Методическая разработка урок-игра по материаловеденю
методическая разработка по теме

Данная  методическая  разработка применима для  учащихся   НПО , которые  изучают материаловедение с элементами металлообработки.  Методика  проведение игры построена в  виде  игры  с соданием  проблемной  ситуации и вопросов  тестов.  Что позволяет  провести рефлексию   по данному  материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное  училище № 48

Методический  кабинет

Методическая разработка урок-игра

КВН

по  материаловедению

Разработала:

Преподаватель

Левина Г.А.  

                                                         

 

п. Запрудня

2010-2011 учебный  год

Предмет «Материаловедение»

Тема: « Металлические  материалы»

Цели:

  1. Обобщить, систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий материаловедения, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках.
  2. Способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших группах.
  3. Способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и способности излагать свою точку зрения и ведения дискуссии.

Участники и действующие лица: ведущий, две команды, 3 члена жюри.

Предварительная подготовка: Заранее происходит разделение на группы. Даётся задание: придумать название команды, выбрать капитана. Повторите темы курса материаловедения от понятия о науке материаловедение до механических свойств, определяемых при ударных испытаниях, а также испытание на жидкотекучесть. Маркировка различных сталей.

Оборудование: Карточки заданий: «Кроссворд», «Карточка марок сталей», «Список слов», «Задания для ящика». Ящик Пандоры. Бланки для жюри.

Ход урока

Ведущий: 

Сегодня мы предлагаем вам, принять участие в игре, которую мы назвали «Занимательное материаловедение».

А теперь хочу представить вам две команды участников нашей игры, команда «Виктория» и команда «Ягуар».

Команды поприветствуйте друг друга.

        1-й конкур Приветствие. (Максимальная оценка за конкурс 5 баллов).

 В конкурсе участвуют команды в полном составе.

Команды представляют свои название, девиз и эмблему.

Ведущий. Команды представили себя, давайте выслушаем мнение членов жюри.

 Жюри объявляет оценки за конкурс.

2-й конкурс - Разминка.

Ведущий задаёт вопросы для разминки:

  1. Какой из перечисленных металлов, считается чёрным?

        (  цинк, олово,  железо.)

  1.  Какой из металлов ( алюминий, магний или кальций)  наиболее  коррозионностойкое?
  2. Процесс перехода вещества из жидкого в твёрдое состояние (Кристаллизация, нагрев, сжатие).
  3. В качестве   вулканизирующего компонента в каучук  вводят  следующий  компонент (серу, сажу, тальк).
  4.          Почему  чугун  называется  «ковким»?

– его можно  ковать

–он пластичен

-  его  можно  прокатывать.

6. Какая  химическая  связь существует  в  металлах  и сплавах?

  - металлическая связь

- ионная  связь

- водородная  связь.

7. Стали, с добавлением легирующих  элементов, называют:

- легированные;

- углеродистые

-  автоматные

8. Для  изготовления инструмента используется следующий  вид  стали:

- котельная

- инструментальная

- автоматная

9. В основе строения структуры  металла  лежит:

-  теория  ионов

- кислород

- кристаллическая  решётка

10. Какой  из перечисленных  металлов  относят  к  группе  цветных  металлов:

-  медь

- барий

- стронций

        Жюри объявляет оценки за конкурс.

3-й конкурс – Давайте  вспомним:    (оценка соответствует количеству

подобранных слов )

В конкурсе участвуют капитаны команд. Время  конкурса  5 минут.

Задание конкурса.

Расписать слово   отжиг, нагрев  таким образом, чтобы начальная буква

соответствовала любому слову, связанному с профессией «Автомеханик»

 и темой  нашей  игры  и это  было  имя  существительное:

Например:  железо, теория, температура, окалина, газ, раствор, водород, градус, жидкость, изменение, натяжение, растяжение.

Слова  записываются  на  отдельных  листках  и  по  окончанию  времени

 передаются  в  жюри.

Жюри объявляет оценки за конкурс.

4-й конкурс - Расшифровка марок сталей.

Игрокам выдаются карточки заданий и коллективно нужно написать расшифровку марок сталей.

Карточка заданий для первой команды.

