Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
рабочая программа на тему
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uvlekatelnaya_istoriya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Увлекательная история»
Пояснительная записка
"История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение" (В.О. Ключевский). Изучать историю своего государства, знать ее должен каждый человек. Однако, в связи с тем, что на уроках изучается большой объем материала, школьная программа не позволяет подробно говорить о знаменитых людях нашего Отечества, с которыми связаны основные вехи в истории нашей страны, об интересных исторических фактах прошлого.
Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а системно–деятельностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Ценность исторической науки в обществе возрастает, так как история учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Актуальность программы определяется необходимостью воспитания и развития интереса к истории государства и тем историческим личностям, деятельность которых повлияла на историю страны. Учащиеся должны понимать процессы, происходящие в истории.
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.
Задачи программы:
- расширение интеллектуального кругозора учащихся;
- повышение мотивации к изучению истории ;
- помощь в формировании интереса к культурному наследию предков;
- развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации,
- овладение различными видами научно – исследовательской деятельности: исследовательская работа, проект, презентация, подготовка к олимпиадам и конкурсам;
- создание условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Отличительными особенностями данной программы являются
1) созидательная направленность, которая основывается на принципе целостности.
2) программа имеет прагматическое значение – подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других исторических конкурсах, содержание которых предполагает сформированность исторических знаний.
3) программа «Увлекательная история» призван объединить учащихся разных классов, которым интересна история и которые хотят получить больше знаний по этому предмету.
Новизна программы состоит в ее историко-краеведческой направленности, интегрированном характере, применении системно-деятельностного подхода, поискового метода в деятельности учащихся.
Организационно-педагогические основы:
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 часа
Режим занятий:
- занятия могут проводится 1 раз в неделю или 2 раза в месяц в течение учебного года (в зависимости от темы),
- предполагается проведение индивидуальных или групповых консультаций.
Основные принципы педагогической деятельности являются:
1. внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
2. принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
3. принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
4. инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников,
- эвристическая беседа,
- дискуссия (дебаты),
- сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры,
- подготовка и обсуждение творческих работ учащихся,
- «мозговой штурм» и др.
Формы занятий:
Теория: экскурсии, встречи с интересными людьми, сообщения, беседы, изучение экспонатов школьного музейного уголка, работа с ТСО.
Практика: выполнение творческих работ (докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, синквейнов, исследовательских работ, проектов, буклетов и т.п), участие в олимпиадах и конкурсах
Программа включает в себя следующие разделы
- История как наука (теоретическая часть)
- От теории – к практике
- Лики истории (конкурсы, интеллектуальные игры)
- Творчество – путь к успеху (участие в олимпиадах, конкурсах)
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе.
- Углубление знаний учащихся по истории края; развитие навыков сбора материалов и оформления исследовательских работ, презентаций, экскурсий, проектной деятельности.
- Повышение активности и толерантности учащихся.
- Результаты участия в школьных, районных, региональных конкурсах и олимпиадах.
- Активизация интереса к историческому прошлому России.
- Развитие творческого потенциала учащихся
- Формирование нравственных качеств личности.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться историческими источниками,
- работать над проектом, исследовательской работой,
- уметь публично защищать свою работу,
- обосновывать свою точку зрения,
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- интеллектуальный конкурс «Самый умный»,
- творческие работы учащихся,
- участие в мероприятиях на муниципальном и областном уровнях, связанных с историей.
