Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
рабочая программа по теме
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников. Одной из форм сохранения и восстановления здоровья школьников является туристско - краеведческая работа в школе. Туризм – средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формиров ания труд овых и прикладных навыков.Центральное место в программе курса «Начала туризма и краеведения» отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Именн о краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным проблемам родного посёлка, школы, семьи, страны. Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД, и помимо теоретических занятий в классе, программа предусматривает практическую деятельность на местности. Это учебные игры, экскурсии, эксперименты в естественной природной среде.
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, разделена на четыре уровня сложности: Первый уровень для учащихся 1- го класса «Вот мой дом родной». Второй уровень для учащихся 2- го класса Хочустатьвзрослым». Третий уровеньдля учащихся 3 – х классов «Нам многое интересно». Четвертый уровень для учащихся 4 – х классов «Мы – достойная смена старшим».
Данные уровни сложности позволяют создавать в образовательном процессе условия для преемственности.
Цель программы - Создание благоприятных условий для включения и самореализации младших школьников в сфере активной физической, познавательной и практической туристско - краеведческой деятельности, и воспитание коммуникативной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Павдинская средняя общеобразовательная школы»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на педсовете № 5 Директор М.П. Анкушин
от 28.08 2013г. « » ______________2013г.
«Начала туризма и краеведения»
программа внеурочной деятельности
Автор: Стольникова Е.В.
Учитель географии
1 кв. категория
п. Павда 2013г.
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями);
- областного Закона от 16.07.1998 г № 26- ОЗ «Об образовании Свердловской области» (с изменениями и дополнениями) и в соответствии
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189;
- Типового положения об ОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г.№196;
- приказа Министерства образования и науки РФ» от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373»;
- информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011 г. №61-01/5898 «О внесении изменений в базисный учебный план»;
- Устава МКОУ НГО «Павдинской СОШ »;
- Программа внеурочной туристско – краеведческой деятельности П.В. Степанова. Москва «Просвещение»2011г.
Интегрированная образовательная программа общего и дополнительного образования «Начала туризма и краеведения» разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников. Одной из форм сохранения и восстановления здоровья школьников является туристско - краеведческая работа в школе. Туризм – средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков.
География – одна из наук, на базе которой развивается современный туризм - приоритетная отрасль экономики России.
Центральное место в программе курса «Начала туризма и краеведения» отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Именно краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным проблемам родного посёлка, школы, семьи, страны. Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД, и помимо теоретических занятий в классе, программа предусматривает практическую деятельность на местности. Это учебные игры, экскурсии, эксперименты в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). При реализации программы в полной мере используются здоровьесберегающие технологии.
Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность, за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм младших школьников, а также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы. Программа «Начала туризма и краеведения» ориентирована на детей категории: младшие школьники 1-4 классы и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, разделена на четыре уровня сложности: Первый уровень для учащихся 1- го класса «Вот мой дом родной». Второй уровень для учащихся 2- го класса «Хочу стать взрослым». Третий уровень для учащихся 3 – х классов «Нам многое интересно». Четвертый уровень для учащихся 4 – х классов «Мы – достойная смена старшим». Данные уровни сложности позволяют создавать в образовательном процессе условия для преемственности.
Цель программы - Создание благоприятных условий для включения и самореализации младших школьников в сфере активной физической, познавательной и практической туристско - краеведческой деятельности, и воспитание коммуникативной личности.
Основные задачи программы:
1.Оздоровительная задача.
- Формирование понятия «Здоровье»
- Укрепление здоровья.
- Совершенствования физического развития.
2.Образовательная задача.
- Формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни
- Создание « школы движений» включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.
- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры, спорта и туризма, географии, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах выходного дня, путешествиях по родному краю, сознательного применения их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга;
- Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовно - нравственных, эстетических и волевых качеств.
- Формирование и развитие экологического мышления
Объект:
Учащиеся 1-4 классы
Предмет: программа внеурочной деятельности «Начала туризма и краеведения»
Место курса в учебном плане: 34 часа за год, 1час в неделю.
В образовательном процессе используются технологии:
- Исследовательские (проблемное обучение, групповое, индивидуальное, дифференцированное);
- Здоровьесберегающие - ОФП, экскурсии в природную среду, навыки основ безопасности, экологическое воспитание личности.
