рабочая программа по трудовому обучению (кулинария) 7 класс
рабочая программа на тему

Хапина Наталья Николаевна

Целью курса является обучение навыкам самостоятельного приготовления пищи в домашних условиях, ознакомление с технологией приготовления различных блюд, простыми способами заготовки овощей и фруктов на зиму; подготовка школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля. Достижение цели предполагает решение ряда задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих. Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков Развитие мышления, способности к пространственному анализу; Формирование эстетических представлений и вкуса; Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая характеристика учебного предмета  «Профессионально – трудовое обучение (кулинарное дело)»

Классы: 7

Учитель: Хапина  Наталья Николаевна

Количество часов:  278

В неделю 8 часов, в год 278 часа.

    Планирование составлено на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательство «Просвещение». 2014 г.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Гуманитар.  изд. центр ВЛАДОС, 2012. -СБ.2- 304 с.

- Учебного плана ГБОУ «Пестречинская школа – интернат для детей с ОВЗ» на 2017-2018 учебный год.

Учебник: В.И. Ермакова «Основы кулинарии» учебное пособие по кулинарии для  учащихся 8-11 классов, – М.: «Просвещение», 1993.

Дополнительная литература:

С.Л. Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», пособие для учителя, – М.: Просвещение, 1988.

В.Г. Петрова И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»

А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич «Методика обучения технологии 5-9 классы», методическое пособие, – ООО «Дрофа», 2003.

С.Л. Мирский «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении», М.: Педаг, 1990.

В.И. Ермакова «Основы кулинарии» учебное пособие по кулинарии для   8-11 классов, – М.: «Просвещение», 1993.

В.Д. Симоненко «Технология» учебники для учащихся 7, 8, 9 классов  общеобразоват. школы, – М.: Вентана-Граф, 2004.

«Книга о вкусной и здоровой пище», – М.: 1954. И. Дановская «1000 и один рецепт», – Ташкент, 1992.

Л. Иванова «Сладкая выпечка», – Смоленск, «Русич», 2002.

Технические средства обучения:

- Мультимедийный проектор, компьютер.                        

Пояснительная записка

Целью курса является обучение навыкам самостоятельного приготовления пищи в домашних условиях, ознакомление с технологией приготовления различных блюд, простыми способами заготовки овощей и фруктов на зиму; подготовка школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля. В группу для обучения кулинарному делу следует отбирать учащихся, которые по тем или иным причинам не могут обучаться швейному или столярному делу. Достижение цели предполагает решение ряда задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих. Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков Развитие мышления, способности к пространственному анализу; Формирование эстетических представлений и вкуса; Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

        Задачи:

 -  Формировать  элементарные технологические ЗУН по предмету.

  - Развивать у учащихся обще трудовые умения и навыки: ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять  и   контролировать ход работы, анализировать результаты труда.

  - Обучать пользоваться инструкционными и технологическими картами.

  - Обучать школьников профессиональным приемам труда и прививать им соответствующие трудовые навыки.

 - Работать над развитием речи учащихся с использованием профессиональной терминологии на основе их практической деятельности.

  - Воспитывать у учащихся трудолюбие, нравственные качества личности, эстетический вкус.

       Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (кулинарное дело) отводится не более 204 часов (6 часов в неделю).   Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала, постепенности ввода нового. Концентрическое расположение материала в программе позволяет усложнять обучение по годам. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках общеобразовательных дисциплин. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, предусмотрены экскурсии в цеха школьной столовой.  Занятия по кулинарии проводятся в специальном кабинете. В нем имеются две зоны: учебные места, где учащиеся приобретают теоретические знания, и рабочая зона с необходимым оборудованием для проведения практических работ. Для закрепления полученных трудовых навыков, начиная с 6 класса, предусмотрено практическое повторение по пройденным темам.

       В процессе обучения школьники знакомятся с основами питания, цехами кухни, ее оборудованием, посудой и инвентарем. Учащиеся приобретают навыки первичной обработки продуктов, учатся владеть ножом при обработке и нарезке овощей. Воспитанники осваивают приемы тепловой обработки при приготовлении блюд из овощей, рыбы, мяса, круп, макаронных изделий, яиц, теста. Они учатся оформлять блюда и сервировать стол к чаю, обеду, ужину. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.

