Методическая разработка "Приготовление блюд из овощей и грибов"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodcheskaya_razrabotka.docx | 78.62 КБ |
natsionalnaya_vypechka_narodov_komi.docx | 895.15 КБ |
levchuk_v.a._urok.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила : Левчук Валентина Альбертовна, мастер производственного обучения.
Рецензент: Рочева Е.А., председатель ПЦК по спецдисциплинам:
Аннотация:
Методическая разработка «Приготовление блюд из овощей и грибов» рекомендована к применению мастерам производственного обучения, преподавателям спецдисциплин, а также обучающимся при подготовке к занятиям.
Тема методической разработки актуальна, так как Сегодня все, что касается еды, стало модным. Телевизионные передачи, кулинарные шоу, мастер-классы, кулинарные книги ― увлечение едой переживает очередной бум. История развития человечества знавала и великие взлеты поварского искусства, и резкие падения. Еда то представлялась самым восхитительным удовольствием, то низвергалась до простого удовлетворения низменных инстинктов.
К великому сожалению, в нашей Республике кухня народа коми существует лишь теоретически, на практике, как не прискорбно, она почти исчезла.
И это тем более обидно, что кухня нашего народа оригинальна и самобытна. А как часть кулинарной культуры финно-угорских народов, которые были расселены на обширной территории России от Поволжья до Зауралья, она оказала огромное влияние на кухню русскую. И названия различных блюд говорят об этом, и подбор сырья для приготовления блюд, и их сочетание между собой, и способы приготовления.
Например, квашение рыбы переняли от финно-угорских племен другие регионы. Рыба, приготовленная таким образом, встречается и в архангельском, и в пермском регионе. Пельмени, тоже особый разговор: в русском своем названии пельмени явственно содержат намек на финно-угорские корни - «пель» (ухо) и нянь (хлеб). А шондi (солнце) явно читается в названии шанег, распространенных по всему Зауралью и Предуралью.
Путь к забвению
Если спросить жителей Коми, какие блюда национальной кухни они знают, чаще всего называют шаньги. Помимо того, кое-кто вспомнит рыбу в молоке, черинянь, ляз, вкус которого еще помнят жители деревень. Кто-то пожмет плечами, мол, кухня-то сама по себе неинтересная, незамысловатая.
С чем это связано? С изолированностью, сложными условиями жизни, особенностями ведения хозяйства, с историческими условиями.
Когда-то кухня любого народа была примитивной. Пища нужна была человеку, для того чтобы жить, как источник энергии, и лишь с течением времени она превратилась в средство получения удовольствия, в высокое кулинарное искусство, пройдя сложный путь своего развития. Что превращает примитивную кухню в высокую? Новые технологии приготовления пищи, и, конечно, использование кулинарного опыта других народов.
Так было с кухней русской, когда французские повара, создавали на ее базе кулинарные шедевры, используя французские традиции, придумывая соусы из местных продуктов, салаты, фантазируя и соединяя различные вкусы. В результате влияния французов в конце XIX века Европа заговорила о высокой русской кухне.
Нашей же национальной кухне, как и другим кухням финно-угорских народов, живущим в России, не повезло. Вильям Похлебкин, чье имя ассоциируется с исследованиями в области кулинарии и историей гастрономии, в своем труде «Национальные кухни наших народов» писал о том, что не только советский общепит стал причиной забвения кулинарных национальных традиций финно-угорских народов. Индустриализация и изменение хозяйствования и системы снабжения в большей степени привело к тому, что исчезли даже сами продукты, необходимые для создания национальных блюд. Печорская семга, нельма, белорыбица, которыми была богата коми земля, сегодня не добываются, их отлов запрещен. Почти исчезли некоторые виды растений: жерухи, сараны, водяники, крайне чувствительных к изменению экологии, из-за того, что в нашем регионе стали активно добывать нефть.
«В силу всех этих причин нельзя уже говорить о наличии какой-либо обширной по ассортименту блюд, по своей последовательности и фундаментальности кухне финно-угорских народов, большинство которых до 1917 года были бесписьменными, а поэтому не зафиксировали вовремя в письменном виде свой кулинарный национальный репертуар. И он содержит крайне мало национального, ибо в своем нынешнем виде искажен многочисленными перекрестными влияниями или прямыми заимствованиями из кухонь соседних народов - русской, чувашской, татарской, башкирской и даже украинской».
Не поспоришь.
Интерес к кухне коми практически не проявлялся ранее в широком смысле. Существует лишь единственный труд о кухне народа коми. Похоже, лишь один ученый заинтересовался кухней коми и попытался описать ее. Татьяна Ивановна Чудова, комментируя свой интерес к национальной кухне, рассказала, что изначально писала диссертацию о глиняной посуде, от которой до кулинарных традиций народа - маленький шажочек, тем более что кухня эта была знакома ей не понаслышке.
Таким образом, в целом, законченном виде кухни народа коми просто не существует. Тем сложнее собрать воедино все то, что еще сохранилось из кусочков, обломков некогда обширного кулинарного наследства.
Попытки сберечь то, что еще осталось в памяти, сегодня делает Агентство по туризму, пытаясь возродить кулинарные традиции, рекомендуя использовать в ресторанах и кафе национальные блюда кухни коми народа, привлекая интерес к ней. Недавно, уже не в первый раз, прошли дни коми кухни в Санкт-Петербурге, что само по себе для Республики может иметь большое значение. Это не только популяризация национальных традиций, но и новые договоры с поставщиками. Хотя в самой столице Республики блюда коми национальной кухни почти отсутствуют. Зато на каждом углу продают пиццу и суши.
Пицца и суши против шанег и чериняня
Кухня определенной местности всегда имела этнические или региональные или еще какие-либо особенности, но процесс глобализации, в том числе и в кулинарии, размывает эти границы, уравнивая региональные особенности. Кулинарные пристрастия становятся одинаковыми для разных уголков земли. Процесс глобализации приводит к утрате, исчезновению национальных, региональных особенностей. Хорошо это или плохо? Вопрос неоднозначный, и каждый сам отвечает на него по-своему.
«Да, ладно, - скажут многие, - изменение кулинарных пристрастий происходило всегда». И будут правы. Когда-то, через шелковый путь мир получил чай и рис, после открытия Нового Света Европа узнала о картофеле и томатах, и кофе проделал свой сложный путь, и суши. Сегодня самая популярная еда в Сыктывкаре - блюда итальянской и азиатской кухни, судя по существующим заведениям общественного питания.
Мы готовим гамбургеры на завтрак, пасту на обед и суши на ужин. Все это, конечно, слегка утрированно, но в целом, верно. В столице Республики Коми, множатся и растут пиццерии, стейк-хаусы, кофе-хаусы и суши бары.
