Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 529
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Зам. директора по УВР: «___»____________20___г. | «ПРИНЯТО» Педагогический совет: Протокол №-____ «___»____________20___г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБ ОУ школа № 529 Приказ №___ от «__» _________ 20____г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Умники и умницы»,4 класс
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Утина Елена Васильевна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умники» 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального 2 поколения, утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ от 6.октября 2009 г. № 373,а также на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов. Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
8)развитие у обучающихся навыков сравнения и обобщения, аналогии, анализа/синтеза (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч .г.).
Для класса характерен средний уровень развития следующих умений: анализ/синтез, аналогия, сравнение, абстрагирования. Задачи на данные виды умений учащиеся могут выполнять в форме как групповой, так и самостоятельной работы.
Такие умения, как абстрагирование, обобщение находятся в зоне ближайшего развития учащихся, поэтому для их полноценного развития будут использоваться работа в группе и работа с помощью педагога.
Задача 2017-2018 учебного года – зону ближайшего развития перевести в зону актуального развития.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю),
Характер организации деятельности: реализуется во внеурочной деятельности через индивидуальную и коллективную работу школьников.
В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, конструирование, ролевая игра, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные формы проведения занятий это круглые столы, диспуты, практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
Основные виды текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Средством формирования познавательных УУД служат тексты, технология РКМ.
Тематическое планирование
№ | тема | Всего часов | теоретические | практическое |
Введение. | 1 | 1 |
| |
Сравнение | 3 | 3 | ||
Комбинаторика | 3 | 3 | ||
Элементы логики | 11 | 1 | 10 | |
Развитие творческого воображения | 10 | 1 | 9 | |
Практический материал | 2 | 2 | ||
Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 | 1 | ||
Резерв | 3 | 2 | 1 | |
Итого | 34 | 5 | 29 |
Требования к уровню подготовки учащихся по программе
внеурочной деятельности:
Данная программа формирует все виды универсальных учебных действий обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия
- -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- – знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
- – этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им
- -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные умения
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата
- - умение следовать инструкции при выполнении учебных действий ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. .г.)
- - умение оценивать свою работу в соответствии с критериями оценки ( по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. .г)
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей;
- Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. г);
- – обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. г)
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- Обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов) (по результатам диагностики УУД за 2016 -2017 уч. г);
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать, слышать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений.
- -давать определения понятиям;
- -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- -использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- -овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- развитие умения решать нестандартные задачи;
- иметь представления о графах;
- владеть начальными понятиями комбинаторики;
- уметь решать нестандартные логические задачи в области естествознания и филологии;
- умение различать логические связки «и», «или»;
- иметь первоначальные сведения об этимологии слов, употреблять в речи устойчивые сочетания слов;
- развитие речи через расширение словарного запаса.
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ | Раздел | Тема | Тип занятия | Содержание занятия | Деятельность учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1. | Введение. | Вводное занятие. | Открытие нового знания | Знакомство с содержанием курса Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . | 7.09 | |
2. | Сравнение | Причинно-следственные цепочки. | Урок-исследование | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. | 14.09 | |
3. | Логика в окружающем мире. | Урок-исследование | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. | 21.09 | ||
4. | Логика в русском языке. | Отработка умений и рефлексия | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. | 28.09 | ||
5. | Комбинаторика | Виды отношений между понятиями. | Открытие нового знания | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий | 5.10 | |
6. | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | Открытие нового знания | Развитие логического внимания. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем,графиков, макетов, моделей и т.п | 12.10 | ||
7. | Понятие о графах. | Открытие нового знания | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | Развитие геометрической зоркости, выделение фигуры трафарета из орнамента. Решение задач на построение. | 19.10 | ||
8. | Элементы логики | Рефлексивность отношений | Открытие нового знания | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий | 26.10 | |
9. | Симметричность отношений. | Занятие- исследование | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий | 9.11 | ||
10. | Классификация | Отработка умений и рефлексия | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Сравнение и классификация предметов по геометрическим признакам. Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами. | 16.11 | ||
11. | Язык и логика. Фразеологизмы. | Занятие- исследование | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования.. | 23.11 | ||
12. | Язык и логика. Образность и меткость речи. | Отработка умений и рефлексия | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания на сравнения и метафоры. | 30.11 | ||
