Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА Кружок «Физика в задачах».
методическая разработка на тему

Ковалева Елена Павловна
Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: кружок «Физика в задачах» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Уставом колледжа, а также с учетом Положения о Внеурочной деятельности в ГБПОУ ВО БМТК и Рабочей программы дисциплины «Физика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_kruzhok.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Рабочая программа внеурочной деятельности

 по дисциплине ФИЗИКА

Кружок «Физика в задачах».

2017

Утверждаю:                                                                   Заместитель директора                                                                                 по УМР_________  /Искра О. Ю./

                       

    Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: кружок «Физика в задачах»  разработана  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Уставом колледжа, а также с учетом Положения о Внеурочной деятельности  в ГБПОУ ВО БМТК и Рабочей программы дисциплины «Физика».

    Разработчик:  Ковалева Е. П. – преподаватель физики  IКК ГБПОУ  ВО  «БМТК»

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии  общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1 от 30.08.2017 г.

Председатель ПЦК______________ Мазаева О. Н.

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                     стр. 4- 6
  2. Учебно-тематический план                                               стр. 7
  3. Содержание курса внеурочной деятельности                стр. 8- 9
  4. Календарно- тематическое планирование                      стр. 10-11
  5. Литература и Интернет- ресурсы                                     стр. 12

Пояснительная записка

Актуальность   программы определена тем, что сама дисциплина  «Физика» является важнейшей  предпрофильной  подготовкой для таких специальностей колледжа, как: 15.02.01«Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» ,  09.02.02 «Компьютерные сети».

   Умение качественно решать   физические задачи разного уровня сложности является необходимым условием для профессионального развития, построения профессиональных планов, а также формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена.

   Студенты могут   углублять полученные на основных уроках знания, дополнительно занимаясь на курсе внеурочной деятельности, решая задачи различного уровня сложности и разными методами, тем самым глубже постигать сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических законов.

   Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

- расширение, углубление систематизация и обобщение знаний и умений   студентов  по физике.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

- формирование устойчивого интереса к профессии, содействие определению жизненных планов обучающимися и их индивидуальной траектории;

  Задачи предлагаемого курса:

- развивать технику решения задач по физике;

- формировать физические знания и учебные умения;

- развивать интуицию в работе с заданиями по физике;

- способствовать интеллектуальному развитию студентов, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию;

В результате освоения программы внеурочной деятельности: кружок «Физика в задачах»

студенты должны знать:

    основные понятия и основные  законы физики, смысл физических величин (скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения и т. д.), физические явления и свойства тел (электромагнитная  индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект, свойства газов, жидкостей и твердых тел, свойства электрического поля и т. д.),

студенты должны  уметь:

   производить расчеты по физическим формулам, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи различного уровня сложности, решать качественные и графические задачи, «снимать» все необходимые данные с графиков, правильно оформлять решение задачи, работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению окружающих, владеть методами самоконтроля и самооценки, использовать приобретенные знания и умения в практической, профессиональной   деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

  Данный курс предназначен для студентов 1 курса специальностей: 15.02.01, 09.02.02 и рассчитан на проведение занятий   1 раз в  месяц.  Итого 10 час. Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, использовать приобретенные знания и умения в практической, профессиональной  деятельности.

Программа построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация преподавателя, подробное объяснение примеров решения типовых задач, самостоятельное решение задач студентами по изученному алгоритму, решение комбинированных и качественных задач  позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности обучающихся с условиями профессионального образования. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы реализуется в ходе проектной деятельности студентов. Просмотр видеофильмов научного содержания позволяет систематизировать, углубить знания,  расширить кругозор.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  • расширение и углубление предметных знаний;
  •  расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  •  получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования;
  • применение полученных знаний в своей профессиональной    деятельности.

Учебно-тематический план

Наименование разделов,

блоков, тем

Количество  часов

В том числе

Формы организации внеурочной

Теоретические

Практические

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Организационное, вводное занятие. Обсуждение тем проектов, творческих работ. Правила и приемы решения физических задач.