Приемы и методы:
Метод проектов и исследований; игровой; групповая работа, метод индивидуального подхода, дифференцированный метод, метод опережающего задания, анализы и самоанализы, наглядный, ТСО.
Основные формы организации учебных занятий:
- Занятие - путешествие;
- Занятие - игра;
- Интегрированное – занятие;
- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);
- Соревновательные (соревнования, конкурсы, эстафеты);
- Сюжетно – ролевая игра;
- Занятие - исследование, экскурсия, ПВД, туристический поход.
Планируемые результаты реализации программы первого уровня
Развитие УУД (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека; - интерес к изучению истории и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки.
Учащиеся получат возможность для формирования: - экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и обуви для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; - беречь и защищать природу.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- читать простейшие топографические карты с помощью учителя;
- следовать законам «Кодекса туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура», «физические упражнения», «турист», « туризм», «туристическая группа»;
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять активную деятельность в коллективе;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде; - участвовать в ПВД.
Планируемые результаты реализации программы второго уровня
Развитие УУД
(приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека; - интерес к изучению истории и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- рационально распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку, ОФП, использовать средства физической культуры во время отдыха и досуга;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- читать простейшие топографические карты с помощью учителя.
- следовать законам «Кодекса туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять активную деятельность в коллективе;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде; - участвовать в ПВД.
Планируемые результаты реализации программы третьего уровня
Развитие УУД
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека; - интерес к изучению истории Отечества и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Учащиеся научатся:
- поступать в соответствии с правилами безопасности на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- правилам поведения в экстремальной ситуации;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать оздоровительное значение занятий туризмом для организма человека;
- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;
- применять способы развития основных физических качеств, необходимых туристу (силы, быстроты, выносливости);
- готовить личное снаряжение в зависимости от сезона;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста, в быту, в необустроенных природных условиях.
- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам ( запоминать пройденный путь и пользоваться дорожными знаками, выбирать и оборудовать место для привала;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- читать простейшие топографические карты, проходить маршрут, ориентируясь по топографической карте с помощью руководителя;
- следовать законам «Кодекса туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа», «экологический туризм», «туристические возможности родного края».
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять активную деятельность в коллективе;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- следовать традициям старших ребят, участников школьного творческого объединения «Турист»
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде; - участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах Юных.
Планируемые результаты реализации программы четвёртого уровня
Развитие УУД Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека; - интерес к изучению истории Отечества и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки (выбор места для бивуака и установка классической палатки, разведение костра и приготовление пищи (с помощью руководителя);
- экологическая дисциплина в природной среде.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значимости туризма для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в необустроенных природных условиях,
в быту.
- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- читать простейшие топографические карты;- следовать законам «Кодекса туриста»;
- ориентироваться на местности без карты ( по природным признакам, по компасу);
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа», «экологический туризм», «экстремальная ситуация», «Туристские возможности родного края».
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять активную деятельность в коллективе;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- следовать традициям старших ребят, участников школьного творческого объединения «Турист»
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде;
-- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего
- участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах Юных.
Тропинка I. «Вот мой дом родной» 1класс
Содержание программы
Вводное занятие 1ч.
- Подготовка к походу 1ч.
- Поход – знакомство 2ч.
- Быт, кухня и безопасность юного туриста 5ч.
- Экскурсии 2ч.
- Туризм и краеведение нашего региона 3 ч.
6. Топография и ориентирование на местности 4ч
7. Туристские узлы 1ч.
8. Песни юного туриста 2ч.
9. Туристские игры и ОФП юного туриста 4ч.
10. Туристская символика и атрибутика 1ч.
11. Отчет о походе 2ч.
12. Походы выходного дня (ПВД) 6ч.
Итого за год: 34часа, 1час в неделю.