Это не хорошо и не плохо, если, конечно, не брать во внимание, что у нас нет ни одного ресторана национальной кухни.
Сохранить то, что еще осталось
«Мы пытаемся возродить или вытащить из небытия забытые кулинарные традиции, показать людям, что и сегодня можно готовить национальные блюда, пытаемся создать кулинарный бренд Республики Коми, который бы стал своеобразной визитной карточкой Коми. Это привлечет дополнительные средства в Республику, и сделает наш регион привлекательным для туристов. Кроме того, не надо забывать, что национальная кухня ― это часть культуры народа. К сожалению, сегодня даже гостей некуда повести, нет ресторанов, специализирующейся на национальной кухне», ―сокрушается Наталья Макарова, заместитель руководителя Агентства по туризму.
И это правда. Гостей повести некуда. Я и сама недавно столкнулась с тем, что, пытаясь показать своим литовским друзьям местные специалитеты, так и не нашла, где их можно угостить нашими национальными блюдами.
А хотелось бы, чтобы в городе был хотя бы один ресторан, где бы подавали яркие блюда, приготовленные на основе древних рецептов из свежих продуктов, своих, не привозных: из оленины, из рыбы, пойманной в наших реках, из грибов и ягод. В результате, я повела своих гостей в ресторан… «Таплиани» ― европейский ресторан с грузинским акцентом.
Жаль, что в городе нет ресторана, специализирующегося на кухне с коми акцентом. Ведь еще немного и мы не сможем уже сохранить то малое, что еще помнится из огромного, но забытого нашего кулинарного наследия.
К сожалению, в ресторанах коми кухня пока не в чести. Даже в тех из них, которые поддерживают национальную кулинарную идею.
Данная работа подробно описывает методику использования активных форм образовательных технологий и знакомит с дидактическим материалом, необходимым для проведения занятий по данной дисциплине.
Коми муӧй, няньӧй - солӧй,
Чӧскыд унмӧй, кыпыд лолӧй.
Олан гажӧй, сьӧлӧм руӧй,
Коми муӧй!
Г. Юшков
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, собственную национальную кухню, народные праздники, песни и сказки.
У каждого народа есть свои любимые блюда и свои, присущие только ему, кулинарные традиции и именно тот определённый набор продуктов, к которому организм этого народа наиболее приспособился на протяжении многих веков.
Мы живём в Республике Коми, которая имеет богатую историю и культуру. Коми народ в условиях сурового северного климата сам добывал себе пищу, обустраивал жилище и жизнь тем, что давала ему природа.
Традиционной пищей коми были продукты, которые человек мог добыть, собрать или взрастить.
Северный народ с древних времён занимался охотой и рыболовством, поэтому широко использовал в своей пище блюда из мяса и рыбы. Основу рациона коми так же составляли каша и выпечка. Каши варили на открытом огне или в горшочке в печке. Чтобы обеспечить организм витаминами и полезными веществами добавляли в кашу ягоды, орехи или грибы.
Из первых блюд наиболее популярны супы с большим содержанием мяса, капусты, крупы, а также грибные, холодные, на квасе, уха из речной рыбы.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………4
План урока производственного обучения……………………………………….6
Конспект урока производственного обучения………………………………..….12
Список использованных источников……………………………………………. 19
Приложение 1. «Урок – консультация»……………………………….…..…… 22
Приложение 2. «Выдержка из Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер»………………………………………. 22
Приложение 3. Технико- технологическая карта «Капуста вареная»……..…23
Приложение 4. Игра «Выборы»…………………………………………………..24
Приложение 5. Презентация «Приготовление блюд из овощей и грибов»
Нет профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим будущим.
(Илья Ильф и Евгений Петров.)
Введение.
Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений НПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В связи с этим необходим поиск новых подходов к организации и проведению уроков производственного обучения.
Актуальной проблемой сегодня становится недостаточный интерес обучающихся к профессиональному образованию, в современном обществе потерян престиж рабочей профессии. Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях рыночной экономики становятся высококвалифицированные работники, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Такого работника надо еще воспитать и обучить.
При определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов необходимо участие работодателя, в перспективе ориентируясь не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий и отрасли.
Для решения этой проблемы необходимо проводить бинарные уроки производственного обучения с приглашением специалистов по профессии «Повар, кондитер» и использовать при проведении урока современные педагогические технологии. В процессе таких уроков обучающиеся научатся
работать с информацией: выбирать необходимые сведения, анализировать и адаптировать их к реальным условиям. Использование при проведении урока педагогической технологии «урок- консультация» активно включает самих обучающихся в учебно-познавательную поисковую деятельность, поиск и обработку информации. Этот метод способствует организации совместной деятельности, партнёрских отношений, диалогическому общению как между обучающим и обучаемыми, так и между обучающимися в процессе добывания знаний, развитию коммуникативных умений, что также немаловажно для успешной профессиональной реализации выпускника.
План урока производственного обучения
Тема программы : ПМ.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов»
Тема урока: Тема 2.5. «Приготовление капусты вареной »
Цели: 1. Обучающая
– формировать у обучающихся способность самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.
− научиться производить расчеты сырья для приготовления капусты вареной, уметь пользоваться технологическими картами;
- уметь подбирать инвентарь и оборудование для приготовления капусты вареной.
- уметь использовать различные виды пряностей, приправ при приготовлении блюд из овощей .
- знать правил ТБ при эксплуатации производственного инвентаря и оборудования при приготовлении овощных блюд
2. Развивающая
− способствовать развитию профессиональных навыков при выполнении работы; «ЧТО ты хочешь? КАК ты узнаешь, что достиг результата? КАК ты можешь достичь цели? Почему это важно для тебя?
− развивать художественный вкус, творческие данные, вырабатывать навыки самоконтроля, воспитывать чувство коллективизма.
- формирование у обучающихся положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;
- формирование у учащихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда.
2. Воспитательная
-создание условий для развития профессионального творчества, повышение престижности профессии «Повар, кондитер». - воспитание желания работать сознательно и качественно, высокопродуктивно, эффективно и творчески решать производственные задачи;
- воспитание у учащихся бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего труда; глубокое уважение к людям труда и ко всему тому, что создано трудом человека.
4. Методическая:
- создание условий для проявления познавательной активности обучающихся;
- использование интерактивных методов обучения (наблюдение, сравнение, консультации, анализ, работа в группах).
Тип урока – урок по выполнению сложных комплексных работ.
Вид урока - урок - консультация
Формы организации учебной работы:
- фронтальная - применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний.
- коллективная (работа в командах) - при проведении текущего и заключительного инструктажа . Обучающиеся, работая в командах, планируют и выполняют учебно-производственную работу.
