ОРКСЭ урок № 1
план-конспект урока по теме

Россия -наша Родина(государственные символы России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                      4 класс

 Предмет: Основы религиозных культур и светской этики  ( ОРКСЭ)

                    Тема Россия –наша Родина

Цель урока: 

     •         формирование чувства гордости за свою Родину.

•         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

•         формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

 Задачи:

     •              воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

    •         воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.

    •         развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

     •         способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

                                                          Учитель начальных классов Журат Л.В.

1.Организационный момент.

2. Запись в тетради темы урока. Россия- наша Родина.

Как вы понимаете тему урока?

  3.Чтение учителем стихотворения.( песня « С чего начинается Родина»)

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

     Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивает себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

-Что для нас является Родиной?

4.Толкование

            •  РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

•         2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

 Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

          •         Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители.

        •         Синонимы:Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

 •         Фразеологизм:Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)

5. Работа над темой урока.

 1) Беседа с учащимися.

  Как называется страна в которой мы живём?

Россия- официальное название –Российская Федерация.

 - Столица – Москва.

 - Площадь 17 мл. 75 кв. км.

 - Россия – самое крупное государство на земном шаре.

 - Население 148 мл. человек , русские составляют 82%

 - Всего на территории России проживает свыше 100 наций и народностей.

 - Официальный (государственный) язык на всей территории – русский.

   Учёные – лингвисты насчитывают в России 150 языков.

 ( слайды 8-14)

  Кто является главой нашего государства?

- Глава государства – Президент РФ, на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Сейчас президентом РФ является В.В Путин.

   Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

      У каждого государства есть и свои официальные символы – его визитная карточка, отражающая лучшие традиции, черты и стремления государства.

К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

22 августа – День Государственного флага РФ.

 Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.

 Государственный герб Российской Федерации

ГЕРБ

Везде орёл, везде с ним слава!

 Везде он гордый, впереди –

 Крестом увенчана держава,

 Святой Георгий на груди…

Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.

Спокоен за наше Отечество,

 Его охраняет не год –

 Двуглавый орел человечество

 России на крыльях несет. Как символ Европы и Азии,

 Украшен медалью златой,

 Копьем поражает дракона

 Георгий – наш всадник святой.

 Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

  Государственный гимн Российской Федерации

Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову , а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову. Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

Прослушивание гимна Российской Федерации

Задания для групп:

1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России?

 2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн?

ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов.

Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.

Выводы:

Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

 - Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

 - Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

 - Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

  Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите.

 Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

 Очень много книг о России ( Слайды 15-16)

  Каких великих людей России вы знаете? ( слайд 17)

2) Работа с пословицами. ( слайд18)

 1.     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.     Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.     Всякому мила своя сторона.

4.     Где родился, там и пригодился.

5.     Москва – царство, а наша деревня – рай.

6.     С родной земли умри – не сходи.

7.     Чужая сторона – дремучий бор.

8.     Кто Родине изменяет, того народ презирает.

9.     Кто за Родину горой – тот истинный герой.

     3)Комментированное чтение статьи из учебника.

Страна – Российская Федерация, Россия.

Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.

Родина – родились и живём в ней.

Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

Внутренний мир – душа человека.

Традиции – дороги духовного мира.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.

6. Закрепление основных понятий урока.

Запись в тетрадь терминов и понятии:  

•         Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции. ( слайд 19-20).

•         Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся. ( видеокантроль-4 тестовых вопроса, тренажёр- 4 вопроса)

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент. Чтение предложений.

8. Подготовка творческой беседы с членами семьи и друзьями.

  Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

 Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

  О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

  1. Задание на дом.  (Творческая работа)

Задумайтесь и напишите: «С чего начинается Родина для вас?». Напишите свои ответы на листах цветной бумаги ( белой, синей, красной), которые у вас на партах. Ваши ответы станут основой газеты которую мы сделаем к завершению курса.

 Сейчас наша страна только встаёт на ноги, она молода и многое ещё впереди. Нам предстоит сделать всё, чтобы наша родина была счастливой. Спасибо всем.

(Звучит песня «Россия»)

 10.     Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Стихотворение С.Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ

Презентация на тему "Добродетель и порок" 4 класс...

Толерантное воспитание на уроках ОРКСЭ

В тексте дается подробное разъяснение толерантноговоспитания на уроках ОРКСЭ. О семейных ценностях,  об отношении к Родине,  к матери, отцу, Отечеству....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Терпение и труд"

Цель урока: Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.Задачи:1.        Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь с...

игровая технология на уроках ОРКСЭ

Путь ребенка в культуру религии – это путь путешественника....

Интегрированный урок по ФГОС предметы - ОРКСЭ и Изобразительное искусство в 4 классе Тема: "Православный храм"

Интегрированный урок по ФГОС предметы - ОРКСЭ и Изобразительное искусство в 4 классе Тема: "Православный храм". Урок проводился в Преображенском храме села Подгорного Калачеевского района Во...

Анализ урока в рамках одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

  Анализ урока помогает в совершенствовании мастерства учителя и учебного процесса, ориентации системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личн...

Формирование духовной нравственности учащихся на уроках ОРКСЭ

laquo;Мы и так воспитываем детей, воспитательный элемент присутствует в каждой теме любого урока, а во внеурочной деятельности и подавно»....