Тематическое планирование
№ З -я | Тема занятия | Задачи занятия | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | Вводное занятие: Формирование понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Беседа о правилах безопасного поведения на занятиях. | Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Разучить эстафетный бег. | Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим. |
2 | Подготовка к походу. | Подготовить к ознакомительному походу, соблюдению правил безопасности, гигиены. Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка – одноместная). Обучить пользованию Аптечкой. Изучить « Кодекс туриста». | Участвовать в совместной подготовке к походу в осенний лес. Подбирать туристическую одежду и обувь. С помощью руководителя выбирать место для бивуака, для костра. Знать нормы безопасного поведения в походе. |
3-4 | Поход - знакомство | Преодолеть туристический маршрут «школа – Чайная горка». Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности. | Знать отличия группового и личного туристического снаряжения, учиться распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в походе. Сбор материала для гербария. Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода. |
5 -6- 7- 8- 9 | Быт, кухня и безопасность юного туриста | Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке, выбирать и ухаживать за туристической посудой, готовить пищу на костре. Изучить « Кодекс туриста». | Составлять походное меню, иметь представление о каллорийности продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. С помощью руководителя готовить пищу на костре. |
Обучить сбору и заготовке лекарственного сырья, приготовлению тонизирующих напитков, чайной церемонии в походе. Изучить « Кодекс туриста». Сюжетно - ролевая игра «Туристическое кафе». | С помощью руководителя готовить фито напитки (травяной чай) по традиционным рецептам. Объяснять свое отношение к природе, понимать способы защиты природы, ценить дары природы, использовать лекарственные травы для приготовления тонизирующих напитков. | ||
Обучить сбору грибов и ягод в походе. | Знать съедобные грибы и ягоды. С помощью руководителя разрабатывать блюда из грибов и ягод. | ||
Учет навыков и умений по бытовой подготовке туриста | Показательные выступления (командные) | ||
Обучить элементам доврачебной медицинской помощи в походных условиях. Беседа о правилах безопасного поведения в походе | Знать правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; туроборудованием; правила обращения с местными жителями; правила гигиены туриста. | ||
10- 11- | Экскурсии | Экскурсия в природу с целью природоохранной акции «Внимание, муравейник!» | Обсуждать пользу практических дел по охране и защите природы. Экологический десант |
Экскурсия в осенний лес. Создать условия для эстетического восприятия природных пейзажей. Воспитывать положительное отношение к родной природе | Учиться создавать художественные образы родной природы. Участвовать в конкурсе рисунков «Любимый уголок родной природы» | ||
12-
13- 14 | Туризм и краеведение нашего региона. Турбаза – начальный пункт на пути в большой туризм Легенды и были родного края | Экскурсия в краеведческий музей. Беседа «История, быт и культура населения моей малой родины». | Учиться ценить знания и богатый исторический опыт, накопленные предыдущими поколениями. Соблюдать нормы поведения во время проведения экскурсий. |
Экскурсия на базу активного отдыха «Кедровая Рось». Беседа о развитии туризма в нашей местности. | Ценить и понимать труд людей, создающих условия для отдыха и оздоровления людей, понимать преимущества активного образа жизни. Ценить перемены в жизни поселка, и гордиться своей малой родиной. | ||
Встреча с краеведами нашего посёлка. «Уроки понимания значимости краеведения» Формировать положительный образ Малой родины. Беседа: «А с чего всё начиналось…Кто такие «Юные туристята». | Понимать и любить свою Малую родину. Принимать активное участие в беседе. | ||
15-16- 17- 18 | Ориентирование на местности. Топография. | Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по природным признакам. | Знать природные признаки – ориентиры. Ориентироваться на местности по природным признакам. |
Обучить основным условным обозначениям. Значение топографии для туристов. | Составлять план-рисунок на основе глазомерной (визуальной) съемки местности. | ||
Обучить составлению простого плана местности. | Составлять план-рисунок на основе глазомерной (визуальной) съемки местности. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы» | Пройти туристический маршрут, ориентируясь по природным признакам и простейшей топографической карте. | ||
19 | Простейшие туристские узлы и их применение. | Обучить простым узлам Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется». | Уметь вязать простые узлы. |
20- 21 | Песни юного туриста | Прослушать песни в авторском исполнении (в записи), разучивание и исполнение песен. | Знать слова и исполнять туристические песни. |
22- 23-24-25 | Туристские игры и ОФП юного туриста | Развивать основные двигательные качества. Стимулировать активность и развитие творческих способностей у детей, умения моделировать туристический мини – маршрут. | Демонстрировать навыки и умения поведения в природной среде. Уметь самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. |
| |||
26 | Туристская символика и атрибутика. | Познакомить детей с символикой, ритуалами и атрибутами туристов. Изучить «Кодекс туриста» | Хранить флаг, вести дневник похода, ухаживать за туристическим оборудованием, ответственно относиться к оформлению уголка «Юный турист». Знать основные положения «Кодекса туриста» |
27- 28 -29 - 30- 31 -32 | Походы выходного дня (ПВД) | Закрепить первоначальные навыки и умения туриста. | Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут. |
33 - 34 | Отчёт о походе. | Научить детей составлению простых отчетов и презентаций о состоявшихся походах. Подготовить фотовыставку. | Участвовать в совместной подготовке итогового отчета и фотоотчета о совершенном походе. |
Итого за год: 34 часа, 1 час в неделю |
Тропинка II «Хочу стать взрослым» 2 класс
Содержание программы
Вводное занятие 1ч.
