Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
рабочая программа на тему

Утина Елена Васильевна

Система Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Зам. директора по УВР:

  «___»____________20___г.

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет:

Протокол №-____

  «___»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБ ОУ школа № 529

Приказ №___

 от «__» _________ 20____г.

                                                           Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Умники и умницы»,4 класс

 

Разработчик программы:

учитель начальных классов

                                                                                                                 Утина Елена Васильевна

2017-2018 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая  программа  внеурочной деятельности  « Умники и умники»   4 класса разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта начального  2 поколения, утверждённого  приказом Министерством образования и науки РФ  от 6.октября 2009 г. № 373,а также  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов.  Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий; расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

         Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

8)развитие у обучающихся навыков сравнения и обобщения, аналогии, анализа/синтеза (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч .г.).

Для класса характерен средний уровень развития следующих умений: анализ/синтез, аналогия, сравнение, абстрагирования. Задачи на данные виды умений учащиеся могут выполнять в форме как групповой, так и самостоятельной работы.

Такие умения, как абстрагирование, обобщение  находятся в зоне ближайшего развития учащихся, поэтому для их полноценного развития будут использоваться работа в группе и работа с помощью педагога.

Задача 2017-2018 учебного года – зону ближайшего развития перевести в зону актуального развития.

Данная программа рассчитана на 34  часа  (1  час  в неделю),

Характер организации деятельности: реализуется во внеурочной деятельности  через индивидуальную и коллективную работу школьников.

В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, конструирование, ролевая игра, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основные формы проведения занятий это круглые столы, диспуты,  практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

Основные виды текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

 Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».

Средством формирования познавательных УУД служат тексты, технология РКМ.

Тематическое  планирование

тема

Всего  часов

теоретические

практическое

Введение.

1

1

 

Сравнение

3

3

Комбинаторика

3

3

Элементы логики

11

1

10

Развитие творческого воображения

10

1

9

Практический материал

2

2

Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

1

Резерв

3

2

1

Итого

34

5

29

                     Требования к уровню  подготовки  учащихся по программе

                                        внеурочной     деятельности:

Данная программа формирует все виды универсальных учебных действий обучающихся.

Личностные универсальные учебные действия

  • -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • – знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
  • – этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
  • – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им
  • -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

                                          Метапредметные умения

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • - умение следовать инструкции при выполнении учебных действий ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. .г.)
  • - умение оценивать свою работу  в соответствии с критериями оценки ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. .г)

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • Проводить сравнение,  классификацию изученных объектов по заданным критериям (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. г);
  • – обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. г)
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • Обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов) (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. г);
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать, слышать  и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса   в 4-м классе являются формирование следующих умений.

  • -давать определения понятиям;
  • -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • -использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • -овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • развитие умения решать нестандартные задачи;
  • иметь представления о графах;
  • владеть начальными понятиями комбинаторики;
  • уметь решать нестандартные логические задачи в области естествознания и филологии;
  • умение различать логические связки «и», «или»;
  • иметь первоначальные сведения об этимологии слов, употреблять в речи устойчивые сочетания слов;
  • развитие речи через расширение словарного запаса.


Календарно-тематическое поурочное планирование

Раздел

Тема

Тип занятия

Содержание занятия

Деятельность  учащихся

Дата проведения

план

факт

1.

Введение.

 Вводное занятие.

Открытие нового знания

Знакомство  с содержанием курса

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .

7.09

2.

Сравнение

Причинно-следственные цепочки.

Урок-исследование

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной

информации.

14.09

3.

Логика в окружающем мире.

Урок-исследование

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета.

21.09

4.

Логика в русском языке.

Отработка  умений и рефлексия

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла.

28.09

5.

Комбинаторика

Виды отношений между понятиями.

Открытие нового знания

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Практические

задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий

5.10

6.

Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

Открытие нового знания

Развитие логического внимания. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем,графиков, макетов, моделей и т.п

12.10

7.

Понятие о графах.

Открытие нового знания

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Развитие геометрической зоркости,

выделение фигуры трафарета из орнамента. Решение задач на

построение.

19.10

8.

Элементы логики

Рефлексивность отношений

Открытие нового знания

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий

26.10

9.

Симметричность отношений.

Занятие-

исследование

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Практические

задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий

9.11

10.

Классификация

Отработка  умений и рефлексия

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Сравнение и классификация предметов по геометрическим признакам.

Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами.

16.11

11.

Язык и логика. Фразеологизмы.

Занятие-

исследование

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования..

23.11

12.

Язык и логика. Образность и меткость речи.