.Методы обучения:
- словесные(объяснение);
- наглядно-демонстрационные (показ трудовых приемов и операций);
Практические методы (самостоятельная работа);
Материально – техническое и методическое оснащение урока:
1. Дидактический материал:
1.1.План урока (ход и конспект урока)
1.2.Нормативные документы:
- Сборник рецептур
1.3 Раздаточный материал и задания:
- карточка – взаимоконтроля ;
- инструкционно – технологическая карта,
- требования охраны труда при работе с электрической плитой, весоизмерительным оборудованием ;
- критерии оценивания
2. Инструменты и оборудование: - производственные столы,- весы
- электрические плиты, - доски разделочные, - ножи, - кастрюли, - сковороды,
- сито, - пестики, - посуда для подачи.
3. Сырье: продукты согласно сборнику рецептур.
Межпредметные связи: «Специальная технология», «Оборудование предприятий общественного питания», «Организация производства на предприятиях общественного питания», «Товароведение пищевых продуктов», «Физиология питания, санитария и гигиена».
Прогнозируемый результат:
1. Отношение учащихся к уроку - внимание, активность, работоспособность и дисциплинированность на уроке.
2. Степень достоверности и доказательности ответов учащихся, соответствие их знаний современному уровню содержания трудового обучения.
3. Наличие у учащихся познавательного интереса к уроку, к специальности, к профессии.
4. Степень самостоятельности мышления учащихся, умений оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять полученные знания в конкретной ситуации.
5. Умение учащихся читать технико- технологические карты, использовать ИКТ в подготовке к урокам производственного обучения, производить расчеты требуемого сырья.
6. Умение учащихся пользоваться инструментом, приспособлениями и приборами.
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока
| Деятельность мастера и представителя производства – заведующего кафе-баром «Рассвет» - Цывунина С.А. (бывшего учащегося Визингского филиала ГПОУ КРАПТ) | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент – 5 минут | 1. Приветствие; 2. Проверка внешнего вида, санитарное состояние; 3. Проверка готовности к уроку | Осмысление |
2 | Вводный инструктаж – 40 минут | 1.Сообщение темы и цели урока. 2. Постановка перед обучающимися учебной задачи: научиться самостоятельно, с творческим подходом готовить традиционное блюдо Коми кухни -капусты вареной. 3. Представление гостя – представителя производства - деление группы на бригады (звенья). | Обсуждение. Участие в беседе. Обучающиеся выбирают бригадиров (звеньевых) Бригадиры набирают себе бригаду |
2.1 | Закрепление профессиональных знаний и умений. | 1.Фронтальный опрос: - Назовите овощ, который выращивают на Руси с древних времен, а его название происходит от латинского слова «голова» -ответ (капуста). - Опишите последовательность технологического процесса механической обработки овощей; - Какие правила ТБ при эксплуатации производственного инвентаря для первичной обработки, нарезки и формовки овощей и плодов вы знаете? - какие виды пряностей, приправ, пищевых добавок используют при приготовлении блюд из капусты? - какие блюда из капусты готовит Коми национальная кухня? - мастер п/о, представитель производства отвечают на вопросы обучающихся | Отвечают на вопросы, вспоминая теорию. Задают вопросы мастеру п/о, представителю производства (вопросы подготовлены заранее, д/з) |
2.2 | 1.Инструктаж по организации рабочих мест, соблюдению правил техники безопасности и личной гигиены при выполнении практического задания (заполняет журнал по ТБ.): − наличие спецодежды, головного убора, обуви; − правильная организация рабочего места; отсутствие посторонних предметов; правильное расположение рабочих инструментов и продуктов; − к работе на электротепловом и механическом оборудовании допускаются повара, прошедшие техминимум по правилам технической эксплуатации, по правилам ТБ.; − проверить заземление и исправность оборудования и инвентаря; −при переноске горячих кастрюль пользоваться нужно полотенцами. Не прижимайте горячую посуду к себе; | отвечают на вопросы по организации рабочего места Решают проблемные задачи по технике безопасности. | |
2.3 | Закрепление знаний Инструкти- рование обучающихся с учетом знаний и навыков | 1.Представитетель производства рассказывает о традиционном приготовлении капусты вареной в Сысольском районе, показывает слайды, объясняет технологические операции при приготовления капусты вареной 2.Указывает на возможные виды брака, причину возникновения и способ устранения 3. Предлагает каждой бригаде составить технологическую карту на приготовление капусты вареной. | Презентация «Приготовление блюд из овощей» Выполнение работ у производственного стола. Составляют технологическую карту |
3 | Текущий инструктаж 180 минут |
− подготовка рабочих мест и начало работы; − соблюдение технологии приготовления капусты вареной; − соблюдение требований техники безопасности; − промежуточный контроль выполняемых работ; − качество выполнения; − предупреждение возможных ошибок. 2.Соблюдение тепловой обработки. 3.Создание психологического фона для уверенности обучающихся в своих действиях, знаниях и способностях 4. Оказание помощи учащимся при выполнении работ. | - Самостоятельное выполнение операций по приготовлению блюда «Капуста вареная» -самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ; Выработка внимания к практическим действиям мастера. |
4 | Заключи тельный инструктаж 45 минут | - сообщение о достижении целей урока; - анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций; - разбор типичных ошибок, допущенных дефектов; - анализ выполнения ТБ, норм времени; - сообщение темы следующего урока; -объяснение домашнего задания; - уборка рабочих мест. | 1.Бригады представляют свое изделие. 2. Обсуждение. 3. Выступления учащихся. 4.Осознание происходящей во время урока деятельности и её результатов 5. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, ответы на вопросы : «Зачем я это делал?», «Достиг ли я того, чего хотел?» |
Конспект урока.
- Тема программы :
ПМ.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов»
Тема урока:
Тема 2.5 «Приготовление капусты вареной»
Закрепляем знания по технологии приготовления блюда «Капуста вареная».
- Объяснение нового материала.
Отгадайте, пожалуйста загадку - что это за овощ, который выращивают на Руси с древних времен, а его название происходит от латинского слова «голова» ?
Конечно же – это капуста.. Капуста принадлежит к числу важнейших овощных растений. Она введена в культуру ещё в доисторические времена. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что капусту люди стали использовать со времён каменного и бронзового веков. Возделывали капусту древние египтяне, а позднее освоили технологию её выращивания древние греки и римляне, им было известно всего от 3 до 10 сортов капусты, а сейчас насчитываются сотни сортов. Древнегреческий философ и математик Пифагор весьма ценил лечебные свойства капусты и занимался её селекцией. Южные племена славян впервые узнали о капусте от греко-римских колонистов, живших в районах Причерноморья. Со временем познакомились с этой овощной культурой и на Руси.
Лечебные свойства капусты огородной. В качестве лекарственного сырья используют листья капусты огородной. Они содержат комплекс витаминов, в том числе витамин C (до 70 мг%) и другие; богаты минеральными солями.