1. Подготовка к походу 1ч.
2. Поход – знакомство 1ч.
3. Быт, кухня и безопасность юного туриста 4ч.
4. Экскурсии 2ч.
5. Туризм и краеведение нашего региона 1 ч.
6. Топография и ориентирование на местности 4ч
7. Туристские узлы 1ч.
8. Песни юного туриста 2ч.
9. Гигиена юного туриста 2ч.
10. Природоохранные акции 1ч.
11. Туристские игры и ОФП юного туриста 4ч.
12. Отчет о походе 2ч.
13. Походы выходного дня (ПВД) 6ч. Итого за год: 34часа, 1час в неделю.
Тематическое планирование
№ з -я | Тема занятия | Задачи занятия | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | Вводное занятие: Формирование понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Беседа о правилах безопасного поведения на занятиях. | Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Разучить эстафетный бег. | Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим. |
2 | Подготовка к походу. | Подготовить к ознакомительному походу, соблюдению правил безопасности, гигиены. Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка – одноместная). Обучить пользованию Аптечкой. Изучить « Кодекс туриста». | Участвовать в совместной подготовке к походу в осенний лес. Подбирать туристическую одежду и обувь. С помощью руководителя выбирать место для бивуака, для костра. Знать нормы безопасного поведения в походе |
3 | Поход - прогулка | Преодолеть туристический маршрут «школа – Чайная горка». Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности. | Знать порядок движения на маршруте. Знать отличия группового и личного туристического снаряжения, учиться распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в походе. Сбор материала для гербария. Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода. |
4 – 5- 6- 7 | Быт, кухня и безопасность юного туриста | Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке, выбирать и ухаживать за туристической посудой, готовить пищу на костре. Изучить « Кодекс туриста». | Составлять походное меню, иметь представление о каллорийности продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. Под руководством руководителя готовить пищу на костре. |
Обучить сбору и заготовке лекарственного сырья, приготовлению тонизирующих напитков, чайной церемонии в походе. Изучить « Кодекс туриста». Сюжетно - ролевая игра «Туристическое кафе». | С помощью руководителя готовить фито напитки (травяной чай) по традиционным рецептам. Объяснять свое отношение к природе, понимать способы защиты природы, ценить дары природы, использовать лекарственные травы для приготовления тонизирующих напитков. | ||
Обучить сбору грибов и ягод в походе. | Знать съедобные грибы и ягоды, С помощью руководителя разрабатывать блюда из грибов и ягод. | ||
Учет навыков и умений по бытовой подготовке туриста | Показательные выступления (командные). | ||
8 | Экскурсия в краеведческий музей. | Совершить экскурсию в краеведческий музей под руководством экскурсовода. Провести мини – исследование « Мой населённый пункт в прошлом, настоящем, будущем». | Участвовать в исследовании. Ценить знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, соблюдать нормы поведения во время проведения экскурсий. |
9 | Экскурсия на базу активного отдыха «Кедровая рось» | Изучить расположение туристической базы, как объекта экономического значения, в окрестностях посёлка Павда. | Преодолеть маршрут «школа – туристическая база». Понимать и ценить пользу труда людей, создающих условия для отдыха и оздоровления людей, понимать преимущества активного образа жизни. Ценить перемены в жизни поселка, и гордиться своей малой родиной. |