13. | Язык и логика. Речевые ошибки. | Занятие- исследование | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,. | 7.12 | ||
14. | Язык и логика. Пословицы. | Занятие- исследование | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Практические задания на сравнения . Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. | 14.12 | ||
15. | Логические связки «или», «и». | Занятие- исследование | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания на анализ и синтез. | 21.12 | ||
16. | Логические связки «или», «и». | Отработка умений и рефлексия | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. | 28.12 | ||
17. | Логическая связка «если …, то». | Занятие- исследование | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,. | 18.01 | ||
18. | Логические возможности. | Занятие- исследование | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов | 25.01 | ||
19. | Развитие творческого воображения | Ситуативная связь между понятиями. | Отработка умений и рефлексия | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Конструирование моделей . Решение задач на построение. | 1.02 | |
20. | Оценка ситуации с разных сторон. | Занятие- исследование | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. | 8.02 | ||
21. | Образное сравнение. | Отработка умений и рефлексия | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Выделение различных признаков сравнения объектов путём наблюдения. Сравнение, классификация предметов по выделенным признакам. | 15.02 | ||
22. | Синонимы. Многозначность. | Занятие- исследование | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Знакомство со словами- синонимами..Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте | 22.02 | ||
23. | Антонимы. | Отработка умений и рефлексия | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».. Игра «Подбери нужные слова | 1.03 | ||
24. | Омонимы | Отработка умений и рефлексия | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | 15.03 | ||
25. | Поиск закономерностей | Отработка умений и рефлексия | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. | 22.03 | ||
26. | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | Открытие нового знания | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п | 5.04 | ||
27. | Рассуждения. | Открытие нового знания | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. | 12.04 | ||
28. | Выводы в рассуждениях. | Занятие- исследование | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Моделирование четырехугольников из счетных палочек. Решение задач на построение | 19.04 | ||
29. | Практический материал | Юмор и логика. | Отработка умений и рефлексия | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. | 26.04 | |
30. | Повторение основных мыслительных операций. | Отработка умений и рефлексия | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». . | 10.05 | ||
31. | Обобщающее занятие. | Обобщающее занятие «Наши достижения» | Отработка умений и рефлексия | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Развитие геометрической зоркости, выделение фигуры трафарета из орнамента. Решение задач на построение. | 17.05 | |
32-34 | Резерв |
Ресурсное обеспечение:
- Учебно-методический комплекс
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Программа курса «РСП».-3-е изд., перераб.-М.: Росткнига, 2011 г.
- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради:В 2-х частях/ О. Холодова.-3-е изд., исп.-М.:РОСТкнига,2011 (для учащихся 1,2,3,4 классов)
- Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ». Методические пособия для 1,2,3,4 класса.- Москва: РОСТ книга, 2011 г.
- Литература для учителя
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб:1996
3. Алан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для 1-3 классов начальной школы. М.,1996г
4.Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. – М. «Вако» 2006
6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 1998
7.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
8.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
9.Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Луч 1995
10.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
11.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Литература для учащихся
1. Белицкая Н.Г., ОргА.О.Школьные олимпиады: Начальная школа:2-4классы. М.:Айрис-пресс, 2005
2.Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М.: МЦНМО, 2004
4. Лавриненко Г.А.Задания развивающего характера по математике. – Саратов «Лицей» 2001
5. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009
6.Холодова О. Юным умникам и умницам. «РОСТ» г. Москва 2007г.
- Медиаресурсы:
• Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (Современная мультимедиа- энциклопедия)2007
• Презентации(собственные разработки)
- Интернет- ресурсы:
- Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://scool-collection. edu.ru
- Презентации уроков « Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
- Персональный сайт учителя - занковца Котовой Я.В. «Почемучки» http://po4emu4ki.ucoz.ru/
- Газета « 1 сентября»: www.Festival.september.ru
- Оборудование
• классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
• интерактивная доска;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА: Студенческое научное объединение «Умник»
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине "Физика": Студенческое научное объединение "Умник" разработана в соответствии с Федеральным законом " Об образовании в ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Правовая азбука" 5-9 класс.
Полное соответсвие требованиям ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию 5 класс
Эта программа помогает учителю подготовить детей к изучению в 6 классе нового предмета "Обществознание"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-9 классов "Шекспировские чтения" ( театральный кружок на английском языке)
Учащиеся, занимающиеся в данном кружке смогу совершенствовать свои знания и умения английского языка на практике. Кроме того, они расширят свой кругозор, знакомясь с традициями английского театра. Мно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский язык" для учащихся 3 класса
Данная программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир английского языка» для учащихся 3 класса разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Тарминская СОШ&raq...