Отработка  умений и рефлексия

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Практические задания на сравнения и метафоры.

30.11

13.

Язык и логика. Речевые ошибки.

Занятие-

исследование

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

7.12

14.

Язык и логика. Пословицы.

Занятие-

исследование

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Практические задания на сравнения . Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

14.12

15.

Логические связки «или», «и».

Занятие-

исследование

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Практические задания на анализ и синтез.

21.12

16.

Логические связки «или», «и».

Отработка  умений и рефлексия

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

28.12

17.

Логическая связка «если …, то».

Занятие-

исследование

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

18.01

18.

Логические возможности.

Занятие-

исследование

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов

25.01

19.

Развитие творческого воображения

Ситуативная связь между понятиями.

Отработка  умений и рефлексия

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Конструирование моделей .

Решение задач на построение.

1.02

20.

Оценка ситуации с разных сторон.

Занятие-

исследование

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление.

8.02

21.

Образное сравнение.

Отработка  умений и рефлексия

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Выделение различных признаков сравнения объектов путём наблюдения. Сравнение, классификация предметов по выделенным признакам.

15.02

22.

Синонимы. Многозначность.

Занятие-

исследование

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Знакомство со словами- синонимами..Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте

22.02

23.

Антонимы.

Отработка  умений и рефлексия

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».. Игра «Подбери нужные слова

1.03

24.

Омонимы

Отработка  умений и рефлексия

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

15.03

25.

 Поиск закономерностей

Отработка  умений и рефлексия

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

22.03

26.

Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.

Открытие нового знания

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п

5.04

27.

Рассуждения.

Открытие нового знания

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

 Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

12.04

28.

Выводы в рассуждениях.

Занятие-

исследование

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Моделирование четырехугольников из счетных палочек.

Решение задач на построение

19.04

29.

Практический материал

Юмор и логика.

Отработка  умений и рефлексия

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию

спичек.

 Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла.

26.04

30.

Повторение основных мыслительных операций. 

Отработка умений и рефлексия

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино».

.

10.05

31.

Обобщающее занятие.

Обобщающее занятие «Наши достижения»

Отработка умений и рефлексия

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Развитие геометрической зоркости,

выделение фигуры трафарета из орнамента. Решение задач на

построение.

17.05

32-34

Резерв


Ресурсное  обеспечение:

  • Учебно-методический комплекс
  1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Программа курса «РСП».-3-е изд., перераб.-М.: Росткнига, 2011 г.
  2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради:В 2-х частях/ О. Холодова.-3-е изд., исп.-М.:РОСТкнига,2011 (для учащихся 1,2,3,4 классов)
  3. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ». Методические пособия для 1,2,3,4  класса.- Москва: РОСТ книга, 2011 г.

  • Литература для учителя

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб:1996

3. Алан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для 1-3 классов начальной школы. М.,1996г

 4.Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. – М. «Вако» 2006

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 1998

7.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

8.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

9.Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Луч 1995

10.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

11.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  • Литература для учащихся

1. Белицкая Н.Г., ОргА.О.Школьные олимпиады: Начальная школа:2-4классы. М.:Айрис-пресс, 2005

2.Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008

3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М.: МЦНМО, 2004

4. Лавриненко Г.А.Задания развивающего характера по математике. – Саратов «Лицей» 2001

5. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009

6.Холодова О. Юным умникам и умницам. «РОСТ» г. Москва 2007г.

  • Медиаресурсы:

•        Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (Современная мультимедиа- энциклопедия)2007

•        Презентации(собственные разработки)

  • Интернет- ресурсы:
  • Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://scool-collection. edu.ru
  • Презентации уроков « Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
  • Персональный сайт учителя - занковца  Котовой Я.В. «Почемучки»                                         http://po4emu4ki.ucoz.ru/
  • Газета « 1 сентября»: www.Festival.september.ru

  • Оборудование

•        классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

•        интерактивная доска;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА: Студенческое научное объединение «Умник»

Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине "Физика": Студенческое научное объединение "Умник" разработана в соответствии с Федеральным законом " Об образовании в ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию 5 класс

Эта программа помогает учителю  подготовить детей к изучению в 6 классе нового предмета "Обществознание"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-9 классов "Шекспировские чтения" ( театральный кружок на английском языке)

Учащиеся, занимающиеся в данном кружке смогу совершенствовать свои знания и умения английского языка на практике. Кроме того, они расширят свой кругозор, знакомясь с традициями английского театра. Мно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский язык" для учащихся 3 класса

Данная программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир английского языка» для учащихся 3 класса разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Тарминская СОШ&raq...