РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
календарно-тематическое планирование по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»
для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением отдельных предметов, составлена на основе лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Домисолька» и Программа переработана и дополнена.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления ««Мастерская ДоМиСоль-ка» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основная образовательная программа.
Курс внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа «Мастерская ДоМиСоль-ка» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domisolka_1_-2klass_ispravlennoe.docx | 238.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании методической Школы воспитательной работы Протокол №___ от «___»_______20__ г. Руководитель мШВР _________ О.В. Визер | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, _________ В.А. Коробец «___»___________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, __________ В.А. Ткач «__»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мастерская ДоМиСоль-ка»
(Основы вокального исполнительства)
для обучающихся 1-х классов
на 2012/2013 учебный год
Составил: учитель внеурочной деятельности Баженова Альбина Ринатовна |
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»
для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением отдельных предметов, составлена на основе лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Домисолька» и Программа переработана и дополнена.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления ««Мастерская ДоМиСоль-ка» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основная образовательная программа.
Курс внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа «Мастерская ДоМиСоль-ка» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Рабочая программа «Мастерская ДоМиСоль-ка» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
- СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
- МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
- постановка дыхания;
- работа над расширением певческого диапазона;
- развитие музыкального слуха и ритма.
Цель программы:
- указывается, в какую образовательную область входит данный курс внеурочной деятельности;
- формулируются цели учебного курса, с учетом его специфики, для ступени обучения;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- кратко излагаются предполагаемые результаты;
- кратко излагается система оценки достижений обучающихся;
- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений
II Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальной мастерской – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В основу вокального исполнительства внеурочной деятельности вокального мастерства органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы в пении.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.
Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, эстетическому развитию обучающихся и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Практическая значимость программы внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»: внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса и входит в качестве особого компонента в учебно-воспитательную деятельность учителя. Поиск оптимальных путей совершенствования процесса обучения, воспитания и развития обучающихся привел к необходимости создания той сферы в школе, в которой каждый ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности, обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно. Занятия во внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»позволяют решить эти задачи.
Новизна программы внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка» заключается в следующем: впервые программа имеет интегрированный характер и которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей всех групп обучающихся. В образовательном процессе программе используются инновационные технологии: технология проектной деятельности, групповой деятельности, личностно- ориентированные и игровые технологии и т.д.
Теоретическая значимость программы заключается в том, что изучена методическая литература по организации вокальной, музыкально-театральной и проектной деятельности школьников, которая взята за основу внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе внеурочной деятельности «ДоМиСоль-ка»
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия во внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка» способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
III. Место курса в учебном плане
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Возраст детей 7-8 лет. Это учащиеся 1классов.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься во внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка».
Режим занятий
Общее количество часов в год – 35 часов.
Количество часов в неделю – 1 часа.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Продолжительность занятия – 1час.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ | ВИДЫ РАБОТ | ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ |
1. | Вводное занятие | |
2. | Инструктаж по Т.Б. | Беседа, тестирование, работа по карточкам |
3. | Постановка голоса | Текущий контроль, итоговое занятие в конце каждой четверти |
4. | Пение репертуарных произведений | Текущий контроль, итоговый контроль: концерты, зональные конкурсы, смотры |
5. | Основы музыкальной грамоты | Контрольные занятия, в конце каждой четверти |
6. | Элементы хореографии, стиль исполнения | Текущий контроль, итоговый контроль в форме концерта |
7. | Звукотехнические средства | Текущий контроль, итоговый контроль в форме концерта |
IV. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности основы вокального исполнительства «Мастерская ДоМиСоль-ка».
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности основы вокального исполнительства «Мастерская ДоМиСоль-ка» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными, из которых является сольной и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении основы вокального исполнительства «Мастерская ДоМиСоль-ка» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения во внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка» репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
В результате обучения пению обучающийся должен:
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и форсированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Методическим источником является фонационная система педагога-музыканта В. Емельянова, а также музыкально-педагогическая концепция К. Орфа «Учимся, делая и творя». Воспитанники активно участвуют в распевании, в разогревании и подготовке голосового аппарата к пению, посредством игры. Комплекс упражнений, используемый при распевании, носит здоровьесберегающий характер и используется с целью профилактики заболеваний органов дыхания. Процесс проходит в игровой форме, что создает на занятии атмосферу эмоционального подъема, радости, веселья - укрепляя тем самым психологическое здоровье ребенка.
