дворце шел бал.

( дети исполняют бальный танец «Падеграсс»)

Инсценировка сказки

Дикие Лебеди

Принцесса сидит и спешно вяжет какие – то вещи. Заходит Королева и объявляет:

- Я думаю ,что эта молчаливая лесная красавица – колдунья. – Отвечай, для чего тебе эти рубашки? Нет, почему она ничего не отвечает, только вяжет – вяжет.

XVI           (звучит мелодия Сириус и на фоне музыки дети рассказывают)

11. В гимназию Г.Х.Андерсен попал уже юношей, учиться ему было трудно. Но он добился своего: успешно окончил гимназию, потом Копенгагенский университет, стал образованным человеком и известным всему миру писателем.

12. Первый сборник сказок появился в 1835 году, автору было тогда 30 лет. И с тех пор  Андерсен писал сказки почти до самой смерти.

13. Сказки Андерсена с первых же дней существования переводились на многие языки мира. Знала Андерсена и Россия. На русский язык его сказки были переведены еще при жизни автора.

14. Андерсен писал тогда: « Я рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России…»

XVII                       Инсценировка сказки

Снежная Королева

Герда:

- Что ты тут делаешь? Пойдем домой. Нас бабушка ждет.

Кай:

- Отстань, не мешай мне. Не видишь я занят.

Герда: -Чем же ты занят?

Кай:  - Я  составляю слово -  Вечность.

XVIII               (звучит мелодия Сириус и на фоне музыки дети рассказывают)

15. Шли годы. Слава Андерсена, как сказочника, перешагнула границы многих стран мира.

XIX                           Инсценировка сказки

Дюймовочка

- Ах, какая я счастливая!

Сначала я жила в доме у одной доброй женщины. В мою колыбельку вместо перинки она положила фиалки, а одеялом было лепесток розы.

Затем после неприятностей я все лето прожила одна в большом лесу. Я из травы сплела себе колыбельку и подвесила ее под большим листком лопуха, ела сладкий цветочный нектар и пила чистую росу, которую каждое утро находила на листьях.

А однажды мне Эльф сказал, что у эльфов другие имена. И стали меня звать Маей.

XX           зачитываются записочки для Дюймовочки)

XXI           (звучит мелодия Сириус и на фоне музыки дети рассказывают)

16. Творчество Андерсена любят и знают все люди мира, потому что он со своими сказками входит в наши дома прежде, чем мы научились читать. Входит легкой, почти неслышной поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок

XXII      Инсценировка сказки

Оле - Лукойле

     - Когда вы все засыпаете, я прихожу в ваш дом в одних чулках, поднимаюсь по лестнице, присаживаюсь к вам на постель…

-У меня с собой  всегда два зонтика: Один с картинками – я его раскрываю только перед хорошими детьми, и тогда всю ночь им снятся волшебные сказки, а другой гладкий – его я раскрываю над непослушными детьми, ну и спят они всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне.

XXIII               Конкурс« Разгадай кроссворд»

Команды получили кроссворд

По горизонтали:

1. Что смастерил злой-презлой тролль? ( Зеркало)

2. Что шила из крапивы Элиза для своих братьев? ( Рубашки)

3. Из-за любви к принцессе принц стал пасти свиней. Сказка называется. .. ( « Свинопас»)

4. Самый красивый цветок, он присутствует в нескольких сказках Андерсена. (Роза)

5. Зверь, который помог Герде добраться до Лапландии. ( Олень)

6. Замечательная певчая птица. (Соловей)

7. А эта птица помогла Дюймовочке спастись от крота. (Ласточка)

8. Что служило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана? (Тарелка)

9. Как звали девочку, которая спасла своего названого брата? (Герда)

      Если кроссворд разгадан правильно, то по вертикали должно получиться имя героини сказки Г.-Х. Андерсена, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. ( Русалочка)

XXIV               Подведение итогов конкурса (вручение призов)

XXV                 Просмотр отрывка сказки «Русалочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра

"Своя игра"...

Урок-игра по теме: «Гидросфера» "Путешествие по морям и океанам"

Цель: формирование географического кругозора, развития мышления у учащихся, усвоение  знаний по объектам гидросферы,. закрепление навыков работы с картами  и атласами. Ребята, делятся на ко...

Методическая разработка урока игры- зачета по Валеологии

Интересная форма проведения зачета. Настольная игра с игоровым полем, фишками и интересными вопросами в презентации. Ребята зарабатывают правильными ответами баллы не только команде, но и повышают сво...

Методическая разработка урок-игра по материаловеденю

Данная  методическая  разработка применима для  учащихся   НПО , которые  изучают материаловедение с элементами металлообработки.  Методика  проведение игры построен...

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок игра проводится как обобщающий урок по курсу "Слесарное дело". Участники самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость....

Урок – игра. Подвижные игры на внимание и быстроту. Встречные эстафеты на лыжах.

Технологическая карта урока по физической культуре в 4Д классе МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...