10 11 | Экскурсия Экскурсия | Посетить краеведческий музей с целью исследования на тему: «Исторические следы моих предков в истории Павды». Повышать интерес к изучению истории родного края. | Принимать активное участие в мини - исследовании: «Немые свидетели истории» на основе фотографий из фотоальбомов, личных вещей и документов. Устанавливать историческую связь между поколениями. |
Прогулка в зимний лес. Снег – индикатор экологического состояния ландшафта и природный фильтр. Изучить снежный покров. | Принимать активное участие в мини - исследовании | ||
12 | Туризм и краеведение в нашем регионе | Рассказать о туристских возможностях родного края | Знать виды туризма, возможные в нашем регионе. |
13 | Топография и ориентирование на местности | Значение топографии для туристов. Карты, используемые в ПВД. Основные условные обозначения | Знать основные условные обозначения. Читать простейшую карту. |
14 | Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по местным предметам, небесным светилам и др. природным признакам. | Определять стороны горизонта по местным признакам. | |
15 | Обучить составлению простого плана местности. | Составлять план-рисунок на основе глазомерной (визуальной) съемки местности. | |
16 | Игра на местности «Кладоискатели» | Пройти туристический маршрут, ориентируясь по природным признакам и простейшей топографической карте | |
17 | Простейшие туристские узлы и их применение | Обучить простым узлам Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется». | Уметь вязать простые узлы. |
18- 19 | Песни юного туриста | Прослушать песни в авторском исполнении (в записи), разучивание и исполнение песен. | Знать слова и исполнять туристические песни. |
20 21 | Гигиена юного туриста Доврачебная помощь в походе | Рассказать о личной гигиене туриста. Значение систематического медицинского осмотра, самоконтроль в походе. Изучать «Кодекс туриста». | Оказывать первую (доврачебную) помощь в походе: при ожоге, повреждении кожного покрова, кровотечении, растяжении связок, переломе, отравлении, тепловом и солнечном ударах. Знать состав медицинской аптечки для ПВД. |
22 | Природоохранные акции | Круглый стол: «Кто такие «Зелёные» и как охраняют природу наши сверстники». «Мы друзья леса», « Внимание, муравейник!», « » | Ценить и беречь живую природу, знать меры по охране природы |
23 | ОФП юного туриста | Значение физической подготовки для туриста. Развивать основные двигательные качества. Закаливание организма. | Самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Понимать пользу закаливающих процедур для организма человека. |
24 | |||
25 | |||
26 | |||
27 28 29 30 31 32 | Поход выходного дня (ПВД) | Закрепить первоначальные навыки и умения по туризму. | Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут. |
33- 34 | Отчёт о походе. | Обучить выпуску и презентации тематических стенных газет. | Участвовать в совместной подготовке: изготовлении и презентации стенных тематических газет, посвященных совершенным туристическим экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристического календаря. |
Составление отчёта и несложных презентаций о походе | С помощью руководителя составлять и демонстрировать отчёт и презентацию о походе. | ||
Итого за год 34 часа, 1 час в неделю |
Тропинка III. «Нам многое интересно» 3класс
Содержание программы
Вводное занятие 1ч.
1. Подготовка к походу 1ч.
2. Поход – знакомство 3ч.
3. Быт, кухня и безопасность юного туриста 3ч.
4. Экскурсии 3ч.
5. Туризм и краеведение нашего региона 1 ч.
6. Топография и ориентирование на местности 3ч
7. Туристские узлы 1ч.
8. Песни юного туриста 2ч.
9. ОФП юного туриста 4ч.
10. Туристская символика и атрибутика 1ч.
11. Природоохранные акции 3ч.
12. Отчет о походе 2ч.