Результатом творческой деятельности кружка является активное участие воспитанников в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях.
Особенно хочется отметить тесное сотрудничество внеурочной деятельности с классными руководителями. Воспитанники участвуют в проведении внеклассных мероприятий: «День отца», «Мамин день», «Прощание с азбукой Концертно-исполнительская деятельность солистов студии – это не только связь с социумом, но и потребность доставить радость людям и сохранение исконно – русских традиций песенного творчества.
Встреча с музыкой, творческая атмосфера в объединении, участие во всевозможных конкурсах, учит ребят быть социально – активными личностями, развивает коммуникативную компетентность. Своим искусством они приносят радость людям, видят мир ярким и цветным.
VII. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание (темы) раздела | Кол-во часов | Элементы содержания |
Пение как вид музыкальной деятельности. | ||
Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 2 | Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении |
ДиагностикаПрослушивание детских голосов. | 2 | Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. |
Строение голосового аппарата. | 2 | Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. |
Правила охраны детского голоса. | 2 | Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. |
Вокально-певческая установка. | 2 | Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. |
Формирование детского голоса | ||
Звукообразование. | 2 | Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. |
Певческое дыхание. | 2 | Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. |
Дикция и артикуляция. | 2 | Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии |
Речевые игры и упражнения. | 2 | (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия |
Вокальные упражнения. | 2 | Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | ||
Народная песня. | 2 | Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. |
Произведениями русских композиторов- классиков. | 2 | Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д |
Произведения современных отечественных композиторов. | 2 | Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. |
Сольное пение. | 2 | Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | ||
Путь к успеху | 3 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей |
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 4 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. |
VIII. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ДоМиСоль-ка»
(Основы вокального пения)
1-2 класс
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Дата | Оборудование, ЦОР | Домашнее задание |
Пение как вид музыкальной деятельности. (5ч.) Ученик научится Понимать: правила пения.. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Ученик получит возможность научиться Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | ||||||||
1 | 1. | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 2 | 1 | 1 | http://natalya-ligina.narod.ru/statyi.htm | ||
2 | 2. | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | 1 | 1 | |||
3 | 3. | Строение голосового аппарата. | 2 | 1 | 1 | |||
4 | 4. | Правила охраны детского голоса. | 2 | 1 | 1 | |||
5 | 5. | Вокально-певческая установка. | 2 | 1 | 1 | Выполнять упражнения для голосового аппарата | ||
Формирование детского голоса. (5ч.) Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания Ученик получит возможность научиться Раскрыть творческое воображение фантазии, Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | ||||||||
6 | 1. | Звукообразование. | 2 | 1 | 1 | |||
7 | 2. | Певческое дыхание. | 2 | 1 | 1 | |||
8 | 3. | Дикция и артикуляция. | 2 | 1 | 1 | |||
9 | 4. | Речевые игры и упражнения. | 2 | 1 | 1 | |||
10 | 5. | Вокальные упражнения. | 2 | 1 | 1 | http://vocalmechanika.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=49 | Выполнять упражнения на дикцию и артикуляцию | |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. (4ч.) Ученик научится Освоение жанра народной песни, её особенностей Ученик получит возможность научиться Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем Освоение классического вокального репертуара. Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | ||||||||
11 | 1. | Народная песня. | 2 | 1 | 1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0269e9cd-5b3b-43c8-8fed-d874a1a853b3/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66& | Прослушать самостоятельно народные песни | |
12 | 2. | Произведениями русских композиторов- классиков. | 2 | 1 | 1 | |||
13 | 3. | Произведения современных отечественных композиторов. | 2 | 1 | 1 | |||
14 | 4. | Сольное пение. | 2 | 1 | 1 | |||
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (7ч.) Ученик научится Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса Ученик получит возможность научиться Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | ||||||||
15 | 1. | Путь к успеху. | 3 | 1 | 2 | |||
16 | 2. | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 4 | 1 | 3 | Собрать материал для архива студии. | ||
Итого: | 35 | 16 | 19 |
XI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Начальные занятия.
