Рабочая программа "Юный кулинар"
рабочая программа по теме

Соловьева Лариса Николаевна

Рабочая программа "Юный кулинар" 1 курса содержит задачи, цели,характеристику контингента, календарно - тематическое планирование, содержание и ожидаемые результаты первого года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Краткая характеристика программы:

 Программа способствует созданию условий для развития творческого потенциала, формирования знаний и умений, необходимых для грамотного ведения домашнего хозяйства, а также профессиональному самоопределению в кулинарном искусстве.

   Обучение по данной программе построено как общедоступное руководство молодым юношам и девушкам, не владеющим навыками приготовления пищи. Данная программа поможет обучающимся правильно и рационально выбирать продукты, необходимые для приготовления различных блюд, приобрести навыки приготовления гарниров из круп, макаронных изделий, овощей, ознакомит с холодными блюдами и закусками, изделиями из теста, напитками, десертами и соусами, поможет овладеть навыками сервировки стола. Воспитанницы знакомятся с наиболее употребительными способами приготовления скромных и постных кушаний. Даются знания о простейших способах сохранения различных продуктов, выбор провизии, с указанием признаков ее свежести и питательности.

Цель программы:

создание условий для развития личности подростка, способного к творчеству, самовыражению через овладение основами кулинарного мастерства

Задачи конкретного года обучения:

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с ассортиментом продуктов питания;
  • познакомить с технологическим процессом приготовления пищи;
  • научить рационально вести домашнее хозяйство;
  • познакомить с традиционной русской кухней;
  • научить использовать профессиональную терминологию;
  • познакомить с разнообразием традиций приготовления пищи.

Развивающие:

  • способствовать развитию фантазии, мышления, воображения обучающихся;
  • развить интерес к кулинарному искусству;
  • развить стремление к самостоятельной работе, творческому подходу к выполнению заданий;
  • способствовать профессиональному самоопределению подростков.

Воспитательные:

  • воспитать коммуникативную культуру;
  • воспитать аккуратность в отношении к ведению домашнего хозяйства;
  • воспитать усидчивость, трудолюбие;
  • воспитать уважение к культурному наследию народа;
  • воспитать культуру поведения.

Характеристика контингента

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы.

 Программа рассчитана на подростков от 15 до 21 года. Набор в группы – свободный.

Сроки реализации программы - 3 года.

Формы и режим занятий.

Режим обучения:

1 год обучения –2 раза по 2 часа неделю (4 часа в неделю) - 144 часа в год;

2 год обучения – 1 раза по 2 часа в неделю (2 часа в неделю) - 72 часа в год;

3 год обучения –2 раза  по 4 часа в неделю (8 часов в неделю) - 288 часов в год.

Наполняемость групп 1 год-15 чел

2 год – 12 чел.

3 год -10 чел.

Формы организации обучающихся на занятии:

Обучение проводится в форме групповых занятий. Совместная работа обучающихся прививает им чувство коллективизма, при этом за короткое время они успевают освоить материал в большом объеме. Каждый выполняет свою работу, но в достаточной мере владеет информацией о том, что и как выполняют окружающие.

Характеристика контингента обучающихся 1 года обучения в объединении

«Юный кулинар»

1. Антоненко Аня – 15 лет. Трудолюбивая, самостоятельная девушка. Ответственно подходит к выполнению различных дел, поручений, заданий. Стремится расширить свои познания в области кулинарии.

2. Буслаева  Алена –18 лет. Обучающаяся с ОВЗ. Любит быть в центре внимания. Разовые поручения выполняет охотно. Часто болеет.

3. Волчёк Катя — 16 лет. Обучающаяся с ОВЗ. Застенчива, замкнута в большом кругу общения. Нуждается в поддержке, в направленности к цели. Достигнув цели, получает массу удовольствия и творческого потенциала.

4. Еремкина Олеся – 16 лет. Покладиста, дисциплинированна, спокойна, доброжелательна, ответственна. Любит готовить.

5. Зайцев Георгий – 18 лет. Уверенный в себе, уровень самооценки высокий, общительный, открытый, любознательный.  Стремится расширить свои познания в области кулинарии.

6. Зашибина Женя – 15 лет. Любит готовить пищу. Стремится расширить свои познания в области кулинарии. Демонстрирует свои кулинарные шедевры.

7. Карагезова Лиза– 15 лет.  Активна, ответственна, целеустремленна, инициативна. Находится в творческом поиске своей истинной профессии. Стремится расширить свои познания в области кулинарии.

8. Лаврентьева Ира- 16 лет. Трудолюбивая, самостоятельная девушка. Ответственно подходит к выполнению различных дел, поручений, заданий. Стремится расширить свои познания в области кулинарии.

9. Лапкина Настя – 15 лет. Ответственна, целеустремленна, инициативна. Находится в творческом поиске своей истинной профессии. Стремится расширить свои познания в области кулинарии.

10. Люсина Даша– 15 лет.  Активна, ответственна, целеустремленна, инициативна. Находится в творческом поиске своей истинной профессии. Стремится расширить свои познания в области кулинарии.