Вот такой ценный овощ. Слайд 1.
И ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы
- «Чему мы должны научиться сегодня на уроке производственного обучения?»
- «Как мы должны это сделать?»
- «КАК ты узнаешь, что достиг результата?» (на это вопрос отвечают 3-4 учащихся)
- «КАК ты можешь достичь цели?» (на это вопрос отвечают 3-4 учащихся)
- «Почему это важно для тебя?» (на это вопрос отвечают 3-4 учащихся)
Спасибо. Сегодня у нас необычный урок, урок – консультация. Хочу представить вам настоящего профессионала своего дела, техника-технолога, повара шестого разряда с огромным стажем работы - Нину Александровну Пунегову. Сегодня она главный эксперт – консультант нашего урока. Можете задавать ваши вопросы по теме урока, которые вы подготовили дома. Мы постараемся на них ответить. А если не сможем, то все вместе будем искать ответы на эти вопросы.
Вопросы обучающихся.
Спасибо. Интересные вопросы. Узнали много нового. А сейчас мы с Ниной Александровной расскажем вам о том, как варили капусту в нашем Сысольском районе.
Презентация.
Чтобы урок прошел интересно, и было с кем сравнить достигнутые результаты, нам необходимо разделить группу на три команды – бригады. Сейчас мы проведем игру «Выборы», где определятся наши три бригадира. Затем бригадиры о-очереди будут набирать себе бригады из числа учащихся группы. Итак, приступаем. Перед вами лежат карточки, куда вы можете вписать имя и фамилию того человека, который, по вашему мнению, достоин быть бригадиром. Времени у вас – 2 минуты.
(засекаем время, собираем карточки).
Кто желает поработать в счетной комиссии? Ваша задача - написать на доске имена и фамилии претендентов на должность бригадира. Те три человека, кто наберет больше голосов – ваши бригадиры на сегодняшний урок.
(учащиеся работают возле доски)
Вот и определись лидеры. Теперь , уважаемые бригадиры, вы набираете себе команду – каждый по - очереди выбирает члена бригады из числа оставшихся учащихся в группе.
(формируются бригады).
Бригады-команды сформированы, теперь мы проверим ваши знания:
1. Назовите овощ, который выращивают на Руси с древних времен, а его название происходит от латинского слова «голова» -ответ (капуста).
2. Опишите последовательность технологического процесса механической обработки овощей.
Овощи, поступающие на предприятия общественного питания, проверяют по количеству и сортам в соответствии с государственными стандартами. Для этого овощи взвешивают и полученные данные сверяют с данными, указанными в сопроводительных документах, что позволяет обеспечить точный учет количества поступивших овощей.
Большое внимание уделяют проверке качества, так как при обработке овощей низкого качества увеличивается количество отходов и ухудшается качество приготовленных блюд. Доброкачественность овощей определяют органолептическим методом: по цвету, запаху, вкусу, консистенции.
Механическая кулинарная обработка овощей состоит из последовательных технологических операций: сортировки и калибровки, мытья, очистки и нарезки.
Сортировка и калибровка способствуют рациональному использованию овощей для приготовления определенных блюд, снижают отходы при механизированной обработке. При сортировке и калибровке удаляют посторонние примеси, загнившие и побитые экземпляры, распределяют овощи по размерам и качеству.
Моют овощи в овощемоечных машинах или вручную в целях удаления с их поверхности остатков земли и песка. Это улучшает санитарное состояние машин, способствует увеличению срока их эксплуатации.
Очищают овощи в овощеочистительных машинах или вручную в целях удаления частей с пониженной пищевой ценностью.
Нарезка овощей способствует более равномерной их тепловой обработке, придает блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.
Нарезают овощи механическим способом или вручную.
- Какие правила ТБ при эксплуатации производственного инвентаря для первичной обработки, нарезки и формовки овощей и плодов вы знаете?
- поддерживать температуру в цехе не ниже 16°С и не допускать образования сквозняков;
- пол должен быть ровный, не скользкий, с уклоном к трапам для стекания воды;
- все движущиеся части машин должны быть ограждены, моторы заземлены. Рубильники и предохранители должны быть закрытого типа. Включать и выключать машину разрешается только с помощью кнопок "Пуск" и "Стоп", расположенных на корпусе машины. Заменять детали, смазывать машину, надевать соскочивший ремень необходимо при выключенном приводе. Овощи в загрузочный люк проталкивать только специальным пестиком;
- при прекращении подачи электроэнергии немедленно выключить все машины;
- производственные столы и ванны должны быть без острых углов. Овощемойку и картофелечистку необходимо оградить бортиками высотой 10—12 см;
- женщинам разрешается поднимать тяжести не более 20 кг, а вдвоем— 50 кг, мужчинам—до 80 кг. Для переноса груза большей массы использовать тележки. Выгрузку овощей из ванн производить с помощью черпаков, имеющих отверстия для стекания воды;
- посуда для загрузки овощей в машину должна иметь вместимость не более 8—10 кг;
- при очистке лука должны работать вытяжные устройства
4. Какие виды пряностей, приправ, пищевых добавок используют при приготовлении блюд из капусты ?
- Специи, приправы и пряности предназначены для улучшения вкуса пищи, многие из них не только улучшают вкус блюд, но и повышают их питательность, способствуют повышению аппетита. Используют укроп, анис.
Анис обыкновенный в большом количестве содержит анетол. Это компонент эфирного масла с сильным запахом. Семена аниса отличаются высоким содержанием белков и жиров. В плодах растения обнаружены витамины Р и С, холин, кумарин, стигмастерин.
Анисовое масло богато анетолом, анисовой кислотой, анисальдегидом и диатенолом.
Укроп обладает сильным пряным освежающим вкусом и запахом. Используется в свежем, сушеном или соленом виде. Для консервирования овощей, приготовления ароматного уксуса используется укроп в фазе цветения или плодоношения. Сушеный укроп употребляется в различных смесях пряностей и для приготовления блюд.
Молодые листья укропа используют как вкусовую ароматическую приправу к горячим и холодным блюдам, солят и сушат впрок; зелень и плоды — для отдушки кондитерских изделий, чая, маринадов, солений, квашеной капусты. Растение содержит фитонциды и при засолке овощей не только придает им специфический вкус, но и предохраняет от плесени и порчи.
- Какие блюда из капусты готовит Коми национальная кухня?
Капуста тушеная, капуста жареная, капуста квашенная, капуста вареная и др.
Спасибо. Хорошо поработали, теорию помните, знаете.
Следующий вопрос – организация рабочих мест ,соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены.