Форма занятий: беседы с учащимися о имеющемся опыте, интересах; прослушивание голосов; тестирование.
Техническое оснащение: музыкальный инструмент.
- Вокально-хоровая работа.
Формы занятий: беседа о правилах пения, охране голоса; практическая работа, упражнения для развития вокально-хоровых навыков.
Прием и методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.
Дидактический материал: плакат «Правильное положение корпуса и головы в положении сидя и стоя», «Строение голосового аппарата».
Техническое оснащение: музыкальный инструмент, магнитофон.
Форма подведения итогов: концертные номера.
- Пение произведений.
Форма занятий: Беседы о разучиваемых произведениях, композиторах; слушание; разучивание.
Методы: метод эмоционального воздействия, эффект удивления, наглядно-слуховой, игровой, словесный, связь с жизнью, репродуктивный, метод сравнения и анализа.
Дидактический материал: портреты композиторов, произведения изобразительного искусства.
Техническое оснащение: магнитофон, музыкальный инструмент, микрофоны.
Форма подведения итогов: выступление на концерте.
- Пение учебно-тренировочного материала.
Форма занятий: практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.
Техническое оснащение: музыкальный инструмент.
Форма подведения итогов: оценка деятельности коллектива и отдельных учащихся.
- Пение импровизаций.
Форма занятий: Объяснение задания, самостоятельная работа.
Методы: игровой, связь с жизнью.
Техническое оснащение: музыкальный инструмент.
Формы подведения итогов: оценка деятельности каждого учащегося.
- Слушание музыки.
Форма занятия: прослушивание музыкального материала, беседа.
Методы: метод эмоционального воздействия, наглядно-слуховой, метод сравнения и анализа.
Дидактический материал: портреты композиторов, произведения изобразительного искусства.
Техническое оснащение: магнитофон, проигрыватель.
Форма подведения итогов: посещение концертов в качестве слушателей.
- Музыкальная грамота.
Форма занятий: беседа о основах музыкальной грамоты, практическая работа – пение по нотам.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, игровой.
Дидактический материал: плакаты с нотным текстом.
Техническое оснащение: музыкальный инструмент, доска, магнитофон.
Форма подведения итогов: самостоятельная работа: исполнение произведений по нотам.
- Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Формы: концерты, фестивали, конкурсы.
X. Используемая литература для педагога:
- Стумева Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992 г.
- Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983 г.
- Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 1972 г.
- Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Развитие детского голоса (материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30 III 1961 / Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1963 г.
- Сергеев А. Воспитание детского голоса. Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук, 1950 г.
- Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 1981 г.
- Брылина В.Л. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками. Киев. 1985 г.
- Горюнова А.П. О развитии музыкальной культуры подростка. Новосибирск. 1969 г.
- Понылко К.М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. Свердловск, 1965 г.
- Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., «Музыка», 1972 г.
- Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977 г.
- Добровольская Н.Н. Распевания в школьном хоре, 1-8 кл. М., «Музыка», 1969 г.
- Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. М-Л., «Просвещение». 1965 г.
- Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов.
- Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условия певческого развития младших школьников. 1993 г.
- Чернова Л.В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990 г.
- Алиева Э.В. Теоретические основы гармонического развития вокального слуха младших школьников.
- Гамбицкая Е.Я. К обучению мальчиков в хоре начальной школы. Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1955 г.
- Машевский Г.П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С. Даргомыжского. Л., «Музыка», 1976 г.
- Мекабени А.Г. Методика обучению сольного пения. «Просвещение», 1987 г.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненка Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. «Просвещение», 1989 г.
XI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Ковалевский Д.Е. «Чтобы утро было добрым», Москва «Просвещение»1983год
- Пахмутова Л. «Знать и любить музыку», Ленинград «Просвещение»1981 год
- Финкельштейн Э. «Музыка от А до Я», Москва Издательство «Новая школа» 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
Система Занкова...
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА Кружок «Физика в задачах».
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: кружок «Физика в задачах» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в со...