11. Резникова Алина– 15 лет. Активная, ответственная целеустремленная девушка. Находится в творческом поиске своей истинной профессии. Стремится расширить свои познания в области кулинарии.

12. Родина Саша– 17 лет.  Целеустремленная, активная, доброжелательная девушка. Любит готовить. Ответственно выполняет все работы на кухне. Проявляет любовь и познания к русской кухне.

13. Фролова Настя – 16 лет. Спокойна, замкнута, скрытна. Любит побыть в одиночестве. Проявляет особый интерес к приготовлению блюд.

                     

14. Харлан Валерия– 15 лет. Активная, ответственная, целеустремленная девушка.

                   Находится в творческом поиске своей истинной профессии. Достигнув цели, получает массу удовольствия и творческого потенциала

15.Чичева Наташа– 17 лет. Ответственна, исполнительна, с удовольствием выполняет все операции по приготовлению блюд.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

Теория

Практика

План

Факт

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

-

14.09.16

2

Организация рабочего места

-

2

15.09.16

3

Кухонная посуда, приборы и их применение. Ассортимент посуды.  

2

-

21.09.16

4

Столовые приборы.

2

-

22.09.16

5

Применение посуды.

2

28.09.16

6

Применение посуды.

2

29.09.16

7

Первичная обработка и хранение продуктов.

2

-

05.10.16

8

Первичная обработка овощей и фруктов

2

-

06.10.16

9

Приготовление винегрета.

-

2

12.10.16

10

Приготовление салата из овощей

-

2

13.10.16

11

Приготовление фруктового салата

-

2

19.10.16

12

Приготовление компота

-

2

20.10.16

13

Подготовка яблок для варенья

2

-

26.10.16

14

Приготовление яблочного джема

-

2

27.10.16

15

Обработка мясных продуктов

2

-

02.11.16

16

Приготовление мясного фарша (голубцы)

-

2

03.11.16

17

Обработка рыбы

2

-

09.11.16

18

Приготовление рыбного фарша (котлеты)

-

2

10.11.16

19

Приготовление рыбного супа

-

2

16.11.16

20

Обработка ягод

2

-

17.11.16

21

Приготовление ягодного желе

-

2

23.11.16

22

Засолка капусты, огурцов, томатов

-

2

24.11.16

23

Основы рационального питания

2

-

30.11.16

24

Основные элементы питания для человека

2

-

01.12.16

25

Применение продуктов питания

2

-

07.12.16

26

Основные группы пищевых продуктов

2

-

08.12.16

27

Группы пищевых продуктов. Молочные продукты

2

-

14.12.16

28

Овощные продукты

2

-

15.12.16

29

Мясные продукты

2

-

21.12.16

30

Рыбные продукты

2

-

22.12.16

31

Пищевые продукты из рыбы

2

-

28.12.16

32

Пищевые продукты из мяса

2

-

29.12.16

33

Повторный инструктаж.

Пищевые продукты из молока

2

-

11.01.17

34

Горячие напитки (чай, кофе)

2

-

12.01.17

35

Ассортимент горячих напитков

2

-

18.01.17

36

История возрождения напитков

2

-

19.01.17

37

Приготовление фито чая

-

2

25.01.17

38

Приготовление растворимого кофе

-

2

26.01.17

39

Приготовление киселя

-

2

01.02.17

40

Приготовление компота

-

2

02.02.17

41

Холодные блюда и закуски

2

-

08.02.17

42

Ассортимент холодных блюд

2

-

09.02.17

43

Ассортимент закусок

2

-

15.02.17

44

Приготовление весеннего салата

-

2

16.02.17

45

Приготовление винегрета.

-

2

22.02.17

46

Приготовление бутербродов

-

2

01.03.17

47

Приготовление мясного салата

-

2

02.03.17

48

Обработка овощей, грибов, рыбы, мяса, птицы для приготовления салатов

2

-

09.03.17

49

Приготовление рыбного салата

-

2

15.03.17

50

Приготовление отварной курицы для салата

-

2

16.03.17

51

Приготовление салата «Весна»

-

2

22.03.17

52

Приготовление бутербродов (канапе)

-

2

23.03.17

53

Приготовление соусов для салата

-

2

29.03.17

54

Столовый этикет

2

-

30.03.17

55

Правила сервировки стола

2

-

05.04.17

56

        Правила использования столовых приборов, сервизов, салфеток

2

-

06.04.17

57

Сервировка праздничного стола

 ( скатерти, салфетки)

2

-

12.04.17

58

Сервировка чайного стола

-

2

13.04.17

59

Тренинг. Посадка за столом

-

2

19.04.17

60

Тренинг. Посадка за столом

-

2

20.04.17

61

Тренинг. Беседа за столом

-

2

26.04.17

62

Тренинг. Беседа за столом

-

2

27.04.17

63

Тренинг. Беседа за столом

-

2

03.05.17

64

Бюджет хозяйки. Экономное приобретение продуктов

2

-

04.05.17

65

Рациональное использование продуктов

2

-

10.05.17

66

Основные правила сервировки  праздничного стола

2

-

11.05.17

67

Оформление праздничного стола

2

-

13.05.17

68

Сервировка праздничного стола к выпускному вечеру

-

2

17.05.17

69

Приготовление праздничных салатов

-

2

18.05.17

70

Приготовление праздничных напитков

-

2

20.05.17

71

Сервировка чайного стола

-

2

24.05.17

72

Итоговое занятие

2

-

25.05.17

Всего

72

72

Итого

144


Содержание программы: 1 год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами и электроприборами. (Проводится на каждом практическом занятии).

