Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
рабочая программа на тему

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности обучающихся, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных учебных умений у студентов, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Раскрытие богатства башкирского языка пробуждает у студентов чувство гордости за красивый, родной язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у обучающихся воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает преподаватель во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по внеурочной деятельности

«Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности обучающихся, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных учебных умений у студентов, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Раскрытие богатства башкирского языка пробуждает у студентов чувство гордости за красивый, родной язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у обучающихся воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает преподаватель во внеклассной работе.

Внеклассные занятия способствуют формированию у студентов  элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению студентов с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.

Рабочая программа кружка по башкирскому «Занимательный башкирский язык» для обучающихся 1-х курсов создана на основании

Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

-авторской программы З.Ю.Султановой

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления  студентов, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении башкирского языка, как государственного, воспитывает чувство уважения к башкирскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого этикета.  Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся   учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами.

Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного курса

Основная цель:

Курс башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитание интереса и любви к башкирскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

.

Задачи:

Обучающие:

- развитие интереса к башкирскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике башкирского языка;

- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению башкирского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития студентов;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у студентов разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение студентов к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 Описание учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом  ГБПОУ ЗАПК на изучение курса отводится всего 32 часа. Программа ориентирована на студентов 1-х курсов.

При проведении занятий по курсу основное  место займут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная;

 методы работы: частично-поисковые, исследовательские, тренинги.

Программа имеет несколько разделов, каждый из которых предполагает проектную деятельность.

Освоение курса завершается итоговой олимпиадой по башкирскому  языку и литературе.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.

Текущая и промежуточная аттестация осуществляется качественно без фиксации отметок по 5-ти бальной шкале.

Формы проведения занятий:

  • беседы, лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов; с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • комплексная работа с текстом;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)  со словарями разного типа;
  • поиск информации в интернете;
  • встречи с писателями и поэтами;
  • встречи с выдающимися людьми Баймакского района.

Интерес студентов поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.

В каждом занятии прослеживаются три части:

1.игровая;

2.теоретическая;

3.практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

В процессе обучения и воспитания личностных  установок, потребностей в познавательной  мотивации, в  соблюдении норм современного башкирского языка,  культуры речи  у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные:

- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);

- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);

- интерес к изучению языка.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- корректировать свою деятельность;

- способность к объективной самооценке.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.

Коммуникативные:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

 - владеть монологической и диалогической формами речи;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Содержание программы

Введение. Речь. 2ч.

Тема 1. Высказывания великих людей о башкирском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов).

Тема 2. Выдающиеся писатели РБ.

Тема 3.Выдающиеся поэты РБ.

Тема4. Необычные правила.

Тема 5. Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание  трудных слов. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.

Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов).

Тема 6. Слитно, раздельно или через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

Тема 7. Частицы и окончания  ( Трудные случаи написания)

Тема 8. Различай и отличай. Проектная работа. (Дидактические игры и упражнения).

Тема 9. Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).

Тема 10. Тайна в имени твоём. ( Узнай о себе больше)

Тема 11. Именная родня. (Все именные части речи башкирского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

Тема 12. Семь чудес Башкортостана  (Практическое занятие).

Тема 13. Семь чудес Баймакского района. Проектная работа.

Тема 14. Шэжэрэ (Обобщение изученного о родословных. Стихотворение  К.Аралбая. Практическое занятие)

Тема 15. Жизнь и творчество М.Карима.(Читательская конференция)

Тема 16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

Тема 17. Лекарственные растения родного края (Составление презентаций.)

Тема 18. Главнее главного. (Башкирский язык – родной язык Р.Гарипова, М.Карима, З.Биишевой и т.д.)

Тема 19. Действую по-разному. ( Составление кроссвордов, ребусов. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 20. Определяй и дополняй. (Устное народное творчество)

Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? (Знаменитые личности Баймакского района).

Тема 22.О конкурсе “Акйегет и Аҡйондоҙ” (Составление визиток).

Тема 23. Экскурсия на районную библитеку (Встреча с работниками библиотеки.)

Тема 24.  Мой родной Башкортостан. (Употребление собственных имен в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)

Тема 25.  Образцы деловых бумаг (Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).

Тема 26. Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Построение текстов.)

Тема 27. Текст  (Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)

Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.. (Использование знаков препинания в предложениях. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

Тема 29. Конкурс чтецов (В деревне сабантуй. Работа с текстом).

Тема 30. История сел и деревень района. (Исторические данные)

Тема 31. Проектная работа. (По данным преподавателем темам. Решение кроссвордов)

Тема 32. Скажи прямо, не молчи… (Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Родной башкирский язык».

В результате изучения данной программы на 1 курсе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться совместно с педагогом и другими студентами давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

сравнивать предметы по заданному свойству;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

определять последовательность действий;

наделять предметы новыми свойствами.

Список литературы

Төп әҙәбиәт: М.Усманова, З.Солтанғолова. Башҡорт теле дәүләт теле итеп уҡытылған башланғыс һәм профессиональ белем биреү учреждениелары өсөн.

Өҫтәлмә әҙәбиәт: З.М.Ғәбитова, С.А.Таһирова Башҡорт теле дәүләт теле итеп уҡытылған башланғыс һәм урта профессиональ белем биреү учрежденияларының I курс студенттары өсөн.

  Башланғыс һәм урта профессиональ белем биреү учрежденияларыөсөн  башҡорт теле һәм әҙәбиәтенән программалар.

Учебный словарь, башкиро-русский русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа: 2006 ;

Русско- башкирский учебный словарь, Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001

Рабочая прогрмамма по внеурочной деятельности

«Занимательный башкирский язык»

1 курс

Составитель: преподаватель башкирского языка и литературы

Султанова Залия Юмагужовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК для специальностей 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫКдля специальностей35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК для специальностей 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»35.02.06 «Технология п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК для специальностей 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» 2 курс

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»35.02.06 «Технология п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Башкирский язык 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы...

Рабочая программа кружка по английскому языку «Занимательный английский»

Рабочая программа кружка по английскому языку "Занимательный английский"...

рабочая программа "Занимательный русский язык"

рабочая программа к внеурочной деятельности...