      Обучение в 5 - 6 классах предусматривает развитие обще трудовых умений, таких как, ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль. На этом этапе обучения учащимся даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности.

Обучение кулинарии, как и любому другому профилю трудового обучения в коррекционной школе способствует

коррекции детей с ОВЗ и формированию у них общественных и трудовых качеств личности. В рабочей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований, предъявляемых к знаниям, умениям учащихся в зависимости от уровня их общего развития и индивидуальных возможностей усвоения учебного материала и овладения технологическими приемами труда.

      Основные требования к умениям учащихся по годам обучения указаны в программе. К умениям учащихся с осложненными формами легкой умственной отсталости предъявляются несколько сниженные требования. Такие дети всегда имеются в каждом классе и условно мы отнесли их к 3 группе. Наиболее слабые в отношении умственного развития учащиеся требуют особого внимания и подхода для обеспечения выполнения посильных практических заданий и устных ответов. Как правило, такие учащиеся отвечают устно только при помощи учителя. Для достижения положительных результатов учащимся 3 группы предлагаются индивидуальные облегченные задания, отличные от предлагаемых учащимся 2 группы. При устных высказываниях помогают давать ответ план, схема, с наводящими вопросами, опорные слова и словосочетания. Для проверки знания технологии приготовления блюда используются задания типа «Поставь предложения в нужной последовательности», содержащие не более 4 предложений, вставь нужное слово в предложение. При проведении самостоятельных или проверочных работ, сокращается объем и упрощается задание.  Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, обще предметных и предметных компетенций.  

 Формы и методы реализации программных задач:

 В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

      Основные формы:

 Урок, практическая работа, самостоятельная работа

      Основные технологии:

Личностно-ориентированное, деятельностный подход , уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые.

     Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

беседа (диалог), работа с книгой, практическая деятельность: изготовление изделий по инструкционным и технологическим картам, самостоятельная работа, работа по карточкам, работа по плакатам, составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

    Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

    Методы стимуляции:

демонстрация натуральных объектов; КТ; дифференцирование, разноуровневое обучение; наглядные пособия, раздаточный материал; создание увлекательных ситуаций; занимательные упражнения; экскурсии; недели  трудового обучения;

     Типы уроков:  вводный урок; урок формирования новых знаний; урок формирования и закрепления умений и навыков; обобщающий урок; комбинированный урок;

Содержание курса кулинарного дела

I четверть 68 часов.

1. Вводное занятие  – 2 часа

2. Заготовка продуктов на зиму – 24 часа

Теоретические сведения: виды заготовок продуктов на зиму; назначение электрической плиты и т/б; виды теплового оборудования и  безопасность. Практические работы:  Подготавливать тару для квашения капусты; квасить капусту.

3. Приготовление бульонов    – 22 часа

Теоретические сведения: Виды бульонов, правила варки. Практические работы: Приготовление бульонов.

4. Составление меню и сервировка стола – 10 часов

Теоретические сведения: Правила составления меню завтрака, обеда и ужина; предметы сервировки стола; Практические работы: Составление меню; Сервировка стола.

5. Практическое повторение  – 8 часов

Виды работы: Подготавливать тару для квашения капусты, квасить капусту выполнение работ  с пооперационным разделением труда; Приготовление бульонов, составление меню, сервировка стола.

II четверть (68часов)

6. Самостоятельная работа  –  2 часа: квашение капусты.

II четверть - 56 часов

1. Вводное занятие  – 2 часа

2. Приготовление супов  – 34 часа

Теоретические сведения: Назначение  электросуповых  котлов, правила пользования и т/б; Режим варки супов ; Норма закладки продуктов для супов Практические работы: Включать и выключать электрические суповые котлы, строго соблюдая т/б;  Определять питательную ценность супов по таблице; Подсчитывать норму продуктов на несколько порций.