− наличие спецодежды, головного убора, обуви;
− правильная организация рабочего места; отсутствие посторонних предметов; правильное расположение рабочих инструментов и продуктов;
− к работе на электротепловом и механическом оборудовании допускаются повара, прошедшие техминимум по правилам технической эксплуатации, по правилам ТБ.;
− проверить заземление и исправность оборудования и инвентаря.
- Объяснение с показом.
А теперь мастер – класс от шеф-повара. Нина Александровна, вам слово. 1. Объясняет и показывает технологические операции капусты вареной.
2.Указывает на возможные виды брака, причину возникновения и способ устранения.
3. Предлагает каждой команде составить технологическую карту.
Обучающиеся составляют технологическую карту блюда «Капуста вареная»
IV. Выдача задания для практической работы.
Технологические карты готовы, задания вы знаете. Пожалуйста, встаньте за производственные столы, подготовьте свои рабочие места. Выберите себе продукты согласно вашим технологическим картам и начинайте работать.. Желаю вам удачи!
Учащиеся подходят к производственным столам с приготовленными на них: продуктами, инструкционно - технологическими картами,инструментами, приспособлениями. Начинают работать.
Мастер производственного обучения и Нина Александровна осуществляют контроль за работой учащихся:
1. Подготовка рабочих мест и начало работы; соблюдение технологии приготовления блюда; соблюдение требований техники безопасности; промежуточный контроль выполняемых работ; качество выполнения; предупреждение возможных ошибок, соблюдение тепловой обработки.
2. Создание психологического фона для уверенности обучающихся в своих действиях, знаниях и способностях
3. Оказание помощи учащимся при выполнении работ.
V. Подведение итогов занятия
1.Бригады представляют свое блюдо.
2. Обсуждение.
3. Выступления учащихся.
4 Анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ .
5. Разбор типичных ошибок, допущенных дефектов; указание, на что надо обратить внимание.
6. Анализ выполнения ТБ, норм времени.
7. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, ответы на вопросы : «Зачем я это делал?», «Достиг ли я того, чего хотел?».
8. Сообщение о достижении целей урока;
9. Сообщение темы следующего урока;
10. Объяснение домашнего задания;
11. Уборка рабочих мест.
Список использованных источников:
- Скакун В.А. Организация и методика профессионального обученияУчебное пособие. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2007, 178 с. (OCR)
- Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий Коми национальной кухни для предприятий общественного питания подготовлен для переиздания специалистами Министерства торговли Республики Коми Н.А.Василевской, Л.И.Паль, Л.Э.Лыткиной
- Иванова, Е.В., Косова Л.И., Аветова Т.Ю. Инновационные, педагогические технологии: Модульное пособие для преподавателей, профессиональной школы – СПБ: изд-во ООО «Полиграф» 2004 -160с, ББК-74.5 – 1000 экз – ISB № 5-93854-001-1
- Ковалев Н.И., Сальникова Л.К. Технология приготовления пищи: Учебник для технол. отд-ний техникумов обществ. Питания и сов. торговли – 2е, перераб и доп. – М.: Экономика, 1983 -304с ББК36 -100000 экз. к3504000000 – 003 138-8
- И.И. Патапова: Калькуляция и учет: учеб. Пособие для нач. проф. образования/-3-е изд, стер. -М: Издательский центр «Академия»,206-100 ISBN-5-7695-3301-3, тираж-11000экз.
Приложение 1
Урок – консультация
На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений. В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки – консультации. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.
На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: групповые и индивидуальные. Подготовка к проведению урока – консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Учитель наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые будут рассмотрены на консультации. Ребята приучаются в свою очередь готовить к консультациям, сроки которых объявляются заранее, вопросы и задания, развивающие у них затруднения. При этом возможно использование не только учебника, но и дополнительной литературы.
Накануне урока – консультации можно предложить учащимся д/з: подготовить по изучаемой теме карточки с вопросами и заданиями, с которыми они не могут справиться. Если на первых консультациях учитель не получит вопросов, он вначале предлагает учащимся открыть учебники, анализируя объяснительный текст и имеющиеся там задания, вскрывает вопросы, которые могли бы быть заданы учениками, но ускользнули от их внимания. Затем оставшаяся часть урока, наряду с отработкой подобных умений, посвящается разбору вопросов, подготовленных учителем. Когда ученики поймут, как готовиться к уроку – консультации, они могут подготовить такое число вопросов, что для ответов на них не хватит времени на уроке. В таких случаях педагог либо обобщает некоторые вопросы, либо отбирает наиболее значимые из них, перенося оставшиеся вопросы на последующие уроки. Иная ситуация возникает в случае, когда вопросы учащихся почерпнуты из дополнительной литературы. Получая ответы на них, ученики отлично сознают, что они зачастую заранее не были известны учителю. Другими словами, ребята получают возможность заглянуть в творческую лабораторию учителя. Им видно, что учитель делает различные попытки найти верный ответ на вопрос, нащупывает такой путь далеко не сразу, иногда ошибается в своих гипотезах. Большое впечатление на ребят производят случаи, когда вместо предложенного им задания учитель решает более общее задание. В случае же когда учитель не может сразу ответить на поставленный вопрос, поиск ответа на него становится общим делом в деятельности учителя и учащихся после консультации. Авторитет учителя при этом не страдает. Наоборот ребята ценят учителя за то, что он по своей инициативе как бы сдает перед ними экзамен и не стремится к тому, чтобы у них сложилось мнение, будто он может все.
В ходе урока – консультации учитель получает возможность узнать учеников с лучшей стороны, пополнить сведения и динамике их продвижения, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать тех, кто испытывает затруднения и помочь им. Последнее реализуется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа учащихся, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме.
Приложение 2
Выдержка из
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии
19.01.17 Повар, кондитер
Общепрофессиональные компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ;
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
Приложение 3
ТЕХНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Капуста отварная
- Область применения
Настоящая технико - технологическая карта распространяется на блюдо (изделие) Капуста отварная вырабатываемое и реализуемое в столовой Визингского филиала ГПОУ КРАПТ.
- ТРЕБОВАНИЯ К СЫРЬЮ
Продовольственное сырье, пищевые продукты и полуфабрикаты, используемые для приготовления данного блюда (изделия), должны соответствовать требованиям действующих и нормативных документов иметь сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность и качество (сертификат соответствия, санитарно – эпидемиологическое заключение, удостоверение безопасности и качества и пр.)
- РЕЦЕПТУРА
№ п/п | Наименование сырья и полуфабрикатов | Расход сырья и п/ф на 1 порцию, г | |
Брутто,г | Нетто,г | ||
1 | 139.33 | 111.33 | |
2 | 219.33 | 114 |
Выход готового изделия, г - 100
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ, РЕАЛИЗАЦИИ, ХРАНЕНИЮ
Подготовленную капусту погружают на 20-30 мин в холодную подсоленную воду, после чего промывают. Закладывают в кипяченую подсоленную воду и варят в закрытой посуде при слабом кипении до готовности, отвар сливают, капусту откидывают на дуршлаг. Отпускают с прокипяченным сливочным маслом или соусом молочным или сметанным.