Тематический план
Тема занятия | Кол-во часов | Формы работы | ИКТ, ЦОР | Дата |
Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (10 часов) | ||||
Тема 1. История как наука и удивительное путешествие в прошлое. | 2 | решение познавательных задач, дискуссия | презентация | |
Тема Вспомогательные исторические дисциплины | 2 | 1 сообщения учащихся с использованием презентации | презентация | |
Тема 3.Спорные вопросы в истории | 2 | беседа с использованием презентации | Э.4 презент. | |
Тема 4. Роль личности в истории. | 2 | эвристическая беседа | И.17,18 | |
Тема 5. Загадки, тайны истории | 2 | работа с источниками, | И.16 | |
Тема 6. Способы изучения истории
| 1 | практикум | ||
Раздел 2. От теории – к практике (5 часов) | ||||
Тема 1. Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги) | 2 | работа с ЦОРами, в Интернете | Интернет, ЦОРы | |
Тема 2. Творческая работа по истории: | 1 | основные требования
| презентация | |
Тема 3. Творим сами | 2 | работа с Интернет- источниками | ||
Раздел 3. Лики истории (12 часов) | ||||
Тема 1. История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей). презентация, игра- путешествие | 4 | презентация, игра- путешествие | ||
Тема 2. История в фактах: события прошлого в современном анализе
| 4 | работа с источ- никами, решение познавательных задач, викторина | ||
Тема 3. Путешествие по истории: события, факты, личности | 4 | игры, конкурсы, олимпиада | ||
Раздел 4. Творчество – путь к успеху (5 часов) | ||||
Подготовка к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней | 5 | беседа, решение тестов | ||
Итоговое занятие | 2 | Конкурс «Самый умный» | ||
Итого 34 часа |
Содержание программы
Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (10 часов)
История как наука и удивительное путешествие в прошлое.
Вспомогательные исторические дисциплины.
Спорные вопросы в истории.
Роль личности в истории.
Загадки, тайны истории.
Способы изучения истории
Теоретическая часть программы направлена на углубление исторических знаний, развитие исследовательских навыков учащихся.
Раздел 2. От теории – к практике (5 часов)
Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги).
Творческая работа по истории: виды творческих работ, основные требования к их выполнению.
Выполнение творческих работ (создание презентаций, буклетов, кроссвордов, написание рефератов, проектов и т.п.).
Практическая часть программы направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности, знакомство с ЦОРами в Интернете, развитие навыков работы с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint.
Раздел 3. Лики истории (12 часов)
История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).
История в фактах: события прошлого в современном анализе.
Путешествие по истории: события, факты, личности
В рамках данного раздела учащиеся закрепляют полученные исторические знания через участие в интеллектуальных играх, конкурсах, викторинах.
Раздел 4. Творчество – путь к успеху (5 часов)
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней.
Проведение школьной олимпиады по истории. Написание исследовательских работ и проектов для участия в школьном (районном) конкурсе.
Ресурсное обеспечение
Литература для учителя
1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории.- М.: изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
2. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных
мероприятиях.- М.: Издательство «Глобус», 2009
3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1996
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.
5. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6 – 7 класс. М.: «Аквариум». – 1997.
6. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Авт. – сост. Корнева
Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004.
7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней:
Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 1999.
8. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.-
Ростов -на-Дону.: «Феникс», 2005
Литература для учащихся
1. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.
2. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль: «Академия развития»,
1997.
3. Степанищев А.Т. История России: IX – XX вв.: Схемы. – М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки
5. Олимпиадные задания прошлых лет
Интернет – ресурсы:
1. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое
2. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ.
3. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории»
4. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября».
5. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
6. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
7. http://www.km.ru/ - федеральный портал Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»
8. www.pedsovet.su/load/130 - каталог образовательных файлов, ЦОРов. История и обществознание.
9. www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
10. www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
11. www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
12. www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
13. myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
14. www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
15. www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
16. macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
17. www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
18. tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
19. www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
20. www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
21. www.xattusa.ru/subjects/all/vid - Вспомогательные исторические дисциплины
22. www.clow.ru/a-rushist/information/105.html - Познавательный портал CLOW. Вспомогательные исторические дисциплины
23. bg-prestige.narod.ru/proekt/index.htm – Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации учебной деятельности»
24. festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
25. http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.
26. http://www.russianculture.ru Культура России. Официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации. Система поиска позволяет искать информацию по хронологическим периодам и по жанрам искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
Система Занкова...
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА Кружок «Физика в задачах».
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: кружок «Физика в задачах» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в со...