3. Практическое повторение  – 18 часов

Виды работы: Включать и выключать электрические суповые котлы, строго соблюдая т/б;  Определять питательную ценность супов по таблице; Подсчитывать норму продуктов на несколько порций.

4. Самостоятельная работа  –  2 часа: пассерование овощей..

III четверть - 82 часа

1. Вводное занятие  – 2 часа

2.Заправочные супы  – 34 часа

Теоретические сведения: Технология приготовления заправочных супов; Практические работы: Приготовление заправочных супов;

3. Супы – пюре  – 8 часов

Теоретические сведения: Технология приготовления  супов - пюре; Практические работы: Приготовление супов - пюре;

4. Молочные супы – 10 часов

Теоретические сведения: Технология приготовления  молочных супов ; Практические работы: Приготовление молочных супов ;

5. Соусы – 12 часов

Теоретические сведения: Технология приготовления  соусов; Практические работы: Приготовление соусов;

6. Практическое повторение  – 14 часов

Виды работы: Приготовление заправочных супов, супов – пюре, молочных супов, соусов;

7. Самостоятельная работа  –  2 часа: приготовление щей из свежей капусты.

IY четверть - 72 часа

1. Вводное занятие  –  2 часа

2. Рыбные горячие блюда  –  56 часов

Теоретические сведения: Правила т/б при обработке рыбы; Правила взвешивания; Правила первичной обработки рыбы; Приемы тепловой обработки; Знакомство с технологическим процессом отваривания и припускания рыбы; Знакомство с технологическим процессом жарки и тушения рыбы; Знакомство с технологическим процессом приготовления отварной рыбы с гарниром; Знакомство с технологическим процессом приготовления жареной рыбы;

Знакомство с технологическим процессом приготовления тушеной рыбы в молочном соусе с луком; Знакомство с технологическим процессом приготовления рыбы запеченной с яйцом и молоком; Знакомство с технологическим процессом приготовления котлет из рыбы; Знакомство с технологическим процессом приготовления фрикаделек  из рыбы; Знакомство с технологическим процессом приготовления рыбных пельменей; Знакомство с технологическим процессом приготовления рыбного рулета; Знакомство с технологическим процессом приготовления рыбы в тесте;

3. Практическое повторение  – 12 часов

Виды работы: Первичная обработка рыбы; Приготовление рыбных блюд с гарниром;

4. Самостоятельная работа  –  2 часа: приготовление рыбы жареной с картофельным пюре.

Требования к уровню подготовки учащихся

      В 7 классе обучающиеся  должны:

      Владеть  компетенциями:                                                                                                                                                                                                        - информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение само выражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);                                                                                                                                                                                                                                                                    - социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

-эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).    

     Знать:   значение заготовок продуктов на зиму; виды бульонов; правила составления меню завтрака, обеда и ужина; предметы сервировки стола; назначение  электросуповых  котлов, правила пользования и т/б; технологию приготовления заправочных супов; технологию приготовления супов – пюре, молочных, холодных супов и соусов; первичную обработку рыбы; организацию рабочего места и т/б при обработке рыбы; технологию приготовления котлетной массы из рыбы; тепловую обработку рыбы.

     Уметь: консервировать фрукты и ягоды; готовить различные бульоны; составлять меню завтрака, обеда и ужина; сервировать стол к завтраку, обеду, ужину, праздничный стол; пользоваться электрическими котлами; готовить заправочные супы; готовить заправочные супы, супы – пюре, молочные супы и соусы; обрабатывать рыбу; готовить рыбную котлетную массу; готовить полуфабрикаты из рыбы; варить, жарить, тушить и запекать рыбу;

Календарно – тематическое планирование

I четверть 68 часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

I

1.

2.

Вводное занятие.

2

03.09

II

Заготовка продуктов на зиму.

24 ч

3

4

Значение заготовки продуктов на зиму. Виды заготовок.

2

04.09

5

6

Инвентарь, приспособления для заготовки продуктов на зиму.

2

05.09

7

8

Подготовка тары для засолки капусты.

2

07.09

9

10

Подготовка кочанов капусты к шинкованию.

2

10.09

11

12

13

14

Засолка капусты в банки.