Механика

 

Молекулярная физика и термодинамика

Электродинамика

Оптика

Квантовая физика

Итоговое занятие. Подведение итогов поисковых, научно- исследовательских работ студентов Защита проекта, презентация творческой работы.

1

2

2

2

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

Беседа

Практические занятия

Практические занятия

Практические занятия

Практическое занятие

 Практическое занятие

Учебная дискуссия

Итого:

10

2

8

Содержание курса внеурочной деятельности:

Организационное, вводное занятие. Правила и приемы решения физических задач (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления, формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Механика (2 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Координатный метод решения задач по механике. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Задачи релятивистской механики.  Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Углубление и расширение знаний при работе с научной информацией (просмотр видеофильма научного содержания).

Молекулярная физика и термодинамика (2 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа и свойств паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния вещества. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Электродинамика (2 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения типовых задач. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.  Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием. Углубление и расширение знаний при работе с научной информацией (просмотр видеофильма научного содержания).

Оптика (1 ч)

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: линзы, зеркала.

 Групповое и коллективное решение задач. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления.

Квантовая физика (1 ч)

Комплексные задачи на применение основных понятий раздела: фотоэффект, фотон, гипотеза Планка о квантах, уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта, строение атома и атомного ядра, энергия связи и расщепления атомного ядра. Взаимопроверка решаемых задач.

Итоговое занятие (1 ч)

Обсуждение, подведение итогов поисковых, научно- исследовательских работ студентов. Защита проекта, презентация творческой работы.

Календарно- тематическое планирование внеклассной деятельности:

 кружок  ««Физика в задачах».

2017-2018 уч. год.

п/п

Дата по плану

Раздел. Тема занятия

1

07.09.2017

Организационное, вводное занятие:

-Проведение агитации и записи студентов, желающих заниматься в кружке;

-Ознакомление студентов с планом работы кружка;

-Ориентация, настрой кружковцев  на поисковую, научно- исследовательскую работу в течение учебного года.

- Общие требования при решении физических задач, правила и приемы решения  задач.

2

05.10.17

Механика. Решение задач по разделу «Основы классической механики». Решение задач по релятивистской механике. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

3

02.11.17

Молекулярная физика и термодинамика. Решение качественных и количественных задач по разделу «Молекулярная физика».

4

07.12.17

 Молекулярная физика и термодинамика. Решение задач повышенной сложности. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

5

11.01.18

Просмотр видеофильма научного содержания «Физика вокруг нас».

6

01.02.18

Электродинамика.  Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры решения типовых задач. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

7

01.03.18

Электродинамика. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием. Просмотр видеофильма научного содержания «Никола Тесла».

8

05.04.18

Оптика. Групповое и коллективное решение задач. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления.

Просмотр видеофильма научного содержания: «МКС», приуроченный ко Дню космонавтики.

9

03.05.18

Квантовая физика. Решение  комплексных задач на применение основных понятий раздела. Взаимопроверка решаемых задач.

10

07.06.18

Итоговое занятие: обсуждение, подведение итогов поисковых, научно- исследовательских работ студентов.

Итого:

10 час

Формы и виды контроля: 

(Неделя ООД (открытое мероприятие, выставка лучших творческих работ студентов), Районная олимпиада по физике).

Литература:

  1.  Олейник А.П., Физика. Решение задач, «Дрофа», 2014- 105с.
  2.  Законы, формулы, алгоритмы решения задач. А.Е.Марон, Д.Н.Городецкий, «Дрофа»,2008
  3.   Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006

4.   Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: «Форум», 2009 -559 с.

5.   Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.:        Просвещение, 2010.- 366 с.                                                                      

6.   Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение, 2010.- 399 с.                                                                                

7.   Гладкова Р. А.. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.

8.    Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001

 

Техническое обеспечение:

Ноутбук.

Медиапроектор.

Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Специальности: 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров; 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Программа отвечает современным требо...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 Физика

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.08 ФИЗИКАПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНАспециальностей:-23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного тран...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»("Естествознание") по специальности СПО 19.01.17 «Повар, кондитер

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 41.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание». 51.2 Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 71.3 Результат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана на основе: ФГОС СОО по дисциплине «Физика», утвержденный приказом Министерства образования и ...