13. Походы выходного дня (ПВД) 6ч. Итого за год: 34часа, 1час в неделю.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | Вводное занятие | Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Разучить эстафетный бег. | Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим. |
2 | Подготовка к походу. Игра – путешествие «Готовимся к походу» | Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка). Изучить « Кодекс туриста». | Участвовать в совместной подготовке к походу. Распределять обязанности в группе. Подбирать туристическую одежду и обувь. Знать правила безопасности в природной среде |
3 | Поход - прогулка | Преодолеть туристический маршрут «». Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности. … | С помощью руководителя выбирать место для бивака. Определять место для костра, соблюдать правила обращения с огнем, культуры и гигиены. Выполнять возложенные обязанности при прохождении маршрута - распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в туристической группе. Знать отличия группового и личного туристического снаряжения. Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода. |
4- 5- 6 | Быт, кухня и безопасность юного туриста Викторина «Знатоки туризма» | Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке, выбор и уход за туристической посудой, приготовление пищи на костре. Уход за туристическим оборудованием. Питьевой режим на маршруте. Изучить « Кодекс туриста». | Устанавливать туристическое оборудование на бивуаке. Уметь укладывать рюкзак. Размещать палатку и вещи в них. Знать правила поведения в палатке. Уметь заготавливать дрова, питьевую воду, с помощью руководителя разводить костёр и кипятить воду в котелке. |
Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, приготовлению пищи на костре. Упаковка и транспортировка продуктов. Выбор и уход за туристической посудой. Изучить « Кодекс туриста». | Понимать значение правильного питания в походе. Составлять походное меню, иметь представление о каллорийности продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. С помощью руководителя готовить пищу на костре. | ||
Оценить уровень знаний по курсу. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры. | Соблюдать правила игры. Активно участвовать. Проявлять коллективизм, взаимовыручку. | ||
7- 8- 9- | Экскурсии важное средство познания. | Экскурсия в лес. Изучить жизнь муравейника. | Проводить исследования с целью изучения жизненной среды муравьёв. Знать меры по охране муравейников. |
Экскурсия в лес. Изучить экологическое состояние приземных слоёв атмосферы в п. Павда | Исследовать состояние (внешний вид) хвои сосен. С помощью руководителя оценивать состояние атмосферы в п. Павда. | ||
Экскурсия на берег реки Павда. Изучить влияние окружающей среды на состояние воды в реке Павда. Изучить историю строительства плотины на реке Павда. Определить состояние воды на предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде. | С помощью руководителя оценивать экологическое состояние воды. | ||
10- 11 | Туризм и краеведение в нашем регионе | Рассказать о туристских возможностях родного края. | Знать виды туризма, возможные в нашем регионе. Знать для чего разрабатываются и используются экологические тропы. |
Конкурс юных краеведов «Знатоки родного края». | Принимать активное участие в конкурсе. | ||
12- 13- 14 | Топография и Ориентирование на местности | Значение топографии для туристов. Карты, используемые в ПВД. Основные условные обозначения | Знать основные условные обозначения. Читать простейшую карту. |
Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по местным предметам, небесным светилам и др. природным признакам | Определять стороны горизонта по местным признакам. | ||
Игра: Спортивное Ориентирование на местности. | Пройти маршрут за контрольное время | ||
15 | Туристские узлы и их назначение | Обучить простым узлам. Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется». | Уметь вязать простые узлы |
16- 17 | Песни юного туриста | Прослушать песни в авторском исполнении (в записи), разучивание и исполнение песен. | Знать слова и исполнять туристические песни. |
18- 19- 20- 21 | ОФП юного туриста | Значение физической подготовки для туриста. Развивать основные двигательные качества. Закаливание организма. | Самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Понимать пользу закаливающих процедур для организма человека. |
22 | Туристская символика и атрибутика | Туризм начинается с детства. Познакомить детей с символикой, ритуалами и атрибутами туристов. Изучить «Кодекс туриста» | Хранить флаг, вести дневник похода, ухаживать за туристическим оборудованием, ответственно относиться к оформлению уголка «Юный турист». Знать основные положения «Кодекса туриста» |
23 - 24- 25 | Природоохранные акции | Выпуск плакатов на природоохранную тематику. | Знать о существовании экологических проблем (проблема чистой воды, чистого воздуха). |
Экологическая тропа как средство целостного восприятия природы на примере окружающих горнотаёжных ландшафтов. Использование экологических «тропинок» | Изучать состав и состояние растений на учебной экологической тропинке. С помощью руководителя описывать и оценивать состояние растительности. | ||
Подготовка фотовыставки: | |||
26 -27- 28- 29- 30-31-32 | Походы выходного дня (ПВД) | Закрепить первоначальные навыки и умения по туризму. | Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут. |
33-34 | Отчёт о походе | Обучить выпуску и презентации стенных газет | Участвовать в совместной подготовке: изготовлении и презентации стенных тематических газет, посвященных совершенным туристическим экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристического календаря. |
Составление отчёта и несложных презентаций о походе | |||
Итого: 34часа, 1 час в неделю |
Тропинка IV. «Мы – достойная смена старшим» 4класс
Содержание программы
Вводное занятие 1ч.