4

11.09

12.09

15

16

17

18

Засолка капусты в бочках.

4

14.09

17.09

19

20

Консервирование ягод и фруктов. Значение, питательная ценность.

2

18.09

21

22

Подготовка ягод и фруктов к консервированию.

2

19.09

23

24

Подготовка и стерилизация банок.

2

21.09

25

26

Консервирование ягод и фруктов.

2

24.09

III

Приготовление бульонов.

22 ч

27

28

Виды бульонов, питательная ценность.

2

25.09

29

30

Посуда, инвентарь для приготовления бульонов.

2

26.09

31

32

Составление плана приготовления бульонов.

2

28.09

33

34

35

36

Технология приготовления мясного и мясо – костного  бульона.

4

01.10

02.10

37

38

Виды птичьего мяса, значение и питательная ценность.

2

03.10

39

40

41

42

Технология приготовления куриного  бульона.

4

05.10

08.10

43

44

Технология приготовления грибного  бульона.

2

09.10

45

46

Хлебный квас, его значение и питательная ценность.

2

10.10

47

48

Значение питательных веществ  для  организма.

2

12.10

IY

Составление меню и сервировка стола.

10 ч

49

50

Меню, его назначение и значение. Составление меню на один день. Экскурсия в школьную столовую.

2

15.10

51

52

Праздничное меню (новый год, день рождения, свадьба).

2

16.10

53

54

Роль сервировки. Сервировка стола к завтраку.

2

17.10

55

56

Сервировка стола к обеду.

2

19.10

57

58

Сервировка праздничного стола.

2

22.10

Y 61

62

63

64

65

66

67

68

Практическое повторение

8

24.10

26.10

29.10

30.10

YI

59

60

Самостоятельная работа.

2

23.10

II четверть 56 часов

I

69

70

Вводное занятие.

2

07.11

II

Приготовление супов.

34

71

72

Питательная ценность и значение супов. Классификация супов.

2

09.11

73

74

Режим варки  супов. Овощи используемые для варки супов. Норма закладки продуктов для супов.

2

12.11

75

76

Пассерование овощей для супов.

2

13.11

77

78

79

80

Заправочные супы Технология приготовления щей из свежей капусты.

4

14.11

16.11

81

82

83

84

Технология приготовления борща украинского.

4

19.11

20.11

85

86

87

88

Технология приготовления борща флотского.

4

21.11

23.11

89

90

91

92

Технология приготовления рассольника.

4

26.11

27.11

93

94

95

96

Технология приготовления супа картофельного с фрикадельками.

4

28.11

30.11

97

98

Технология приготовления супов из рыбных консервов.

2

03.12

99

100

Технология приготовления супов из пищевых концентратов.

2

04.12

101102

Вычисление продуктов для закладки. Выход готовой продукции.

2

05.12

103104

Правила оформления блюда и подача супов клиентам.

2

07.12

III

107

по

124

Практическое повторение

18

С 11.12 по

25.12

YI

105106

Самостоятельная работа.

2

10.12

III четверть 82 ч

I

125126

Вводное занятие.

2

09.01

II

Заправочные супы.  

34

127128129130

Технология приготовления супа картофельного с крупами.

4

11.01

14.01

131132133134

Технология приготовления супа с макаронными изделиями.

4

15.01

16.01

135136

Технология приготовления супа с суповыми засыпками.

2

18.01

137138139140

Технология приготовления супа горохового.

4

21.01

22.01

141142143144

Технология приготовления супа с домашней лапшой.

4

23.01

25.01

145146147148

Технология приготовления солянки.

4

28.01

29.01

149150

Технология приготовления супа рыбного (уха).

2

30.01

151152153154

Технология приготовления супов с клецками.

4

01.02

04.02

155156157158

Технология приготовления супа «Харчо».

4

05.02

06.02

159160

Технология приготовления супа из баранины с рисом.

2

08.02

III

Супы – пюре  

8

161162

Виды супов – пюре, их назначение и значение, отличие от других супов.

2

11.02

163164

Технология приготовления супа – пюре из картофеля.