Требования к качеству:
Внешний вид: белокочанная капуста нарезана квадратиками, соцветия цветной пусты сохраняют форму Консистенция: мягкая, плотная
Цвет: белый с кремовым оттенком
Вкус: умеренно соленый, с привкусом сливочного масла Запах: отварной капусты и сливочного масла
Допустимые сроки хранения блюда (изделия) устанавливаются согласно СанПин 2.3.2. 1324 – 03
21.09.2016 г.
Составил мастер производственного обучения – В.А.Левчук
Приложение 4
Предварительный просмотр:
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЫПЕЧКА НАРОДОВ КОМИ.
Пельмегова Оксана
Визингский филиал ГПОУ «Коми республиканский агропромышленный техникум»
Профессия 19.01.17 «Повар, кондитер», 2 курс 711/712 группа
Научный руководитель –Левчук Валентина Альбертовна
Когда в прошлом году я была на республиканском конвенте в городе Ухта. Этот город поразил меня своим гостеприимством, обилием кафе, в которых вкусно и с любовью были приготовлены все блюда. Особенно меня поразило разнообразие коми национальной выпечки в кафе «Матрёшка» и очень заинтересовала рецептура этих изделий. Я задалась вопросом, а именно: во всех ли районах Коми одинаковая выпечка, или у каждого есть своя изюминка. Поэтому я решила изучить национальную выпечка народа коми.
В процессе исследования, сбора материала, я для себя открыла многое, в результате чего появилась ещё большая заинтересованность в изучении традиций хлебопечения в районах нашей республики.
Исстари было замечено, что выпечка хлебобулочных изделий – это не ремесло, это искусство, которое не всем под силу. Деревня всегда жила тем хлебом, который пекла сама. У каждой хозяйки был свой каравай с особым вкусом, видом. Из поколения в поколение передавалось мастерство выпечки хлеба, и у хорошей хозяйки хлеб всегда удавался.
Актуальность:
Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина-это Коми край. Это местность с наибогатейшей историей и увлекательными традициями, часть которых, к моему глубочайшему сожалению, безвозвратно уходит в прошлое.
Цель исследования:
Изучить традиции хлебобулочных изделий в республике Коми, выявить особенности хлебопечения в районах республики.
Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:
1. Собрать материал о традициях выпекания хлебобулочных изделий в районах республики Коми.
2. Изучить обычаи и приметы, связанные с традициями выпечки в республике.
3. Составить технико- технологические карты хлебобулочных изделий.
4. Проанализировать и систематизировать собранный материал.
Новизна данной работы заключается в том, чтобы всю найденную информацию собрать в единое целое , и материал был доступен для каждого желающего.
Основная часть.
Республика Коми расположена на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации. Территория сравнима по величине со многими европейскими государствами — ее площадь 416,8 тысячи квадратных километров. Столица — город Сыктывкар (244 тысяч человек). Крупнейшие города Коми — Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта. Большинство населения Республики Коми — городское, ещё 300 тыс. проживает в сёлах. Именно на селе в Республике Коми процент населения коми больше, чем в городах. И у каждого народа коми республики свой диалект, язык, обычаи, традиции.
В Печорском районе ежегодно проходит праздник рыбного пирога – Черинянь Гаж. Здесь выпекается огромны пирог- Черинянь, и специально для этого мастера района изготавливают огромные чудо-печи.
Предлагаю вашему вниманию рецепт приготовления рыбника (черинянь). Подготовка сырья производится в соответствии с рекомендациями Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий Коми национальной кухни для предприятий общественного питания.
- Приготовить дрожжевое тесто – в посуду влить подогретую до 30*С воду, добавить разведенные в воде и процеженные дрожжи, сахар, соль, меланж, добавить муку и перемешать до получения однородной массы.
- Ввести растопленный маргарин и замесить тесто.
- Тесто оставить на 3-4 часа для брожения, в процессе брожения тесто несколько раз обминают.
- Дрожжевое тесто раскатывают в сканец (лепешку) толщиной 1 см.
- Кладут на него кусок сырой рыбы (филе с кожей без костей).
- Солят, тесто завертывают и выпекают в течение 15 - 20 минут при
Т* 200 -220. Готовые изделия смазывают сливочным маслом или маргарином. Рыбники можно впекать массой по 500 гр и менее.
А в Сосногорске выпекают трехметровую шаньгу, которая претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннеса.
Предлагаю вам пошаговй рецепт приготовления шанег с картофелем (картупеля нянь):
- Приготовить дрожжевое тесто.
- Разделить на куски и сформовать шарики массой 56 гр.
- Дать им расстояться, раскатать на круглые лепешки толщиной 5-7 мм, диаметром 100 мм. Для фарша: приготовить фарш – картофельное пюре.
- Подготовленный фарш кладут на середину лепешки и разравнивают по всей поверхности.
- Смазывают смесью взбитых яиц и сметаны.
- Укладывают на смазанный жиром лист.
- Выпекают изделия в течение 15 - 20 минут при Т 200-220*С.
Готовые изделия смазывают сливочным маслом или маргарином.
В Удорском районе Республики 14 ноября - день, посвященный памяти Косьмы и Демьяна, которые лечили людей даром и прославились за свое бескорыстие. Звался этот день в народе больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество.
Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край. Около пяти столетий Усть-Цильма бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру.
Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского Севера. Корни этого праздника превзошли представления поклонения людей Солнцу - «Яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями, хороводами, обильной выпечкой – каждая хозяйка старалась показать всё своё мастерство и искусство. Здесь большой популярностью пользуются пироги с рыбой, различными ягодами и грибами.
В Усть-Куломском районе, а также в селе Петрунь Интинского района очень интересно отмечают «Василей лун» - «Васильев день» (Старый Новый год). Празднование проходит с 13 на 14 января. Этот день еще называют "порсь юр-кок вильӧдан лун" (Василей - лун - это традиционный праздник народа коми еще с дореволюционных времен.
В старину праздничные увеселения накануне Васильева дня проходили у коми с песнями, танцами, играми, ряженьем, гаданиями и праздничным застольем. Главные блюда «Васильева дня» у коми - холодец и выпечка.
В Сыктывдинском районе выход на сенокос «Турун вöнь» отмечается традиционным праздником «Речкей». Смысл этого праздника заключается в разыгрывании действий, в которых отражаются основные этапы трудовых процессов сенокоса. Мужчины опоясываются травяными поясами, заговаривают спины от натруженной работы, руки от усталости, сердца и души от черствости, при этом они точат косы. Женщины в это время готовят еду, и все вместе с песнями отправляются в поле. Мужчины косят, женщины граблями собирают сено, формируют стога.