1. Подготовка к походу 1ч.
2. Поход – прогулка 2ч.
3. Быт, кухня и безопасность юного туриста 3ч.
4. Экскурсии 4ч.
5. Туризм и краеведение нашего региона 1 ч.
6. Топография и ориентирование на местности 3ч
7. Туристские узлы 1ч.
8. Природоохранные акции 3ч.
9. Туристские игры и ОФП юного туриста 4ч.
10. Туристская символика и атрибутика 1ч.
11. Отчет о походе 2ч.
12. Походы выходного дня (ПВД) 8ч. Итого за год: 34часа, 1час в неделю.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | Вводное занятие | Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Разучить эстафетный бег. | Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим. |
2 | Подготовка к походу. | Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка). Изучить « Кодекс туриста». | Участвовать в совместной подготовке к походу. Распределять обязанности в группе. Подбирать туристическую одежду и обувь. Знать правила безопасности в природной среде |
3-4 | Поход – прогулка | Преодолеть туристический маршрут «» №1. Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности. … Преодолеть маршрут№2 «» | С помощью руководителя выбирать место для бивака. Определять место для костра, соблюдать правила обращения с огнем, культуры и гигиены. Выполнять возложенные обязанности при прохождении маршрута - распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в туристической группе. Знать отличия группового и личного туристического снаряжения. Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода. |
4- | Быт, кухня и безопасность юного туриста Викторина «Знатоки туризма» | Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке. Выбор и уход за туристической посудой. Приготовление пищи на костре. Изучить « Кодекс туриста». | Устанавливать туристическое оборудование на бивуаке. Уметь укладывать рюкзак. Размещать палатку и вещи в ней. Знать правила поведения в палатке. Уметь заготавливать дрова, питьевую воду, с помощью руководителя разводить костёр и кипятить воду в котелке |
5 | Обучить сбору и заготовке лекарственного сырья, приготовлению тонизирующих напитков, чайной церемонии в походе. Изучить « Кодекс туриста». Сюжетно - ролевая игра «Туристическое кафе». | Понимать значение правильного питания в походе. Составлять походное меню, иметь представление о каллорийности продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. С помощью руководителя готовить пищу на костре. | |
6 | Оценить уровень знаний по курсу. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры. | Соблюдать правила игры. Активно участвовать. Проявлять коллективизм, взаимовыручку. | |
7- | Экскурсии важное средство познания. | Экскурсия. Изучить сезонные изменения погоды (основные показатели) на основе календаря погоды Состояние растительности(внешний облик) на момент исследования. | Знать сезонные особенности осени (зимы, весны, лета) текущего года в п. Павда и её окрестностях. |
8- | Экскурсия Беседа о развитии туризма в нашем районе. Экскурсия на базу активного отдыха «Кедровая рось». | Ценить труд людей, создающих материальные блага для отдыха и оздоровления людей, понимать значение активного образа жизни, Замечать перемены в жизни поселка, и гордиться своей малой родиной. | |
9- | Экскурсия. Познакомиться с условиями и требованиями проведения конкурсов «Экологическая тропа» (школьный уровень). Использование туристических и экологических троп. | Преодолеть маршрут учебной экологической «тропинки». Знать для чего разрабатываются и используются экологические тропы. | |
10 | Экскурсия в зимний лес с целью изучения | ||
11 | Туризм и краеведение нашего региона
| Рассказать о туристских возможностях родного края. | Знать виды туризма, возможные в нашем регионе. «Экологический туризм» |
12 | Экскурсия в краеведческий музей с целью исследования | ||
13 | Топография и Ориентирование на местности | Значение топографии для туристов. Карты, используемые в ПВД. Основные условные обозначения | Знать основные условные обозначения. Читать простейшую карту. |
14 | Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по местным предметам, небесным светилам и др. природным признакам | Определять стороны горизонта по местным признакам. | |
15 | Игра: Спортивное Ориентирование на местности. | Пройти маршрут за контрольное время | |
16 | Туристские узлы и их назначение | Обучить простым узлам. Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется». | Уметь вязать простые узлы |
