Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
рабочая программа на тему

Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Увлекательная история»

Пояснительная записка

"История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение" (В.О. Ключевский). Изучать историю своего государства, знать ее должен каждый человек. Однако, в связи с тем, что на уроках изучается большой объем материала, школьная программа не позволяет подробно говорить о знаменитых людях нашего Отечества, с которыми связаны основные вехи в истории нашей страны, об интересных исторических фактах прошлого.

Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а системно–деятельностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Ценность исторической науки в обществе возрастает, так как история учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.

Актуальность программы определяется необходимостью воспитания и развития интереса к истории государства и тем историческим личностям, деятельность которых повлияла на историю страны. Учащиеся должны понимать процессы, происходящие в истории.

Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.

Задачи программы:

- расширение интеллектуального кругозора учащихся;

- повышение мотивации к изучению истории ;

- помощь в формировании интереса к культурному наследию предков;

- развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации,

- овладение различными видами научно – исследовательской деятельности: исследовательская работа, проект, презентация, подготовка к олимпиадам и конкурсам;

- создание условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Отличительными особенностями данной программы являются

1) созидательная направленность, которая основывается на принципе целостности.

2) программа имеет прагматическое значение – подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других исторических конкурсах, содержание которых предполагает сформированность исторических знаний.

3) программа «Увлекательная история» призван объединить учащихся разных классов, которым интересна история и которые хотят получить больше знаний по этому предмету.

Новизна программы состоит в ее историко-краеведческой направленности, интегрированном характере, применении системно-деятельностного подхода, поискового метода в деятельности учащихся.

Организационно-педагогические основы:

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 34 часа

Режим занятий:

- занятия могут проводится 1 раз в неделю или 2 раза в месяц в течение учебного года (в зависимости от темы),

- предполагается проведение индивидуальных или групповых консультаций.

Основные принципы педагогической деятельности являются:

1. внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;

2. принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);

3. принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);

4. инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников,

- эвристическая беседа,

- дискуссия (дебаты),

- сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры,

- подготовка и обсуждение творческих работ учащихся,

- «мозговой штурм» и др.

Формы занятий:

Теория: экскурсии, встречи с интересными людьми, сообщения, беседы, изучение экспонатов школьного музейного уголка, работа с ТСО.

Практика: выполнение творческих работ (докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, синквейнов, исследовательских работ, проектов, буклетов и т.п), участие в олимпиадах и конкурсах

Программа включает в себя следующие разделы

- История как наука (теоретическая часть)

- От теории – к практике

- Лики истории (конкурсы, интеллектуальные игры)

- Творчество – путь к успеху (участие в олимпиадах, конкурсах)

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе.

- Углубление знаний учащихся по истории края; развитие навыков сбора материалов и оформления исследовательских работ, презентаций, экскурсий, проектной деятельности.

- Повышение активности и толерантности учащихся.

- Результаты участия в школьных, районных, региональных конкурсах и олимпиадах.

- Активизация интереса к историческому прошлому России.

- Развитие творческого потенциала учащихся

- Формирование нравственных качеств личности.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться историческими источниками,

- работать над проектом, исследовательской работой,

- уметь публично защищать свою работу,

- обосновывать свою точку зрения,

- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основные формы подведения итогов реализации программы:

- интеллектуальный конкурс «Самый умный»,

- творческие работы учащихся,

- участие в мероприятиях на муниципальном и областном уровнях, связанных с историей.

Тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы работы

ИКТ, ЦОР

Дата

Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (10 часов)

Тема 1. История как наука и

удивительное путешествие в

прошлое.

2

решение

познавательных

задач, дискуссия

презентация

Тема Вспомогательные

исторические дисциплины

2

1 сообщения учащихся

с использованием

презентации

презентация

Тема 3.Спорные вопросы в

истории

2

беседа с

использованием

презентации

Э.4 презент.

Тема 4. Роль личности в

истории.