2. Организация рабочего места.

Теория. Необходимое оборудование на рабочем месте. Местонахождение приборов, столовой посуды, электроприборов.

Практика. Организация рабочего места.

3. Кухонная посуда, приборы и их применение

Теория. Виды кухонной посуды, приборов. Уход за кухонной посудой и приборами.

4. Первичная обработка и хранение продуктов

Теория. Обработка и хранение овощей и грибов. Обработка и хранение рыбы и морепродуктов. Обработка и хранение мяса и мясопродуктов (полуфабрикатов). Обработка и хранение птицы.

Практика:

  • обработка овощей;
  • обработка грибов;
  • обработка рыбы;
  • обработка мяса;
  • обработка птицы.

5. Основы рационального питания 

Теория. Питание и экономика. Ежедневное потребление жиров, углеводов, белков. Расход энергии и питания.

6. Основные группы пищевых продуктов

Теория. Молочные продукты. Мясо, рыба, яйца. Продукты, содержащие большое количество углеводов. Продукты, содержащие большое количество жиров. Овощи и фрукты.

7. Горячие напитки (чай, кофе)

Теория. Происхождение чая. Заваривание чая. Основные требования к заварке. История кофе. Приготовление кофе. Разновидности кофе.

Практика:

  • обработка заварного чайника перед завариванием чая;
  • заваривание чая (разные сорта);
  • обработка кофейных зерен;
  • заваривание кофе (в электрокафеварке и на плите).

8. Холодные блюда и закуски

Теория. Виды салатов. Технология приготовления салатов. Винегреты (виды, способы приготовления). Бутерброды (виды, способы приготовления).

Практика:

  • обработка овощей для салата, винегрета;
  • нарезка овощей для салата, винегрета;
  • заправка салатов (майонез, сметана, масло);
  • приготовление бутербродов (горячие, канапе).

9. Столовый этикет

Теория. Стол, скатерть, столовые приборы, сервизы, салфетки. Сервировка стола. Правильная посадка за столом. Беседа за столом.

Практика:

  • сервировка стола;
  • тренинг: посадка за столом, беседа за столом.

10.Бюджет хозяйки

Теория. Экономное приобретение продуктов. Рациональное использование продуктов.

11. Сервировка и оформление праздничного стола

Теория. Практика. Приготовление блюд, сервировка стола для различных праздников: основные правила.

12.Итоговое занятие

Открытое занятие. Приготовление праздничных блюд.

Ожидаемые результаты первого года обучения

После первого года обучения обучающиеся должны

знать:

  • виды кухонной посуды, приборов, правила ухода за кухонной посудой и приборами;
  • правила первичной обработки и хранения продуктов;
  • основы рационального питания;
  • основные группы пищевых продуктов;
  • правила заваривания чая, основные требования к заварке;
  • правила приготовления кофе;
  • красиво сервировать стол;
  • виды салатов, технологию приготовления салатов, бутербродов;
  • основы столового этикета;
  • основы рационального использования продуктов.

уметь:

  • обрабатывать (первичная обработка) овощи, грибы, мясо, рыбу;
  • заваривать чай, кофе;
  • отбирать продукты для салатов и винегретов;
  • готовить различные виды салатов, пользуясь рецептами;
  • готовить бутерброды (горячие, канапе);
  • сервировать стол.

  Перечисленные результаты являются предметом оценки, как на промежуточных этапах, так и в конце всего цикла обучения. Динамика роста ЗУН обучающегося оценивается на контрольно-отчетных мероприятиях (раз в полугодие открытые занятия, отчетные выставки), конкурсах, творческих отчетах, фестивалях, олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства по Кулинарии

Тесты к аттестации по профессии260807.01 "Повар, кондитер", охватывающие темы от холодной обработки сырья до приготовления блюд. Решение производственных задач....

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

рабочая программа по трудовому обучению (кулинария) 7 класс

Целью курса является обучение навыкам самостоятельного приготовления пищи в домашних условиях, ознакомление с технологией приготовления различных блюд, простыми способами заготовки овощей и фруктов на...

Рабочая программа "Инновационные технологии в кулинарии (су-вид, фудпейринг, фьюжн)

Рабочая программа предназначена для реализации проекта "Колледж будущего....

Рабочая программа Кружка « Кулинария»

В системе воспитания студентов важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Кружок «Кулинария» опираясь в своей работе на з...

Рабочая программа проекта "Московское долголетие" Домоводство (кулинария) Кухни мира.

Программа составлена для реализации проекта "Московское долголетие".  Она предназначена для лиц старшего поколения, преобретения навыков в области освоения технологии приготовления блюд...