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

  1. Ст 1 кп -                      г) 65 Г                          е) Г 13  
  2. А 11 -                           д) 30 ХГСА -
  3. 10 кп -                        

Эталон ответа:

а) Ст 1 кп - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными механическими свойствами без гарантии химического состава группа А, 1-й категории, кипящие.

б) А 11 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,11%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 10 кп - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,1%, кипящая.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 30ХГСА - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,3%, хрома, марганца, кремния каждого до 1,5%.

е)   Г 13 -  сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

Карточка заданий для второй команды:

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

     а) В Ст 2 -                        г) 65 Г -                         е) Г 13 -

     б) А 20 -                           д) 12Х2Н4А -

     в)30

Эталон ответа:

а) В Ст 2 - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными химическим составом и механическими свойствами группа В, 2-й категории, спокойная.

б) А 20 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,2%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 30 - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,3%, спокойная.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 12Х2Н4А - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,12%, хрома 2%,        никеля 4%.

е) Г 13 -  сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

Жюри объявляет оценки за конкурс.

5-й конкурс - Непроизвольная память.

Приглашают по 1 человеку от каждой команды. Вам будет предложено по 2 задания, причём сначала текст задания, а потом указание, что вы должны сделать. После того, как прочтёте текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайте быстро.

Задание для игрока первой команды.

  1. Укажите, в каком из слов: зерно, базис, структура, материал, упругость есть буква «Л»? (Материал)

   2.В перечне слов: цвет, температура  плавления, прочность, электропроводность, что относится к механическим свойствам. (Прочность)

Задание для игрока второй команды.

  1. Укажите, в каком из слов: ковкость, базис, структура, твёрдость, упругость есть буква «З»? (Базис)
  2. В перечне слов:  цвет, температура  плавления, прочность,  ковкость, что относится к технологическим свойствам. (Ковкость)

6-й конкурс - Разбор понятий.

Из предложенного списка одна команда выбирает понятия,

относящиеся -  к механическим свойствам, 

а другая  команда -  относящиеся к физическим  свойствам:

Цвет, упругость, тепловое  расширение,  теплопроводность  , прочность, электропроводность, , пластичность, напряжение.

Эталон ответа:

Механические свойства:

  1. Напряжение.                        
  2. Упругость
  3. Прочность.
  4. Пластичность.

           Физические свойства:

  1. Цвет.

     2.  Тепловое расширение.

3. Электропроводность

4. Теплопроводность.

Жюри объявляет оценки за конкурс.

Ну, вот наша игра и подошла к концу, а теперь попросим членов жюри объявить победителей.

На протяжении всего мероприятия жюри заполняло таблицу.

Сводная оценка результативности

№ конкурса

Количество очков

Максимальное количество

Команда

«Виктория»

Команда

«Ягуар»

Конкурс №1






За правильный ответ 1 балл


5 баллов


4


5

Конкурс №2


7 баллов


7


6

Конкурс №3


7 баллов


5


6

Конкурс №4

2 балла


2


2



Конкурс №5

3 балла, но за неправильно вписанное свойство снимается 1 балл



2



3


Конкурс №6

За правильный ответ 3 балла


3 балла


3


2

Количество очков


23


24

Какая же команда одержала победу? Победила команда «Ягуар».

Проводится анализ игры: восприятие игры учениками, положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, даётся оценка деятельности участников игры и обсуждаются возможности совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока игры- зачета по Валеологии

Интересная форма проведения зачета. Настольная игра с игоровым полем, фишками и интересными вопросами в презентации. Ребята зарабатывают правильными ответами баллы не только команде, но и повышают сво...

Методическая разработка УРОК-ИГРА Введение бухгалтерского учета имущества организации

Завершающим этапом изучения профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» является проведение урока-соревнования.В ходе его пр...

Методическая разработка. Урок-игра.

Для 1 курса СПО по дисциплине "Выполнение малярных работ", код спциальности 270802....

Методическая разработка урока-игры

Урок проводится в рамках предметной недели по профессии МОСР. Урок включает Викторину, игру "Старт-финиш" с вопросами по профессии...

Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"

Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...

Методическая разработка урока-игры по материаловедению на тему: «Металлические материалы»

Урок-игра имеет значение для формирования процессов мышления и повышения знаний по предмету материаловедение....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...