17 -18 -19 | Природоохранные акции | Выпуск памятки природоохранной тематики «Туристы, берегите и охраняйте природу!» | Знать основные правила туристов. Распространять памятку с целью охраны природы. |
Подготовка фотовыставки: «Среда обитания»
| |||
20- | ОФП юного туриста . Соревнования с элементами туризма. | Значение физической подготовки для туриста. Развивать основные двигательные качества. Закаливание организма. | Самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Предолеть туристическую полосу препятствий. Понимать пользу закаливающих процедур для организма человека. |
21 | |||
22 | |||
23 | |||
24 | Туристская символика и атрибутика
| Познакомить детей с символикой, ритуалами и атрибутами туристов | Хранить флаг, вести дневник похода, ухаживать за туристическим оборудованием, ответственно относиться к оформлению уголка «Юный турист». Знать основные положения «Кодекс туриста. |
25- 26 27 28 29 30 31 32 | Походы выходного дня (ПВД)
| Закрепить первоначальные навыки и умения по туризму. | Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут. |
33 | Отчет о походе | Обучить выпуску и презентации стенных газет | Участвовать в совместной подготовке: изготовлении и презентации стенных тематических газет, посвященных совершенным туристическим экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристического календаря. |
34 | Составление отчёта и несложных презентаций о походе | ||
Итого: 34часа, 1 час в неделю |
Учебно – методическое обеспечение
1.Примерная программа внеурочной деятельности – авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев Т.С.Сафронов.
2.Учебник география, 5класс, Москва - Издательский центр « Вентана – Граф», 2012г., авторы В.П. Дронов А.А.Летягин.
3.Путешествуем по Свердловской области автор Т.П. Нездолий Учебное пособие для начальной школы (1-3 кл.)
4.Обучение в 1 классе «Физическая культура» авторы Т.С. Лисицкая Л.А. Новикова, Методические разработки.
5.Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, 2 – е изд.-е с изм- ми и доп- ми, М – Профиздат
6. Сборник « Кодекс туриста»
7.Энциклопедия туризма, авторы Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков
8.Основы спортивной тренировки в горных видах спорта Ю.В. Аппенянский – М. 1996 9. Газета «Спорт в школе» №7 2010г.
Туристское оборудование и снаряжение
Групповое, бивуачное: палатка (одноместная, четырехместная), спальник, тент, рюкзак туристический;
Костровое: котелок, поварешка, фляжка для питьевой воды;
комплект для спортивного ориентирования - компас, планшетка, фонарик, часы, топографические карты местности, карандаш, линейка, транспортир, листы ватмана.
Медицинская аптечка, фотоаппарат, ноутбук.
Личное: одежда, обувь, посуда.
Спортивный инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, скакалки, перекладина, канат гимнастический, секундомер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий лист "Контрольная работа по немецкому языку, раздел "Общие сведения о туризме"" для специальности 100401 Туризм
Данный рабочий лист предназначен для выполнения контрольной работы студентами 2 курса специальности 100401 Туризм. Рабочий лист содержит задания лексико-грамматического плана, а также задания на чтени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-735061-1454910543.jpg)
Рабочие программы по специальности 100401 ТУРИЗМ и 43.02.10 ТУРИЗМ
В данном разделе будут постепенно представлены программы по профессиональным модулям ПМ 01, ПМ 02,ПМ 03, ПМ 04 и ПМ 05,а также по дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИНДУСТРИИ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946252-1505198531.jpg)
Рабочая программа ОП.07 "Менеджмент туризма" для специальности 100401(43.02.10) Туризм по программе углубленной подготовки на базе среднего общего образования
Рабочая программа ОП.07 "Менеджмент туризма"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1447525-1673249350.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение и туризм"
Направленность программы: спортивно- оздоровительная. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательск...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-613883-1428395603.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА для специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство, утвержденног...