После работы все умываются, женщины кормят мужчин, запевают песни, веселятся.
Усинский район. 22 июня отличается на Севере наибольшей долготой дня. Праздник Солнца «Шондiбан» - древний коми праздник лета, солнца, обновления природы отмечается в последнее время широкими народными гуляниями. Его название в переводе на русский язык означает «лик солнца». Традиционно фестиваль народного творчества «Шондiбан» проводится в Усть-Усе. Шондiбан назван весёлым солнечным праздником, который дарит радость сердцу каждого, кто принимает участие в нём. Также организуется выставка-ярмарка сельскохозяйственной продукции сельчан: ягоды, грибы, блины, рыбники, свежая рыба, шаньги, молоко, мясо, уха...
Заключение, выводы:
на основании моего исследования хотелось бы сделать вывод, что коми народ свято чтит свои традиции. Зачастую они не имеют какого-то особого смысла. Зато имеют значение, они важны. Поэтому, из поколения в поколение наши бабушки передают секреты своего мастерства своим дочерям, внучкам.
Мне было очень интересно, увлекательно и познавательно работать над этим проектом. Своими находками и найденным материалом я обязательно поделюсь со своими одноклассниками и родственниками. Живя на земле Коми, мы обязаны знать традиции и историю края, в котором живем.
Практическая значимость.
Материалы исследовательской работы могут быть использованы как иллюстративный и дополнительный материал в курсе изучения профессиональных модулей, в частности ПМ 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» по профессии: 19.01.17 «Повар, кондитер»
Библиографический список:
Материал взят в сети Internet:
- http://www.visitkomi.com/
- ru.wikipedia.org›Коми-зыряне
- students.uni-vologda.ac.ru›pages…traditions.html
- sites.google.com›site/nacionalnyebludakomikuhni…
- visitkomi.com›region/tradicii_byt/
- izvestia.komisc.ru›Archive/i20_ann.files/…
- Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 4(20). Сыктывкар, 2014
С. 66-71
8. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий Коми национальной кухни для предприятий общественного питания подготовлен для переиздания специалистами Министерства торговли Республики Коми Н.А.Василевской, Л.И.Паль, Л.Э.Лыткиной
Предварительный просмотр:
БИНАРНЫЙ УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Предмет: производственное обучение.
Профессия: повар, кондитер.
Группа - 711/712
Место проведения: Визингский филиал ГПОУ «КРАПТ», столовая.
План урока производственного обучения
Тема программы : ПМ.02 «ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД И ГАРНИРОВ ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА».
Раздел 3. «Мучные блюда из теста».
Тема урока: Тема 3.2. «Приготовление пельменей мясных».
Тип урока – контрольно-проверочный урок - урок по проверке знаний, навыков и умений обучающихся.
Вид урока - урок – конкурс.
Время проведения урока – 45 минут.
Цели:
- Обучающая
– формировать у обучающихся способность самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ;
− научиться производить расчеты сырья для приготовления мучных блюд из теста, уметь пользоваться технологическими картами;
- уметь подбирать инвентарь и оборудование для приготовления мучных блюд из теста;
- уметь использовать различные виды пряностей, приправ при приготовлении мучных блюд из теста;
- знать температурный режим и правила приготовления блюд из теста;
- знать правила проведения бракеража;
- знать способы сервировки и варианты оформления и подачи простых блюд и гарниров, температуру подачи;
- знать правила хранения, сроки реализации и требования к качеству готовых блюд;
- знать правил ТБ при эксплуатации производственного инвентаря и оборудования при приготовлении блюд.
2. Развивающая
- развивать профессиональные компетенции обучающихся, необходимые для реализации профессиональной деятельности, формировать умения и при приготовлении мучных блюд из теста;
− способствовать развитию профессиональных навыков при выполнении работы; «ЧТО ты хочешь? КАК ты узнаешь, что достиг результата? КАК ты можешь достичь цели? Почему это важно для тебя?»;
− развивать художественный вкус, творческие данные, вырабатывать навыки самоконтроля, воспитывать чувство коллективизма;
- формировать у обучающихся положительную мотивацию к производственному обучению и познавательный интерес к изучаемой профессии;
- формировать у обучающихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда.
2. Воспитательная
- создание условий для развития профессионального творчества, повышение престижности профессии «Повар, кондитер»;
- воспитание желания работать сознательно и качественно, высокопродуктивно, эффективно и творчески решать производственные задачи;
- воспитание у обучающихся бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего труда; глубокое уважение к людям труда и ко всему тому, что создано трудом человека.
4. Методическая:
- создание условий для проявления познавательной активности обучающихся;
- использование интерактивных методов обучения ( наблюдение, сравнение, игра, консультации, анализ, работа в группах).
Формы организации учебной работы:
- фронтальная - применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний;
- коллективная (работа в командах) - при проведении текущего и заключительного инструктажа. Обучающиеся, работая в командах, планируют и выполняют учебно-производственную работу.
Методы обучения:
- использование коучинговой технологии (стимулирование самообучения);
- словесные (беседа);
- игровая;
-наглядно-демонстрационные (презентация Power Point);
- практические (самостоятельная работа).
Материально – техническое и методическое оснащение урока:
1. Дидактический материал:
1.1.План урока (ход и конспект урока)
1.2.Нормативные документы:
- сборник рецептур.
1.3 Раздаточный материал и задания:
- карточка – взаимоконтроля;
- инструкционно – технологическая карта;
- требования охраны труда при работе с электрической плитой, весоизмерительным оборудованием;
- критерии оценивания.
2. Инструменты и оборудование:
- производственные столы;- весы;- электрические плиты;- ножи;- кастрюли;- сковороды,
- сито;- шумовка; - скалки; формы для приготовления пельменей; - посуда для подачи.
3. Сырье:
- продукты согласно Сборнику рецептур.
Межпредметные связи:
- «Специальная технология»;- «Оборудование предприятий общественного питания»;
- «Организация производства на предприятиях общественного питания»- «Товароведение пищевых продуктов»; - «Физиология питания, санитария и гигиена»
Прогнозируемый результат:
1. Отношение обучающихся к уроку - внимание, активность, работоспособность и дисциплинированность на уроке.
2. Степень достоверности и доказательности ответов обучающихся, соответствие их знаний современному уровню содержания трудового обучения.
3. Наличие у обучающихся познавательного интереса к уроку, к специальности, к профессии.
4. Степень самостоятельности мышления обучающихся, умений оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять полученные знания в конкретной ситуации.
5. Умение обучающихся читать технико- технологические карты, использовать ИКТ в подготовке к урокам производственного обучения, производить расчеты требуемого сырья.