2

12.02

165166

Технология приготовления супа – пюре из риса.

2

13.02

167168

Технология приготовления супа – пюре из рыбы.

2

15.02

IY

Молочные супы  

10

169170

Назначение и значение молочных супов. Технология приготовления супа молочного с макаронами.

2

18.02

171172

Технология приготовления супа молочного рисового.

2

19.02

173174175176

Технология приготовления супа молочного с домашней лапшой.

4

20.02

22.02

177178

Технология приготовления супа молочного с клецками.

2

25.02

Y

Соусы

12

179180

Виды соусов, их назначение и значение в питании.

2

26.02

181182

Бульоны для соусов: коричневый мясной бульон, мясной сок.

2

27.02

183184

Технология приготовления красного соуса основного.

2

01.03

185186

Технология приготовления лукового соуса.

2

04.03

187188

Технология приготовления белого соуса .

2

05.03

189190

Технология приготовления соуса на рыбном бульоне

2

06.03

YI

191192 по

205206

Практическое повторение.

14

С 11.03 по22.03

YII

193194

Самостоятельная работа

2

12.03

IY четверть 72 ч

I

207208

Вводное занятие.

2

01.04

II

Рыбные горячие блюда.  

56

209210

Организация рабочего места, правила т/б при обработке рыбы.

2

02.04

211212

Весы. Применение весов. Правила взвешивания.

2

03.04

213214

Подготовка рыбы к кулинарному использованию (получение филе).

2

05.04

215216

Технология приготовления котлетной массы из рыбы.

2

08.04

217218219220

Тепловая обработка рыбы (отваривание, припускание).  

4

09.04

10.04

221222223224

Тепловая обработка рыбы (жарка и тушение).

4

12.04

15.04

225226227228

Технология приготовления отварной рыбы с гарниром.

4

16.04

17.04

229230231232

Технология приготовления жареной рыбы.

4

19.04

22.04

233234235236

Технология приготовления тушеной рыбы в молочном соусе с луком.

4

23.04

24.04

237238239240

Технология приготовления  рыбы запеченной с яйцом и молоком.

4

26.04

29.04

241242243244

Технология приготовления  котлет из рыбы.

4

30.04

02.05

245246247248

Технология приготовления  фрикаделек из рыбы.

4

03.05

06.05

249250251252

Технология приготовления  рыбных пельменей.

4

07.05

08.05

253254255256

Технология приготовления  рыбного рулета.

4

10.05

13.05

257258259260

Технология приготовления  рыбы в тесте.

4

14.05

15.05

261262

Признаки доброкачественности рыбы и рыбных консервов.

2

17.05

263264

Рыбные консервы.

2

20.05

III

267 по

278

Практическое повторение.

12

22.05

24.05

.27.05

28.05

29.05

31.05

IY

265266

Самостоятельная  работа.

2

21.05

Распределение учебных часов по разделам курса 7 класса:

№ п / п.

Наименование раздела

К – во

часов

1

Вводное занятие.

6

2

Заготовка продуктов на зиму.

24

3

Приготовление  бульона.

22

4

Составление меню и сервировка стола.

10

5

Приготовление супов.

34

6

Заправочные супы.

34

7

Супы – пюре.

8

8

Молочные супы.

10

9

Соусы.

12

10

Рыбные горячие блюда.

56

11

Практическое повторение.

52

12

Самостоятельная работа.

8

13

Итого

278

Лист корректировки

урока

Тема урока

К – во часов по плану

Уплотнение часов выпавших на праздничные дни

Дата по плану

Дата по факту

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Рабочая программа "Инновационные технологии в кулинарии (су-вид, фудпейринг, фьюжн)

Рабочая программа предназначена для реализации проекта "Колледж будущего....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа по производственному обучению Профессия: электрогазосварщик Код по перечню рабочих профессий: 19756

Данная программа предназначена для воспитанников достигших 14 лет и не имеющих основного общего образования.Программа профессиональной подготовки по профессии «Электрогазосварщик». При сос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАКТИКЕ ПО ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ 9 класс

Рабочая программа для учащихся 9 класса по швейному делу....