2

эвристическая беседа

И.17,18

Тема 5. Загадки, тайны

истории

2

 работа с

источниками,

И.16

Тема 6. Способы изучения

истории

 

1

практикум

Раздел 2. От теории – к практике (5 часов)

Тема 1. Электронные ресурсы

по истории (Интернет,

электронные энциклопедии,

электронные каталоги)

2

работа с ЦОРами, в

Интернете

Интернет,

ЦОРы

Тема 2. Творческая работа по

истории:

1

основные требования

 

презентация

Тема 3. Творим сами

2

работа с Интернет-

источниками

Раздел 3. Лики истории (12 часов)

Тема 1. История в лицах

(интересные факты из жизни

знаменитых личностей).

 презентация, игра-

путешествие

4

презентация, игра-

путешествие

Тема 2. История в фактах:

события прошлого в

современном анализе

 

4

работа с источ-

никами, решение

познавательных

задач, викторина

Тема 3. Путешествие по

истории: события, факты,

личности

4

игры, конкурсы,

олимпиада

Раздел 4. Творчество – путь к успеху (5 часов)

Подготовка к олимпиадам,

конкурсам муниципального и

областного уровней

5

беседа, решение

тестов

Итоговое занятие  

2

Конкурс «Самый

умный»

Итого 34 часа

Содержание программы

Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (10 часов)

История как наука и удивительное путешествие в прошлое.

Вспомогательные исторические дисциплины.

Спорные вопросы в истории.

Роль личности в истории.

Загадки, тайны истории.

Способы изучения истории

Теоретическая часть программы направлена на углубление исторических знаний, развитие исследовательских навыков учащихся.

Раздел 2. От теории – к практике (5 часов)

Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги).

Творческая работа по истории: виды творческих работ, основные требования к их выполнению.

Выполнение творческих работ (создание презентаций, буклетов, кроссвордов, написание рефератов, проектов и т.п.).

Практическая часть программы направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности, знакомство с ЦОРами в Интернете, развитие навыков работы с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint.

Раздел 3. Лики истории (12 часов)

История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).

История в фактах: события прошлого в современном анализе.

Путешествие по истории: события, факты, личности

В рамках данного раздела учащиеся закрепляют полученные исторические знания через участие в интеллектуальных играх, конкурсах, викторинах.

Раздел 4. Творчество – путь к успеху (5 часов)

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней.

Проведение школьной олимпиады по истории. Написание исследовательских работ и проектов для участия в школьном (районном) конкурсе.

Ресурсное обеспечение

Литература для учителя

1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории.- М.: изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001

2. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных

мероприятиях.- М.: Издательство «Глобус», 2009

3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1996

4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.

5. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6 – 7 класс. М.: «Аквариум». – 1997.

6. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Авт. – сост. Корнева

Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004.

7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней:

Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 1999.

8. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.-

Ростов -на-Дону.: «Феникс», 2005

Литература для учащихся

1. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.

2. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль: «Академия развития»,

1997.

3. Степанищев А.Т. История России: IX – XX вв.: Схемы. – М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки

5. Олимпиадные задания прошлых лет

Интернет – ресурсы:

1. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое

2. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ.

3. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории»

4. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября».

5. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников

6. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

7. http://www.km.ru/ - федеральный портал Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»

8. www.pedsovet.su/load/130 - каталог образовательных файлов, ЦОРов. История и обществознание.

9. www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

10. www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

11. www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

12. www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

13. myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

14. www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

15. www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

16. macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

17. www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

18. tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

19. www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

20. www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

21. www.xattusa.ru/subjects/all/vid - Вспомогательные исторические дисциплины

22. www.clow.ru/a-rushist/information/105.html - Познавательный портал CLOW. Вспомогательные исторические дисциплины

23. bg-prestige.narod.ru/proekt/index.htm – Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации учебной деятельности»

24. festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

25. http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

26. http://www.russianculture.ru Культура России. Официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации. Система поиска позволяет искать информацию по хронологическим периодам и по жанрам искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА Кружок «Физика в задачах».

Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: кружок «Физика в задачах» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в со...