6. Умение обучающихся пользоваться инструментом, приспособлениями и приборами.
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент – 2 минуты. | - . приветствие; - . проверка внешнего вида, санитарное состояние; - проверка готовности к уроку. | Осмысление. |
2 | Вводный инструктаж –7 минут. | - сообщение темы и цели урока; - постановка перед обучающимися учебных задач: - сообщение о правилах конкурса; - представление жюри: - распределение обучающихся на звенья. -задачи обучающихся: 1. Подбор инвентаря и оборудования используемого для приготовления блюда «Пельмени мясные»
| Обучающиеся выбирают бригадиров (звеньевых) Бригадиры набирают себе бригаду игра «Выборы». |
2.1 | Закрепление профессиональных знаний и умений. | 1. Презентация «История пельменей» 2. Фронтальный опрос: - опишите последовательность технологического процесса приготовления пельменей; - какие виды пряностей, приправ, пищевых добавок используют при приготовлении пельменей?; | Отвечают на вопросы, вспоминая теорию. |
2.2 | 1.Инструктаж по организации рабочих мест, соблюдению правил техники безопасности и личной гигиены при выполнении практического задания (заполняет журнал по ТБ.): − наличие спецодежды, головного убора, обуви; − правильная организация рабочего места; - отсутствие посторонних предметов; - правильное расположение рабочих инструментов и продуктов; − к работе на электротепловом и механическом оборудовании допускаются повара, прошедшие техминимум по правилам технической эксплуатации, по правилам ТБ; − проверить заземление и исправность оборудования и инвентаря; −при переноске горячих кастрюль пользоваться нужно полотенцами. Не прижимайте горячую посуду к себе. | Отвечают на вопросы по организации рабочего места. Решают проблемные задачи по технике безопасности. | |
3 | Текущий инструктаж - 25 минут. |
− подготовка рабочих мест и начало работы; − соблюдение технологии приготовления капусты вареной; − соблюдение требований техники безопасности; − промежуточный контроль выполняемых работ; − качество выполнения; − предупреждение возможных ошибок. 2. Соблюдение тепловой обработки. 3. Создание психологического фона для уверенности обучающихся в своих действиях, знаниях и способностях. 4. Оказание помощи учащимся при выполнении работ. | - Самостоятельное выполнение операций по приготовлению блюда «Пельмени мясные»; -самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ; - выработка внимания к практическим действиям мастера. |
4 | Заключи тельный инструктаж 45 минут. | - сообщение о достижении целей урока; - анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций; - разбор типичных ошибок, допущенных дефектов; - анализ выполнения ТБ, норм времени; - сообщение темы следующего урока; -объяснение домашнего задания; - уборка рабочих мест. | 1.Бригады представляют свое изделие. 2.Обсуждение. 3.Выступления обучающихся. 4.Осознание происходящей во время урока деятельности и её результатов 5. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, ответы на вопросы : «Знаю. Понимаю Умею» |
Технологическая карта
Рецептура №659
Тесто для пельменей
№ | Наименование продуктов | Брутто | Нетто |
1. | Мука пшеничная | 350 | 350 |
2. | Яйца | 1 шт | 1шт |
3. | Вода | 130 | 130 |
4. | Соль | 2 | 2 |
ВЫХОД ,гр | 550 |
Технология приготовления
Муку засыпают в емкость, добавляют нагретую до 30-35 градусов воду, яйца ,соль и замешивают тесто до тех пор, пока оно не приобретет однородную консистенцию.
Подготовленное тесто выдерживают 30-40 минут для набухания клейковины и приданию тесто эластичности, после чего использовать для приготовления пельменей.
Технологическая карта
Рецептура №660
Пельмени п/ф
№ | Наименование продуктов | Брутто | Нетто |
1. | Тесто для п/ф № 659 | 550 | 550 |
2. | Фарш свино-говяжий | 400 | 400 |
3. | Лук репчатый | 68 | 65 |
4. | Соль | 2 | 2 |
5. | Перец черный молотый | 0.05 | 0.05 |
Выход: | 1000 |
Технология приготовления.
Лук репчатый ,нарезаем мелким кубиком, соединяем с фаршем, доводим до вкуса специями.
Раскатываем тесто в пласт, придаем форму с помощью выемки, на середину кладем шарик мясного фарша ,защепляем ,масса одной штуки должна быть 12-13 г.Сформированные пельмени укладывают в один ряд на обсыпанные мукой деревянные лотки и до варки хранят при температуре ниже 0.
Подготовленные пельмени опускают в кипящую подсоленную воду (на 1 кг 4 л воды и 20 г соли),доводят до кипения и варят при слабом кипении в течение 5-7 минут.
Вынуть с помощью шумовки на порцию 14-15 шт.
При подаче полить маслом или сметаной, посыпать тертым сыром и украсить зеленью.
Требования к качеству
Пельмени сохранили форму, не разварились, фарш мягкий и сочный, в меру соленый. Цвет белый.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
Критерии оценивания | 1 ЗВЕНО | 2 ЗВЕНО | 3 ЗВЕНО | 4 ЗВЕНО |
Организация рабочего места | ||||
Внешний вид участников конкурса | ||||
Знание техники безопасности | ||||
Соблюдение санитарных правил | ||||
Технологический процесс приготовления блюд | ||||
Подача блюда | ||||
Оригинальность оформления блюда | ||||
Итого: |
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе.
Член жюри _______________________
Критерии оценок для приготовления блюд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Содержание методического пособие включает в себя сборник технологических карт по приготовлению блюд обеспечивает подготовку выпускников по профессии «Повар, кондитер» на базе основного общего об...
Методическая разработка урока "Профессиональный модуль 01 "Приготовление и оформление блюд из овощей и грибов"
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин по профессии "Повар, кондитер" при проведении практических занятий....
Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю ПМ 0.1" Приготовление блюд из овощей и грибов".
Учебно-методический комплекс профессионального модуля ПМ.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов» ,разработан в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ....
методическое указание по выполнению самостоятельной работы по ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов
методическое указание во выполнению самостоятельной работы по ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по учебной практике ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по учебной практике ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов....
Методическая разработка учебной практики по профессии 19.01.17 Повар, кондитер ПМ. 01. Приготовление блюд из овощей и грибов. Тема урока :«Приготовление, полуфабрикатов и блюд из жареных овощей, бракераж готовых блюд и способы подачи»
Цели урока:• Образовательные- закрепление полученных знаний и умений по подготовке различных видов сырья к тепловой обработке;- овладение новыми приемами работы при приготовлении и подаче бл...
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МДК. 01.01. Технология обработки сырья и приготовление блюд из овощей и грибов
Настоящий методический комплект обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихс...